Обучение детей младшего школьного возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гуляева
Т.
С. Обучение детей младшего школьного возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3646–3650. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54993.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы возможности обучения детей в кружковой деятельности изготовлению каркасной куклы. Приводятся факты из истории возникновения игрушек, кукол. Главное внимание уделяется обучению детей младшего возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности, методическому обеспечению по изготовлению каркасной куклы, а также условиям реализации занятий по изготовлению данной куклы. Дается инструкция по созданию каркасных кукол из ткани.
Ключевые слова:
учебный план, декоративно-прикладное искусство, кружковая деятельность, каркасные куклы, проволочный каркас, материально - технические обеспечение
Текст статьи
Гуляева Татьяна Станиславовна,студентка 2 курса Педагогического факультета, ВятГГУ, г. Кировtanusha_gulyaeva@mail.ru
Обучение детей младшего школьного возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности
Аннотация.В данной статье рассмотрены проблемывозможности обучения детей в кружковой деятельности изготовлению каркасной куклы. Приводятся факты из истории возникновения игрушек, кукол. Главное внимание уделяется обучению детей младшего возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности, методическому обеспечению по изготовлению каркаснойкуклы, а такжеусловиямреализации занятий по изготовлению данной куклы. Дается инструкция по созданию каркасных кукол из ткани.Ключевые слова:каркасные куклы,проволочный каркас, кружковая деятельность, учебный план, материально техническиеобеспечение, декоративноприкладное искусство.
В последние годы начал возрастатьинтерес к декоративноприкладному искусству. Этим видом искусства интересуются как дети, как и взрослые. Народное творчество сохраняет традиции и передает их изпоколения в поколение, что в свою очередь влияет на формирование художественного вкуса. Одним из популярныхвидов народного творчества является изготовлениеигрушек. М.А. Некрасова пишет, что игрушка всегда сопутствовала человеку –она является одним из самых давних видов декоративно –прикладного творчества, украшающегонаш быт, радующего нас. Первое знакомстводетейс миром, его познание и понимание проходят через игрушку [1].Актуальность изготовления кукол в наше время заключается в том, чтоигрушка, кукла –одно из самых ярких отраженийчеловеческойистории и культуры. Значение игрушек понятнокаждому. Изготовление игрушек этосвоеобразный вид художественного творчества.Всовременной жизни игрушка приобретает всё больше поклонникови коллекционеров. Также возрастает число любителей создавать куклу. Мы хотели бы более подробно остановиться на истории возникновения кукол. Н.Д. Бартрам считает, чтовсяистория человечества с древнейших времен и до наших днейхранит в себе историю кукол, котораяна протяжении тысячелетий остается неизменным спутником человека. Н.Г. Юрина указывает на самую древнюю функцию игрушек, которые были представлены в видефигурок, изображающих живых существ. Такие игрушки несли ритуальную функцию. Созданные по образу и подобию человека, куклыявлялисьпосредниками между миром людей и миром духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались справиться сврагами. Для изготовления первых ритуальных кукол в виде фигурок использовались сучьяи корни, позже стали применять обожженнуюглину. Взять вруки изображения людей дозволялось только старейшинам рода, посвященным во все тонкости магических обрядов [2;3].Н.Д. Бартрам полагает, что переходом из культовых предметов в дарящиерадость детямигрушки, свою роль сыграли своеобразные спектакли для подрастающего поколения, устраиваемые старейшинами рода. Для таких спектаклей использовались глиняные фигурки животных, при помощи которых дети знакомились с повадками диких зверей, способами охоты, опасностями, подстерегающими в лесу.Так игрушки стали приобретатьновую функцию–игрушки для детей, но попрежнему
куклы не переставали исполнять важную роль в религиозных ритуалах разных народов [2].Н.Г. Юринауказывает, что определений слову «кукла» можнодать несколько. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объясняется, что кукла это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению же археологов и искусствоведов, это любая фигурка человека, даже та, что создана вовсе не для игры. Пояпонски кукла –«нинге», что переводится как образ человека.Пожалуй, точнее и не скажешь. Договоримся, что и мы будем считать куклой любую фигурку человека, предназначенную не только для игры, но и для ритуала [3].Рассматривая историю и значения игрушки, Н.Д. Бартрам пишет, что раньше на русском языке не было дано определенного названия куклам. Все игрушки,сделанные по образу и подобию человека,назывались куклы. Все куклы использовались, как правило, в проведениях ритуалов и обрядов. В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции. Никто не пытался найти какието иные функции данных игрушек, которые могли найти свое отражение в различных сферах человеческой деятельности. Например, всем известная соломенная «Масленица» использовалась в языческих празднествах,сжигание «Масленицы» символнаступления весны [2].Как правило, куклы, изготавливаемые вXIX веке,были очень ценными, дорогими, поэтому они носили лишь эстетическую функцию, использовались какдизайн, украшение дома, хранились на полках и, естественно, детимоглиими просто любоваться. Эти куклы могли позволить себе далеко не все, а только состоятельные люди. Позже сталивыполнятькуклы в технике папьемаше. Такие куклы стали доступны каждому человеку в особенности они использовались для игр детей [2].
Говоря об изготовлении кукол в кружковой деятельности нужно сказать, что изготовление кукол —длительный и трудоемкий процесс, в котором бывает, занято сразу несколько человек. В нашем понимании кружковая деятельность –этовнеурочная форма занятий, организация которойнаправлена на активизацию познавательной и творческой деятельности. Кружковая деятельностьдолжна основываться на взаимодействиии при правильной организациизанятий вкружке у каждого из детей естьвозможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.О.С. Молотобарова выделяет следующие этапы организациикружковых занятий:Первым этапом является постановка задач воспитательного характера. На этом этапе основным направление считается изучениеколлективадетей, это важно дляпроведения эффективнойвоспитательнойработыи определениянаиболее актуальных ситуацийи воспитательных задачдля коллектива; Вторым этапом является моделирование предстоящей воспитательной работы, которое заключенов том,что педагог мысленно продумывает формы работы в данном коллективе;Третьим этапом является анализ уже проведенной работы, суть которого направлена на сравнениеранее продуманной модели с ее реальным воплощением. Так же на этом этапе происходит определение моментов, которые стали проблемными,с выявлением их причин и последствий, здесь же рассматриваются удачные моменты [4].О.С. Молотобарова указывает на необходимость наличия на каждомзанятии теоретической ипрактической части.В теоретической части используются сведения, которые являются объяснением нового материала, информацией по теме занятия.Основную часть от занятия необходимо отводить напрактическуюдеятельность, которая должна являться естественным продолжением и закреплением теоретической части,[4].
М.И. Нагибинапишет, что работа над созданием куклы требует высокого технического, художественного мастерства,изучения истории костюма каждой конкретной эпохи, ее обычаев, быта. На завершающем этапе работы кукле придаетсязадуманная поза. Это очень ответственное действие, от негозависит, насколько одеяние куклы будет смотреться реалистично, ляжет ли ткань так, чтобы возникла иллюзия живого тела, какимокажется характер куклы[5].
Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческогопотенциала личности[6].Для развитияхудожественнотворческойдеятельностидетей в процессе изучения разных направлений декоративно прикладного искусства, необходимо разработать программу для занятий вкружкахпо изучению основ декоративноприкладного искусства.
М. Максимова полагает, что изучение традиций народной культуры развивает личностныекачества, психические процессы, эмоциональноценностные отношения, формирует художественнопознавательныеспособности, активизирует творческую самостоятельность детей. Развитие у детей мотиваций к творчеству, воплощенному в деятельности и осознании себя как человекатворца, привитие коммуникативных способностей служит средством его социализации и самореализации[7].Одной из сложныхкуколявляется«Синтепоновая»кукла, которая содержит в себе два видакукол куклу рельефную на панно, и объемную каркаснуюкуклу. Работа с синтепоном и поролоном дает необычные возможности при создании куклы. Куклы получаются очень выразительными, что позволяет сделатьработу творческой, фантазировать раскрыть свою индивидуальность. Не менее сложная кукла по конструированию и «кукла —скелетка». При изготовлении куклы, учащиеся осваивают различные технологии[8].На основе изученной литературы мы попытались разработатьзанятияпо обучению детеймладшего возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности.
Занятия по обучению детеймладшего возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности можно проводить в групповой или индивидуальной форме. В учебной группе должно быть не более 8 человек. Занятия теоретические и практические можно проводить 2 раза в неделю по 2 ч с перерывами 1015 мин в рамках каждого часа. Для более плодотворного результата творчества возможно посещение выставок и музеев. К задачам данных занятий можно отнести:
знакомство с игрушкой как с предметом культуры;
овладение технологическими умениями и навыками изготовления и реставрации игрушек;
развитие творческих способностей;
развитие художественного вкуса;
формирование мотивации к трудовой деятельности;воспитание интереса к изучению культуры разных народов[9].Также мы попробовали определитьпредполагаемый результат.
На начальном этапе обучения:у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;дети будут знать основные виды игрушек, материалы, используемые для их изготовления, а также историю возникновения игрушек;дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении игрушек: лепка форм, изготовка деталей куклы, одежды, обуви и аксессуаров, художественное оформление и под контролем педагога сумеют изготовить мягкую каркасную игрушку.
Далее в период обучения:дети смогут определять атрибуты игрушки по хронологии, различать их по стилю, материалам и технологии изготовления;дети овладеют на требуемом уровне всеми технологическими операциями, применяемыми при изготовлении игрушек: лепка, покраска, склеивание, работа с лекалами и выкройками, шитье деталей и кукольной одежды, сборка куклы и смогут изготавливать самостоятельно изученные в программе виды кукол;у детей сформируется бережное и уважительное отношение к игрушке как к объекту национальной истории и культуры.Всвою очередьмы попытались разработать учебный план занятий по обучению детей изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности, который отразили в таблице.ТаблицаУчебный план занятий по обучению детей изготовлению каркасной куклы из ткани№ЗанятияТемы занятий и их краткое содержание1Вводное занятиеТема 1.1. Знакомство с игрушкой как с предметом истории и культуры. Виды игрушек. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование.Тема 1.2. Изучение образцов кукол. Ознакомление с образцами кукол в XIX веке. Изучение кукол по энциклопедиям, каталогам, образцам коллекции. Страныизготовители, виды, типы, конструкции.2Изготовление каркасаТема 2.1. Изготовление каркасной основы для куклы. Изготовление каркасов, изготовление тел для мягконабивных кукол. Сгибание и скручивание частей тела. Обмотка каркасов, придание им объема тела. Практические занятия: изготовление каркасной основы для куклы.
Тема 2.2. Сборка деталей куклы. Соединение креплений, сборка и соединение деталей куклы. Виды швов, стяжек. Виды клея, технология крепления. Практические занятия: сборка деталей куклы с использованием различных способов крепления3Роспись и окраска деталейТема 3.1. Роспись и окраска деталей.Роспись кукольного лица, головки. Виды росписи, составы красок, смешение цветов, знакомство с образцами и типажами кукол той или иной эпохи. Полная роспись лица, волос, если парик скульптурный.Практические занятия: роспись и окраска различных кукольных деталей. Тема 3.2. Роспись лица и прически.Кукольный макияж и прически. Нанесение дополнительных оттеняющих оттенков краски для придания лицу куклы естественной живости. Нанесение румян и теней. Изготовление париков и укладка прически согласно задуманному образу.Практические занятия: роспись лица, изготовление парика и укладка прически.4Костюм. Кройка, отделка, утюжка, аксессуарыТема 4.1. История костюма. Эскиз кукольного платья. Продумывание образа куклы, изготовление эскизов костюмов. Изучение истории костюма по энциклопедиям одежды и каталогам старинных кукол, по иллюстрациям художников и детским книгам. Практические занятия: работа с карандашами и красками. Изготовление эскиза кукольного платья.
Тема 4.2. Раскрой и изготовление одежды и обуви для куклы. Крой и изготовление кукольной одежды и обуви. Лекала, крой, подбор фасона, цвета, фактуры. Виды швов, выкроек, сметочных стежков, обработка края, отделка и пришивание пуговиц. Подгон одежды по фигуре куклы. Практические занятия. Обучение процессу кройки ишитья одежды и обуви для куклы. Тема 4.3. Утюжка и надевание одежды. Утюжка белья и платьев. Технология надевания одежды. Практические занятия. Освоение работы с утюгом: разглаживание швов, заломов на ткани, отпаривание изделия. Одевание куклы, застежка фурнитуры, бантов и лент.5Изготовление кукольных аксессуаровТема 5.1. Кукольные аксессуары и их изготовление. Внесение в образ детальных дополнений: букет цветов, очки, зонт, саквояж, шпага, волшебная палочка, золотой ключик и т. д.Практические занятия: изготовление кукольных аксессуаров в соответствии с образом куклы.
При соблюдении данной последовательности,дети, занимающиеся в кружках, смогутовладетьзнаниями, умениями и навыкамидля изготовления каркасных кукол из ткани.Кметодам, применяемымпри подготовке к занятиям, Н.В. Веселова относит:рассказы объяснения, беседы, чтение книг, лекции. Так же к методам она относит приемы работ, демонстрирующиеся педагогом, наглядные пособия, выполнение упражнений, управление технологическими процессами[9].
При организации работы кружка важно использоватьразличный материал, который может включатьв себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работи профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий [9;10].Далее нужно обратить внимание на условияреализации занятия по изготовлению каркасной куклы из ткани.Овладевзнаниями, умениями и навыками, для изготовления доступных и посильных каркасных кукол из ткани для детей разного возраста, педагог может добиться успешного обучениядетейсозданию таких кукол в кружке[9].Также, дляплодотворной работы назанятияхв кружковой деятельности по изготовлению каркасных кукол из ткани, необходимо материальнотехническое обеспечение: 1. Инструменты:Иголки разной величины;Нитки катушечные разных цветов (№ 40, 60, 10);Мулине разных цветов;Шелковые нитки разных цветов;Суровые нитки или кордовые нитки;Наперстки детские;Круглогубцы;Ножницы обычные;Круглые деревянные палочки для набивки сшитых форм ватой;Швейная машина (по возможности);Электрический утюг для разглаживания ткани.2. Материалы:Мягкие игрушки можно делать из разнообразных материалов: ситца штапеля, байки, фланели, бархата, плюша, сукна, фетра и др.
