Формирование готовности студентов к творческой деятельности как условие реализации профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Плотникова Н. А. Формирование готовности студентов к творческой деятельности как условие реализации профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3616–3620. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54987.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию условий формирования готовности студентов к творческой деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Автором предложена модель реализации педагогических условий, направленных на формирование готовности студентов к творческой деятельности через образовательный процесс.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Плотникова Наталья Александровна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецкеluxq@yandex.ru

Формирование готовности студентов к творческой деятельности как условие реализации профессионального образования

Аннотация.Статья посвящена раскрытию условийформирования готовности студентов к творческой деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.Автором предложена модель реализации педагогических условий, направленных на формирование готовности студентов к творческой деятельности через образовательный процесс.

Ключевые слова:профессиональное образование, компетенции, творческая деятельность, готовность студентов к творческой деятельности,обучение, ситуационный анализ.

Модернизация профессионального образования обусловлена отсутствием готовностивыпускников учреждений профессионального образования к работе на конкретных рабочих местах.Профессиональное образование уделяло особое внимание освоениюсодержания программ, ане формированиюпрофессионализма. Ведущая идея федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)–обеспечение перехода от идеологии освоения обязательного минимума содержания образования к проектированию индивидуального личностно значимого результата каждым обучающимся[2].Внедрение компетентностного подхода позволилоработодателям принять активное участие в разработке требований к результатам профессионального образования. Формирование компетенций в процессе подготовки выпускниковмаксимально приблизилобразовательный процесс к профессиональной деятельности.

Компетенции в контексте введенных в российском ФГОС –это способность применять знания, умения ипрактический опыт в трудовой деятельности[3].Современный студент должен уметь продемонстрировать компетенцию. Освоение компетенций требует от студента готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, которые обеспечат мобильностьи конкурентоспособность выпускника.Таким образом, компетентность способствует приобретению умений, используемых в профессиональной деятельности. Система профессионального образования становится практикоориентированной.Готовность студентов к творческой деятельности формирует у будущих специалистов способность решать инновационные задачи, способность к анализу своей деятельности идействиям в условиях неопределенности.Творчество –процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собойвозникшуюв труде способность человека из доставляемогодействительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющуюмногообразным общественным потребностям[5].Деятельность представляет собойпроцесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы –объектом своей деятельности[5].Таким образом, творческая деятельность –это процесс создания человеком востребованной обществом новой реальности.Опираясь на модель образованности, разработанную Г.Н. Сериковым, готовность студентов к творческой деятельности можно рассматривать какаспект образованности. Исходя изхарактеристики понятия «образованность», можно уточнитьпонятие «готовность студентов к творческой деятельности». Под готовностью студентов к творческой деятельностимы понимаем готовность как свойство личности, котороеотражает степень усвоения личностью социального опыта, определяющеготворческую деятельность как процесссоздания человеком востребованной обществом новой реальности, и способность пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности[1].Процесс подготовки студентов к творческой деятельности требует формирования у них определенной группы умений, которыеобеспечивали быэффективное осуществление творческой деятельности. Необходимо совершенствовать существующие формы учебной деятельности студентов в аспектеусиления вниманияк подготовке студентов к творческой деятельности.Как уже отмечалось ранее, процесс профессиональной подготовкистрадает традиционноинформационным подходом, при котором студент знакомится с готовыми выводами. Будущий специалист не ставится в позицию исследователя. Шевченко Л.Л. считает, что формирование личности становится возможным, если мотивы и потребности возникают не в процессе освоения, а в процессе проживания действия. Таким образом, лишь при эмоционально насыщенной и субъективно творческой деятельностипроисходит формирование личности[6].Традиционные подходы в обучении подавляют творческие возможности личности. Студент осваивает огромное количество знаний, но оказывается не в состоянии их использовать творчески. В результате снижается мотивация процесса профессиональной подготовки.Возникает вопрос, как увязать цель, во имя которой человек пришел в профессиональное образовательное учреждениес мотивом его учебных действий в каждый момент его обучения.Для решения этой проблемы необходимо ввести в процесс подготовки будущих специалистов метод ситуативного анализа, который был разработан в 20

