Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания (историко-теоретический аспект)
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Финагина
О.
В.,
Архипова
О.
В.,
Ильина
Ю.
Б. Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания (историко-теоретический аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4276–4280. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55120.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей духовно-нравственного воспитания в России, осмыслению традиций, современных реалий и ключевых проблем духовно-нравственного воспитания. Авторами обосновывается определяющее влияние воспитания на формирование личностной идентичности. Определяются сущность и специфика отечественных традиций воспитания и педагогики.
Ключевые слова:
образование, духовно-нравственное воспитание, культура, традиции воспитания, ученичество.
Текст статьи
Архипова Ольга Валерьевна,доктор философских наук, методист ГБОУ школа №300, г. СанктПетербургolva@list.ru
Ильина Юлия Борисовна, директор ГБОУ школа№300, г. СанктПетербургsch300@centeredu.spb.ru
Финагина Ольга Валерьевна, заместитель директора НОУ №300, г. СанктПетербургhow300@mail.ru
Отечественные традициидуховнонравственного воспитания(историкотеоретический аспект)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрениюособенностейдуховнонравственного воспитанияв России, осмыслениютрадиций,современныхреалийи ключевых проблемдуховнонравственного воспитания.Авторами обосновывается определяющее влияние воспитанияна формирование личностной идентичности. Определяетсясущность и специфика отечественных традиций воспитанияи педагогики.Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, образование, традиции воспитания,культура, ученичество.
Вопросы духовнонравственного воспитания всегдазанимали особое место в отечественной педагогике, во многомподходы к воспитанию и нравственномустановлению личности определили ее своеобразие и уникальность. Каковы главные особенности воспитанияв России? Едва ли составитособые трудности формально выделитьи классифицировать средстваи методы, механизмыи критериии даже цели воспитания. Этот набор будет до некоторой степени универсальным, поскольку вне зависимости от географии и хронологиипредставитобщие ©инструменты», объективные характеристики воспитательной деятельности.
Однако определить духовные границы воспитания сложнее. Формальные границы и духовые не совпадают.И в размышлениях отрадициях духовнонравственного воспитания нас интересует то идеальное, потенциальноценное, что, безусловно, содержится в глубинах нашего менталитета, в типе духовности. Тайна заключаетсяв том, что посредством воспитания воплощается духовная жизнь народа, раскрываются его творческие силы. Но что такое духовное, в чем его природа, его суть? Ясно,что переднами старая, фундаментальная проблема истории культуры, истории философии, истории педагогики, проходящая и через Восток, и через европейскую Античность, через европейское средневековье и Возрождение, борьбу Просвещения и Романтизма и т.д. Но дело, вопервых, в том, что в каждую историческую эпоху она поворачивается разными сторонами, на первый план выходит то одно, то другое. Вовторых, сегодня вновь обострились поиски сущности духовного, его природы, причем эту природу хочется увидеть не абстрактно, не ©вообще», а совершенно конкретно, воочию, объемно. Особое значение приобретает в этой связи разговор об идее и идеалах воспитания. Общая формула: духовное это смысловое, это идея вещи или явления. Но сегодня важно еще и то, что идея это энергетический импульс, источник вдохновения. Духовное то, чем жива душа, ее опоры. Нравственное то, как живет душа. Духовное включает в себя ответы на вопросы ©Во имя чего мы живем, в чем смысл и цель?». Нравственное подразумевает обоснование того, как мы поступаем, чем руководствуемся,выбирая тот или иной вариант действияили бездействия.
Думается, что размышления о русском, о русской культуре ведут к плодотворной постановке вопроса о ее самобытности. Давайте зададимся вопросом:почему, в самом деле, в силу каких причин, для каких целей мы вообще размышляем о своеобразии отечественной педагогикив целом и подходах к воспитаниюв частности.Мы должны признать, что подоплека этогоразговора этот глубинное рассогласование той имманентной сущности воспитания, которая была свойственна отечественной традиции и тех тенденций, в силу которых сегодня воспитание и воспитательная деятельность в школе уходят на второй план.
Реформы последних десятилетий выявили пагубность для России политики ©вестернизации». Здесь,безусловно,речь идетне только о бесперспективности слепого копирования западных образцов, а о том, что процессы, происходящие в России, эпохальны по своему смыслу и смысл этот в исчерпании идеологии ©западнизма» в целом и в системе воспитания будущего поколения в частности.
