Высшая школа: ориентир на самостоятельную познавательную деятельность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новикова И. Ю. Высшая школа: ориентир на самостоятельную познавательную деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4661–4665. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85933.htm.
Аннотация. В статье дана характеристика самостоятельной познавательной деятельности и особенностей ее организации в условиях высшей школы. Подробно рассмотрены педагогическая категория «самостоятельная работа» и познавательная самостоятельность как интегративное качество личности выпускника вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новикова Ирина Юрьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», г. Челябинскi.tnovikova@mail.ru

Высшая школа: ориентир на самостоятельную познавательную деятельность

Аннотация.В статье дана характеристика самостоятельной познавательной деятельности и особенностей ее организации в условиях высшей школы. Подробно рассмотрены педагогическая категория «самостоятельная работа» и познавательная самостоятельность как интегративное качество личности выпускника вуза. Ключевые слова: познавательная самостоятельная деятельность, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа, познавательная активность, познавательный поиск, готовность, профессиональная подготовка.

В настоящее время во всех развитых государствах мира в сфере образования делается акцент на его непрерывность и возможности продолжать обучение на протяжении всей жизни (LifeLong Learning). И Россия не исключение. Такв государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 –2020 годы среди ожидаемых результатов ее реализации прогнозируется «создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни» [1].Именно самостоятельная познавательная деятельность в процессе обучения в вузе как «основной вид учебной деятельности, организуемый, осуществляемый и контролируемый студентами по процессу и результату на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя» [2] способствует формированию готовности будущего специалиста к дальнейшему самообразованию и непрерывному образованию на протяжении всей жизни с целью постоянного повышениясвоей квалификации и даже, если возникает необходимость, получения новой профессии. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования также сделан акцент на интенсификацию самостоятельной познавательной деятельности в рамках образовательного процесса. Согласно, например, ФГОС ВПО по направлению подготовки 23.05.01 выпускник вуза должен обладать «способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе и в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций» [3].Итак, реалии сегодня таковы, что современный социальный запрос ориентирует на подготовку студента к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности как в процессе образования в вузе, так и в дальнейшем в профессиональной деятельности. Таким образом, на сегодняшний день одна из первостепенных проблем, решаемых высшей школой, –повышение качества подготовки –имеет следующие приоритеты: выпускники высших учебных заведений должны быть компетентны не только по предметам программы, т.е. получить соответствующий объем знаний, обладать навыками применения этих знаний на практике, методами ведения исследовательской деятельности, а также осуществлять самостоятельный поиск новых знаний и научных сведений, саморазвиваться и самообразовываться. Практика показывает, что изза недостаточного уровня сформированности, а зачастую и отсутствия умений организовать свою самостоятельную познавательную деятельность большинство студентов демонстрируют невысокие результаты во время первой экзаменационной сессии. Студентпервокурсник еще не в полной мере осознает, что успех в учебе определяется приобретенной им способностью и выработанными умениями и навыками рационально использовать время, предназначенное для самостоятельной работы, чтобы создать свой компетентностный фундамент, который в будущем позволит легко ориентироваться в информационном потоке и идти в ногу с научнотехническим прогрессом. В связи с этим перед преподавателем вуза возникает задача: при максимальном использовании потенциала свого учебного предмета помочь студенту оптимально организовать свою учебнопознавательную деятельность, рационально планируя и выполняя самостоятельную работу, так как в условиях высшей школы подготовка студентов к самостоятельной познавательной деятельности, формирование умений и навыков ее успешного осуществления происходит именно в процессе самостоятельной работы. Вопросы, связанные с повышением эффективности самостоятельной работы, разработкой и апробацией методик ее максимально эффективной организации и средств, необходимых для получения оптимального педагогического эффекта в образовательном процессе не теряют своей актуальности и активно обсуждаются протяжении ряда лет. Но, несмотря на то, что педагогическая категория «самостоятельная работа» обучающихся рассмотрена достаточно тщательно, приходится констатировать факт отсутствия единства мнений в определении сути даже самого понятия. Согласно Ю.К. Бабанскому, В.Г. Осмоловскому, В.