Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исаева
О.
В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4056–4060. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55076.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования читательской грамотности учащихся начальной школы средствами работы с текстом на уроках литературного чтения. В статье предложены также примеры работы с текстами различного характера.
Похожие статьи
Текст статьи
Исаева Ольга Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургov.isaeva@mail.ru
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотностимладшего школьника
Аннотация.Статья посвящена вопросам формированиячитательской грамотностиучащихсяначальной школысредствами работы с текстом на уроках литературного чтения. В статьепредложенытакже примеры работы с текстами различного характера.Ключевые слова: информация, работа с текстом, читательская грамотность.
Всоответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта на современном этапеу учащихся начальной школы должен быть не только сформирован навык чтения, нои умение использовать этот навык для поиска нужной информации в тексте, дляполучения необходимых знаний для освоения других дисциплин, обогащениясвоегочитательскогоопыта, развития интеллекта, способности к творческой деятельности. Это довольно сложная, многогранная проблема, требующая комплексного решения. Овладение навыком чтения необходимо для освоения всех других предметовобразовательного процесса. Таким образом, уроки литературного чтения создают основувсего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженныйметапредметный характер. Уроки литературного чтения играют определяющуюроль в формировании читательской компетентности младшего школьника, осознаниясебя как грамотного читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней. Формирование читательской грамотностикак способности учащихся к осмыслению письменных текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также умений использоватьпрочитанноев различных жизненных ситуацияхпредставляет особо актуальную задачу для общеобразовательной школы, в целом, и для начальной её ступени, в частности.Ополном понимании текстасвидетельствуют следующие составляющие:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации;
интерпретация текста;
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. Выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла подразумеваетопределение темы, основной мыслиили назначения текста. Для реализации данного компонента младшим школьникам могут быть предложены задания, направленные наозаглавливание текста таким образом, чтобы в заголовке отразилась тема или основная мысль текста; на формулировку заключения, выражающего общий смысл текста, на объяснение фактов, явлений,порядок инструкцийили действий, предлагаемых в тексте; выбориз сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую, подходящую для данного конкретного текста и т.п., например,«Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воздуха, воды, почвы. У всех термометров обязательно имеется шкала и колба с подкрашенной жидкостью»Задание на озаглавливание данного текста по теме у младших школьников не вызовет затруднений. Ответ на элементарный вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» обычно не вызывает сложностей. Выполнение такого рода заданий свидетельствует о понимании ребенком фактуальной информации, т.е. понимания факта, события, явления, предметаи т.д., представленного в тексте.Заглавие «Термометр» в данном случае будет отражать тему текста.Озаглавить представленныйтекст так, чтобы в нем отразилась главная мысль, более сложная задачадля младшего школьника. Это требует осознания не только фактуальной, но и концептуальной информации, т.е. понимания взглядов автора, его цели, его отношения к описываемым фактам, событиям, явлениям, и т.д. Основную мысль в нашем случае будет отражать заглавие, близкое к варианту «Назначение и устройство термометра».Довольно часто младшие школьники озаглавливают текст без соотнесения заголовка и основного содержания текста. В этом случае можно предлагать детям несколько вариантов заголовков для текста с их последующим обсуждением и обоснованным выбором наиболееподходящего заглавия. Второй компонент –нахождение информации в тексте –предполагает понимание ребенком конкретного содержания произведения. При первичном ознакомлении с содержанием произведения очень важно эмоциональное восприятие его младшими школьниками. Следовательно, нужно создать все условия для того, чтобы дети воспринимали первичное образцовое чтение. В этой связи сложно переоценить выразительное чтение учителя или прослушивание произведения в исполнении мастеров художественного слова. К сожалению, в практике школы учителя часто забывают об этих рекомендациях методистов и предлагают первый раз читать текст детям самостоятельно. Нам это представляется нецелесообразным, поскольку в этом случае деятельность ребенка будет направлена только на то, чтовоспроизвести текст, а не осознать его. В этом случае полноценное восприятие невозможно, особенно если ребенок не владеет навыком чтения в достаточной степени. Если первичное чтение организуется с участием детей, что наиболее эффективным видом, на наш взгляд, будет являться комбинированное чтение, при котором часть текста читает учитель, часть ученики. В этом случае учитель исполняет отрывки, сложные в техническом отношении, содержащие подтекст, диалоги, а также начало и конец текста. Реализации данного компонента способствуют все виды выборочного чтения, которые дети используют для получения информацииирешения поставленных задач.