Зарубежный опыт организации и регулирования сферы ЖКХ

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грачёва И. И. Зарубежный опыт организации и регулирования сферы ЖКХ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4241–4245. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55113.htm.
Аннотация. Статья посвящена зарубежному опыту организации и регулирования управлением в сфере функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Автором анализируются варианты регулирования и управления ЖКХ за рубежом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Грачева Ирина Ивановна,преподаватель кафедры экономики и менеджментаФилиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецкеgrachevaii@mail.ru

Зарубежный опыт организации и регулирования сферы ЖКХ

АннотацияСтатья посвященазарубежному опыту организации и регулирования управлением в сфере функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг. Автором анализируется варианты регулирования и управленияЖКХза рубежом.Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, управление, тарифное регулирование, принципы организации.

В процессе реформирования жилищнокоммунального хозяйства в России возникает множество проблем как в области нормативноправового обеспечения данной сферы, механизма предоставления,ценообразования предоставляемых услуг, а также эффективного управления многоквартирными домами. Поэтому изучение и анализ организации рынка коммунальных услуг в зарубежных странах, позволит выявить основные направления его применения в российских условиях[1].Анализ литературы показал, что в зарубежном опыте управления и регулирования сферы ЖКХ используются четыре основных подхода государственной поддержки системы коммунального хозяйства и обслуживания.Общее для всех подходов состоит в том, что государственные регулирующие органы определяют правила взаимодействия для организаций, защищая права потребителей, гарантируя выполнение установленных стандартов качества [2]. Американский подход государственной поддержки системы коммунального обслуживания характеризуется высокой степенью бюрократии, созданием больших федеральных комиссий, медлительностью принятия решений. Английский подход отличается созданием прозрачных регулирующих органов, делегированиемполномочий,ответственностьзадеятельностькаждогоуправляющегооргананесет один человек. Немецкий подход в ЖКХ это децентрализация управления, создание регулирующих органов на местах, быстрота принятия решения. Французскому подходу к государственной поддержке системы коммунального обслуживания свойственна централизованная система управления, бюрократическая система управления на уровне министерств, лоббирование интересов влиятельными группами [3].В скандинавском подходе участие государства в регулировании ЖКХ очень значительно, но требования к конкуренции на рынке пониженные. Платя высокие налоги, население взамен получает качественные жилищнокоммунальные услуги.Основным различием между вышеизложенными мерами государственного регулирования следует выделить степень быстроты принятия решений по вопросам изменения тарифов для всех пользователей сферы ЖКХ, которые обеспечивают достаточный уровень доходов организаций коммунального хозяйства.Задачами органов государственной власти в сфере ЖКХ в развитых европейских странах является создание нормативной базы, установлениетарифов на оплату услуг потребителям, а также координация деятельности частных компаний и предоставление им возможностей для проявления деловой активности. Поэтому коммунальные услуги в развитых экономических странах, где сильна конкуренция, всегда были объектом пристального внимания со стороны частного бизнеса. Но при этом ответственность за состояние и развитие этих систем лежит на государстве в лице местных органов государственной власти.В большинстве европейских стран коммунальная инфраструктура не полностью передана в частную собственность, а, остается муниципальной, или эксплуатируется частными операторами. Участие частного сектора в обслуживании потребителей весьма разнообразно.