е годы XXстолетия в Гарвардской юридической школе.Ситуационный анализ–это такая конструкция, которая предполагаетсамостоятельный поиск студентом решения проблемы с учетом заданных условий. Данный метод непосредственно связан с конкретными ситуациямии представляет возможность студентам принимать решения в условиях, близких к профессиональным. Использованиеситуационного анализа позволяет формироватьу студентов следующие умения:

анализировать информацию;

применятьполученные теоретические знания в конкретной ситуации;

использовать творческий подход к решению ситуационных проблем;

излагать свои мысли кратко и ясно.В основу ситуационного анализа положена задача, которую необходимо решить с помощью полученных знаний. Любая задачасостоит из четырех частей: условие, вопрос, решение, ответ.Задачи, разрабатываемые для освоения профессиональной деятельности имеют свои специфические особенности.Можно выделить четыре специфических черты задачи для освоения профессиональной деятельности.Первая –задача начинается не условия, а с вопроса, который возникает в ходе профессиональной деятельности. Поняв вопрос, студент добываетданные из своего опыта, полученного в процессе обучения, для ответа на вопрос. Втораячерта –условие задачи не всегда представленов готовом виде, его необходимо самостоятельно найти в предложенной ситуации. Решение задачи –это действие студента, а ответ

результат действия, который можно увидеть только в реальной профессиональной деятельности. Возникаеттретья специфическая черта задачи для освоения профессиональной деятельности

временной разрыв между решением и ответом. Четвертая специфическая черта задачи заключается в том, чтостудент знает ответ, но незнаетрешения, которое приблизит его к ответу. Вариантов решения задачи может быть множество. Таким образом, в задачахнеобходимонайти оптимальное решение поставленного вопроса.Задачи можно сгруппировать по трем направлениям:

приоценкеготового решения;

привыборерешения изнескольких вариантов предложенных;

где необходимо разработать собственное решение[4].В процессе подготовки студентов профессиональных учреждений можно использовать шесть типов задач для освоения профессиональной деятельности:

оценка готового решения;

выбор решения из числа предложенных;

самостоятельная разработка решенияс известными условиями;

разработка решения в новых условиях;

разработка решения,когда не все условия известны;

разработка решения в условиях неопределенности.

Решение задачи –это процесс получения результата своей профессиональной деятельности, что будет возможно при наличии готовности у студентов к творческой деятельности. Процесс решения задачи становится целью конкретного профессионального действия. Стремление овладеть этим действием является для студентаодним из ведущихмотивовего образования. Таким образом,компетенции осознаются студентами не как цель обучения, акак инструмент, при помощи которогоразрешается конкретная ситуация. Решенная задача формирует способность пользоваться опытом, полученным в процессе решения задачи,в профессиональной деятельности.Профессиональная подготовка не сводится только к решению задач для освоения профессиональной деятельности.Студенты должны накопитьинформации, то есть знания о своей профессии. Решение задач выступает на втором месте вподготовке студентов. В завершении происходит включение конкретного профессионального действия в профессиональную деятельность.

Формирование компетенций выступает как результат профессионального образования. Реализация данной цели требуетв профессиональном учреждениистроитьобразовательный процессс учетом четырех этапов освоения профессиональных компетенций:1.Получение знаний о компетенции.2.Отработка знаний окомпетенции.3.Отработка реализации компетенции.4.Включениекомпетенции в составпрофессиональной деятельности.Структурные единицы образовательного процесса выступают уровнями освоения учебного материала, то есть четыре этапаобучения, каждый из которых ставит перед студентами свою учебную задачу. Преподаватель формирует у студентовпрофессиональные действия, тем самымрешая психологическую задачу.Выделенные этапы последовательно сменяют друг друга в рамках образовательного процесса. Каждый этап опирается на результаты предыдущего.Этапы формирования компетенций требует подбора оптимальных форм учебного процесса.