Сегодня становится особенно ясно, что Россия не являет собой некое отклонение от западной ©нормы». Засверкали новыми гранями мысли А.С. Пушкина, о том, чтоисторияРоссии©требует другой формулы», П.Я. Чаадаева о том, что у России©другое начало цивилизации». Иначе, собственно, и не могло быть в силу поистине уникального характера фундаментальных основ бытия России.Несомненно одно: отечественная педагогика и воспитаниене есть просто ©удовлетворение реальных потребностей» общества, государства или даже отдельного, как это видится обыденному сознанию, человека, а есть претворенная культура.
Размышляя о проблеме заимствования образовательных и воспитательных образцов, нужно особенно оговорить, что на российской почве, они, как правило, имели низкую эффективность.Особая традиция, характерная для России, не позволяла безболезненно и в одночасье прививаться новым подходам и методам воспитания, обучения,педагогическим технологиям. Специфика российской культуры и духовности в отношениипередачи опыта посредством воспитания всегда включала понимание особой миссии учителя носителя не просто знаний, но уровня человеческого, личностного начала, нравственного образца. Выяснение особенностей отечественныхтрадиций духовнонравственного воспитания есть выделение тех ценностей, которые не могут, не должны быть попраны в обществе, которое хочет оставаться человеческим. Выделяя эти особенности, вглядываясь в них, мы делаем это не ради абстрактного анализа, не для безличного ©научного» описания.Это не взгляд астронома на звезды, а пристальное высвечивание в качестве особенностей, корней, базовых моделей тех ценностей, которые порушенысовременным ©западнизмом», оттеснены на обочину цивилизации, рассматриваются как ©устаревшие», ©несовременные», не соответствующие нынешним реалиям (вопрос каким?). Проблема нынешней ситуации обусловлена тем, что духовные традиции в отечественной и западной культуре неравнозначны, не могут быть сведены к общему знаменателю. Протестантизм, утвердившийся в качествегенетической матрицы современного западного общества, ослабил связь культурной и духовной традиций, наделил культурную традицию самодостаточным содержанием. В западномсознании доминирующими стали формы практического мышления, прагматики, деятельности. Именно этим объясняется перманентное стремление цивилизацииЗападак изменениям, обновлениям, а также приспособленность культуры к восприятию и усвоению новшеств. Российская духовная традиция, находилась под сенью государственной власти, не сливаясь и не растворяясь в ней. Традиции отечественного образования и воспитания тесным образом связаны с идеей государственности, прочно укоренены в толще духовных исканий русской культуры. Российскаякультура тяготеет к относительной неподвижности, степенности. О какихчертах отечественной традиции воспитания, о каких важных для нас ценностях идет речь? Мыуже отмечали, чтовэтихразмышлениях нас интересует тоидеальное, существенное, то, что содержится в типе духовности, что непреодолимо. Россия понастоящему уязвима ©лишь перед технологиями разрушения смысла»[1]. Потому обращение к смысламявляется залогом сохранения нашей идентичности. Вместе стем мы знаем, что существеннойхарактеристикойдуховнонравственноговоспитания выступаетпредставление об идеалесовершенного человека, обладающеговысокими нравственными качествами, необходимыми знаниями и умениями. Педагогика, хочет она того или не хочет,всегда ориентируется на определенный идеал человека, поэтому и при оценке результатов педагогической деятельности, всегда необходимо иметь в виду, что ее цели вытекают именно из представлений об идеале человека и его жизненных ценностях[2].Потому представляется особенно важным выявить и осмыслить идеалы воспитания, которые были свойственны отечественной педагогике.
Первостепенно важно, что развитиеобразованияи воспитания в отечественной традиции происходило в русле фундаментальной гуманитарной традиции, включающей образование в общее пространство культурноисторического существования. Это порождало, хотя и не без издержек, определенное соответствие образования философскомировоззренческой парадигме эпохи, что и выражалось в различных педагогических концепциях и практиках.