Эффективна также работа с деформированным текстом. Расставляя части или предложения текста в нужном порядке, ребенок более глубоко осмысливает содержание текста, понимая необходимость повторного, более вдумчивого чтения.В ходе анализа произведения детям могут помочь кластерные карты: отметить точки развития сюжета в произведении; проследить действия персонажа; записать важнейшие моменты события; рассмотреть взаимоотношения героев; обобщить характеристику образов главных и второстепенных героев, например, изучая рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы»,мы видим персонажей, которые или помогают, или остаются равнодушными к просьбе опомощи: ветеринара, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабкуАнисью, которая советует отправиться в город на поиски Карла Петровича; аптекаря, который помогает найти дом Карла Петровича; самого Карла Петровича, который оказался отзывчивымчеловеком и помог вылечить раненого зайца[1]. Не стоит забывать и об отношении автора, который последовательно описывает героев и их поступки. В обсуждении и систематизации такого материала также может оказаться полезным составление кластера.Таким образом, для развития умения находить информацию в тексте используются задания, при выполнении которых младшие школьники должны хорошо ориентироваться в тексте, определять его основные части и в итогенайти информацию в соответствии с вопросом, даже если в тексте она выражена несколько иными, синонимическими выражениями. Для тогочтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, эффективен прием сопоставления текстов, сходных по содержанию, но отличных по стилю, т.е. сравнение текстов в функциональностилистическом отношении, например, 1. Атмосферное явление, при котором в кучеводождевых облаках или между облаком и земной поверхностью, возникают молнии. Обычно сопровождается сильным ветром и дождем(Энциклопедический словарь)
2. Вода сплошной пеленойвалила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату заливало трепетным пугающим светом (по М.Булгакову) Рассматриваемые тексты объединяет тема –гроза, но подача материала разная, так как различны цели. Задача первоготекста –сжатои точно сообщить сведения об окружающем мире, дать понятие о явлении природы. В соответствии с задачей речь идет не о какойто конкретной грозе, а о грозе вообще. Задачи стиля отражены и в выборе языковых средств: используются термины, слова употреблены только в прямом значении, отсутствуют слова эмоциональной лексики.Задача второго текста–эмоционально воздействовать на читателя не только логикой, но и системой художественных образов, заставить его переживать описываемые события.Разговорный стиль, причем в устной диалогической форме, единственный из всех функциональных стилей, которым дети овладевают еще до школы практическим путем. Обучать устной диалогической речи –задача не актуальная для русского языка. Детям надо прививать навыки монологической речи, как устной, так и письменной, различных функциональных стилей, особенно книжных, которыми до школы дети не владеют совсем.Среди книжных стилей резче других противопоставлены художественный, с одной стороны, научный и официальноделовой –с другой. Различия между ними сводятся в основном к различию в функциях языка. Язык науки и делопроизводства выполняет функцию сообщения, язык художественного произведения выступает не только средством коммуникации, но и средством воздействия на людей. Ученый обобщает свои наблюдения при помощи понятий, абстракций, писатель –через конкретный образ, путем умелого отбора выразительных деталей. Первый сообщает сведения о предмете речи, второй показывает, рисует, изображает этот предмет.Первой ступенью в анализе таких текстов является характеристика ситуации общения(определение условий и задач речи), в которой может быть использован данный текст. После этого школьники находят и называют основные стилевые черты, нашедшие отражение в тексте, например, эмоциональность, отсутствие эмоциональности, субъективность, объективность, образность, отсутствие образности, логичность, призывность речи, точность или расплывчатостьназывания, указывают языковые средства(лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные стилевые черты.По окончании работы формулируется вывод, к какому стилю относится данный текст.Для размышлений о намерениях автора и понимания концептуальной информации, заключенной в тексте, возможно сопоставление черновых и беловых вариантов произведений известных поэтов и писателей, что позволяет проникнуть в лабораторию писателя, заставляет задуматься, почему автор заменил одно слово другим, например, в стихотворении Н.Некрасова «Не знаю, как созданы люди другие» сравниваются варианты второй строки:
