Особенности влияния фильмов со сценами насилия на психическое состояние молодых людей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Морозова Л. Б., Кадашева А. А. Особенности влияния фильмов со сценами насилия на психическое состояние молодых людей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3796–3800. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55024.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния фильмов со сценами насилия на психическое состояние молодых людей в возрасте 20-35 лет.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Морозова Людмила Борисовна,кандидат психологических наук,доцент, заведующаякафедры социальной и организационной психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина(Мининский университет), г. Нижний Новгородlbmoroz@yandex.ru

Кадашева Анастасия Александровна,специалист службы персонала, ООО «Реддо», г. Нижний Новгородnastikadasheva@mail.ru

Особенности влиянияфильмов со сценами насилия на психическое состояние молодых людей

Аннотация.В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния фильмов со сценами насилия на психическое состояние молодых людей в возрасте 2035 лет. Ключевые слова:насилие, фильмысо сценами насилия,молодые люди, психические состояния.

Проблема насилия во все времена была достаточно актуальной. Понятие «насилие» рассматривается в целом ряде научных дисциплин: философии, социологии, психологии, политологии, криминологии и др. Выделение насилия в самостоятельную социальнопсихологическую проблему свидетельствует как о ее актуальности, так и о необходимости разработки системы профилактических и коррекционных методов ее разрешения. Однако на этом пути существует ряд препятствий: это и отсутствие четкой научной терминологии, недостаточность изученности причин ее возникновения, видов и степени распространения, а также несовершенство законодательной базы его сдерживания и преодоления.Тем не менее, изучение насилия как социального феномена и феномена культуры имеет многовековую традицию. В том или ином виде эта проблематика освещалась,начиная от мыслителей и философов античностидонового времени.

Значительную ценность для понимания существа насилия, технологии его осуществления представляют работы российских философов и политологов, занимавшихся проблемами насилия и власти в самых разных ракурсах: философском, политологическом, культурологическом, как в позитивном, так и в критическом аспектах (А.А.Гусейнов, В.А.Гуторов, В.В. Денисов, С.А. Королев, и др.). Особую роль в процессе становления теоретических взглядов на сущность насилия как социального, культурологического и личностного явления сыграли работы современных отечественных исследователей:С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Б.Г.Капустина, А.С.Колесникова, Э.С.Маркаряна, Л.В.Петрова и других. Несмотря на то, что многие исследователи занимались проблемой насилия, анализ литературы, позволяет все же сделать выводо том, что необходимость подобного исследования не ослабевает в силу ряда причин.Первая причина заключается в том, что большое число воззрений на насилие является отражением кризиса в понимании этой проблемы. Вторая причина вытекает из первой и связана с теоретической неопределенностью понятия насилия и смежных с ним понятий. Зачастую можно встретить смешение и подмену терминов. Особенно это касается понятий агрессии и насилия. Все это свидетельствует о необходимости анализа исходных для исследования понятий. Третья причина связана с тем, что, несмотря на многообразие исследований, вопрос о насилии изучен довольно однобоко. С точки зрения субъектов насилия, он обычно рассматривается с позиций отдельной личности. В некоторых исследованиях утвердилось мнение, что вне человека феномен насилия не существует вообще. При этом можно говорить о том, что формы социокультурного насилия над личностью обойдены вниманием исследователей. 3Интересным и также недостаточно изученным является вопрос влияния на личность насилия, столь распространенного в средствах массовой информации, кино и искусстве. С психологической точки зрения любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет насознание человека, как положительно, так и отрицательно; в той или иной мере воспитывает его.