Для изготовления игрушек –зверей лучше употреблять ворсистые материалы, искусственный или натуральный мех, плюш, ворсован.Кукольные головки выполняются из простого или шелкового трикотажа розового цвета.Для набивки используют –синтепон, серую вату, обрезки поролона, отходы трикотажного производства, нитки–путанки, мягкое тряпье.Мягкую проволоку сечением 12 мм применяют для каркасных фигур.Для париковкукол и оформления животных (гривы, хвостики) использовать шерстяные нитки разного цвета, вискозу, синтетическую мочалку.Для одежды кукол и очеловеченных животных применяются разноцветные тесемки, сутаж, ленты, кружева, бисер [10;11;12].Теперь можно переходить крассмотрению созданиякаркасных кукол из ткани. Предлагаем инструкцию по изготовлению каркасной куклы из ткани. Начинать нужно с создания проволочного каркаса для куклы.Прежде чем начать работу над каркасом куклы, необходимо продумываю образ.Имея параметры кукольной головки, можно определить высоту куколки. Например, в случае высоты головки 5 см, предполагаемая высота куклы –около 40 см. Можно начать работу с каркаса.Проще определять размеры тела куклы в зависимости отразмеров головы, а ненаоборот [7].Для создания каркаса необходимо знать некоторые пропорции человеческого тела. Из данных пропорций определяем соотношение головы к росту человека, котороеприблизительноравноот 1:7 до 1:8. Ширина плеч будет равняться двум высотам головы, когда длина руки –3 высоты головы. Локоть располагается на уровне талии, размер бедра определяется размером голени, что составляет около 2 высот головы. Ширина таза у женщины приблизительно равна ширине плеч. Этими соотношениями необходимо руководствоватьсяпри изготовлении каркаса куклы [8].В первую очередь необходимо подготовить несколько отрезков проволоки длинойот 50 см до метра [5;10].1. Взять2 отрезка проволоки приблизительно одинаковой длины (80100 см), согнутьих пополам, получаем 2 отрезка проволоки со сгибом вверху и 4 хвостика внизу. Формируем шею, для этого отступить35 см от сгиба проволоки, высоту определим с учетом того, что часть проволокивойдет в голову куклы, и согнутьхвостики перпендикулярно шее по 2 с каждой стороны. Получили перевернутую букву «Т» с длинной верхнейперекладиной. Формируем плечи. Для этого согнутьхвостики проволоки с обеих сторон вниз, отступитьот «шеи» с обеих сторон на расстояние, чуть большее ширины головы. Создаемталию. Все хвосты перекрутитьмежду собой на уровне талии, около 2 высот головы сверху от подбородка куклы до талии. Далее таз. Проволочные хвосты развестив стороны на ширину плеч, опуститьвниз[5;10].2. Согнутьновый отрезок проволоки (длина 5060 см) пополам, и еще раз согнуть. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики это будущие ноги куклы. Совместитьначатый кукольный каркас с новым элементом [5;10].Высота полученной конструкции без учета ног, от подбородка куклы до лонногосочленения –3 головы куклы. В данном варианте –15 см. Соединитьобе детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря, термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна относительно другой[5;10].3. Делаем ручки. Взятьновый отрезок проволоки, согнуть пополам, сформировать плечи. Для этого приложитьнаш новый отрезок проволоки к каркасу в области плеч и согнутьпроволоку вниз с обеих сторон. Получились «ручки»[4;10].Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить плоскогубцами. Прикрепитьдеталь к каркасу с помощью изоленты[3;10].
4. Далее формированиегруди. Это не обязательный этап, но его наличие облегчает будущую обмотку каркаса. Взятьочередной отрезокпроволоки (5060 см), сформироватьокруглый сгиб, буква «П», верхняя планка со скругленными концами. Ширина буквы «П» приблизительно 1,5 ширины головы куклы. Отогнуть верхнюю планку буквы «П»на 1,53 см. Получаем фигуру [5;10].Закрепить«грудь» в области грудной клетки. Зафиксироватьизолентой в области грудины и в районе талии [5;10].Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы. Это тоже необязательный этап. Просто выгнутьпроволоку по форме ягодиц, развестиих от талии вниз к ножкам и зафиксироватьоба хвостика на ножках, один слева, второй справа. Концыпроволоки еще не зафиксированы[5;10].Вот что получилосьна данном этапе:В ногах теперь по пять проволочек, их количество можно менять в зависимости от проволоки,которую вы используете, от высоты и веса куклы, от способа крепления ее к подставке. Проволочки не перекручивать между собой, а обмотатьих по спирали либо дополнительной проволокой меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при формированииягодиц[5;10].Проверитьсимметрию
сформировать изгиб позвоночника.Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Удобнее отрезать лишнее позже. В данный момент необходимо загнуть кончики проволоки и обмотатьих изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались[5;10].Дальше переходим к формированию тела куклы.Для этого, понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и самое главное –полрулона туалетной бумаги или тонкий синтепон.Сначала необходимо подготовить материал: полосы туалетной бумагиили синтепона длиной около метра[5;10]. Взятькаркас, 2 подготовленных цельных отрезка туалетной бумаги (далее ТБ), сделать из каждого отрезка комок,заполнитьодним комком грудину будущей куклы, вторым –тазовую область. Делатьэто, чтобы не было пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполнитьдовольно плотно, при необходимости зафиксироватьнитками[5;10]. Начинаемобмотку с талии куклы. Мотатьцельными отрезками ТБ в одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксироватьнитками, когда переходимс одного куска ТБ на другой[5;10].
Далее крестнакрест обмотатьплечи несколько раз, опять пройтисьпо области грудной клетки. Сейчас использоватьуже разорванныенапополам обрывки бумаги [5;10].Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части. Мотать начать сверху, захватывать плечо и грудную клетку, делатьодиндва оборота по торсу, потом перейти на ручку. Наматыватьбумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки. Домотатьдо того места, где по замыслу начнется накладная часть руки, продолжатьобмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка внахлест. Не забывать, что рука имеет определенный рельеф, обмотка должна его повторять. В местах расположения мышечной ткани количество слоев обмотки можно увеличить, пройтись бумагой тудасюда несколько раз по одному месту. Всегда фиксироватьнитками, если нужно. Не забыватьо локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута, можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать[5;10].