Представления об идеале воспитанияуходяткорнями вархетипические, основы отечественной культуры.Русская культура и стала ©душой России, определив ее неповторимый облик и ни на кого не похожее лицо» (В.М. Межуев).Этот особый ликроссийской культуры явилособый образ воспитания. Мироустроительные и человекоустроительные интуиции российской культурной традиции проецировались нравственные идеалы воспитательной деятельности. Воспитание в культурной традиции России это развитие личности, понимаемое как сложнейший процесс ©порождения человека», формирование его телесной и душевнодуховной целостности. Архетип отечественногодуховнонравственноговоспитаниясформировался под влиянием фундаментальных идей российской культуры. Вопервых, идеи светоносности знания.Отношение к знанию как светочу, облекающему жизнь человека истинными смыслами и осуществляющему промыселкоренным образом отличен от западноевропейского.Он содержит представления о возможности преображения человека посредством знания, образования, ученияи воспитания, облагорожен нравственнымиимперативами, культивирует веру в просветительство как деятельность по совершенствованию и возвышению человека. Эта идея укрепляется великой идеей соборности. Духовное единство людей, живое переживание коллективной, соборной сущности бытия отличает русский менталитет от атомизированной западной культуры. Принципы индивидуализма, идея частного, независимого от всех индивидаглубоко укоренилась в западномобществе. Это произошло под влиянием тех исторических условий, в которых оно развивалось. Это и принцип личной ответственности перед Творцом, и идея подвижничества,и протестантская этика в целом. Будучи освоенной и осознанной идея индивидуальной независимости создала основу для правомерности и естественности множественных точек зрения, плюрализма позиций, в том числе, на проблемы воспитанияличности. Возможность выбора предоставлялась самой культурой. Это предопределило альтернативность и выбор, правомерность критики и отстаивания своихпозиций и т.д. Имманентные особенности и черты российской культуры диктовали другие духовные приоритеты.Напочве российской культуры не могли вызреть четкие культурные формы, основывающиеся просто на единичном, индивидуальном усилии, и, следовательно, образование и воспитание изначально понималось какобщее дело, общий интерес. Школа в российской культуре всегда выступала не только как ©образовательный институт», ©образовательное учреждение». Школа мыслилась домом, на нее переносились семейные ценности, семейные традиции (Школасемья, ученики питомцы и т.д.). Важна и уникальна идея подвижничества, целостно выраженнаяврусской культуры. Она находит свое ярчайшее воплощение во взглядах на духовнонравственноевоспитание. Идея подвижнического, зачастую жертвенноготруда учителя отражена как в образовательных теориях, так (в большей степени!) в реальной педагогической практике.Учитель носитель мудрости, выступалносителем нравственного образца. Воспитание неизбывно сопутствовало процессу образования, поскольку сама деятельность учителя, его слова, поступки, мысли всегда волейневолей оказывают воспитательное воздействие на ученика. Отметим, что для российской традиции особенно характерна особого рода патриархальность, восприятие школыкак Дома. В нем складываются теплые отношения, возникает чувство идентичности и сопричастности к общим идеалам и ценностям, происходит отождествление себя с достижениями, переживания по поводу трудностей и недостатков, родственное отношение к преподавателям, братство и товарищество.Для русской культуры и отечественного образования сущностным вопросом всегда был вопрос формирования и сохраненияцелостности духа. Онаво многом обуславливалась нормативноценностными ориентирами культуры и включала в себя понимание гуманитарной сущности педагогики, приоритетность задач формирования целостной личности посредством процесса образования. Предметом отечественной педагогики был человек как духовная целостность, и потому особое внимание уделялось не только интеллектуальному и профессиональному,но и нравственному, и физическому развитию личности. Идея целостностисозвучна идее цельности знания. Это, прежде всего, стремление строить целостную картину мира, не раздробленную на участки и фрагменты. Это и понимание того, что одна наука сама по себе неполна, ущербна, создает только определенную картину мира.Особенно важно, что идея цельности это и единство образования и воспитания. Врусской культуре образование было неотделимо отвоспитания. Рольобразованияи воспитания в отечественной традиции виделась втрансляции культурных форм, смыслов и ценностей.Указанные идеи российской культуры образуют особый духовныйоблик, формируют специфические культурные формы, свойственные именно отечественной традиции. Обращение к ним неслучайно, поскольку понять современностьвозможно только опираясь на понимание и осознание предшествующего опыта.
Обращаясь к современнымреалиям,отметим, что сегодня обострились трудноразрешимые, порой, тупиковые противоречия в политической, экономической, социальной сферах общества. По нашему мнению, в основекризисалежат те глубинные трансформации, которыепереживают сегодня культура ичеловеческое измерение в целом. Утрата идентичности личности, виртуализация мира, крушение целостности, демонтаж образных структур в культуре приводят к исчерпанию жизненной силы социума и потере личностных ориентиров. Зачастую человек современной культуры идет путем отказа от своей личности, а то и путем распада, теряет себя. В многополярном, поливариантном мире идентичность становится роскошью.