На этапе получениязнаний о компетенции используютсятакие формыобучениякак лекция, самостоятельная работа с научной и учебной литературой. В процессеосвоенияданного этапа происходит восприятие информации, составление конспектов, планов.Наэтапе отработкизнаний окомпетенции. Формы обучения –практическое занятие, самостоятельная работа по заданиям.Происходитвоспроизведение полученной информации в устной иписьменнойформе. Осваивается метод наблюдения за образцом профессионального действия и выполнение действия по образцу. Третий этап отработка реализации компетенции.Выполнение лабораторной работы в аудиторных условиях, то есть выполнение профессионального действияв лабораторных условиях.На данном этапе студенты начинают решать задачи, в ходе которыхпроисходит использованиеполученных знанийв различных ситуациях.Четвертый этап включениекомпетенции в составпрофессиональной деятельности.Формы обучения –деловая игра, практика. Наблюдениедействия в профессиональной деятельности. В процессепрохожденияпрактики происходитсопоставление информации об идеальном образе действия среальным, полученным в ходе наблюдения на практике, применение идеального образадействия в моделировании профессиональной деятельности. Проигрываниефрагментов профессиональной деятельности во время деловой игры. Анализ просмотренных фрагментов профессиональной деятельности во время практики. Освоив данные структурные единицы, на практике студенты отрабатывают включениедействия в реальную профессиональную деятельность, то есть на данном этапе происходитосвоение элементов профессиональной деятельности. Апробировавэлемент профессиональной деятельности,происходит оценка и корректировкарезультатов действий в составе профессиональной деятельности.Завершает этот этап преддипломная практика, входе которой происходит творческое применение знаний теории и практики в процессе профессиональной деятельности.На этом этапевозможноисследование закономерностей процессе профессиональной деятельности.На данном этапе происходит поиск нестандартногорешения ситуаций в профессиональной деятельности.

Содержание каждого этапа становится условиемучебной деятельности следующего этапа, содержаниекаждой формы учебного процесса становитсякомпонентом содержания следующей формы. Таким образом, формирование готовности студентов к творческой деятельностиуспешно реализуется в тех формахучебного процесса, где учреждениистроитсяобразовательный процессс учетом этапов освоения профессиональных компетенций. В структуре каждой компетенции можно выделить четыре компонента: информация (теория), ориентир (знание о томкак осуществлять профессиональное действие), отработка профессионального действия, выполнениедействия в процессе профессиональной деятельности. Модельформирования готовности студентов к творческой деятельности предполагает подбор форм учебного процесса на протяжении всего образовательного процесса в соответствии с изменениями в процессе формирования готовности студентов к творческой деятельности. Под воздействием форм учебного процесса происходитразвертывание системыс целью постоянного соответствия ее функциональному назначению.

Ссылки на источники1.Плотникова Н.А. Формирование готовности учащихся колледжа к педагогическому общению/ Челябинск, 2001.2.Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования//Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы первой краевой научнопрактической конференции преподавателйи студентов среднего профессионального образования. –Краснодар: ЦНТИ, 2013. –С 1317.3.Словарьсправочник современного российского профессионального образования /сост.: В.И. блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков.

М., 2010.

Вып.1.4.Сосновская О.В.О повышении качества практической подготовки будущего учителя//Новые исследования в педагогических науках. Вып.1(57). –м.: Педагогика,1991. –С.6975.5.Философский словарь/ П.Т. Фролова.–7е изд.,перераб.и доп.. –М.; Республика, 2001. –719 с.6.Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. –М.,1997. –315 с.

NataliaPlotnikova,Ph.D., Associate Professor of Economics and Management, a subsidiary of VPO "Kuban State University " in Tikhoretskluxq@yandex.ruFormation of readiness of students to creative activity as a condition for the implementation of vocational educationAnnotation.Article is devoted to the conditions of formation of readiness of students in creative activities as part of the federal state educational standards. The author proposed a model for the implementation of pedagogical conditions aimed at forming students' readiness for creative activity through the educational process.Key words:vocational education, competence, creative activity, the willingness of students to creative activity, teaching, situational analysis.