Например, во Франции и Финляндии, наиболее распространены такие формы привлечения частных предпринимателей, как договор об обслуживании, договор об управлении, договор об аренде и договор концессии, но при этом сохраняется форма государственной (муниципальной) собственности, с цельюэффективного управления ими.Положительным в данной форме является то, что частные инвесторы заинтересованы в дальнейшей работе в этой сфере, и предоставляют потребителям коммунальные услуги высокого качества, так как в данном случае действуют законы конкуренции.Недостатком в данном случае является то, что государство не принимает участия в управлении объектами ЖКХ.Специальные формы организации муниципальных предприятий действуют в Польше и Венгрии. Это такие формы как: собственное предприятие муниципалитета, управляемое предприятие муниципалитета. Их отличает очень низкая самостоятельность и как следствие медленное и недостаточно гибкое реагирование на внешние изменения.В других странах Европы большое количество муниципальных предприятий организовано в форме хозяйственных обществ: акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью [4].Например, в Германии, в одном муниципальном образовании действует несколько коммунальных организаций, большая часть которых является частными на 100% в форме ООО, оставшаяся часть –в формесмешанных компаний с участием частного капитала. Коммунальные организации самостоятельно устанавливают тарифы на услуги, с отражением в договорах с владельцами жилья. Поэтому односторонне повышение тарифовне происходит.Следует отметить, что независимо от организационноправовой формы организаций сферы ЖКХ в развитых странах общими для них является то, что для управления и контроля за их деятельностью, создаются коллегиальные органы.Таким образом, следует сделать вывод, что одним из негативных фактором зарубежного опыта управления жилищным хозяйством, следует отнести чрезмерную роль государства и муниципалитетов.Из положительных опытов управления объектами ЖКХ в зарубежных странах,который следует принять во внимание, этопривлечение инвесторов и предпринимателейс помощью механизма концессий.Не следует сбрасывать со счетов информационные технологии, которые являются важнейшей составляющей при оказании коммунальных услуг.Воздействие на процедуру формирования тарифов предприятий коммунального комплекса в РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В соответствии с действующим российским законодательством за каждым из уровней регулирования закреплены свои полномочия, реализуемые в процессе тарифной политики.В развитых зарубежных странах государство различными способами регулирует ценообразование на услуги ЖКХ. Выделяют три самых распространенных метода ценообразования на коммунальные услуги.Первый –регулирование рентабельности производства. Регулирующих орган устанавливает тариф на услуги ЖКХ на основе оценки экономических издержек, что позволяет организациям сферы ЖКХ работать без убытков.Основными недостатками данного метода является то, что у регулирующего органа мало информации об издержках предприятия, поэтому, у организаций ЖКХ нет смысла их снижать.

Второй метод —метод RPIX (принятый в Великобритании), сущность которого заключается в том, что тарифы на коммунальные услуги могут увеличиваться только в соответствии с уровнем инфляции (например, на 1% в месяц). В данном случаеорганизации сферы ЖКХ заинтересованы в снижении издержек, что повышает самостоятельность предприятий и экономическуюэффективность их деятельности.К недостаткам метода RPIX регулирования следует отнести то, что у предприятия исчезает стимул к повышению качества услуг, так каксокращение затрат идет как правило за счет операционных издержек, поскольку система регулирования поощряет расходы капитального характера.Третий метод –участие в прибыли, заключается в том, что общая сумма прибыли организаций сферы ЖКХ должна быть всегда одинаковой. Превышенный установленный предельный размер прибыли изымается государством.Поэтому организации ищут пути снижения издержек. К основному недостатку данной системы, следует отнести постоянныйдетальный мониторинг фактических затрат и прибыли предприятия, и поэтому он весьма сложен для воплощения [5].Нельзя не отметить, что во многом система ЖКХ, в странах Европы рассчитана только на добропорядочность жителей. Счетчики каждой отдельной квартиры обычно устанавливаются в обособленном помещении, куда представители коммунальных служб заходят каждый месяц, снимают показания и делают расчет суммы взноса. А европейцы потом просто оплачивают полученные счета, полностью доверяя правильности начислений.

Таким образом, необходимо отметить, что регулирования цен на оплату жилищнокоммунальных услуг в зарубежных странах осуществляется государством, и он эффективен благодаря тому, что предприятия ЖКХ поставлены в условия жесткой конкурентной борьбы. Следовательно, им нет оснований постоянно увеличивать стоимость предоставляемых услуг, ионивынужденыпостоянноповышать качество этих услуг.По мнению специалистов, в России, прежде чем повышать тарифы на свет, воду и отопление, стоит задуматься о модернизации всей коммунальной системы[6, 7]. Так в Европе невозможно представить ситуацию, когда порядка 50% тепла просто теряется на пути от котельной до потребителя. При этом платит за такие потери, конечно же, обычный россиянин[8].За рубежом распространена практика, когда собственники жилья в целях более эффективного управления и повышения качества предоставляемых им коммунальных услуг, объединяются в различные некоммерческие организации. Например, таких как территориальные сообщества жителей, кондоминиумы, жилищные кооперативы, синдикаты и др. В Россиианалогом таких организаций являются товарищества собственников жилья (ТСЖ) и жилищностроительные кооперативы (ЖСК)[5].Во многих зарубежных странах сфера ЖКХ представляет собойвид предпринимательской деятельности, так как управляющая организация получает за управление многоквартирными домами вознаграждение от собственников жилья. Управляющие компании обосновывают решения по распоряжению денежными ресурсами (например,назакупку того или иного товара или услуги), а руководящие органы товарищества собственников жилья на основании этого принимают решения.Вся ответственность за содержание объектов ложится на руководящие органытоварищества собственников жилья