Продолжатьработать с грудной клеткой. Приматыватькомочки ТБ в районе груди лентами бумаги, фиксироватьнитками. Зафиксироватьспинку аналогично, только вместо комков бумаги использоватьсложенный в несколько слоев отрезок ТБ. Обратить внимание на область лопаток, чтобы спина не оказалась впалой или горбатой. Корректироватьизгиб позвоночника, если нужно. Дальше работаем над нижней частью тела. Ножки формироватьаналогично ручкам. Лепная часть ноги выше колена оформитьтолько бедра. Если нужно сформировать ногу, ниже колена, действоватьаналогичноработе над ручками. Не забыватьпро мышцы, коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики бумаги фиксироватьнитками, еслитребуется. Обматыватьножки, как и в случае с руками, начинатьс одногодвух витков по тазовой области. Это помогает лучшейфиксации бумаги. Так можно избежатьпрокручивания бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забывать, что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной конечности. На другой конечности –лучше во встречном, но тоже все отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмоткане получится плотной и жесткой [5;10].В заключение работа с тазом. Сформироватьягодицы, животик, паховую область. При обмотке захватить верхнюю часть бедер, провестибумагу между ногами куклы, обмотатьбумагу вокруг талии.Когда обмотка тела куклы бумагой завершена,выполнитьфинальную обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей грунтовкой разведенным ПВА, либо медицинским пластырем. Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Далее можно использовать обмотку флористической лентой. Можно использовать телесные оттенки, можно белые. Проще производить обмотку в сторону расширения. То есть от талии –к тазу, от талии –к грудной клетке, от колена –к паху и т.д. Мотать туго, но не перетягивать. Внахлест, слегка наискосок. Руки –опустить вниз, вернуться. Плечи–сначала крестнакрест, потом лентой пройтивокруг торса несколько раз. Корректироватьположение тела, если нужно. Руки не фиксировать прочно и не приматывать, позже можно выбратьнужную позу. Если положение куклы знаете наверняка, несколько раз плотно обмотатьплечевой сустав до неподвижности [5;8;10].Следующий этап это формирование элементов рук и ног.Элементы рук и ног делаются поразному. Элементы рук выполнятьс подробной проработкой кисти, ладони. Для этого взятьпроволокуØ 0,5 мм и жестяную формудля ладони. Из жестянки вырезать прямоугольнуюформуразмером с двойную ладошкукуклы, в середине проколоть отверстие, кудавставить проволокукаркаса Ø 1,52 мм для самой длины руки. Жестянку сложить пополам и между половинками уложитьпальчики, сделанные из проволоки Ø 0,5 мм. Каждый пальчик отличается соответствующей длиной, между жестянкой также капнуть капелькуклея для закрепления. Далее, вся форма кисти, в том числе и пальчики, обработатьклеем для закрепления нитки. Пальцыобмотать ниткой, которую уложитьплотно друг к другу.Руки с элементамикисти готовы [5;10].Элементы ног вылепитьиз пластической массы с укрепленным внутри проволочным каркасом. В зависимости от эскиза варианта куклы, сделать и длинулепной ноги. Если по эскизу предполагается, что платье куклы будет длинное, то и лепную ногу можно сделать длиной до колена, а если платье короткое, то и лепную форму ноги сделатьдо бедра. В лепную форму ноги уложитьпроволочный каркас. Предполагается, что каркас будет доходить до элемента «пятки» чтоб нога была прочнее, форма стопы лепить в соответствии с ее видом. Всювылепленную формууложитьна просушку [5;10].После того как элементы головы, рук и ног полностью просохли и готовы к дальнейшей работе, все эти элементы скрепитьмежду собой в форме туловища в соответствии с местом расположения каждого. Далее весь каркас плотно обшитьтрикотажной тканью. Так как трикотажная ткань имеет свойство тянуться, то она позволяет без складок обтянуть форму куклы. Вот сама форма куклы с массой рук, ног и туловища готова[5;10].Теперь можно формы кисти сделать гладкими, чтобы они обрели ровную и гладкую поверхность. Для этого взять водоэмульсионнуюкраску и в нее обмакнутькисти рук, таким образом, чтоб пальчики и форма ладони полностью погрузились в краску, после чего формы оставитьдо полного высыхания [5;10].Для изготовления волос взять готовый шиньон, распуститьего и приложитьна лепную форму головы, закрепитьклеем, после полного высыхания сформировать прическукуклы.Лицо куклы прорисоватьакриловыми красками. Можно прорисовать глаза, брови, губы, а можно отметить только некоторые элементы, например –губы.Сама кукла готова. Теперь остается работа над костюмом куклыи подиумом, куда будет укрепляться кукла. Костюм сшитьиз материала, подобранного в соответствии с эскизом, и одетьна куклу. Сам костюм может быть съемным, а может и закрепляться непосредственно на самой кукле.В заключение хотелось бы добавить, что занятия развивают творческие способности, учат детей к самостоятельности в работе, дают возможность выразить свои мысли и чувства. В своих работах дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира, свои эмоции.В изготовлении каркаснойкуклыпросматриваются межпредметные связи с композицией, рисунком, живописью, что дает нам возможность увидеть отражение жизненного опыта детей, внутреннюю картину мира ребенка и творческое мировоззрение. Также на занятиях дети знакомятсяс правилами изображения человека, пропорциями человеческого тела, схемамидвижения человеческой фигуры и животного[6;10;12].
Ссылки на источники1.Народные мастерства. Традиции. Школы: сб. статей / под ред. М.А. Некрасовой. М., 1985. 2.Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей под ред.Н.Д. Бартрам. —М.: Типография И. Д. Сытина, 1912—С.85139; 3.Юрина, Н.Г.Я познаю мир: Игрушки / Н.Г. Юрина. М.:«Фирма издательство ACT», 1999. 4.Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек и сувениров. М.: Просвещение, 1990.5.Нагибина, М.И. Чудеса из ненужных вещей / М.И. Нагибина. Ярославль: Академия развития, 1987. 6.Методология и методика педагогических исследований. М., 1986,Эксперимент. БСЭ. 3е изд.7.Максимова, М. Лоскутики / М. Максимова, М. Кузьмина. М.: ЗАО Издательство «ЭКСПО Пресс», 1998. 8.Каркасные куклы Самое интересное в блогахliveinternet [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/tags/%EA%E0%F0%EA%E0%F1%ED%FB%E5+%EA%F3%EA%EB%FB/[Дата обращения 20.05.2013].9.Веселова, Н.В. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративноприкладного творчества «Мастерская Чудес» [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/avtorskayaobrazovatelnayaprogrammadopolnitelnogoobrazov[Дата обращения 28.03.2014].10.Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительногоискусства / В.И. Колякина. М.: ВЛАДОС, 2002. 11.Гильман, Р.А. Иголка и нитка в умелых руках / Р.А. Гильман. М.: Легпромбытиздат, 1985. 12.Лотман, Ю. М.. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3х т.т. Т. I. Таллин, 1992, с. 377—380;
Gulyaeva Tatyana Stanislavovna2nd year student of the Pedagogical faculty, VyatGGU, Kirovtanusha_gulyaeva@mail.ruTraining of children of younger school age in production of a frame doll from fabric in sectarian activityIn this article problems of possibility of training of children in sectarian activity to production of a frame doll are considered. The facts from history of emergence of toys, dolls are given. The main attention is paid to training of children of younger age in production of a frame doll from fabric in sectarian activity, to methodical providing on production of a frame doll, and as to conditions of realization of occupations on production of this doll. The instruction on creation of frame dolls from fabric is given.Keywords:frame dolls, wire framework, sectarian activity, training program, methodical providing, arts and crafts.