беловой вариант Мне любы и дороги блага земные;
вариант чернового автографа–Мне милы и дороги блага земные. Выдвинуть предположение о замене слова могут сами дети, обратив внимание на третью строку стихотворения –Я милую землю, я солнце люблю. Возможно, что замена слова была сделана, чтобы избежать повторения однокоренных слов, от которого текст потерял бы свою привлекательность.Толкование или интерпретация текста предполагает извлечение информации, которая илисообщается напрямую, или скрыта. Во втором случае ребенок должен установить эту скрытую связь, осмыслить подтект.Рефлексия на содержание текста предполагает умение связыватьинформацию, обнаруженнуюв тексте, с другими знаниями, оцениватьмысли, идеи, утверждения, высказанныев тексте, исходя из своего опыта,представлений об окружающем мире, находить факты, аргументы, необходимые сведения, доводыв подтверждениесвоего мнения.Рефлексия на форму текста предполагает способность школьника оценить мастерство исполнения, что невозможно без знаний о структуре текстов разного типового назначения, об особенностях различных жанров письменных текстов, о выразительных средствах языка и умений обнаруживать их в тексте.К сожалению, в курсе начальной школы малочисленны такие жанры письменных текстов, как заметка, рецензия, письмо, доклад и другие. Не следует забывать и о средствах выразительности текстов в зависимости от их стилистической принадлежности. При разборе выразительных средств текста следует уделять внимание только тем из них, которых позволяют более полно раскрыть основную мысль текста, которые предоставляют учащимся наибольшие возможности для интересных текстовых наблюдений. И если о средствах выразительности художественного стиля говорят более или менее подробно, то остальные стили и их средства выразительности остаются по большей мере в тени. А ведь на экзаменах по русскому языку в основной школе, где необходима демонстрация читательских умений,учащиеся в равной степени могут встретиться с текстомпредставителем любого стиля. Чтобы иметь способность оценить текст, школьнику необходимо понимать авторское отношение к описываемому, авторские оценки изображенного, а также высказывать самостоятельные эстетические суждения.Возможности для такой работы также предоставляют уроки литературного чтения, например,Особенно красиво пшеничное поле росным утром. От колоса к колосу паучки свои кружевные гамаки развесили. Роса на паутинках капельками осела, глянешь против солнца –дивным узором вышито поле! [2]Эмоциональное отношение автора в данном тексте передается, прежде всего, с помощью слов, содержащих значение оценки. Можно провести и стилистические наблюдения, отметив слова высокого стиля, торжественные.Вопросы и задания к тексту:1)Какое настроение создает текст?2)Какие картины представляли вы, слушая текст?3)С каким чувством автор рисует эти картины?4)Найдите в тексте слова с уменьшительноласкательными суффиксами.5)Как эти слова помогают узнать авторское отношение?6)Какие ещё слова позволяют определить авторское отношение к изображаемым картинам?7)Почему именно эти слова помогли нам понять авторскую позицию?Большой потенциал имеет в процессерефлексииуже упоминавшееся нами создание кластерных карт, в которые можетсодержаться исправление неверных предположений в составленных ранее кластерах, внесение на этой основе новой информации, установление новых связей между смысловыми блокамии другое.Таким образом, актуальность формирования грамотности чтения очевидна.Развитие умений, которые характеризуют полное понимание текста, хорошо проводить при комплексном анализе текста. Объектом исследования лучше брать тексты различные по характеру, структуре, стилю. Рассмотрим комплексный анализ художественнофилософской миниатюры М.Пришвина:Душа человека похожа на море:вечные бури на поверхности,а в глубине тишина.Как бы я рад был уйти от бурь в тишину,но там,в глубине,и темно,и воздуху нет. Нечего делать!Приходится бурю принять[3]
1.Определите тему текста.2.Подберите синонимы к слову «душа».3.Есть ли в тексте антонимы? Назовите их (поверхностьглубина, бурятишина)4.Давайте обратимся к словарю антонимов и проверим наши предположения (пара слов «бурятишина» не является антонимической)5.Почему же эту пару слов мы выделили как противоположнуюпо значению? (эти слова становятся антонимическими в условиях нашего контекста (контекстуальные антонимы), они обладают большей образностью и эмоциональностью, чем простые антонимы, и несут в себе авторское отношение)
6.Обратитесь к толковому словарю и посмотрите значение слова «буря» (это слово многозначное)7.В каком значении это слово употребляет писатель?8.Попробуйте сформулировать проблемный вопрос, который может вызвать прочтение миниатюры М Пришвина? (Почему автор выбирает бурю?)9.К какому типу относитсяданная проблема? (это философская проблема)10.Выражается ли авторская позиция в тексте открыто или читателю следует задуматься над ней самостоятельно?11.Перед вами несколько высказываний. Выберите из них те, в которых отражена похожая авторская позиция:У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия(Белинский В.)