Фильм сообщает зрителю определенную информацию и «заражает» его определенными чувствами. Такое привлекательное и информационно«заражающее» воздействие пример эффекта, достигаемого вследствие контакта зрителей с продуктом кинопроизводства. Далее человек обдумывает фильм, обсуждает его с друзьями и знакомыми, следовательно, фильм продолжает оказывать на него влияние. Наконец, получив определенную информацию, и, возможно, в какойто степени преобразившись под влиянием фильма, человек иначе чувствует, думает и ведет себя в различных социальных ролях. Доктор Д. Рив, президент одного из центров психического здоровья во Флориде, изучая влияние фильмов на поведение и говорил, что боевики привлекают людей, уже предрасположенных к насилию. В то же время, винить в проявлениях насилия только фильмы нельзя.«У людей, которые ходят на такие фильмы, есть определенные слабые места, определенные взгляды на вещи, и, в некотором роде, фильмы являются для них способом выразить то, что они бы выразили в любом случае». [1]. Однако,при этом необходимо учитывать целый ряд факторов, составляющих комплекс факторов риска развития насильственного поведения у зрителей фильмов с насилием, что как раз и является недостаточно изученным научным фактом. [1]. Подобная ситуация не способствует выработке единства взглядов на содержание понятия и формирование представлений о стратегии сдерживания и преодоления насилия.Тем не менее, в своем исследовании мы, считаем возможным взять за основу такое понимание насилия, как общественноисторической категории, порожденной социальными условиями общества, которая предполагает преднамеренное применение физической либо психологической силы, действительноеили в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом,которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. 2].Таким образом, говоря об актуальности нашего исследования, можно сказать, что в условиях высокого уровня информационной напряженности при высоком уровне темпа жизни, возрастает уровень агрессивности и социальнойконфронтации. Но при этом остается не разрешенным противоречие между возрастанием агрессивного влияния информации, передаваемой в средствах массовой информации, в том числе и агрессивным влиянием современного, наполненного насилием, искусства, и недостаточностью изученности проблемы особенностей влияния демонстрации сцен насилия в фильмах на психическое состояние зрителей.

Целью нашего исследования являетсяизучение особенностей влияния фильмов со сценами насилия на психологическое состояние молодых людейв возрасте 2035 лет.В эксперименте в качестве добровольных зрителей принимали участие сотрудники одного из закрытых отделов предприятия ООО «Реддо» в возрасте 2035 лет в количестве 22 человек. Анализ социальной характеристики экспериментальной группы показал, что в группе преобладающими являются участники в возрасте 3035 лет (59%), с высшим образованием (73%), что позволяет нам говорить о том, что зрители этой категории являются наиболее активными потребителями информации и, возможно в реальности, активными зрителями кинопродукции. При этом у этой категории зрителей отношение к просматриваемому фильму будет более осмысленным, нежели у зрителей младшего возраста и с образованием более низкого уровня. С целью доказательства выдвинутых нами гипотез, а также в соответствии с целью и задачами нами была разработана программа эксперимента, подобран методический инструментарий, сформирована экспериментальная группа. Исследование мы проводили в три этапа ‬до просмотра фильмов со сценами насилия и после.