Интерактивные плакаты как средство повышения учебной мотивации на уроках физики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Блинов Д. М. Интерактивные плакаты как средство повышения учебной мотивации на уроках физики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4061–4065. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55077.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных плакатов по физике в образовательном процессе как наглядного пособия с целью повышения мотивации учащихся по предмету. Автор представляет разработанные интерактивные плакаты как альтернативу полиграфическим учебным плакатам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Блинов Дмитрий Михайлович,соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, учитель физики и информатики высшей категории МОУ ©Колесурская СОШª, Удмуртская Республика, с.Селтыdibli@rambler.ru

Интерактивные плакатыкак средство повышения учебной мотивации на уроках физики

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных плакатов по физике в образовательном процессе как наглядного пособия с целью повышения мотивации учащихся по предмету. Авторпредставляетразработанные интерактивные плакатыкак альтернативу полиграфическим учебным плакатам.

Ключевые слова: учебный плакат, интерактивный плакат, мотивация, физика, электронный образовательный ресурс, ЭОР, ИКТ.

©Расскажи мне, и я забуду,покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусьªДревняя китайская пословица

Учебная мотивация один из ведущих факторов, влияющих на эффективность урока. Уже в древние времена мотивации придавалось огромное значение ученые пытались выяснить, что способствует мотивации, каковы её условия формирования и механизмы действия.Проблема мотивации во все времена была актуальна.

Одной из главных задач современной школы заключается именно в пробуждении личностной мотивации ученика, привитии его интереса к обучению, стремлении к самосовершенствованию исамообразованию. Физика ‬это один из наиболее сложных предметов общего образования. Поэтому при изучении физики существует проблема низкой учебной мотивации среди учащихся. Одним из путей повышения учебной мотивации является использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения.Сегодня использованием информационнокоммуникационных технологий(ИКТ) на уроке никого не удивить. И это объяснимо тем, что ©Цель использования компьютеров в педагогической деятельности состоит в оказании педагогического воздействия на ученика, связанного с сообщением ему новых знаний, формированием умений, созданием оптимальных условий развития существенных сторон его личности, а так же тестировании, оценки знания и умений ученикаª[1, стр.12]. И современные педагоги понимая это, стараются на каждом уроке использовать ИКТ. Но возникаетдругой вопрос: а насколькоэффективноиспользование ИКТ?

В пункте 3 статьи 16 ФЗ273 ©Закона об образовании в Российской Федерацииª написано: ©При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихсяª[2]. Т.е. наличие ЭОР в образовательной организации ‬это необходимое условиепри реализации программ с применением электронного обучения, закрепленное законодательно. На сегодняшний день в сети Интернет представлено множество электронных образовательных ресурсов.Их можно разделить на платные и бесплатные. В частности, бесплатные ЭОР можно найти на портале Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов[3]. Но не всегда можно найти то, что нужно к уроку. Да и большинство ЭОР не отличаются качеством.ЭОР может быть представлен в виде наглядного пособия, что соответствует классификации поГОСТ Р526572006 ©Информационнокоммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернетпорталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсовª [4]. К такому виду наглядного пособияможно отнести интерактивный плакат(ИП). Интерактивный плакат‬это наглядное пособие, представляющее из себя электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию (графику, анимацию, видео, текст, звук) на переднем плане. По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. В ИП информация предъявляется не сразу, она ©разворачиваетсяª в зависимости от управления. ИП как никакой другойЭОРпозволяет варьировать уровень погружения в тему.Новизна опыта использования ИП заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении некоторой относительно замкнутой темы школьной программы.Именно такой видЭОР однажды меня заинтересовал. По сути, ИП ‬это цифровой аналог полиграфического плаката, но с гораздабольшими возможностями. Ведь когдато учебные плакаты использовались учителями почти на каждом уроке изучения нового материала. Можно сказать, что учебный плакат был неотъемлемым атрибутом урока. Плакаты были хорошим наглядным пособием на уроке, помогающим в определеннойстепени повысить учебную мотивацию.Но полиграфические плакаты, в частности по физике, остались уже в истории. А что же пришло на замену? Есть ли действительно цифроваяальтернатива полиграфическим плакатам? Проведя поисковую работу в сети Интернет, я нашел лишь один интернетресурс