Для повышения конкурентоспособности управляющие компании страхуют свою гражданскую и материальную ответственность на случай нанесения ущерба собственникам жилья. Страхование ответственности управляющих развито в большинстве стран Европы и Америки. Законодательством многих западных стран установлены высокие требования к управляющим компаниям. Опыт и профессионализм, управляющие компании подтверждают наличием сертификатов, что позволяет собственникам жилья надеяться на то, что услуги будут предоставляться в соответствии со стандартами ЖКХ,Например, в Германии управляющий должен иметь высшее образование и квалификацию экономиста, инженера, юриста или социального работника.А в Венгрииуправляющими кондоминиумами могут быть только лица, прошедшие соответствующую профессиональную подготовку.Анализ зарубежного опыта ценообразования в сфере ЖКХ,показал, что при использовании любых методов регулирования тарифов,должны быть разработаны и установлены обязательные стандарты качества услуг, работи базовые нормативы расходов ресурсов(основные фонды, трудозатраты, материальные затраты и т.п.), необходимые для обеспечения качественной поставки тепла, электрической энергии, воды, очистки стоков, утилизации (захоронения) ТБО. Только при установлении таких нормативов, возможно,разрабатывать техническое задание на разработку производственной программы организации коммунального комплекса,принимать и производить контроль за выполнением такой программы, а также быть уверенным в установлении экономически обоснованных тарифов

На основе проведенного анализа зарубежного опыта организации и регулирования ЖКХ, следует принять во внимание следующие направления для преобразованийв коммунальной сфере нашей страны:–изменение системы управления сферой ЖКХ так, чтобы могли работать как частные, так и государственные фирмы при активном участии государственных органов;–развитие конкуренциисреди предприятий ЖКХ;–тарифное регулирование для достижения целей получения прибыли при обязательном сохранении государственного регулирования в монопольных секторах экономики;

–повышение роли правления и председателя ТСЖЦелью всех проводимых в отрасли преобразований будет являться повышение эффективности взаимодействия коммунального хозяйства с пользователями его услуг, с государством, регионами, отраслями и на этой основе –повышение эффективности функционирования экономики страны.

Ссылки на источники1.Грачева И.И. Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях // Научнометодическийэлектронный журнал «Концепт» 2013, №14. С.151155.2.Гнездова Ю.В., Романова Ю.А. Принципы организации системы регулирования управлением коммунального обслуживанияза рубежом //Журнал ВАК, Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 08.02.12. –http://www.uecs.ru/3.Обоймова Н.Т. Состав и функциональные особенности развития сферы жилищнокоммунальных услуг с учетом отечественного и зарубежного опытаhttp://kommunalcshik.ru/4.Савотина С.В. Зарубежный опыт преобразований в жилищнокоммунальном хозяйстве и возможности его использования в России. –Томск, Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), февраль 2012.5.Тарифы на услуги жилищнокоммунального хозяйства в Российской Федерации в 2000 –2010 годах. Аналитический доклад. –М.Институт энергетики и финансов Газпромбанк Фонд содействия реформированию ЖКХ, 2010. 6.Королюк Е.В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 2732.7.Молчан А.С. Концептуальные аспекты теории и методологии формирования и использования совокупного потенциала мезоуровневых социальноэкономических систем // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 3. С. 2228.8.Совершенствование системы ценообразования в ЖКХ // http://pricinginfo.ru/

Gracheva Irina,

The teacher of the cathedra economics and management «Kuban State University»the branch in town Tikhoretskgrachevaii@mail.ruForeign experience of the organization and regulation of housing and communal servicesAbstract: The article is devoted to foreign experience of organization and regulation control in the functioning of the market for housing and communal services. The author analyzes the options for regulation and management of housing and communal services abroad.Keywords:housing and communal services; management, tariff regulation; the principles of the organization.