Но важно помнить, что ©драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер, не довольствовалась наличностями этнического, географического и административнодержавного толка, а являлась по преимуществу ценностнонормативной, духовной»[3].Потому воскрешение ценностей исмыслов духовнонравственного воспитания есть залог сохранения нашей идентичности. В настоящее время мы находимся в пограничной ситуации. Буквально. Граница пролегаетмежду прежним педагогическим опытом воспитательной деятельности в школе и современными культурными реалиями, между традициями и новациями. С одной стороны, мы наблюдаем мощный,немногословный деградационный процесс, утрату духовнонравственного статуса человека. Лавинообразнопроникает в культуру пошлость, опрощение, механистичность.С другой стороны, пошатнулась былая уверенность в возможностях педагогики и школы как института в вопросах духовнонравственного воспитания. Статус учителя как носителя идеалов нынетребует специальных доказательств. Воспитательныеприемыпрошлого утратили значение либо трансформировались до неузнаваемости.
Потому мы не имеем права ©уйти от памяти» (Д.С. Лихачев). Ведь ©культура сильна традициями, памятью о прошлом»[4].Видится потенциальноценным воссозданиетрадиции единого поля отечественного культурнообразовательного пространства, полноценного возрождения гуманитарных ценностей нашей культуры, их заботливого взращивания и сбережения. В конечном счете, судьба российского образования определяется масштабом и степенью актуализациинашей культурной памяти.
В этой связи коллектив нашей школы включилсяв разработку иреализациюпрограммы©Духовнонравственноговоспитаниямладших школьников средствами Олимпийского образования и культурного наследия регионов Российской Федерации». Онабыласозданав рамках программы ©Одна школа одна страна», которая внедрена согласно поручению II координационной комиссии Международного олимпийского комитета в Российской Федерации и направлена на развитие взаимопонимания и сотрудничества между разными народами в период подготовки XXII Олимпийских зимних Игр и XI Паралимпийских зимних игр в г.Сочи 2014 года.
Программа сталапобедителем в городском конкурсе программ, проектов и методических разработок в области воспитания толерантности, гражданской идентичности, патриотизма у младших школьников среди образовательных учрежденийСанктПетербурга, участвующих в реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в СанктПетербурге на 2011 2015 годы.
Важно отметить, чтомиссия проектавиделась в разработкеи реализациимероприятий, нацеленныхна духовнонравственное становление личности через изучение Олимпийского движения и культуры регионов Российской Федерации. Безусловно, это лишь один из ракурсов представления отечественной культуры.
В результате работы авторского коллектива был реализованмногоуровневый проект, глубоко и всесторонне представивший такие направления как культура, национальные традиции, история и особенности развития спорта(вся информация о проекте на сайте: https://sites.google.com/site/treehsotka2014/home).
Усилия авторского коллективаконцентрировались вокруг трудной и интересной задачи по формированию цельной модели национальной культуры, которую удалось выстроить через призму олимпийского движения, что, безусловно, актуализировано проведением ЗимнихОлимпийских Игр 2014.Наиболее продуктивной, с нашей точки зрения, является такая модель национальной культуры, которая становится механизмом для достижения единства всего общества. Условием понимания и сопричастности в ней выступает сфера культуры прежде всего, национальные традиции, язык,общая история, единые символы и ориентиры развития, искусство,спорт.
Ссылки на источники1. Панарин А.С. Реванш истории. М., 2005. С. 92. 2. Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России в XXIIIначале XXвв. Под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. Автореферат дисс…доктора пед. наук. М., 2001. С. 34. 3. Панарин А.С.Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 7. 4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999. С. 3550.
ArkhipovaOlga V., PhD , Associate Professor, Methodologist of Primary School 300, StPetersburg olva@list.ruIlyna Ylia B.,
Principal of Primary School 300, StPetersburgsch300@centeredu.spb.ruFinagina Olga V.VicePrincipal of primary school 300, StPetersburghow300@mail.ru
Domestic Traditionsof SpiritualEthical Upbringing(HistoricalTheoretical Aspect)
Abstract. The article is dedicated to the special features of spiritualethical upbringing in Russia examination; to the comprehension of traditions, contemporary realities and spiritualethical upbringing crucial problems. The determining influence of upbringing on the personal identity formation is substantiated by the authors. The essence and the specific character of the domestic upbringing traditions and pedagogy is determined. Keywords: spiritualethical upbringing, education, upbringing traditions, culture, apprenticeship.