Обучение детей младшего школьного возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности
Аннотация.В данной статье рассмотрены проблемывозможности обучения детей в кружковой деятельности изготовлению каркасной куклы. Приводятся факты из истории возникновения игрушек, кукол. Главное внимание уделяется обучению детей младшего возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности, методическому обеспечению по изготовлению каркаснойкуклы, а такжеусловиямреализации занятий по изготовлению данной куклы. Дается инструкция по созданию каркасных кукол из ткани.Ключевые слова:каркасные куклы,проволочный каркас, кружковая деятельность, учебный план, материально техническиеобеспечение, декоративноприкладное искусство.
В последние годы начал возрастатьинтерес к декоративноприкладному искусству. Этим видом искусства интересуются как дети, как и взрослые. Народное творчество сохраняет традиции и передает их изпоколения в поколение, что в свою очередь влияет на формирование художественного вкуса. Одним из популярныхвидов народного творчества является изготовлениеигрушек. М.А. Некрасова пишет, что игрушка всегда сопутствовала человеку –она является одним из самых давних видов декоративно –прикладного творчества, украшающегонаш быт, радующего нас. Первое знакомстводетейс миром, его познание и понимание проходят через игрушку [1].Актуальность изготовления кукол в наше время заключается в том, чтоигрушка, кукла –одно из самых ярких отраженийчеловеческойистории и культуры. Значение игрушек понятнокаждому. Изготовление игрушек этосвоеобразный вид художественного творчества.Всовременной жизни игрушка приобретает всё больше поклонникови коллекционеров. Также возрастает число любителей создавать куклу. Мы хотели бы более подробно остановиться на истории возникновения кукол. Н.Д. Бартрам считает, чтовсяистория человечества с древнейших времен и до наших днейхранит в себе историю кукол, котораяна протяжении тысячелетий остается неизменным спутником человека. Н.Г. Юрина указывает на самую древнюю функцию игрушек, которые были представлены в видефигурок, изображающих живых существ. Такие игрушки несли ритуальную функцию. Созданные по образу и подобию человека, куклыявлялисьпосредниками между миром людей и миром духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались справиться сврагами. Для изготовления первых ритуальных кукол в виде фигурок использовались сучьяи корни, позже стали применять обожженнуюглину. Взять вруки изображения людей дозволялось только старейшинам рода, посвященным во все тонкости магических обрядов [2;3].Н.Д. Бартрам полагает, что переходом из культовых предметов в дарящиерадость детямигрушки, свою роль сыграли своеобразные спектакли для подрастающего поколения, устраиваемые старейшинами рода. Для таких спектаклей использовались глиняные фигурки животных, при помощи которых дети знакомились с повадками диких зверей, способами охоты, опасностями, подстерегающими в лесу.Так игрушки стали приобретатьновую функцию–игрушки для детей, но попрежнему
куклы не переставали исполнять важную роль в религиозных ритуалах разных народов [2].Н.Г. Юринауказывает, что определений слову «кукла» можнодать несколько. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объясняется, что кукла это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению же археологов и искусствоведов, это любая фигурка человека, даже та, что создана вовсе не для игры. Пояпонски кукла –«нинге», что переводится как образ человека.Пожалуй, точнее и не скажешь. Договоримся, что и мы будем считать куклой любую фигурку человека, предназначенную не только для игры, но и для ритуала [3].Рассматривая историю и значения игрушки, Н.Д. Бартрам пишет, что раньше на русском языке не было дано определенного названия куклам. Все игрушки,сделанные по образу и подобию человека,назывались куклы. Все куклы использовались, как правило, в проведениях ритуалов и обрядов. В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции. Никто не пытался найти какието иные функции данных игрушек, которые могли найти свое отражение в различных сферах человеческой деятельности. Например, всем известная соломенная «Масленица» использовалась в языческих празднествах,сжигание «Масленицы» символнаступления весны [2].Как правило, куклы, изготавливаемые вXIX веке,были очень ценными, дорогими, поэтому они носили лишь эстетическую функцию, использовались какдизайн, украшение дома, хранились на полках и, естественно, детимоглиими просто любоваться. Эти куклы могли позволить себе далеко не все, а только состоятельные люди. Позже сталивыполнятькуклы в технике папьемаше. Такие куклы стали доступны каждому человеку в особенности они использовались для игр детей [2].
Говоря об изготовлении кукол в кружковой деятельности нужно сказать, что изготовление кукол —длительный и трудоемкий процесс, в котором бывает, занято сразу несколько человек. В нашем понимании кружковая деятельность –этовнеурочная форма занятий, организация которойнаправлена на активизацию познавательной и творческой деятельности. Кружковая деятельностьдолжна основываться на взаимодействиии при правильной организациизанятий вкружке у каждого из детей естьвозможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.О.С. Молотобарова выделяет следующие этапы организациикружковых занятий:Первым этапом является постановка задач воспитательного характера. На этом этапе основным направление считается изучениеколлективадетей, это важно дляпроведения эффективнойвоспитательнойработыи определениянаиболее актуальных ситуацийи воспитательных задачдля коллектива; Вторым этапом является моделирование предстоящей воспитательной работы, которое заключенов том,что педагог мысленно продумывает формы работы в данном коллективе;Третьим этапом является анализ уже проведенной работы, суть которого направлена на сравнениеранее продуманной модели с ее реальным воплощением. Так же на этом этапе происходит определение моментов, которые стали проблемными,с выявлением их причин и последствий, здесь же рассматриваются удачные моменты [4].О.С. Молотобарова указывает на необходимость наличия на каждомзанятии теоретической ипрактической части.В теоретической части используются сведения, которые являются объяснением нового материала, информацией по теме занятия.Основную часть от занятия необходимо отводить напрактическуюдеятельность, которая должна являться естественным продолжением и закреплением теоретической части,[4].
М.И. Нагибинапишет, что работа над созданием куклы требует высокого технического, художественного мастерства,изучения истории костюма каждой конкретной эпохи, ее обычаев, быта. На завершающем этапе работы кукле придаетсязадуманная поза. Это очень ответственное действие, от негозависит, насколько одеяние куклы будет смотреться реалистично, ляжет ли ткань так, чтобы возникла иллюзия живого тела, какимокажется характер куклы[5].
Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческогопотенциала личности[6].Для развитияхудожественнотворческойдеятельностидетей в процессе изучения разных направлений декоративно прикладного искусства, необходимо разработать программу для занятий вкружкахпо изучению основ декоративноприкладного искусства.