©Элементыª[5], на котором были представлены интерактивные плакаты по физике, созданныепри поддержке Фонда некоммерческих программ ©Династияª для школ России[6]. Данные ИП действительно интересны и наглядны, и, на мой взгляд, достойны внимания. Но, к сожалению, там представлено лишь 6 плакатов.Конечно, надо понимать, что разработка и создание ЭОР‬это достаточно кропотливая и трудоемкая работа, занимающая определенное время.Проблема отсутствия ИП по физике натолкнула меня на разработку собственных интерактивных плакатов. Разработкой ЭОР я занимаюсь достаточно давно, поэтому создание собственных ИП для меня было не проблемой. Проблема, как и для большинства педагогов, заключаласьлишь в нехватке времени. Для разработки ИП была выбрана средаMacromediaFlash. Первые плакаты были созданы в 2009году. Созданные плакаты в свободном доступе можно посмотреть намоем персональном сайте ©Интерактивная физикаª в разделе ©Плакатыª[7].Внастоящий момент разработано 12 интерактивных плакатов по механике.

Основная цельразработкиинтерактивных плакатов по физике

создание условий для повышения мотивацииучащихся попредмету с использованием электронных образовательных ресурсов.

Задачи, решаемые при использовании ИП: Повысить качество восприятия нового материала на уроке;Способствовать повышению внимания и творческогомышленияучащихся;Повысить познавательный интерес у учащихся к научному мировоззрению.

Педагогическая целесообразностьиспользования ИП. Наглядность ‬это необходимое условие для понимания физических явлений. Но, к сожалению, не всегда на уроке можно провести экспериментпо ряду причин (отсутствие необходимого оборудования или невозможность проведения егов условиях школьной лаборатории). Не всегда рисунок или схема помогают правильно увидеть или понятьфизическое явление. Использование же компьютерных моделей физических явлений позволяет устранить эти пробелы. К тому же, использование анимации ©оживляетª урок и активизирует внимание учащихся. Именно компьютерные модели и анимации ‬одна из составляющих интерактивного плаката по физике. Богатый визуальный материал ИП ‬это яркие анимации физических явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими наглядными пособиями и средствами обучения.С применением ИПизменяется и качество получения информацииучащимися. Одно дело ‬изучать текстовые описания объектов, процессов илиявлений, совсем другое ‬увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Очевидны более точные представления об объектах и процессах, которые не удается или в принципе невозможно наблюдатьв условиях школьной лаборатории.ИПпозволяет использовать новые педагогические инструменты: интерактивность, мультимедиа, моделинг(имитационное моделирование), коммуникативность(возможность непосредственного общения, оперативность представления информации), производительность(эффективность учебной деятельности резковозрастают за счет уменьшения рутинности поиска информации).

Полнота смыслового содержания ИП. За последние десятилетия резко изменилась визуальная и медиасреда, в которой живут современные ученики. Чтобы заинтересовать и привлечь их внимание теперь нужно значительно изменить ©внешний видª подаваемой информации. Обычный полиграфический плакат уже не способен конкурировать с ЭОР. Онвыглядит уже устаревшим и с первого же взгляда пробуждает у учащихсяотторжение, как атрибут прошлых лет, хотяне так давноонибылидостаточно эффективнына уроках. Онив большинстве случаев являлись незаменимым наглядным пособием.В ИП заложеныследующие принципы, которые отличают его от других ЭОР:

принцип горизонта:он выводит за горизонт школьного знания, увлекая учениковв реальный мир науки и знания;принцип идеи:вкаждом ИП заложенакакаято идея;

принцип красоты:интерфейс ИПпривлекателен и эстетичен.

