Развитие речи учащихся — средство успешного обучения в школе
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саркисян
Т.
А. Развитие речи учащихся — средство успешного обучения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3561–3565. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54976.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития речи учащихся. Особое внимание уделяется общим задачам, условиям и требованиям к развитию речи как средству успешного обучения в школе.
Похожие статьи
Текст статьи
Саркисян Татьяна Альбертовна,учитель начальных классов МБОУ СОШ №120, г. Барнаула
fenix.290@mail.ru
Развитие речиучащихся —средство успешного обучения в школе
Аннотация.Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития речи учащихся. Особое внимание уделяется общим задачам, условиям и требованиям к развитию речи как средству успешного обучения в школе.Ключевые слова: речь, развитие речи, культура речи, требования к развитию речи.
Одним изважнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта являетсяего речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатствомребёнок овладевает не пассивно, а активнов процессе своей речевой практики. Совершенствуя виды речевой деятельности, школьники упражняются в нахождении, отборе информации, в ее сохранении и донесении до других людей. При этом они овладевают приемами логического мышления, так как мышление связано с речью, которая во многом предопределяется мышлением и является каналом развития интеллекта[1]Понятие развития речи выступает как в философскопсихологическом, так и в научнометодическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением её внутреннего мира. В более узком, научнометодическом значении под развитием речи понимается «специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью [2].
Одним из критериев речевого развития учащихся является владение изобразительновыразительнымисредствамиязыка, в том числепословицами, поговорками
Речь –это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служитодним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника
средствомуспешного обучения в школе. Речьспособ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой
хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.Первым условием возникновения и развития речи человека являетсяпотребность высказываний. Вез потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость чтото высказать устно или письменно[3]. Второе условие любого речевого высказывания —это наличиеСодержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическимусловием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений пр.), забота о том, чтобы речь детей была понастоящему содержательной.Выражение мысли и общение между людьми возможно толькопомощью общепонятных знаков, тоесть главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития —это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения.Н. И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления; он писал: Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то естьчерез речь» [4].Следовательно, методическим условием развития речи учащихсяявляется создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточноразнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой создание условий для собственных речевых высказываний, вкоторых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.Язык усваивается ребенком в общении, в процессе деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речьнередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектововладения речью, которые находятся в ведении школы.Это, вопервых, усвоение литературной языковойнормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Инымисловами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значенийизвестных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употреблениятех или иных средств языка в определённых ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов оборотов речи,грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.Вовторых, это усвоение навыков чтения и письма важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом, овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устноразговорной, стилями и жанрами.Третья задача школы —это совершенствование культуры речиучащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.В развитии речи отчетливо выделяются три направления:работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста). Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа —дикция, орфоэпия, выразительность,исправление произносительных недочетов.Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.Развитие речи учащихся имеет свойарсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них —упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения.Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные
неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся:а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.;б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем,обеспечить речевую практику для учащихся;в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;г) вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи[5].В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству) и во внеклассные мероприятия. Не случайно разделы программы для начальных классов названы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика,правописание и развитие речи»[6].Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться,и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.Первое требование—это содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт В. А. Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность).В тех случаях, когда учащимся задается сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми. Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников: общие рассуждениямогут лишь воспитать неискренность учащихся.Вторым требованием к речи является логикаречи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чеголибо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.Точностьречи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства —такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.Отсюда вытекает четвертое требование богатствоязыковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, н лучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.Пятое требование —ясностьречи, то естьее доступностьслушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресатаречи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами,терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникативноцелесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания,от условий обмена информацией.Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя,когда она выразительна(шестое требование), т. е. ярка, красива,убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная
общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов, слов «паразитов» (ну, значит, понимаешь и т. п.), просторечных слов и пр.Для школы особенно большое значение имеет правильность речи(седьмое требование) —ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной —произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.Чтобы школьник задумывался, правильно ли он говорит, сам искал и находил информацию о слове, которая помогла бы ему правильно его употреблять, нужен «трудный» материал —материал, который вызывает у детей затруднение при его использовании в речи. Именно об этом писал в свое время Л.В. Щерба: «...надо посмотреть, что нашим учащимся трудно в русском литературном языке, в чем они особенно часто ошибаются, и соответственно ориентировать наши школьные учебники русского языка» [7].Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи —обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний[8].Опираясь на теорию связанной речи Н. И. Жинкина, Т. А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе. Это следующие коммуникативные умения:
1.Умение раскрывать тему высказывания.2.Умение раскрывать основную мысль высказывания.3.Умение собирать материал к высказыванию.4.Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.5.Умение совершенствовать написанное (для письменной речи).6.Умение строить высказывания в определенной композиционной форме.7.Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка) точно, ясно и по возможности ярко.Т. А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающие требованиям хорошей речи [9].Таким образом, формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений
Речь—один из важнейших показателей уровня культуры человека и его мышления,выполняет функции общения и сообщения.Хорошо развитая речь—средство успешного обучения в школе.Для развития речи учащихся необходимо:обеспечить хорошую речевую среду;обеспечить создание речевых ситуации, определяющих мотивацию собственной речи учащихся;обеспечить правильноеусвоение учащимися достаточного лексического запаса;вести постоянную специальную работу по развитию речи;создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи.
