Педагогические основы обучения шахматам младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иконникова О. Н. Педагогические основы обучения шахматам младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4311–4315. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55127.htm.
Аннотация. В статье поднимается вопрос о целесообразности введения учебной дисциплины «Шахматы» в школе как эффективного средства развития мышления - способности действовать «в уме», а также когнитивно-личностного развития младших школьников. Автор приходит к выводу, что для правильного решения вопросов шахматного всеобуча очень важно разграничивать спортивное и образовательное направление при обучении шахматам. Когда речь идет о шахматах как виде спорта, то основной идеей является спортивное совершенствование. При подходе к шахматам как к школьной дисциплине основой является достижение значимых для системы образования целей, в частности развитие способности действовать «в уме».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иконникова Ольга Николаевна,кандидат филологических наук, руководитель шахматного клуба «Ладья» им. В.Я. ДворковичаДирекции спортивнооздоровительных программ ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрогwww.iconolga@mail.ru

Педагогические основы обучения шахматам младших школьников

Аннотация.В статье поднимаетсявопрос о целесообразности введения учебной дисциплины «шахматы»в школе как эффективного средства развития мышления способности действовать «в уме», а также когнитивноличностного развития младших школьников.Автор приходит к выводу, что для правильного решения вопросов шахматного всеобуча очень важно разграничивать спортивное и образовательное направление при обучении шахматам. Когда речь идет о шахматах как виде спорта, то основной идеей является спортивное совершенствование. При подходе к шахматам как к школьной дисциплине основой является достижение значимых для системы образования целей, в частности, развития способности действовать «в уме».Ключевые слова:шахматы, школьный предмет, шахматный всеобуч, младшие школьники, способность действовать «в уме».

«Шахматы это по форме игра, по содержанию искусство, а по трудности овладения игрой это наука».«Никто не пожалеет о времени, отданном Шахматам, ибо они помогут в любой профессии».Тигран Вартанович Петросян, девятый Чемпион мира по шахматам