Жажда покоя убивает страсть души, а потом идет, ухмыляясь, в погребальном шествии(Джубран X.)Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьбани отнимала от нее друзей, она в конце концов всегда их себе создает(Роллан Р.)Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела(Суворов А. В.)Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,—это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне(Кант И.)12.Сформулируйте свое отношение к данной проблеме, обоснуйте свое мнение.При выполнении последнего задания дети будут опираться на свой читательский опыт и знания об окружающем мире. В ходе ответа возможно использование предложенных цитат.Для того чтобы развивать читательскую грамотностьмладших школьников, прежде всего необходимопонять важность использования ими прочитанного в различных жизненных ситуациях, а значит учить детейсамостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, содержащуюся в различных тестах.
Ссылки на источники1.Новикова,Е.А. Анализ произведения Константина Паустовского «Заячьи лапы»/ Е.А. Новикова// Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/143/4194"www.scienceforum.ru/2013/143/4194 (дата обращения: 29.03.2014).2.Васильев,И.А.Алые пилотки/ И.А. Васильев М.: Детская литература, 1983.3.Пришвин,М.М.Незабудки/ М.М. Пришвин М.: Художественная литература, 1969.
Olga IsaevaCandidate ofpedagogical sciences, docent at the chairof theory and principles of primary and preschool education Orenburg state pedagogical university, OrenburgWork with text as method of forming reader’s literacy of younger studentsAbstract. Paper is devoted of the questions of forming reader’s literacy of elementary school students by methods of working with text on lessons of literary reading. The author offers examples of working with different texts.Keywords: information, the work with text, reader’s literacy
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотностимладшего школьника
Аннотация.Статья посвящена вопросам формированиячитательской грамотностиучащихсяначальной школысредствами работы с текстом на уроках литературного чтения. В статьепредложенытакже примеры работы с текстами различного характера.Ключевые слова: информация, работа с текстом, читательская грамотность.
Всоответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта на современном этапеу учащихся начальной школы должен быть не только сформирован навык чтения, нои умение использовать этот навык для поиска нужной информации в тексте, дляполучения необходимых знаний для освоения других дисциплин, обогащениясвоегочитательскогоопыта, развития интеллекта, способности к творческой деятельности. Это довольно сложная, многогранная проблема, требующая комплексного решения. Овладение навыком чтения необходимо для освоения всех других предметовобразовательного процесса. Таким образом, уроки литературного чтения создают основувсего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженныйметапредметный характер. Уроки литературного чтения играют определяющуюроль в формировании читательской компетентности младшего школьника, осознаниясебя как грамотного читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней. Формирование читательской грамотностикак способности учащихся к осмыслению письменных текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также умений использоватьпрочитанноев различных жизненных ситуацияхпредставляет особо актуальную задачу для общеобразовательной школы, в целом, и для начальной её ступени, в частности.Ополном понимании текстасвидетельствуют следующие составляющие:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации;
интерпретация текста;
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. Выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла подразумеваетопределение темы, основной мыслиили назначения текста. Для реализации данного компонента младшим школьникам могут быть предложены задания, направленные наозаглавливание текста таким образом, чтобы в заголовке отразилась тема или основная мысль текста; на формулировку заключения, выражающего общий смысл текста, на объяснение фактов, явлений,порядок инструкцийили действий, предлагаемых в тексте; выбориз сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую, подходящую для данного конкретного текста и т.п., например,«Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воздуха, воды, почвы. У всех термометров обязательно имеется шкала и колба с подкрашенной жидкостью»Задание на озаглавливание данного текста по теме у младших школьников не вызовет затруднений. Ответ на элементарный вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» обычно не вызывает сложностей. Выполнение такого рода заданий свидетельствует о понимании ребенком фактуальной информации, т.