Ссылки на источники1.Юртаев С. В. Преодоление трудностей речевойдеятельности на уроках русского языка\\Начальная школа. 2013.—М., 2013.№ 7.35 с.2.Львов М.Р. Словарьсправочник по методике русского языка—М.,1988.с. 1681693.Богданова О.Ю. Методика преподавания литературой: Учебник для студ. пед. Вузов/ О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Э. Чертов; редакция О. Ю. Богдановой. –М.: издательский центр Академии 1999.400с.4.Жинкин Н.И.Речь как проводник информации.—М.: Наука, 1982.—157 с.5.М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя.2еизд; перераб. М.: Просвещение, 1985176 с.6.М.Р.Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская.Методика обучения русскому языку в начальных классах.—2е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1987.—415 с.7.Щерба Л.В. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся // Электронная версия журнала «Русский язык». 2003. No 20. URL: http://rus.1september.ru. 8.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М.: Просвещение, 1979. –с. 431.9.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. // Т.А.Ладыженская//–М., 1991.
Sarkisian Tatiana Albertovna Primary school teacher school № 120, Barnaul
fenix.290 @ mail.ru Language development of students means success in school Abstract:The article is devoted to theproblem of development of today speech students. Particular attention is paid to the overall objectives, conditions and requirements for the development of speech as a means to success in school. Keywords:speech, language development of speech, languagedevelopment requirements.
fenix.290@mail.ru
Развитие речиучащихся —средство успешного обучения в школе
Аннотация.Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития речи учащихся. Особое внимание уделяется общим задачам, условиям и требованиям к развитию речи как средству успешного обучения в школе.Ключевые слова: речь, развитие речи, культура речи, требования к развитию речи.
Одним изважнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта являетсяего речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатствомребёнок овладевает не пассивно, а активнов процессе своей речевой практики. Совершенствуя виды речевой деятельности, школьники упражняются в нахождении, отборе информации, в ее сохранении и донесении до других людей. При этом они овладевают приемами логического мышления, так как мышление связано с речью, которая во многом предопределяется мышлением и является каналом развития интеллекта[1]Понятие развития речи выступает как в философскопсихологическом, так и в научнометодическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением её внутреннего мира. В более узком, научнометодическом значении под развитием речи понимается «специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью [2].