М. Максимова полагает, что изучение традиций народной культуры развивает личностныекачества, психические процессы, эмоциональноценностные отношения, формирует художественнопознавательныеспособности, активизирует творческую самостоятельность детей. Развитие у детей мотиваций к творчеству, воплощенному в деятельности и осознании себя как человекатворца, привитие коммуникативных способностей служит средством его социализации и самореализации[7].Одной из сложныхкуколявляется«Синтепоновая»кукла, которая содержит в себе два видакукол куклу рельефную на панно, и объемную каркаснуюкуклу. Работа с синтепоном и поролоном дает необычные возможности при создании куклы. Куклы получаются очень выразительными, что позволяет сделатьработу творческой, фантазировать раскрыть свою индивидуальность. Не менее сложная кукла по конструированию и «кукла —скелетка». При изготовлении куклы, учащиеся осваивают различные технологии[8].На основе изученной литературы мы попытались разработатьзанятияпо обучению детеймладшего возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности.
Занятия по обучению детеймладшего возраста изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности можно проводить в групповой или индивидуальной форме. В учебной группе должно быть не более 8 человек. Занятия теоретические и практические можно проводить 2 раза в неделю по 2 ч с перерывами 1015 мин в рамках каждого часа. Для более плодотворного результата творчества возможно посещение выставок и музеев. К задачам данных занятий можно отнести:
знакомство с игрушкой как с предметом культуры;
овладение технологическими умениями и навыками изготовления и реставрации игрушек;
развитие творческих способностей;
развитие художественного вкуса;
формирование мотивации к трудовой деятельности;воспитание интереса к изучению культуры разных народов[9].Также мы попробовали определитьпредполагаемый результат.
На начальном этапе обучения:у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;дети будут знать основные виды игрушек, материалы, используемые для их изготовления, а также историю возникновения игрушек;дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении игрушек: лепка форм, изготовка деталей куклы, одежды, обуви и аксессуаров, художественное оформление и под контролем педагога сумеют изготовить мягкую каркасную игрушку.
Далее в период обучения:дети смогут определять атрибуты игрушки по хронологии, различать их по стилю, материалам и технологии изготовления;дети овладеют на требуемом уровне всеми технологическими операциями, применяемыми при изготовлении игрушек: лепка, покраска, склеивание, работа с лекалами и выкройками, шитье деталей и кукольной одежды, сборка куклы и смогут изготавливать самостоятельно изученные в программе виды кукол;у детей сформируется бережное и уважительное отношение к игрушке как к объекту национальной истории и культуры.Всвою очередьмы попытались разработать учебный план занятий по обучению детей изготовлению каркасной куклы из ткани в кружковой деятельности, который отразили в таблице.ТаблицаУчебный план занятий по обучению детей изготовлению каркасной куклы из ткани№ЗанятияТемы занятий и их краткое содержание1Вводное занятиеТема 1.1. Знакомство с игрушкой как с предметом истории и культуры. Виды игрушек. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование.Тема 1.2. Изучение образцов кукол. Ознакомление с образцами кукол в XIX веке. Изучение кукол по энциклопедиям, каталогам, образцам коллекции. Страныизготовители, виды, типы, конструкции.2Изготовление каркасаТема 2.1. Изготовление каркасной основы для куклы. Изготовление каркасов, изготовление тел для мягконабивных кукол. Сгибание и скручивание частей тела. Обмотка каркасов, придание им объема тела. Практические занятия: изготовление каркасной основы для куклы.
Тема 2.2. Сборка деталей куклы. Соединение креплений, сборка и соединение деталей куклы. Виды швов, стяжек. Виды клея, технология крепления. Практические занятия: сборка деталей куклы с использованием различных способов крепления3Роспись и окраска деталейТема 3.1. Роспись и окраска деталей.Роспись кукольного лица, головки. Виды росписи, составы красок, смешение цветов, знакомство с образцами и типажами кукол той или иной эпохи. Полная роспись лица, волос, если парик скульптурный.Практические занятия: роспись и окраска различных кукольных деталей. Тема 3.2. Роспись лица и прически.Кукольный макияж и прически. Нанесение дополнительных оттеняющих оттенков краски для придания лицу куклы естественной живости. Нанесение румян и теней. Изготовление париков и укладка прически согласно задуманному образу.Практические занятия: роспись лица, изготовление парика и укладка прически.4Костюм. Кройка, отделка, утюжка, аксессуарыТема 4.1. История костюма. Эскиз кукольного платья. Продумывание образа куклы, изготовление эскизов костюмов. Изучение истории костюма по энциклопедиям одежды и каталогам старинных кукол, по иллюстрациям художников и детским книгам. Практические занятия: работа с карандашами и красками. Изготовление эскиза кукольного платья.
Тема 4.2. Раскрой и изготовление одежды и обуви для куклы. Крой и изготовление кукольной одежды и обуви. Лекала, крой, подбор фасона, цвета, фактуры. Виды швов, выкроек, сметочных стежков, обработка края, отделка и пришивание пуговиц. Подгон одежды по фигуре куклы. Практические занятия. Обучение процессу кройки ишитья одежды и обуви для куклы. Тема 4.3. Утюжка и надевание одежды. Утюжка белья и платьев. Технология надевания одежды. Практические занятия. Освоение работы с утюгом: разглаживание швов, заломов на ткани, отпаривание изделия. Одевание куклы, застежка фурнитуры, бантов и лент.5Изготовление кукольных аксессуаровТема 5.1. Кукольные аксессуары и их изготовление. Внесение в образ детальных дополнений: букет цветов, очки, зонт, саквояж, шпага, волшебная палочка, золотой ключик и т. д.Практические занятия: изготовление кукольных аксессуаров в соответствии с образом куклы.
При соблюдении данной последовательности,дети, занимающиеся в кружках, смогутовладетьзнаниями, умениями и навыкамидля изготовления каркасных кукол из ткани.Кметодам, применяемымпри подготовке к занятиям, Н.В. Веселова относит:рассказы объяснения, беседы, чтение книг, лекции. Так же к методам она относит приемы работ, демонстрирующиеся педагогом, наглядные пособия, выполнение упражнений, управление технологическими процессами[9].
При организации работы кружка важно использоватьразличный материал, который может включатьв себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работи профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий [9;10].Далее нужно обратить внимание на условияреализации занятия по изготовлению каркасной куклы из ткани.Овладевзнаниями, умениями и навыками, для изготовления доступных и посильных каркасных кукол из ткани для детей разного возраста, педагог может добиться успешного обучениядетейсозданию таких кукол в кружке[9].Также, дляплодотворной работы назанятияхв кружковой деятельности по изготовлению каркасных кукол из ткани, необходимо материальнотехническое обеспечение: 1. Инструменты:Иголки разной величины;Нитки катушечные разных цветов (№ 40, 60, 10);Мулине разных цветов;Шелковые нитки разных цветов;Суровые нитки или кордовые нитки;Наперстки детские;Круглогубцы;Ножницы обычные;Круглые деревянные палочки для набивки сшитых форм ватой;Швейная машина (по возможности);Электрический утюг для разглаживания ткани.2. Материалы:Мягкие игрушки можно делать из разнообразных материалов: ситца штапеля, байки, фланели, бархата, плюша, сукна, фетра и др.