Учет возрастных и психологических особенностей учащихся, уровня владения компьютером. ИП по физике предназначены дляучащихся 79 классов. А это такой возраст, когда детям ещё нравитсявсёяркое, броское и динамичное, всёзагадочноеи игровое. Именно это учитывалось при разработке ИП яркость, наглядность идинамичность.Современные дети сейчас в большинстве своём визуалы, так как ©Они с раннего детства привыкли воспринимать в первую очередь визуальную информацию. Они предпочитают обучение через визуальные и графические источники, нежели чем через текст. Они привыкли учиться через интерактивность и игры. Они должны быть постоянно подключены, поскольку знание лежит в возможности подключенияª [8, стр.223].Надо сказать, что различные электронные гаджеты, используемые в повседневной жизни, внеслисвою лепту в формирование нового типа человека визуала. Использование ИПне требует особых ИКТнавыков и умений: вся работа сводится только к нажатию кнопок на экране. Интерфейс ИП достаточно прост и интуитивно понятен, и у учащихся не вызовет затруднений, так как они ©…понимают ценность цифровой технологии и могут пользоваться ею без подготовки… Они обладают интуитивным владением информатикой, компьютерами, электронными устройствами и мобильным оборудованием. Им не нужно читать руководство пользователя, и они не просят уроков по использованию компьютера. (Только учителя просят о таких курсах!)ª [8, стр.220].

Обоснованность объема и структуры использования ИП. Каждый ИП посвящен теме одногодвух уроковиз раздела физики ©Механикаª. Он раскрывает основные моменты новой темы. Целесообразно использование ИП по продолжительности не более 20 минут урока, что сопоставимо современем объяснения новой темы на уроке.Возможно в течение урока неоднократное обращение к ИП и не только приобъяснении новой темы, но и при закреплении материала. Но не надо забывать, что ИП ‬это лишь одно из средств для достижения образовательных задач.

Ориентация на исследовательскую работу школьников. Принцип идеи, заложенный в ИП, заставляет учеников догадываться ‬а что будет дальше? Заставляет их думать, делать выводы, делать для себя открытия. В ИП представленавозможность исследовать на компьютерных моделях и анимациях физических явлений и опытов.Особенно полезно проводить исследования таких явлений и процессов, которые в условиях школьной лаборатории провести не возможно по ряду причин.

Ориентация наиндивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Универсальностьиспользования ИП позволяет работать с ним как на интерактивной доске, так и на отдельном компьютере, что дает возможностьорганизовать разные формы работ с учащимися:индивидуальную,групповуюи фронтальную. При фронтальной работе учитель работает с интерактивным плакатом на интерактивной доске, используя его при объяснении нового материала. Модельэлектронного обучения ©1 ученик ‬1 компьютерª позволяет работать с ИП каждому ученику индивидуально в своем темпе, что позволяет каждому ученику самостоятельно исследовать конкретную компьютерную модель. Можно работать с ИП малыми группами, когда компьютеров на всех учениковнет. При этом возможно проводить мини исследование по изучению нового материала.

Использование межпредметных связей. ИП позволяет объединитьразные области знаний, показывая их взаимосвязь ивзаимообусловленность. В ИП используются примеры из других предметных областей. Очень тесная взаимосвязь наблюдается с математикой ‬выводы формул, геометрические построения. А так же накаждом плакате приводится историческая справка об изучаемом объекте. ИП показывает учащимся, что невозможно обособленное изучение физикикак науки.

Соответствие использования ИПтребованиям безопасностидля здоровья учащихся. При использовании ИП необходимо помнитьтребования СанПиН [9]. Использование интерактивных плакатов в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся. ИП предназначены для 79 классов, т.е. для детей возрастом от 13 лет и старше. В ИП не используются эффекты неожиданности, слишком яркиецветаи мерцания, вызывающие неприятные ощущения. В ИП нет информации, вызывающей негативные эмоции. ИП в принципе не могут оказать вредное воздействие на здоровье учащихся. Анимация, переходы, цветовая гамма подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся.Сочетание всего спектра мультимедийных возможностей в ИП, в том числе анимаций, иллюстраций, картографических материалов, текстов, не вызывает утомляемости у учащихся.Подача учебного материала с помощью ИП сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Экономические преимущества использования ИПвобразовательном процессе. Использование ИП экономически выгодно тем, что онине подвержены влиянию времени ‬их качество с годами не ухудшается, в отличие от полиграфическихплакатов, которые выцветают иизнашиваются. Когдатона переменах учитель готовил доску к уроку: чертил, строил таблицыилисхемы. У современного же учителя вся информация к уроку на флешнакопителеили в сети Интернет. Экономия временина лицо‬включил компьютер и всё представлено на большом экране.