Многие теоретики, учёные, писатели, деятели искусств, шахматистыпрофессионалы и любители шахмат, задумываясь над вопросом, почему шахматная игра привлекает большое количество людей разных наций, профессий, характеров, приходят к выводу, что шахматы –это явление многостороннее, разнообразное, и каждый может найти в них для себя нечто такое, что занимает его, увлекает.Шахматы гармоничносочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Так, шестой чемпион мира по шахматам М. Ботвинник, анализируя особенности двух сторон шахмат –спортивной и художественной, приходит к выводу, что игра эта есть особый вид искусства: «Шахматное искусство является одной из художественных форм отображения логической стороны мышления человека» [1].Сегодня шахматы прочно вошли в нашу духовную жизнь и как вид спорта, выполняя в полной мере его культурновоспитательные функции. Введение системы индивидуальных коэффициентов закрепило статус современных шахмат как вида спорта, в котором достижения измеряются в очках. За доской шахматисту необходимо решать сложные задачи, его образ мышления требует определённой методичности и последовательности. Это сближает шахматы с наукой. Известно, что шахматы имели большое значение в жизни крупных учёных, подталкивая их к научным открытиям. «Шахматы как модель жизни» название последней из книг 13го чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. В ней рассказывается о том, как шахматы формируют образ мышления и характер человека, как определяют шахматы человеческую жизнь и как жизнь общества отражается в них. В главе «Спорт, искусство, наука» Каспаров пишет: «Шахматы это уникальное познавательное поле, та сфера, где наука иискусство соединяются в человеческом представлении, а затем оттачиваются и совершенствуются по мере накопления опыта» [2].За последние годы достигнут большой прогресс в продвижении шахмат в систему образования. В 2012 году Европарламент принял Декларацию«Шахматы в школе», в которой шахматы трактуются как составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина. Однако следует отметить тот факт, что ещё в XIXвеке преподавание шахмат было включено в учебные программы военных академий ряда стран. Так, в 1815 году шахматы были объявлены обязательным предметом в Военной академии датской армии в Копенгагене. В обоснование этого решения начальник академии докладывал военному министру, что «игра, в которой существует около 72000 различных способовсделать первые два хода, не может не быть полезной для будущих офицеров с точки зрения выработки у них быстроты реакции на быстро меняющуюся ситуацию [3]. Примеру Дании последовала Пруссия и некоторые другие страны, в том числе Аргентина, военный министр которой в 1914 году ввёл преподавание шахмат в учебную программу генерального штаба вооружённых силэтой страны. Примечательно также, что ещё в 1823 году в школе шахматной деревни Штрёбек было введено преподавание шахмат с 3го класса.О целесообразности введения шахмат в студенческую средуговорил английский философ конца XVI–начала XVIIстолетия Томас Коген в своём «Сборнике советов студентам о том, как сохранитьздоровье и пополнить знания»: «Древняя игра под названием «шахматы» заслуживает самых лестных слов. Это полезное упражнение для ума, помогающее вырабатывать последовательность в рассуждениях и действиях и постигать явления в совокупности. Когда в каждой студенческой комнате можно будет найти шахматную доску и фигуры, появится надежда на то, что со временем в Англии исчезнет постоянная скудость государственных умов»[3]. Россия первая в мире страна, в которой в 1994 году шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся, преподавать который призваны учителя начальных классов. Затем был поставлен вопрос о введении шахмат в учебный план, прежде всего,начальных классов. Следует отметить мнения шахматистов и учёных, положительно отзывающихся о введении шахматного всеобуча. Так, по мнению заслуженного тренера СССР Александра Никитина, «шахматы, безусловно, были бы полезны как предмет, в процессе изучения которого повышается эффективность мышления детей»[4]. Кафедрой педагогической психологии МГУ было проведено тестирование школьников, выявившее положительноевлияние шахмат на умение делать обобщения [5].В статье "Шахматное образование в России М.Е. Николаев утверждал: «Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастет интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России. Наша задача –активно содействовать этому» [6].Г. Каспаров подчёркивал тот факт, что занятия шахматами способны формировать ум, образ мышления человека, а, следовательно, и его судьбу: «Шахматы рано выявляют в ребенке то, что иначе открылось бы в нём значительно позже (а могло бы и вовсе не раскрыться). Они учат анализу, то есть приближают юного шахматиста к науке. Заставляют бороться до победы, то есть воспитывают спортивный дух, силу воли. Наконец, учат творчески мыслить, фантазировать, искать и находить. Может, ктото из маленьких игроков впоследствии и забросит шахматы, но творческая инициатива, развитая в нём прежними занятиями этой игрой, наверняка пригодится ему в любой области, которую он для себя выберет…Игра ребёнка в шахматы приучает его соблюдать правила, а это облегчает его процесс социализации –включения в человеческое общество, которое в нормальном своём состоянии всегда живёт по правилам, по законам и нормам морали, соблюдает обычаи, чтит традиции»[7].Примечательно также, что ещев 40х гг XX века третий чемпион мира по шахматам Х.Р. Капабланка в своей книге «Последние шахматные лекции» указывал на необходимость введения шахмат в школьные программы: «Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах. В возрасте десяти лет школьники должны начинать изучение шахмат по программе, которая бы учитывала их возраст и одаренность» [8].По мнению В.И. Гончарова, «суть шахматного образования –матрица воспроизводства шахматистов, понимающих образ современного мира и места человека в нём» [9].Согласно обобщениям И. Сухина, существует два направления, по которым происходит единение школы и шахмат. Первое из них характерно для большинства зарубежных стран, и его можно обозначить как «Шахматы в школе». При нем учеников учат играть в шахматы, а развитие логического мышления выступает как ожидаемый, но побочный результат. Второй, российский путь, охарактеризован в 80е годы XX века как «Шахматы –школе». В этом случае шахматы рассматриваются как инструмент развития мышления –способности действовать «в уме», а процесс обучения основам шахматам выступает как средство для достижения цели [10]. Способность действовать «в уме» одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Это умение может быть выражено в логической цепочке: предметное действие → действие на основе замещающего реальный предмет образа → обозначение образа словами → вербальное действие → действие в уме. Реально осуществляемое действие через образ и слово становится действием в уме или мыслью. Именно шахматы как школьный учебный предмет могут быть использованы как инструмент формирования и развитияданной способностиу детейи школьников. В связи с вопросом шахматного всеобуча следует различать два подхода при обучении шахматам –с образовательной и спортивной целью: с позиций спортивного тренера по шахматам, с одной стороны, и педагога, преподающего предмет –«шахматное образование младших школьников» в начальной школе, с другой стороны.Спортивный тренер по шахматам и педагог шахматного образования общеобразовательной школы –это, в большинстве случаев, два различных специалиста. Но каждый из них обучает младших школьников одному и тому же –игре в шахматы. Главное различие –в целевом методологическом подходе к обучению игре в шахматы со спортивным уклоном (работа тренера) и общеобразовательным (работа педагога) заключается в следующем: в работе тренера у начинающего шахматиста развиваются, в первую очередь, спортивные качества, такие, как психическая выносливость, общая физическая подготовленность, теоретические знания; в работе педагога превалирует образовательная составляющая шахмат: развитие познавательных способностей учеников и содействие формированию гармонично развитой личности, которые выступают на первый план и становятся, таким образом, основными показателями развития младших школьников. При обучении игре в шахматы со спортивным уклоном (в детскоюношеских спортивных школах, в спортивных кружках общеобразовательных школ или домов детского творчества) часто превалируют выделение, отбор и подготовка потенциально перспективных шахматистов. Основной задачей тренера является поиск путей и способов дальнейшей специализации и повышения спортивного мастерства учащихся.При обучении игре в шахматы с образовательным уклоном методика иная. Вопервых, в рамках внеурочной или урочной деятельности общеобразовательной школы игре в шахматы обучаются все младшие школьники, вне зависимости от их потенциальных способностей. Акцентируется внимание и делается упор на демонстрацию возможностей шахмат: что именно они дают детям безотносительно к тому, будут ли шахматы являться их профессиональной деятельностью на определённом жизненном этапе или нет.Таким образом, шахматный всеобуч –это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного и дошкольного образования для достижения значимых для системы образования целей. Представители шахматных федераций также могут использовать возможность шахматного всеобуча для реализации спортивных задач –для создания резерва шахматных клубов и выявления перспективных шахматистов. В настоящее время делаются попытки разграничить спортивные и образовательные шахматы, и на повестку дня актуальным выступает вопрос о том, что преподавание шахмат требует создания нового научного направления –шахматной педагогики.Но несомненным является тот факт, что предмет «шахматы» как инвариантная учебная дисциплина в школе является средством формирования и развития такой важной способности как действия «в уме».