Для изготовления игрушек –зверей лучше употреблять ворсистые материалы, искусственный или натуральный мех, плюш, ворсован.Кукольные головки выполняются из простого или шелкового трикотажа розового цвета.Для набивки используют –синтепон, серую вату, обрезки поролона, отходы трикотажного производства, нитки–путанки, мягкое тряпье.Мягкую проволоку сечением 12 мм применяют для каркасных фигур.Для париковкукол и оформления животных (гривы, хвостики) использовать шерстяные нитки разного цвета, вискозу, синтетическую мочалку.Для одежды кукол и очеловеченных животных применяются разноцветные тесемки, сутаж, ленты, кружева, бисер [10;11;12].Теперь можно переходить крассмотрению созданиякаркасных кукол из ткани. Предлагаем инструкцию по изготовлению каркасной куклы из ткани. Начинать нужно с создания проволочного каркаса для куклы.Прежде чем начать работу над каркасом куклы, необходимо продумываю образ.Имея параметры кукольной головки, можно определить высоту куколки. Например, в случае высоты головки 5 см, предполагаемая высота куклы –около 40 см. Можно начать работу с каркаса.Проще определять размеры тела куклы в зависимости отразмеров головы, а ненаоборот [7].Для создания каркаса необходимо знать некоторые пропорции человеческого тела. Из данных пропорций определяем соотношение головы к росту человека, котороеприблизительноравноот 1:7 до 1:8. Ширина плеч будет равняться двум высотам головы, когда длина руки –3 высоты головы. Локоть располагается на уровне талии, размер бедра определяется размером голени, что составляет около 2 высот головы. Ширина таза у женщины приблизительно равна ширине плеч. Этими соотношениями необходимо руководствоватьсяпри изготовлении каркаса куклы [8].В первую очередь необходимо подготовить несколько отрезков проволоки длинойот 50 см до метра [5;10].1. Взять2 отрезка проволоки приблизительно одинаковой длины (80100 см), согнутьих пополам, получаем 2 отрезка проволоки со сгибом вверху и 4 хвостика внизу. Формируем шею, для этого отступить35 см от сгиба проволоки, высоту определим с учетом того, что часть проволокивойдет в голову куклы, и согнутьхвостики перпендикулярно шее по 2 с каждой стороны. Получили перевернутую букву «Т» с длинной верхнейперекладиной. Формируем плечи. Для этого согнутьхвостики проволоки с обеих сторон вниз, отступитьот «шеи» с обеих сторон на расстояние, чуть большее ширины головы. Создаемталию. Все хвосты перекрутитьмежду собой на уровне талии, около 2 высот головы сверху от подбородка куклы до талии. Далее таз. Проволочные хвосты развестив стороны на ширину плеч, опуститьвниз[5;10].2. Согнутьновый отрезок проволоки (длина 5060 см) пополам, и еще раз согнуть. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики это будущие ноги куклы. Совместитьначатый кукольный каркас с новым элементом [5;10].Высота полученной конструкции без учета ног, от подбородка куклы до лонногосочленения –3 головы куклы. В данном варианте –15 см. Соединитьобе детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря, термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна относительно другой[5;10].3. Делаем ручки. Взятьновый отрезок проволоки, согнуть пополам, сформировать плечи. Для этого приложитьнаш новый отрезок проволоки к каркасу в области плеч и согнутьпроволоку вниз с обеих сторон. Получились «ручки»[4;10].Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить плоскогубцами. Прикрепитьдеталь к каркасу с помощью изоленты[3;10].
4. Далее формированиегруди. Это не обязательный этап, но его наличие облегчает будущую обмотку каркаса. Взятьочередной отрезокпроволоки (5060 см), сформироватьокруглый сгиб, буква «П», верхняя планка со скругленными концами. Ширина буквы «П» приблизительно 1,5 ширины головы куклы. Отогнуть верхнюю планку буквы «П»на 1,53 см. Получаем фигуру [5;10].Закрепить«грудь» в области грудной клетки. Зафиксироватьизолентой в области грудины и в районе талии [5;10].Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы. Это тоже необязательный этап. Просто выгнутьпроволоку по форме ягодиц, развестиих от талии вниз к ножкам и зафиксироватьоба хвостика на ножках, один слева, второй справа. Концыпроволоки еще не зафиксированы[5;10].Вот что получилосьна данном этапе:В ногах теперь по пять проволочек, их количество можно менять в зависимости от проволоки,которую вы используете, от высоты и веса куклы, от способа крепления ее к подставке. Проволочки не перекручивать между собой, а обмотатьих по спирали либо дополнительной проволокой меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при формированииягодиц[5;10].Проверитьсимметрию
сформировать изгиб позвоночника.Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Удобнее отрезать лишнее позже. В данный момент необходимо загнуть кончики проволоки и обмотатьих изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались[5;10].Дальше переходим к формированию тела куклы.Для этого, понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и самое главное –полрулона туалетной бумаги или тонкий синтепон.Сначала необходимо подготовить материал: полосы туалетной бумагиили синтепона длиной около метра[5;10]. Взятькаркас, 2 подготовленных цельных отрезка туалетной бумаги (далее ТБ), сделать из каждого отрезка комок,заполнитьодним комком грудину будущей куклы, вторым –тазовую область. Делатьэто, чтобы не было пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполнитьдовольно плотно, при необходимости зафиксироватьнитками[5;10]. Начинаемобмотку с талии куклы. Мотатьцельными отрезками ТБ в одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксироватьнитками, когда переходимс одного куска ТБ на другой[5;10].
Далее крестнакрест обмотатьплечи несколько раз, опять пройтисьпо области грудной клетки. Сейчас использоватьуже разорванныенапополам обрывки бумаги [5;10].Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части. Мотать начать сверху, захватывать плечо и грудную клетку, делатьодиндва оборота по торсу, потом перейти на ручку. Наматыватьбумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки. Домотатьдо того места, где по замыслу начнется накладная часть руки, продолжатьобмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка внахлест. Не забывать, что рука имеет определенный рельеф, обмотка должна его повторять. В местах расположения мышечной ткани количество слоев обмотки можно увеличить, пройтись бумагой тудасюда несколько раз по одному месту. Всегда фиксироватьнитками, если нужно. Не забыватьо локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута, можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать[5;10].