Характервзаимодействия учителя и ученика. Важная особенность урока с применением ИП ‬его интерактивность,т.е. возможность диалога, обратной связи. Интерактивность предполагает фактическую возможность максимальнооптимизироватьучебныйпроцесс.Интерактивность позволяет установитьдиалог между учителем и учеником посредством ИП, что является ещё одним новымметодомработы на уроке. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информациина ИП. Интерактивныеплакаты нетолькопобуждают детей к активной работе, но и помогают донести материал до каждого ученика в классе. Большой экран, на который проецируется информация, виден каждому ученику.С помощью интерактивного плакатаучитель сможетзавладетьвниманиемвсегокласса,неотходя от экрана. Так же, при наличии компьютерного класса, возможно дублирование информации на экранах ученических компьютеров, что позволяет ученикам работать самостоятельно с ИП, но в данном случае учитель будет выступать в роли консультанта.Ученики в ИП могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям.

Формирование способностей работать с информацией. Планируя урок, учитель обязательно ставит цель формирования у ученика способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию. При использовании ИПв обучении отмечается значительное положительное влияние на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, увеличивается активность обучающихся на уроке, повышается познавательная деятельность, повышается самостоятельность в получении знаний, информации. Всё это непосредственно способствует повышению учебной мотивации.

Краткое описание интерактивных плакатов:

1)Интерактивный плакат ©1й закон Ньютонаª.Тема урока: Первый закон Ньютона. Инерциальные системы.На плакате представлены: Основные понятия и законы:1 закон Ньютона,явление инерции, инерциальные системы отсчета.Анимации: явление инерции, мысленный эксперимент Галилея, инерциальные системы отсчета.Историческая справка: И. Ньютон, Г. Галилей.

Рис.1. ИП ©Первый закон Ньютонаª

2)Интерактивный плакат ©2й закон Ньютонаª.Тема урока: Второй закон Ньютона. Инерциальные системы.На плакате представлены: Основные понятия и законы: 2 закон Ньютона.Анимации: эксперимент ©зависимость ускорения от силы при постоянной массеª, эксперимент ©зависимость ускорения от массы тела при постоянной силеª.Историческая справка: И. Ньютон.

Рис.2. ИП ©Второйзакон Ньютонаª

3)Интерактивный плакат ©3й Закон НьютонаªТема урока: Третий закон Ньютона. На плакате представлены: Основные понятия и законы: 3 закон Ньютона.Анимации: движениеЗемли вокруг Солнца, взаимодействие тележек.Историческая справка: И. Ньютон.

Рис.3. ИП ©Третийзакон Ньютонаª

4)Интерактивный плакат ©Виды деформацииªТема урока: Виды деформации твердых тел.На плакате представлены: Основные понятия и законы: деформация, пластическая деформация, предел прочности, предел упругости, область упругости, растяжение, сжатие, сдвиг.Анимации:растяжение, сжатие, сдвиг.Историческая справка: Р. Гук.

Рис.4. ИП ©Деформация. Виды Деформацииª

5)Интерактивный плакат ©Движение тела, брошенного вертикально вверхªТема урока: Виды деформации твердых тел.На плакате представлены: Движение тела, брошенного вертикально вверх.Основные понятия и законы: невесомость, формулы, описывающие движение тела, брошенного вертикально вверх.Анимации: движение шара, брошенного вертикально вверх, движение тела под действием силы тяжести.

Рис.5. ИП ©Движение тела, брошенного вертикально вверхª

6)Интерактивный плакат ©Закон всемирного тяготенияªТема урока: Закон всемирного тяготения.На плакатепредставлены: Основные понятия и законы: закон всемирного тяготения, гравитационная постоянная.Анимации: движение Земли вокруг Солнца, приливыотливы.Историческая справка: И.Ньютон, открытие закона.

Рис.6. ИП ©Закон всемирного тяготенияª

7)Интерактивный плакат ©Закон сохранения импульсаªТема урока: Импульс.Закон сохранения импульса.На плакате представлены: Основные понятия и законы: импульс тела, замкнутая система, закон сохранения импульса.Анимации: замкнутая система, движение медузы, соударение шаров.

Рис.7. ИП ©Закон сохранения импульсаª

8)Интерактивный плакат ©Относительность движенияªТема урока: Относительность движения.На плакате представлены: Основные понятия и законы: относительность движения.Анимации: траектория Юпитера относительно Солнца, движение плота по реке.