Ильина Юлия Борисовна, директор ГБОУ школа№300, г. СанктПетербургsch300@centeredu.spb.ru
Финагина Ольга Валерьевна, заместитель директора НОУ №300, г. СанктПетербургhow300@mail.ru
Отечественные традициидуховнонравственного воспитания(историкотеоретический аспект)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрениюособенностейдуховнонравственного воспитанияв России, осмыслениютрадиций,современныхреалийи ключевых проблемдуховнонравственного воспитания.Авторами обосновывается определяющее влияние воспитанияна формирование личностной идентичности. Определяетсясущность и специфика отечественных традиций воспитанияи педагогики.Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, образование, традиции воспитания,культура, ученичество.
Вопросы духовнонравственного воспитания всегдазанимали особое место в отечественной педагогике, во многомподходы к воспитанию и нравственномустановлению личности определили ее своеобразие и уникальность. Каковы главные особенности воспитанияв России? Едва ли составитособые трудности формально выделитьи классифицировать средстваи методы, механизмыи критериии даже цели воспитания. Этот набор будет до некоторой степени универсальным, поскольку вне зависимости от географии и хронологиипредставитобщие ©инструменты», объективные характеристики воспитательной деятельности.
Однако определить духовные границы воспитания сложнее. Формальные границы и духовые не совпадают.И в размышлениях отрадициях духовнонравственного воспитания нас интересует то идеальное, потенциальноценное, что, безусловно, содержится в глубинах нашего менталитета, в типе духовности. Тайна заключаетсяв том, что посредством воспитания воплощается духовная жизнь народа, раскрываются его творческие силы. Но что такое духовное, в чем его природа, его суть? Ясно,что переднами старая, фундаментальная проблема истории культуры, истории философии, истории педагогики, проходящая и через Восток, и через европейскую Античность, через европейское средневековье и Возрождение, борьбу Просвещения и Романтизма и т.д. Но дело, вопервых, в том, что в каждую историческую эпоху она поворачивается разными сторонами, на первый план выходит то одно, то другое. Вовторых, сегодня вновь обострились поиски сущности духовного, его природы, причем эту природу хочется увидеть не абстрактно, не ©вообще», а совершенно конкретно, воочию, объемно. Особое значение приобретает в этой связи разговор об идее и идеалах воспитания. Общая формула: духовное это смысловое, это идея вещи или явления. Но сегодня важно еще и то, что идея это энергетический импульс, источник вдохновения. Духовное то, чем жива душа, ее опоры. Нравственное то, как живет душа. Духовное включает в себя ответы на вопросы ©Во имя чего мы живем, в чем смысл и цель?». Нравственное подразумевает обоснование того, как мы поступаем, чем руководствуемся,выбирая тот или иной вариант действияили бездействия.
Думается, что размышления о русском, о русской культуре ведут к плодотворной постановке вопроса о ее самобытности. Давайте зададимся вопросом:почему, в самом деле, в силу каких причин, для каких целей мы вообще размышляем о своеобразии отечественной педагогикив целом и подходах к воспитаниюв частности.Мы должны признать, что подоплека этогоразговора этот глубинное рассогласование той имманентной сущности воспитания, которая была свойственна отечественной традиции и тех тенденций, в силу которых сегодня воспитание и воспитательная деятельность в школе уходят на второй план.
Реформы последних десятилетий выявили пагубность для России политики ©вестернизации». Здесь,безусловно,речь идетне только о бесперспективности слепого копирования западных образцов, а о том, что процессы, происходящие в России, эпохальны по своему смыслу и смысл этот в исчерпании идеологии ©западнизма» в целом и в системе воспитания будущего поколения в частности.
Сегодня становится особенно ясно, что Россия не являет собой некое отклонение от западной ©нормы». Засверкали новыми гранями мысли А.С. Пушкина, о том, чтоисторияРоссии©требует другой формулы», П.Я. Чаадаева о том, что у России©другое начало цивилизации». Иначе, собственно, и не могло быть в силу поистине уникального характера фундаментальных основ бытия России.Несомненно одно: отечественная педагогика и воспитаниене есть просто ©удовлетворение реальных потребностей» общества, государства или даже отдельного, как это видится обыденному сознанию, человека, а есть претворенная культура.