Г. Крысько самостоятельная работа –«метод обучения, который предполагает индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям» [4]. П.И. Пидкасистый [5] определяет самостоятельную работу в высшей школе как специфическое педагогическое средство по организации и управлению самостоятельной деятельностью в рамках учебного процесса. По его мнению, самостоятельная работа, с одной стороны, представляет собой учебное задание (объект деятельности студента), с другой –форму, характерную для определенного способа деятельности с целью выполнения данного учебного задания. Как «средство формирования метакогнитивных способностей обучаемых»в учебном процессе определяют самостоятельную учебную работу Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров [6], то есть как средство развития метапознания.М.Г. Гаруновым самостоятельная работа трактуется как «выполнение различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства» [7]. Какформу организации учебной деятельности, которой характерны четкая формулировка цели и задания, точное определение формы выражения итогового результата рассматривает самостоятельную работу Т.И. Шамова [8]. С.А. Чичиланова рассматривает самостоятельную работу студентов как «метод непрерывного образования и одновременно средство индивидуализации процесса обучения в виде фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности, которая может выполняться как в аудитории, так и во внеаудиторное время» [9]. Наиболее точно нашему пониманию самостоятельной работы студентов технического вуза отвечает определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает «такой вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности студента» [10]. Взаимодействие преподавателя и студента в основе такой деятельности имеет партнерский и паритетный характер, что проявляется в более высокой активности протекающих познавательных процессов и, следовательно, является средством повышения эффективности процесса обучения. Обучающие функции преподавателя обусловливают самостоятельную работу с внешней стороны, познавательные функции студента –с внутренней. Итак, самостоятельная работа способствует формированию у студентов в процессе их продвижения от незнания к знанию соответствующих объема и уровня знаний, умений и навыков, требуемых для разрешения познавательных задач. Самостоятельная работа содействует выработке у студентов умений свободно ориентироваться в информационном потоке в процессе осуществления научного поиска и формированию психологической установки на систематическое пополнение объема знаний и совершенствование умений и навыков. Самостоятельная работа как вид деятельности, стимулирующий проявление познавательного интереса, активности и самостоятельности,повышает уровень самоорганизации в процессе овладенияметодами и приемами познания, необходимыми для осуществления самостоятельной познавательной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Три уровня проявления познавательной активности в рамках познавательной деятельности (репродуктивноподражательный, поисковоисполнительский и творческий) определяют степень самостоятельности обучающихся. Этим трем уровням проявления познавательной активности соответствуют три уровня познавательной деятельности, которые Т.И. Шамова [6] классифицирует как воспроизводящий, интерпретирующий и творческий. На первом уровне деятельность является стереотипной, на втором –вариативнорепродуктивной и на третьем –творческой (продуктивной). Таким образом, на первом уровне, в результате усвоения готовых образцов, как предметных, так и идеальных, учащиеся выполняют репродуктивноподражательные действия. И особо важным здесь является осознанное осмысление учащимися способов получения этих готовых образцов. На втором уровне (поисковоисполнительном или преобразующем), деятельность студентов носит уже исследовательский характер: они самостоятельно находят решение задачи, поставленной преподавателем. На третьем уровне познавательная деятельность обучающихся уже не ограничивается проблемной ситуацией: расширенный поиск приводит их к новым, нестандартным вариантам разрешения поставленной задачи. На этом уровне студентам свойственна личностная активность и саморегуляция поведения на высоком уровне [11]. Разрабатываемые преподавателем задания должны задействовать все уровни познавательной деятельности студентов, так как у каждого студента своя траектория развития.Итак, если свести все обозначенное выше в одно определение, то педагогическую категорию «самостоятельная работа» можно определить как вид деятельности, способствующий формированиюи дальнейшему развитию профессиональных компетенций студента через осознанное усвоение знаний, выработку умений и навыков в процессе выполнения учебных заданий на репродуктивноподражательном, поисковоисполнительском и творческом уровнях, при условии партнерского и паритетного характера взаимодействия участников образовательного процесса, что способствует формированию познавательной самостоятельности как профессионально значимого качества личности студента.Познавательная самостоятельность –интегративное качество личности, вызванное стабильным интересом к познавательной деятельности, познавательной активности и реализующееся в познавательном поиске, проявляющемся в потребности постоянного приумножения и углубления ранее освоенных знаний, умений и навыковс целью преобразования окружающей действительности [12].