Рис.8. ИП ©Относительность движенияª

9)Интерактивный плакат ©Реактивное движениеªТема урока: Реактивное движение.На плакате представлены: Основные понятия и законы: реактивное движение, принцип реактивного движения.Анимации: движение баллистической пушки, движение тележки.Историческая справка: К. Циолковский, С.Королев.

Рис.9. ИП ©Реактивное движениеª

10)Интерактивныйплакат ©Свободное падение телªТема урока: Свободное падение тел.На плакате представлены: Основные понятия и законы: свободное падение, ускорение свободного падения.Анимации: расчет ускорения, падение тел в вакуумной трубке, опыт Галилея.Историческая справка: Г.Галилей.

Рис.10. ИП ©Свободное падение телª

Системные требования и установка. ИП не требуют особых системных требований. Минимальные системные требования:Операционная система:MicrosoftWindowsXPи выше.Процессор ‬800 Мг.Не более 0,5 Мб (каждый ИП) свободного места на дискеОперативная память ‬256МбЭкран разрешение не менее 1024х768 с глубиной цвета 16 битДля работы ИПне требуется инсталляций и специальных программных сред. Каждый ИП ‬это отдельно запускаемый swfили exeфайл. Поэтому их можно сохранитьи запускать на флешнакопителе.

Апробация и результаты использования ИП.Интерактивные плакаты изначально разрабатывались непосредственно для собственной педагогической работы. Каждый новый ИП апробировался на своих же уроках физики. Реакция учеников на интерактивные плакаты, как и ожидалось, была положительная. Дисциплина ивнимание на уроке заметно повысились. Но самое главноето, что мои ученики стали приходить на уроки физики с ожиданием увидеть чтото новое и интересное. Т.е. можно сделать вывод, что ИП вызвали интерес у учеников, а это уже положительный результат их использованияна уроке.

Распространение педагогического опыта. Интерактивные плакатынеоднократно представлялисьпедагогическому сообществу на мероприятиях различного уровня: участие в республиканских и всероссийских конкурсах, проведение мастерклассов, выступления на конференциях и семинарах.О качестве представляемых разработок можно судить по результатамучастия в следующих конкурсах:IIIместо в IВсероссийском дистанционном конкурсе ЦОР для школы ©ITэффектª, 2009 год;Победитель Республиканского конкурса ©Планета открытий 2010ª, диплом IIIстепени;Победитель Республиканского конкурса электронных образовательных ресурсов ©Электронный учебник ‬2010ª, диплом Iстепени;Лауреат IIстепени Всероссийского открытого конкурса ©Педагогические инновации ‬2010ª.

Перспективы дальнейшего развития. Положительные результаты использования ИП позволяют строить планы на будущее их развитие и применение. В перспективе планируется разработка новых интерактивных плакатовпо другим разделамфизики, а так же методического пособия по их использованию.

Ссылки на источники1.Майер Р.В. Информационные технологии и физическое образование. ‬Глазов: ГГПИ, 2006. 2.Федеральный закон от 29.11.2012 №273ФЗ ©Закон об образовании в Российской Федерацииª, пункт 3. Статья 16;3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

URL: www.schoolcollection.edu.ru;4.ГОСТ Р526572006 ©Информационнокоммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернетпорталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсовª,

пункт 4.4.5;5.©Плакатыª: Интернетресурс©Элементыª URL: http://elementy.ru/posters;6.Фонд некоммерческих программ ©Династияª для школ России ‬URL: http://www.rsci.ru;

7.©Плакатыª: сайт ©Интерактивная физикаª URL: http://interfizika.narod.ru/plakaty.html8.Информационные и коммуникационные технологии в образовании:монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева ‬М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.9.СанПиН 2.2.2./2/4/134003 ©Гигиенические требования к персональным электронновычислительныммашинам и организации работыª.

BlinovDmitry MichailovichHe is the competitor of a scientific degree of thecandidate of the pedagogical sciences, the teacher of physics and computer science. He has got thehighest category. He works inMOU©Kolesurskay SOShª, RussianFederation, Udmurt Republic, Seltydibli@rambler.ruThe article is called:Interactive postersare the means of increasing the pupils‱ educational motivation in physics lessons.The summaryThe article offers some questions of using theinteractive posters on physicsin educational process as visual aid. Itspurpose is to increase themotivation ofpupils in thesubject. The author represents the developed interactive posters as an alternative to polygraphic educational posters.