Размышляя о проблеме заимствования образовательных и воспитательных образцов, нужно особенно оговорить, что на российской почве, они, как правило, имели низкую эффективность.Особая традиция, характерная для России, не позволяла безболезненно и в одночасье прививаться новым подходам и методам воспитания, обучения,педагогическим технологиям. Специфика российской культуры и духовности в отношениипередачи опыта посредством воспитания всегда включала понимание особой миссии учителя носителя не просто знаний, но уровня человеческого, личностного начала, нравственного образца. Выяснение особенностей отечественныхтрадиций духовнонравственного воспитания есть выделение тех ценностей, которые не могут, не должны быть попраны в обществе, которое хочет оставаться человеческим. Выделяя эти особенности, вглядываясь в них, мы делаем это не ради абстрактного анализа, не для безличного ©научного» описания.Это не взгляд астронома на звезды, а пристальное высвечивание в качестве особенностей, корней, базовых моделей тех ценностей, которые порушенысовременным ©западнизмом», оттеснены на обочину цивилизации, рассматриваются как ©устаревшие», ©несовременные», не соответствующие нынешним реалиям (вопрос каким?). Проблема нынешней ситуации обусловлена тем, что духовные традиции в отечественной и западной культуре неравнозначны, не могут быть сведены к общему знаменателю. Протестантизм, утвердившийся в качествегенетической матрицы современного западного общества, ослабил связь культурной и духовной традиций, наделил культурную традицию самодостаточным содержанием. В западномсознании доминирующими стали формы практического мышления, прагматики, деятельности. Именно этим объясняется перманентное стремление цивилизацииЗападак изменениям, обновлениям, а также приспособленность культуры к восприятию и усвоению новшеств. Российская духовная традиция, находилась под сенью государственной власти, не сливаясь и не растворяясь в ней. Традиции отечественного образования и воспитания тесным образом связаны с идеей государственности, прочно укоренены в толще духовных исканий русской культуры. Российскаякультура тяготеет к относительной неподвижности, степенности. О какихчертах отечественной традиции воспитания, о каких важных для нас ценностях идет речь? Мыуже отмечали, чтовэтихразмышлениях нас интересует тоидеальное, существенное, то, что содержится в типе духовности, что непреодолимо. Россия понастоящему уязвима ©лишь перед технологиями разрушения смысла»[1]. Потому обращение к смысламявляется залогом сохранения нашей идентичности. Вместе стем мы знаем, что существеннойхарактеристикойдуховнонравственноговоспитания выступаетпредставление об идеалесовершенного человека, обладающеговысокими нравственными качествами, необходимыми знаниями и умениями. Педагогика, хочет она того или не хочет,всегда ориентируется на определенный идеал человека, поэтому и при оценке результатов педагогической деятельности, всегда необходимо иметь в виду, что ее цели вытекают именно из представлений об идеале человека и его жизненных ценностях[2].Потому представляется особенно важным выявить и осмыслить идеалы воспитания, которые были свойственны отечественной педагогике.
Первостепенно важно, что развитиеобразованияи воспитания в отечественной традиции происходило в русле фундаментальной гуманитарной традиции, включающей образование в общее пространство культурноисторического существования. Это порождало, хотя и не без издержек, определенное соответствие образования философскомировоззренческой парадигме эпохи, что и выражалось в различных педагогических концепциях и практиках.