Продолжатьработать с грудной клеткой. Приматыватькомочки ТБ в районе груди лентами бумаги, фиксироватьнитками. Зафиксироватьспинку аналогично, только вместо комков бумаги использоватьсложенный в несколько слоев отрезок ТБ. Обратить внимание на область лопаток, чтобы спина не оказалась впалой или горбатой. Корректироватьизгиб позвоночника, если нужно. Дальше работаем над нижней частью тела. Ножки формироватьаналогично ручкам. Лепная часть ноги выше колена оформитьтолько бедра. Если нужно сформировать ногу, ниже колена, действоватьаналогичноработе над ручками. Не забыватьпро мышцы, коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики бумаги фиксироватьнитками, еслитребуется. Обматыватьножки, как и в случае с руками, начинатьс одногодвух витков по тазовой области. Это помогает лучшейфиксации бумаги. Так можно избежатьпрокручивания бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забывать, что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной конечности. На другой конечности –лучше во встречном, но тоже все отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмоткане получится плотной и жесткой [5;10].В заключение работа с тазом. Сформироватьягодицы, животик, паховую область. При обмотке захватить верхнюю часть бедер, провестибумагу между ногами куклы, обмотатьбумагу вокруг талии.Когда обмотка тела куклы бумагой завершена,выполнитьфинальную обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей грунтовкой разведенным ПВА, либо медицинским пластырем. Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Далее можно использовать обмотку флористической лентой. Можно использовать телесные оттенки, можно белые. Проще производить обмотку в сторону расширения. То есть от талии –к тазу, от талии –к грудной клетке, от колена –к паху и т.д. Мотать туго, но не перетягивать. Внахлест, слегка наискосок. Руки –опустить вниз, вернуться. Плечи–сначала крестнакрест, потом лентой пройтивокруг торса несколько раз. Корректироватьположение тела, если нужно. Руки не фиксировать прочно и не приматывать, позже можно выбратьнужную позу. Если положение куклы знаете наверняка, несколько раз плотно обмотатьплечевой сустав до неподвижности [5;8;10].Следующий этап это формирование элементов рук и ног.Элементы рук и ног делаются поразному. Элементы рук выполнятьс подробной проработкой кисти, ладони. Для этого взятьпроволокуØ 0,5 мм и жестяную формудля ладони. Из жестянки вырезать прямоугольнуюформуразмером с двойную ладошкукуклы, в середине проколоть отверстие, кудавставить проволокукаркаса Ø 1,52 мм для самой длины руки. Жестянку сложить пополам и между половинками уложитьпальчики, сделанные из проволоки Ø 0,5 мм. Каждый пальчик отличается соответствующей длиной, между жестянкой также капнуть капелькуклея для закрепления. Далее, вся форма кисти, в том числе и пальчики, обработатьклеем для закрепления нитки. Пальцыобмотать ниткой, которую уложитьплотно друг к другу.Руки с элементамикисти готовы [5;10].Элементы ног вылепитьиз пластической массы с укрепленным внутри проволочным каркасом. В зависимости от эскиза варианта куклы, сделать и длинулепной ноги. Если по эскизу предполагается, что платье куклы будет длинное, то и лепную ногу можно сделать длиной до колена, а если платье короткое, то и лепную форму ноги сделатьдо бедра. В лепную форму ноги уложитьпроволочный каркас. Предполагается, что каркас будет доходить до элемента «пятки» чтоб нога была прочнее, форма стопы лепить в соответствии с ее видом. Всювылепленную формууложитьна просушку [5;10].После того как элементы головы, рук и ног полностью просохли и готовы к дальнейшей работе, все эти элементы скрепитьмежду собой в форме туловища в соответствии с местом расположения каждого. Далее весь каркас плотно обшитьтрикотажной тканью. Так как трикотажная ткань имеет свойство тянуться, то она позволяет без складок обтянуть форму куклы. Вот сама форма куклы с массой рук, ног и туловища готова[5;10].Теперь можно формы кисти сделать гладкими, чтобы они обрели ровную и гладкую поверхность. Для этого взять водоэмульсионнуюкраску и в нее обмакнутькисти рук, таким образом, чтоб пальчики и форма ладони полностью погрузились в краску, после чего формы оставитьдо полного высыхания [5;10].Для изготовления волос взять готовый шиньон, распуститьего и приложитьна лепную форму головы, закрепитьклеем, после полного высыхания сформировать прическукуклы.Лицо куклы прорисоватьакриловыми красками. Можно прорисовать глаза, брови, губы, а можно отметить только некоторые элементы, например –губы.Сама кукла готова. Теперь остается работа над костюмом куклыи подиумом, куда будет укрепляться кукла. Костюм сшитьиз материала, подобранного в соответствии с эскизом, и одетьна куклу. Сам костюм может быть съемным, а может и закрепляться непосредственно на самой кукле.В заключение хотелось бы добавить, что занятия развивают творческие способности, учат детей к самостоятельности в работе, дают возможность выразить свои мысли и чувства. В своих работах дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира, свои эмоции.В изготовлении каркаснойкуклыпросматриваются межпредметные связи с композицией, рисунком, живописью, что дает нам возможность увидеть отражение жизненного опыта детей, внутреннюю картину мира ребенка и творческое мировоззрение. Также на занятиях дети знакомятсяс правилами изображения человека, пропорциями человеческого тела, схемамидвижения человеческой фигуры и животного[6;10;12].
Ссылки на источники1.Народные мастерства. Традиции. Школы: сб. статей / под ред. М.А. Некрасовой. М., 1985. 2.Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей под ред.Н.Д. Бартрам. —М.: Типография И. Д. Сытина, 1912—С.85139; 3.Юрина, Н.Г.Я познаю мир: Игрушки / Н.Г. Юрина. М.:«Фирма издательство ACT», 1999. 4.Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек и сувениров. М.: Просвещение, 1990.5.Нагибина, М.И. Чудеса из ненужных вещей / М.И. Нагибина. Ярославль: Академия развития, 1987. 6.Методология и методика педагогических исследований. М., 1986,Эксперимент. БСЭ. 3е изд.7.Максимова, М. Лоскутики / М. Максимова, М. Кузьмина. М.: ЗАО Издательство «ЭКСПО Пресс», 1998. 8.Каркасные куклы Самое интересное в блогахliveinternet [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/tags/%EA%E0%F0%EA%E0%F1%ED%FB%E5+%EA%F3%EA%EB%FB/[Дата обращения 20.05.2013].9.Веселова, Н.В. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративноприкладного творчества «Мастерская Чудес» [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/avtorskayaobrazovatelnayaprogrammadopolnitelnogoobrazov[Дата обращения 28.03.2014].10.Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительногоискусства / В.И. Колякина. М.: ВЛАДОС, 2002. 11.Гильман, Р.А. Иголка и нитка в умелых руках / Р.А. Гильман. М.: Легпромбытиздат, 1985. 12.Лотман, Ю. М.. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3х т.т. Т. I. Таллин, 1992, с. 377—380;
Gulyaeva Tatyana Stanislavovna2nd year student of the Pedagogical faculty, VyatGGU, Kirovtanusha_gulyaeva@mail.ruTraining of children of younger school age in production of a frame doll from fabric in sectarian activityIn this article problems of possibility of training of children in sectarian activity to production of a frame doll are considered. The facts from history of emergence of toys, dolls are given. The main attention is paid to training of children of younger age in production of a frame doll from fabric in sectarian activity, to methodical providing on production of a frame doll, and as to conditions of realization of occupations on production of this doll. The instruction on creation of frame dolls from fabric is given.Keywords:frame dolls, wire framework, sectarian activity, training program, methodical providing, arts and crafts.