На первом этапе исследования со всеми участниками эксперимента были проведены опросы с применением следующих методик: 16ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16 ФЛО105С), методика измерения уровня тревожности Тейлора, тест «Самооценка психических состояний» (поГ. Айзенку). На втором этапе исследования были проведены опросы с использованием методик: тест «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку) и методика измерения уровня тревожности Тейлора. До просмотра фильмов и после него нами также было произведено измерение пульса и артериального давления у испытуемых. На третьем этапе были проведены мероприятия для участников эксперимента направленные на снятие психоэмоционального напряжения.Участникам группы к просмотру было предложено два фильма с интервалом в три дня. О характере жанров фильма и возможном влиянии на их психоэмоциональное состояние испытуемые были предупреждены заранее. Первый фильм «Охотники», совместного производства Франции, Люксембурга и Бельгии, 2009 года. Режиссер Э.Хуэт. Продолжительность фильма 1 час 51 минута.Фильм из жанра триллеров, наполненный сценами насилия: «Сэйнт долгое время прослужил в вооруженных силах своей страны. После выхода на пенсию, он устроился работать в полицию. Приступив к своим обязанностям, Сэйнт очень сильно заинтересовался делами об исчезновении людей и даже начал собственное расследование. Однако начальству не нравится чрезмерное любопытство нового сотрудника, и шеф полиции настоятельно рекомендует Сэйнту заниматься своими прямыми обязанностями. Несмотря на это новоиспеченный сыщик продолжает свое расследование и вскоре выходит к форту Гобен, участку леса, где когдато располагалась военная база. Сейчас строения этой базы служат местом сходок бандитских группировок и различного «сброда». Но чем дальше Сэйнт продвигается в расследовании, тем чаще он сталкивается с другими, болеестрашными секретами этого места...».Второй фильм «Путешественники», производства Великобритании, 2011 года. Режиссер К. МакМанус. Продолжительность фильма 1 час 24 минуты.Фильм в жанре триллера: «Устав от обыденной городской жизни, четверо друзей решили отправиться за город, чтобы весело провести время и как следует отдохнуть. Выгнав из гаражей свои мотоциклы, молодые люди отправляются в путешествие. Проехав несколько миль от города, они нашли подходящее место для ночлега, которое находилось на территории одного богатого землевладельца. Разбив небольшой лагерь, друзья собрались у костра и начали рассказывать различные истории, произошедшие в их не особо веселых жизнях. Проведя время за душевной беседой, путешественники легли спать. Проснувшись утром, друзья замечают небольшой туристический вагончик, находящийся неподалеку от них. Желание узнать, кто живет в этом вагончике, приводит путешественников к череде очень страшных испытаний…»