Представления об идеале воспитанияуходяткорнями вархетипические, основы отечественной культуры.Русская культура и стала ©душой России, определив ее неповторимый облик и ни на кого не похожее лицо» (В.М. Межуев).Этот особый ликроссийской культуры явилособый образ воспитания. Мироустроительные и человекоустроительные интуиции российской культурной традиции проецировались нравственные идеалы воспитательной деятельности. Воспитание в культурной традиции России это развитие личности, понимаемое как сложнейший процесс ©порождения человека», формирование его телесной и душевнодуховной целостности. Архетип отечественногодуховнонравственноговоспитаниясформировался под влиянием фундаментальных идей российской культуры. Вопервых, идеи светоносности знания.Отношение к знанию как светочу, облекающему жизнь человека истинными смыслами и осуществляющему промыселкоренным образом отличен от западноевропейского.Он содержит представления о возможности преображения человека посредством знания, образования, ученияи воспитания, облагорожен нравственнымиимперативами, культивирует веру в просветительство как деятельность по совершенствованию и возвышению человека. Эта идея укрепляется великой идеей соборности. Духовное единство людей, живое переживание коллективной, соборной сущности бытия отличает русский менталитет от атомизированной западной культуры. Принципы индивидуализма, идея частного, независимого от всех индивидаглубоко укоренилась в западномобществе. Это произошло под влиянием тех исторических условий, в которых оно развивалось. Это и принцип личной ответственности перед Творцом, и идея подвижничества,и протестантская этика в целом. Будучи освоенной и осознанной идея индивидуальной независимости создала основу для правомерности и естественности множественных точек зрения, плюрализма позиций, в том числе, на проблемы воспитанияличности. Возможность выбора предоставлялась самой культурой. Это предопределило альтернативность и выбор, правомерность критики и отстаивания своихпозиций и т.д. Имманентные особенности и черты российской культуры диктовали другие духовные приоритеты.Напочве российской культуры не могли вызреть четкие культурные формы, основывающиеся просто на единичном, индивидуальном усилии, и, следовательно, образование и воспитание изначально понималось какобщее дело, общий интерес. Школа в российской культуре всегда выступала не только как ©образовательный институт», ©образовательное учреждение». Школа мыслилась домом, на нее переносились семейные ценности, семейные традиции (Школасемья, ученики питомцы и т.д.). Важна и уникальна идея подвижничества, целостно выраженнаяврусской культуры. Она находит свое ярчайшее воплощение во взглядах на духовнонравственноевоспитание. Идея подвижнического, зачастую жертвенноготруда учителя отражена как в образовательных теориях, так (в большей степени!) в реальной педагогической практике.Учитель носитель мудрости, выступалносителем нравственного образца. Воспитание неизбывно сопутствовало процессу образования, поскольку сама деятельность учителя, его слова, поступки, мысли всегда волейневолей оказывают воспитательное воздействие на ученика. Отметим, что для российской традиции особенно характерна особого рода патриархальность, восприятие школыкак Дома. В нем складываются теплые отношения, возникает чувство идентичности и сопричастности к общим идеалам и ценностям, происходит отождествление себя с достижениями, переживания по поводу трудностей и недостатков, родственное отношение к преподавателям, братство и товарищество.Для русской культуры и отечественного образования сущностным вопросом всегда был вопрос формирования и сохраненияцелостности духа. Онаво многом обуславливалась нормативноценностными ориентирами культуры и включала в себя понимание гуманитарной сущности педагогики, приоритетность задач формирования целостной личности посредством процесса образования. Предметом отечественной педагогики был человек как духовная целостность, и потому особое внимание уделялось не только интеллектуальному и профессиональному,но и нравственному, и физическому развитию личности. Идея целостностисозвучна идее цельности знания. Это, прежде всего, стремление строить целостную картину мира, не раздробленную на участки и фрагменты. Это и понимание того, что одна наука сама по себе неполна, ущербна, создает только определенную картину мира.Особенно важно, что идея цельности это и единство образования и воспитания. Врусской культуре образование было неотделимо отвоспитания. Рольобразованияи воспитания в отечественной традиции виделась втрансляции культурных форм, смыслов и ценностей.Указанные идеи российской культуры образуют особый духовныйоблик, формируют специфические культурные формы, свойственные именно отечественной традиции. Обращение к ним неслучайно, поскольку понять современностьвозможно только опираясь на понимание и осознание предшествующего опыта.
Обращаясь к современнымреалиям,отметим, что сегодня обострились трудноразрешимые, порой, тупиковые противоречия в политической, экономической, социальной сферах общества. По нашему мнению, в основекризисалежат те глубинные трансформации, которыепереживают сегодня культура ичеловеческое измерение в целом. Утрата идентичности личности, виртуализация мира, крушение целостности, демонтаж образных структур в культуре приводят к исчерпанию жизненной силы социума и потере личностных ориентиров. Зачастую человек современной культуры идет путем отказа от своей личности, а то и путем распада, теряет себя. В многополярном, поливариантном мире идентичность становится роскошью.