е. понимания факта, события, явления, предметаи т.д., представленного в тексте.Заглавие «Термометр» в данном случае будет отражать тему текста.Озаглавить представленныйтекст так, чтобы в нем отразилась главная мысль, более сложная задачадля младшего школьника. Это требует осознания не только фактуальной, но и концептуальной информации, т.е. понимания взглядов автора, его цели, его отношения к описываемым фактам, событиям, явлениям, и т.д. Основную мысль в нашем случае будет отражать заглавие, близкое к варианту «Назначение и устройство термометра».Довольно часто младшие школьники озаглавливают текст без соотнесения заголовка и основного содержания текста. В этом случае можно предлагать детям несколько вариантов заголовков для текста с их последующим обсуждением и обоснованным выбором наиболееподходящего заглавия. Второй компонент –нахождение информации в тексте –предполагает понимание ребенком конкретного содержания произведения. При первичном ознакомлении с содержанием произведения очень важно эмоциональное восприятие его младшими школьниками. Следовательно, нужно создать все условия для того, чтобы дети воспринимали первичное образцовое чтение. В этой связи сложно переоценить выразительное чтение учителя или прослушивание произведения в исполнении мастеров художественного слова. К сожалению, в практике школы учителя часто забывают об этих рекомендациях методистов и предлагают первый раз читать текст детям самостоятельно. Нам это представляется нецелесообразным, поскольку в этом случае деятельность ребенка будет направлена только на то, чтовоспроизвести текст, а не осознать его. В этом случае полноценное восприятие невозможно, особенно если ребенок не владеет навыком чтения в достаточной степени. Если первичное чтение организуется с участием детей, что наиболее эффективным видом, на наш взгляд, будет являться комбинированное чтение, при котором часть текста читает учитель, часть ученики. В этом случае учитель исполняет отрывки, сложные в техническом отношении, содержащие подтекст, диалоги, а также начало и конец текста. Реализации данного компонента способствуют все виды выборочного чтения, которые дети используют для получения информацииирешения поставленных задач.Эффективна также работа с деформированным текстом. Расставляя части или предложения текста в нужном порядке, ребенок более глубоко осмысливает содержание текста, понимая необходимость повторного, более вдумчивого чтения.В ходе анализа произведения детям могут помочь кластерные карты: отметить точки развития сюжета в произведении; проследить действия персонажа; записать важнейшие моменты события; рассмотреть взаимоотношения героев; обобщить характеристику образов главных и второстепенных героев, например, изучая рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы»,мы видим персонажей, которые или помогают, или остаются равнодушными к просьбе опомощи: ветеринара, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабкуАнисью, которая советует отправиться в город на поиски Карла Петровича; аптекаря, который помогает найти дом Карла Петровича; самого Карла Петровича, который оказался отзывчивымчеловеком и помог вылечить раненого зайца[1]. Не стоит забывать и об отношении автора, который последовательно описывает героев и их поступки. В обсуждении и систематизации такого материала также может оказаться полезным составление кластера.Таким образом, для развития умения находить информацию в тексте используются задания, при выполнении которых младшие школьники должны хорошо ориентироваться в тексте, определять его основные части и в итогенайти информацию в соответствии с вопросом, даже если в тексте она выражена несколько иными, синонимическими выражениями. Для тогочтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, эффективен прием сопоставления текстов, сходных по содержанию, но отличных по стилю, т.е. сравнение текстов в функциональностилистическом отношении, например, 1. Атмосферное явление, при котором в кучеводождевых облаках или между облаком и земной поверхностью, возникают молнии. Обычно сопровождается сильным ветром и дождем(Энциклопедический словарь)