Анализ и обсуждение результатовПо результатам исследования с использованием опросника Р.Б. Кеттелла в группе респондентов выявились три подгруппы испытуемых различающихся по индивидуальнопсихологическим качествам личности.Первую подгруппу составили 10 респондентов, отличающиеся общительностью, готовностью к сотрудничеству, отсутствием боязни критики, эмоциональной устойчивостью, уступчивостью, приспособляемостью, жизнерадостностью, развитыми чувствами долга и ответственности способностью к риску, к сопереживанию и пониманию других людей, уверенностью в себе и своих силах, восприимчивостью к новым идеям, дисциплинированностью, развитой способностью к самоконтролю. Во вторую подгруппу вошли 7 человек отличающиеся выраженностью таких черт, как: скрытность, склонность к излишней строгости в оценке окружающих людей, холодность, скептицизм и отчужденность, избегание компромиссов, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, раздражительность, наличие невротической симптоматики, пессимистичность, осмотрительность, тенденция к непостоянству цели, не сентиментальность, подозрительность, наличие на все собственного мнения, консервативность, внутренняя не дисциплинированность и конфликтность.Третью группу составили 5 испытуемых с таким набором качеств, как: склонность к добродушию, легкость в общении, готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, мягкосердечность, доброта, приспособляемость, наличие высокой способности к обучению, чувствительность, эмоциональная неустойчивость, уступчивость другим, признание своей вины, сентиментальность, чувствительность, обладание развитым воображением, склонность к сочувствию и пониманию окружающих людей, мечтательность и доверчивость.У участников экспериментальной группы, представителей выделенных подгрупп были выявлены различия в показателях степени выраженности оцениваемых психических состояний (по Г. Айзенку). В первойподгруппе по результатам самооценки преобладающими явились показатели высокого уровня такого психологического состояния, как ригидность. Если рассматривать данное психологическое состояние с точки зрения его оценки К.А. АльбухановойСлавской (1978), как психологического свойства, характеризующего способность человека воспроизводить в своей жизни опыт других поколений, опыт своей семьи, свой собственный опыт, как показатель, характеризующий «вплетенность» личности в «контекст» жизненных событий, ситуаций, дел, при которой индивид сам воспроизводит и в известных пределах «предопределяет» логику своей жизни, то можно говорить о том, что для представителей этой подгруппы характерны устойчивость взглядов, целостность поведения, его соответствие установкам и правилам кампании, в которой они работают. Во второй подгруппе наиболее выраженными оказались показатели агрессивности, а в третьей подгруппе преобладающим психологическим состоянием оказалась фрустрированность.Повышенная чувствительность и ранимость представителей это подгруппы часто приводит к тому, что эти сотрудники испытывают неудовлетворенность, разочарование, тревогу и находятся в стрессовом состоянии, потому как, быстро утрачивают веру в свои силы, расстраиваются и теряют самообладание. Изучение особенностей проявления тревоги, как личностного свойства позволило также выявить различия между подгруппами у представителей первой и второй подгрупп уровень тревоги, как психологического состояния оказался низким, а у представителей третьей подгруппы преобладающим оказался средний уровень тревоги.Подобное распределение показателей выраженности тревоги как психологического состояния обусловлено индивидуальнопсихологическими особенностями личности респондентови отражает типичные для каждого из участников эксперимента состояния и поведение в различных ситуациях.Результаты первичного замера(до просмотра фильмов)показателей физиологического состояния участников экспериментальной группы показали, что пульс составлялот 40 до 60 ударов в минуту, артериальное давление находилось в пределах 110/70 120/80, что соответствуют показателям границ нормы для взрослых людей.На втором этапе исследования, после просмотра выбранных нами фильмов, содержащих сцены насилия, нами повторно была произведена оценка особенностей физиологического и психологического состояния участников экспериментальной группы. У испытуемых произошли изменения показателей физиологического состояния: частота ударов пульса возросла от 70 до 110 ударов в минуту, уровень артериального давления повысился и выражался теперь в пределах от 120/80 до 130/90.Результаты самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) респондентов экспериментальной группы до и после просмотра фильмов со сценами насилия представлены в таблице 1. Таблица 1 Динамика показателей выраженности психических состоянийреспондентов экспериментальной группыдо и после просмотра фильмов со сценами насилияОцениваемые психологические состояния Уровни проявления1 подгруппа2 подгруппа3 подгруппаДо просмотраПосле просмотраДо просмотраПосле просмотраДо просмотраПосле просмотраКво%Кво%Кво%Кво%кво%кво%Тревожностьн770550686456