Но важно помнить, что ©драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер, не довольствовалась наличностями этнического, географического и административнодержавного толка, а являлась по преимуществу ценностнонормативной, духовной»[3].Потому воскрешение ценностей исмыслов духовнонравственного воспитания есть залог сохранения нашей идентичности. В настоящее время мы находимся в пограничной ситуации. Буквально. Граница пролегаетмежду прежним педагогическим опытом воспитательной деятельности в школе и современными культурными реалиями, между традициями и новациями. С одной стороны, мы наблюдаем мощный,немногословный деградационный процесс, утрату духовнонравственного статуса человека. Лавинообразнопроникает в культуру пошлость, опрощение, механистичность.С другой стороны, пошатнулась былая уверенность в возможностях педагогики и школы как института в вопросах духовнонравственного воспитания. Статус учителя как носителя идеалов нынетребует специальных доказательств. Воспитательныеприемыпрошлого утратили значение либо трансформировались до неузнаваемости.
Потому мы не имеем права ©уйти от памяти» (Д.С. Лихачев). Ведь ©культура сильна традициями, памятью о прошлом»[4].Видится потенциальноценным воссозданиетрадиции единого поля отечественного культурнообразовательного пространства, полноценного возрождения гуманитарных ценностей нашей культуры, их заботливого взращивания и сбережения. В конечном счете, судьба российского образования определяется масштабом и степенью актуализациинашей культурной памяти.
В этой связи коллектив нашей школы включилсяв разработку иреализациюпрограммы©Духовнонравственноговоспитаниямладших школьников средствами Олимпийского образования и культурного наследия регионов Российской Федерации». Онабыласозданав рамках программы ©Одна школа одна страна», которая внедрена согласно поручению II координационной комиссии Международного олимпийского комитета в Российской Федерации и направлена на развитие взаимопонимания и сотрудничества между разными народами в период подготовки XXII Олимпийских зимних Игр и XI Паралимпийских зимних игр в г.Сочи 2014 года.
Программа сталапобедителем в городском конкурсе программ, проектов и методических разработок в области воспитания толерантности, гражданской идентичности, патриотизма у младших школьников среди образовательных учрежденийСанктПетербурга, участвующих в реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в СанктПетербурге на 2011 2015 годы.
Важно отметить, чтомиссия проектавиделась в разработкеи реализациимероприятий, нацеленныхна духовнонравственное становление личности через изучение Олимпийского движения и культуры регионов Российской Федерации. Безусловно, это лишь один из ракурсов представления отечественной культуры.
В результате работы авторского коллектива был реализованмногоуровневый проект, глубоко и всесторонне представивший такие направления как культура, национальные традиции, история и особенности развития спорта(вся информация о проекте на сайте: https://sites.google.com/site/treehsotka2014/home).
Усилия авторского коллективаконцентрировались вокруг трудной и интересной задачи по формированию цельной модели национальной культуры, которую удалось выстроить через призму олимпийского движения, что, безусловно, актуализировано проведением ЗимнихОлимпийских Игр 2014.Наиболее продуктивной, с нашей точки зрения, является такая модель национальной культуры, которая становится механизмом для достижения единства всего общества. Условием понимания и сопричастности в ней выступает сфера культуры прежде всего, национальные традиции, язык,общая история, единые символы и ориентиры развития, искусство,спорт.
Ссылки на источники1. Панарин А.С. Реванш истории. М., 2005. С. 92. 2. Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России в XXIIIначале XXвв. Под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. Автореферат дисс…доктора пед. наук. М., 2001. С. 34. 3. Панарин А.С.Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 7. 4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999. С. 3550.
ArkhipovaOlga V., PhD , Associate Professor, Methodologist of Primary School 300, StPetersburg olva@list.ruIlyna Ylia B.,
Principal of Primary School 300, StPetersburgsch300@centeredu.spb.ruFinagina Olga V.VicePrincipal of primary school 300, StPetersburghow300@mail.ru
Domestic Traditionsof SpiritualEthical Upbringing(HistoricalTheoretical Aspect)
Abstract. The article is dedicated to the special features of spiritualethical upbringing in Russia examination; to the comprehension of traditions, contemporary realities and spiritualethical upbringing crucial problems. The determining influence of upbringing on the personal identity formation is substantiated by the authors. The essence and the specific character of the domestic upbringing traditions and pedagogy is determined. Keywords: spiritualethical upbringing, education, upbringing traditions, culture, apprenticeship.