Одним из критериев речевого развития учащихся является владение изобразительновыразительнымисредствамиязыка, в том числепословицами, поговорками
Речь –это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служитодним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника
средствомуспешного обучения в школе. Речьспособ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой
хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.Первым условием возникновения и развития речи человека являетсяпотребность высказываний. Вез потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость чтото высказать устно или письменно[3]. Второе условие любого речевого высказывания —это наличиеСодержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическимусловием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений пр.), забота о том, чтобы речь детей была понастоящему содержательной.Выражение мысли и общение между людьми возможно толькопомощью общепонятных знаков, тоесть главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития —это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения.Н. И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления; он писал: Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то естьчерез речь» [4].Следовательно, методическим условием развития речи учащихсяявляется создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточноразнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой создание условий для собственных речевых высказываний, вкоторых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.Язык усваивается ребенком в общении, в процессе деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речьнередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектововладения речью, которые находятся в ведении школы.Это, вопервых, усвоение литературной языковойнормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Инымисловами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значенийизвестных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употреблениятех или иных средств языка в определённых ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов оборотов речи,грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.Вовторых, это усвоение навыков чтения и письма важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом, овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устноразговорной, стилями и жанрами.Третья задача школы —это совершенствование культуры речиучащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.В развитии речи отчетливо выделяются три направления:работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста). Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа —дикция, орфоэпия, выразительность,исправление произносительных недочетов.Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.Развитие речи учащихся имеет свойарсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них —упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения.Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные
неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся:а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.;б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем,обеспечить речевую практику для учащихся;в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;г) вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи[5].В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству) и во внеклассные мероприятия. Не случайно разделы программы для начальных классов названы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика,правописание и развитие речи»[6].Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться,и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.Первое требование—это содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт В. А. Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность).В тех случаях, когда учащимся задается сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми. Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников: общие рассуждениямогут лишь воспитать неискренность учащихся.Вторым требованием к речи является логикаречи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чеголибо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.Точностьречи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства —такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.Отсюда вытекает четвертое требование богатствоязыковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, н лучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.Пятое требование —ясностьречи, то естьее доступностьслушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресатаречи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами,терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникативноцелесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания,от условий обмена информацией.Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя,когда она выразительна(шестое требование), т. е. ярка, красива,убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная
общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов, слов «паразитов» (ну, значит, понимаешь и т. п.), просторечных слов и пр.Для школы особенно большое значение имеет правильность речи(седьмое требование) —ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной —произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.Чтобы школьник задумывался, правильно ли он говорит, сам искал и находил информацию о слове, которая помогла бы ему правильно его употреблять, нужен «трудный» материал —материал, который вызывает у детей затруднение при его использовании в речи. Именно об этом писал в свое время Л.В. Щерба: «...надо посмотреть, что нашим учащимся трудно в русском литературном языке, в чем они особенно часто ошибаются, и соответственно ориентировать наши школьные учебники русского языка» [7].Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи —обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний[8].Опираясь на теорию связанной речи Н. И. Жинкина, Т. А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе. Это следующие коммуникативные умения:
1.Умение раскрывать тему высказывания.2.Умение раскрывать основную мысль высказывания.3.Умение собирать материал к высказыванию.4.Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.5.Умение совершенствовать написанное (для письменной речи).6.Умение строить высказывания в определенной композиционной форме.7.Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка) точно, ясно и по возможности ярко.Т. А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающие требованиям хорошей речи [9].Таким образом, формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений
Речь—один из важнейших показателей уровня культуры человека и его мышления,выполняет функции общения и сообщения.Хорошо развитая речь—средство успешного обучения в школе.Для развития речи учащихся необходимо:обеспечить хорошую речевую среду;обеспечить создание речевых ситуации, определяющих мотивацию собственной речи учащихся;обеспечить правильноеусвоение учащимися достаточного лексического запаса;вести постоянную специальную работу по развитию речи;создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи.
Ссылки на источники1.Юртаев С. В. Преодоление трудностей речевойдеятельности на уроках русского языка\\Начальная школа. 2013.—М., 2013.№ 7.35 с.2.Львов М.Р. Словарьсправочник по методике русского языка—М.,1988.с. 1681693.Богданова О.Ю. Методика преподавания литературой: Учебник для студ. пед. Вузов/ О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Э. Чертов; редакция О. Ю. Богдановой. –М.: издательский центр Академии 1999.400с.4.Жинкин Н.И.Речь как проводник информации.—М.: Наука, 1982.—157 с.5.М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя.2еизд; перераб. М.: Просвещение, 1985176 с.6.М.Р.Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская.Методика обучения русскому языку в начальных классах.—2е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1987.—415 с.7.Щерба Л.В. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся // Электронная версия журнала «Русский язык». 2003. No 20. URL: http://rus.1september.ru. 8.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М.: Просвещение, 1979. –с. 431.9.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. // Т.А.Ладыженская//–М., 1991.
Sarkisian Tatiana Albertovna Primary school teacher school № 120, Barnaul
fenix.290 @ mail.ru Language development of students means success in school Abstract:The article is devoted to theproblem of development of today speech students. Particular attention is paid to the overall objectives, conditions and requirements for the development of speech as a means to success in school. Keywords:speech, language development of speech, languagedevelopment requirements.