2. Вода сплошной пеленойвалила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату заливало трепетным пугающим светом (по М.Булгакову) Рассматриваемые тексты объединяет тема –гроза, но подача материала разная, так как различны цели. Задача первоготекста –сжатои точно сообщить сведения об окружающем мире, дать понятие о явлении природы. В соответствии с задачей речь идет не о какойто конкретной грозе, а о грозе вообще. Задачи стиля отражены и в выборе языковых средств: используются термины, слова употреблены только в прямом значении, отсутствуют слова эмоциональной лексики.Задача второго текста–эмоционально воздействовать на читателя не только логикой, но и системой художественных образов, заставить его переживать описываемые события.Разговорный стиль, причем в устной диалогической форме, единственный из всех функциональных стилей, которым дети овладевают еще до школы практическим путем. Обучать устной диалогической речи –задача не актуальная для русского языка. Детям надо прививать навыки монологической речи, как устной, так и письменной, различных функциональных стилей, особенно книжных, которыми до школы дети не владеют совсем.Среди книжных стилей резче других противопоставлены художественный, с одной стороны, научный и официальноделовой –с другой. Различия между ними сводятся в основном к различию в функциях языка. Язык науки и делопроизводства выполняет функцию сообщения, язык художественного произведения выступает не только средством коммуникации, но и средством воздействия на людей. Ученый обобщает свои наблюдения при помощи понятий, абстракций, писатель –через конкретный образ, путем умелого отбора выразительных деталей. Первый сообщает сведения о предмете речи, второй показывает, рисует, изображает этот предмет.Первой ступенью в анализе таких текстов является характеристика ситуации общения(определение условий и задач речи), в которой может быть использован данный текст. После этого школьники находят и называют основные стилевые черты, нашедшие отражение в тексте, например, эмоциональность, отсутствие эмоциональности, субъективность, объективность, образность, отсутствие образности, логичность, призывность речи, точность или расплывчатостьназывания, указывают языковые средства(лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные стилевые черты.По окончании работы формулируется вывод, к какому стилю относится данный текст.Для размышлений о намерениях автора и понимания концептуальной информации, заключенной в тексте, возможно сопоставление черновых и беловых вариантов произведений известных поэтов и писателей, что позволяет проникнуть в лабораторию писателя, заставляет задуматься, почему автор заменил одно слово другим, например, в стихотворении Н.Некрасова «Не знаю, как созданы люди другие» сравниваются варианты второй строки:
беловой вариант Мне любы и дороги блага земные;
вариант чернового автографа–Мне милы и дороги блага земные. Выдвинуть предположение о замене слова могут сами дети, обратив внимание на третью строку стихотворения –Я милую землю, я солнце люблю. Возможно, что замена слова была сделана, чтобы избежать повторения однокоренных слов, от которого текст потерял бы свою привлекательность.Толкование или интерпретация текста предполагает извлечение информации, которая илисообщается напрямую, или скрыта. Во втором случае ребенок должен установить эту скрытую связь, осмыслить подтект.Рефлексия на содержание текста предполагает умение связыватьинформацию, обнаруженнуюв тексте, с другими знаниями, оцениватьмысли, идеи, утверждения, высказанныев тексте, исходя из своего опыта,представлений об окружающем мире, находить факты, аргументы, необходимые сведения, доводыв подтверждениесвоего мнения.Рефлексия на форму текста предполагает способность школьника оценить мастерство исполнения, что невозможно без знаний о структуре текстов разного типового назначения, об особенностях различных жанров письменных текстов, о выразительных средствах языка и умений обнаруживать их в тексте.К сожалению, в курсе начальной школы малочисленны такие жанры письменных текстов, как заметка, рецензия, письмо, доклад и другие. Не следует забывать и о средствах выразительности текстов в зависимости от их стилистической принадлежности. При разборе выразительных средств текста следует уделять внимание только тем из них, которых позволяют более полно раскрыть основную мысль текста, которые предоставляют учащимся наибольшие возможности для интересных текстовых наблюдений. И если о средствах выразительности художественного стиля говорят более или менее подробно, то остальные стили и их средства выразительности остаются по большей мере в тени. А ведь на экзаменах по русскому языку в основной школе, где необходима демонстрация читательских умений,учащиеся в равной степени могут встретиться с текстомпредставителем любого стиля. Чтобы иметь способность оценить текст, школьнику необходимо понимать авторское отношение к описываемому, авторские оценки изображенного, а также высказывать самостоятельные эстетические суждения.