Познавательная самостоятельность (как и познавательная деятельность) проходит три уровня развития: репродуктивноподражательный, репродуктивнопрактический и критическитворческий. Для первого уровня свойственна работа с образцами и моделями, предлагаемыми преподавателем, и их копирование, а также усвоение материала из учебных пособий и учебников через его воспроизведение. На втором уровне происходит накопление личного практического опыта через оценку информации, полученной из различных источников, что реализуется в выражении собственного мнения и точки зрения. Критическое отношение к приобретенным знаниям, продуктивный характер мышления, проявляющийся в творческом, неординарном подходе к преобразованию окружающей действительности с опорой на приобретенный опыт практической деятельности проявляются на третьем высшем уровне развития познавательной самостоятельности. В высшей школе в основном это важное для современного специалиста качество развивается именно в учебной деятельности: в познании, осмыслении, усвоении и опыте практического применения накопленного человечеством богатства знаний как самостоятельное открытие нового, ранее неизвестного, и проявляется как творческая деятельность, сопряженная с различными трудностями.Познавательная самостоятельность имеет в своей структуре следующие компоненты: 1) эмоциональноволевой (сформированность у учащихся положительного отношения к себе и к активности в познавательной деятельности); 2) мотивационноцелевой (совокупность и широта познавательных мотивов и стимулов, детерминирующих процессы самообразования и самосовершенствования, что реализуется в способности ставить цели и прикладывать все усилия для их достижения); 3) содержательнооперационный (система освоенных учащимися компетенций, необходимых на каждом конкретном этапе проявления познавательной самостоятельности, что детерминирует возможность дальнейшего осуществления познавательной деятельности и развития самостоятельности); 4) оценочнокоррекционный (рефлексия, стремление к самоорганизации, самоконтролю и самоанализу) [12].В условиях вуза все компоненты структуры познавательной самостоятельности могут органично развиваться в процессе самостоятельной познавательной деятельности студентов, а, следовательно, посредством самостоятельной работы, которая традиционно для высшей школы идет по двум основным направлениям построения учебного процесса. Первое связано с аудиторными занятиями и с усилением роли самостоятельной работы во время них, второе ориентировано на внеаудиторную работу и на интенсификацию активности студентов во внеучебное время. Самостоятельную учебнопознавательную деятельность студентов также следует организовывать с учетом уровня их готовности к ней. Это позволит индивидуализировать обучение студентов, интенсифицировать их активность, повышая самостоятельность в процессе познавательной деятельности, так как сокращение лекционного преподавания и увеличение удельного веса самостоятельной работы студентов имеют крайне важное значение в процессе подготовки, что положительно воздействуют на формирование готовности выпускника вуза к непрерывному образованию на протяжении жизни.

Ссылки на источники 1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»на 2013 –2020годы»(15 апреля 2014 г.).2.Мичурина, Е.С., Дочкин, С.А. Пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов / Е.С. Мичурина, С.А. Дочкин // Ползуновский вестник, 2005. –№ 3. –С. 106108.3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 23.05.01. –URL: http://www.edu.ru/–[Дата обращения 26.11.2014].4.Психология и педагогика. Вопросы –ответы. Структурные схемы [Text] : учеб. пособие для вузов / Крысько В. Г. –М. : ЮНИТИ, 2004. –367с. : ил.5.Пидкасистый,П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психологодидактические основы ее классификации // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь: Издво ПТУ, 1979. –С.2334.6.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. –М.: Изд. центр «Академия», 2001. –176 с.7.Гарунов, М. Г. Самостоятельная работа студентов. М., 1998.8.Шамова,Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982. –209 с.9.Чичиланова,С.А. Самостоятельная работа как один из важнейших компонентов учебного процесса // Музейный вестник / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е.Н. Алешко, Н.В. Овчинникова. –Челябинск, 2012. –Вып. 12. –С. 116119.10.Вяткин,Л.Г. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов / Л.Г. Вяткин, А.Б. Ольнева, Г.Д. Турчин // Актуальные вопросы региональной педагогики: сб.науч.тр. –Саратов, 2002. –С. 353811.Новикова,И. Ю. Познавательная самостоятельность в дидактике высшей школы // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 55088.–URL: http://ekoncept.ru/2014/55088.htm. –Гос. рег. ЭлNo ФС 7749965. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения 10.04.2015].12.Новикова И. Ю. Факторы эффективного развития познавательной самостоятельности // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53461.–URL: http://ekoncept.ru/2013/53461.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения 10.04.2015].