Ссылки на источники1.Линдер И.М. Эстетика шахмат [Текст] / И.М. Линдер. –М.: Сов. Россия, 1981. –С. 7.2.Каспаров Г. Шахматы как модель жизни [Текст] / Гарри Каспаров. —М.: Эксмо, 2007. С.29.3.Александрович Г.С., Столяр Е.С. Многоликая Каисса[Текст] / Г. Каспаров. –М.: Физкультура и спорт, 1989. –С.21.4.Школьная дилемма // 64 –Шахматное обозрение. 2009. №10. С. 34.5.О шахматном всеобуче // 64 –Шахматное обозрение. 2012. № 9. С. 4849.6.Николаев М.Е. Шахматное образование в России [Электронный ресурс]: М.Е. Николаев. –Режим доступа: http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru/component/content/article/401170709. Дата обращения: 19.11.2013.7.Томсинов В. «Шахматы как судьба, или «Праздником может быть только победа» / В. Томсинов // 64 Шахматное обозрение. 2013. № 4. С. 6061.8.Капабланка Х.Р. Последние шахматные лекции [Текст] / Х.Р. Капабланка. М.: Физкультура и спорт, 1977. –С.8.9.ГончаровВ.И. Как стать тренером по шахматам [Текст] / В.И. Гончаров. Набережные Челны: Издво ООО «Сандриз», 2004. –С.20.10.Сухин И. Эффективное средство развития мышления / И. Сухин // 64 –Шахматное обозрение. 2013. № 6. С. 75.

Ikonnikova Olga NikolaevnaCandidate of Philology, Head of Chess Club named after Vladimir Dvorkovich of Direction of sporthealthimproving programs of Southern Federal University, Taganrog.www.iconolga@mail.ruPedagogical fundamentals of teaching primary schoolchildrento play chessAnnotation.The article brings up the problem of appropriateness of introduction of the school subject ‘chess’ at school as an effective means of development of thinking, namely, the ability of operating ‘in mind’and also of cognitivepersonality development of primary schoolchildren. The author concludes that to solve the problems of chessgeneral compulsory education one should differentiate sport and educational approaches while teaching chess. When onespeaks about chess as a kind of sport, the main idea issport perfection. Approaching to chessas a school subject the kernel is the achievement of important for education aims, namely, developing the ability of operating ‘in mind’.

Key words: chess, school subject, chess general compulsory education, primary schoolchildren, ability of operating ‘in mind’.