с330550114344480

в





1205100Фрустрациян880660572



с220440228456360

в



3442405100Агрессивностьн770770



5100360с330330228



240в



5727100



Ригидностьн660660228228



с220220228228480480в220220344344120120Всего:10100101007100710051005100

В показателях уровней проявления психологических состояний у респондентов экспериментальной группы выявилось наличие некоторых изменений после просмотра фильмов со сценами насилия.В первой подгруппе на 20% возросли показатели уровня тревожности и фрустрации, т.е. с низкого уровня увеличились до среднего, хотя по характеристике индивидуальнопсихологических особенностей личности, участники этой подгруппы были наиболее устойчивыми к внешним воздействиям.У испытуемых 2 подгруппы уровень тревожности возрос на 30%. Резко возросли показатели по уровню фрустрации у половины испытуемых они увеличились с низкого до среднего, и у 44% испытуемых (от выборки этой группы) поднялись до высокого уровня. Наиболее выраженными для этой группы являются показатели агрессивности, которые после просмотра фильмов возросли еще на 28%, таким образом,все испытуемые этой группы после просмотра фильмов имеют высокий уровень агрессивности. Представители этой подгруппы в силу общей для них черты ‬раздражительности, осознают, что часто, особенно в стрессовых ситуациях, они оказываются в большей степени агрессивны, нежели другие сотрудники.В третьей подгруппе также произошлиизменения возросли показатели уровня тревожности на 80%, агрессивности на 20%, что свидетельствует о переживании стресса. Преобладающим психологическим состоянием этой подгруппы является фрустрированность, которая увеличилась еще на 60% после просмотров фильмов. Уровень ригидности остался неизменным во всех группах после просмотра фильмов и отражал показатели до просмотра фильмов.Обобщенные результаты уровня тревожности испытуемых, полученные с помощью методики измерения Тейлора до и после просмотра выбранных фильмов, отражают показатели самооценки уровня тревожности (по Г. Айзенку). Высокие значения уровня тревожности могут являться предвестниками депрессии, поскольку, по мнению К. Изард (2000), проявляются как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.На решение задачи выявления наличия зависимости динамики психологического состояния от факта просмотра фильмов со сценами насилия и индивидуальнопсихологических особенностей личности зрителей были направлены методы математической статистики ‬G‬критерий знаков.У всех подгруппахпроизошли достоверные повышения значений средних показателей.В первой и во второй подгруппах, произошли достоверные повышения значений средних уровней тревожности и фрустрированности, но у испытуемых второй подгруппы, также достоверно повысились значения агрессивности. У участников третьей подгруппы произошедшие изменения также достоверны. Но при этом отличаются от предыдущих подгрупп тем, что у этих участников резко возросли показатели тревожности и фрустрированности.Анализ степени зависимости характера влияния фильмов со сценами насилия на психическое состояние зрителей в возрасте 2035 лет от их индивидуальнопсихологических особенностей личности зрителей, проведенный нами с помощью метода корреляционного анализа Пирсона, позволил сделать вывод о наличии обратной достоверной связи. То есть, чем в большей степени возрастают показатели психологической устойчивости, тем в меньшей степени фильмы со сценами насилия оказывают негативное влияние на психическое состояние зрителей, и, наоборот, чем в большей степени снижаются показатели психологической устойчивости, тем в большей степени возрастает негативное воздействие фильмов со сценами насилия на психическое состояние зрителей. Другими словами, мы можем говорить о том, что выдвинутая в нашем исследовании гипотеза о том, что характер влияния фильмов со сценами насилия зависит от индивидуальнопсихологических особенностей личности зрителей. В нашем случае испытуемые, выступившие в качестве зрителей, которые были эмоционально устойчивые, позитивные в отношении к себе и окружающим, общительные и ориентированные на сотрудничество, с устойчивой самооценкой и уверенные в себе оказалисьв большей степени устойчивыми к психологическому воздействию сцен насилия в просмотренных фильмах. А испытуемые, которые оказались психологически неустойчивыми, склоннымик раздражительности, а также ранимые, чувствительные, испытали негативные последствия влияния сцен насилия.У них резко возрослипоказатели тревожности, раздражительности и агрессивности, наблюдалисьпереживания грусти,печалии безысходности.

Таким образом, что фильмы со сценами насилия оказывают в целом негативное влияние на психическое состояние зрителей в возрасте 2035 лет и эти негативные проявления могут носить либо депрессивный характер, либо провоцировать раздражительность и агрессивность.

Ссылки на источники1.Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томсон. / ‬Брайант Дж. ‬М.:Вильямс, 2004. ‬432с.2.Денисов, В. В. Социология насилия. Книга / В. В. Денисов. ‬М.: 2009. ‬195с.

3.Тевлюкова, О. Ю. Насилие как феномен социальной организации: опыт теоретикометодологического анализа: дис. … канд. социол. наук: 22.00.01: защищена 22.02.05: утв. 16.08.05 ‬Новосибирск, 2005. ‬С. 175.

MorozovaLudmila Borisovna,k.psihol.n., Associate Professor, Head, Department of Social and Organizational Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorodlbmoroz@yandex.ruKadashevaAnastasiaAleksandrovna, specialistservice personnel, LLC "Reddy" Nizhny Novgorodnastikadasheva@mail.ruFeatures of influence of movies with scenes of violence on the mental state of young people The article presents the results of an empirical study of the influence of movies with scenes of violence on the mental state of young people aged 2035 years. Keywords: violence, movies with scenes of violence, young people, mental states.