Возможности для такой работы также предоставляют уроки литературного чтения, например,Особенно красиво пшеничное поле росным утром. От колоса к колосу паучки свои кружевные гамаки развесили. Роса на паутинках капельками осела, глянешь против солнца –дивным узором вышито поле! [2]Эмоциональное отношение автора в данном тексте передается, прежде всего, с помощью слов, содержащих значение оценки. Можно провести и стилистические наблюдения, отметив слова высокого стиля, торжественные.Вопросы и задания к тексту:1)Какое настроение создает текст?2)Какие картины представляли вы, слушая текст?3)С каким чувством автор рисует эти картины?4)Найдите в тексте слова с уменьшительноласкательными суффиксами.5)Как эти слова помогают узнать авторское отношение?6)Какие ещё слова позволяют определить авторское отношение к изображаемым картинам?7)Почему именно эти слова помогли нам понять авторскую позицию?Большой потенциал имеет в процессерефлексииуже упоминавшееся нами создание кластерных карт, в которые можетсодержаться исправление неверных предположений в составленных ранее кластерах, внесение на этой основе новой информации, установление новых связей между смысловыми блокамии другое.Таким образом, актуальность формирования грамотности чтения очевидна.Развитие умений, которые характеризуют полное понимание текста, хорошо проводить при комплексном анализе текста. Объектом исследования лучше брать тексты различные по характеру, структуре, стилю. Рассмотрим комплексный анализ художественнофилософской миниатюры М.Пришвина:Душа человека похожа на море:вечные бури на поверхности,а в глубине тишина.Как бы я рад был уйти от бурь в тишину,но там,в глубине,и темно,и воздуху нет. Нечего делать!Приходится бурю принять[3]
1.Определите тему текста.2.Подберите синонимы к слову «душа».3.Есть ли в тексте антонимы? Назовите их (поверхностьглубина, бурятишина)4.Давайте обратимся к словарю антонимов и проверим наши предположения (пара слов «бурятишина» не является антонимической)5.Почему же эту пару слов мы выделили как противоположнуюпо значению? (эти слова становятся антонимическими в условиях нашего контекста (контекстуальные антонимы), они обладают большей образностью и эмоциональностью, чем простые антонимы, и несут в себе авторское отношение)
6.Обратитесь к толковому словарю и посмотрите значение слова «буря» (это слово многозначное)7.В каком значении это слово употребляет писатель?8.Попробуйте сформулировать проблемный вопрос, который может вызвать прочтение миниатюры М Пришвина? (Почему автор выбирает бурю?)9.К какому типу относитсяданная проблема? (это философская проблема)10.Выражается ли авторская позиция в тексте открыто или читателю следует задуматься над ней самостоятельно?11.Перед вами несколько высказываний. Выберите из них те, в которых отражена похожая авторская позиция:У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия(Белинский В.)
Жажда покоя убивает страсть души, а потом идет, ухмыляясь, в погребальном шествии(Джубран X.)Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьбани отнимала от нее друзей, она в конце концов всегда их себе создает(Роллан Р.)Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела(Суворов А. В.)Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,—это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне(Кант И.)12.Сформулируйте свое отношение к данной проблеме, обоснуйте свое мнение.При выполнении последнего задания дети будут опираться на свой читательский опыт и знания об окружающем мире. В ходе ответа возможно использование предложенных цитат.Для того чтобы развивать читательскую грамотностьмладших школьников, прежде всего необходимопонять важность использования ими прочитанного в различных жизненных ситуациях, а значит учить детейсамостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, содержащуюся в различных тестах.
Ссылки на источники1.Новикова,Е.А. Анализ произведения Константина Паустовского «Заячьи лапы»/ Е.А. Новикова// Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/143/4194"www.scienceforum.ru/2013/143/4194 (дата обращения: 29.03.2014).2.Васильев,И.А.Алые пилотки/ И.А. Васильев М.: Детская литература, 1983.3.Пришвин,М.М.Незабудки/ М.М. Пришвин М.: Художественная литература, 1969.
Olga IsaevaCandidate ofpedagogical sciences, docent at the chairof theory and principles of primary and preschool education Orenburg state pedagogical university, OrenburgWork with text as method of forming reader’s literacy of younger studentsAbstract. Paper is devoted of the questions of forming reader’s literacy of elementary school students by methods of working with text on lessons of literary reading. The author offers examples of working with different texts.Keywords: information, the work with text, reader’s literacy