Развитие профессиональной компетентности специалиста в современных правовых условиях дополнительного профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Махутов Б. Н., Бауэр Е. А., Зименков А. Н. Развитие профессиональной компетентности специалиста в современных правовых условиях дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4371–4375. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55139.htm.
Аннотация. В статье представлены основы развития профессиональной компетентности современного специалиста в контексте дополнительного профессионального образования; рассмотрены направления развития системы дополнительного профессионального образования в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Махутов Буркит Набатбаевич, кандидат технических наук, проректор по дополнительному образованию ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», г.Нижневартовскmahutov@mail.ru

Бауэр Елена Александровна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», г.Нижневартовскsunhele@rambler.ru

Зименков Андрей Николаевич,проректор по административнохозяйственной работеФГБОУ ВПО «Нижневартовскийгосударственный университет», г.Нижневартовск

Развитие профессиональной компетентности специалиста в современных правовых условиях дополнительного профессионального образования

Аннотация.В статье представлены основы развития профессиональной компетентности современного специалиста в контексте дополнительного профессионального образования; рассмотрены направления развития системы дополнительного профессионального образования в нормативноправовых документах федерального и регионального уровней.Ключевые слова:компетентность, профессиональная компетентность, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, непрерывное профессиональное образование, lifelong learning.

В создании инновационной социально ориентированной экономики России особое место уделено качеству профессиональных кадров. Успешность осуществления планов долгосрочного социальноэкономического развития, реализация приоритетных направлений государственной политики напрямую зависит от инициативных, конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности.Природа компетенции имеет многосторонний, разноплановый и одновременно системный характер. Как показано С.Н.Полькиной, анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет констатировать отсутствие однозначного понимания понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте [1]. В целом, с точки зрения И.А. Латыповой, компетентность определяет, с одной стороны, анализ, процесс (деятельность, общение, личность) и результат его труда, с другой соотношение объективнонеобходимых умений и психологических качеств, которыми он обладает. Соответственно профессиональную компетентность автор рассматривает как интегративное свойство личности, то есть совокупность знаний, умений и навыков, определяющих результативность труда, опыта выполнения профессиональных задач; комплекс профессионально важных качеств личности специалиста, единство теоретической и практической готовности к трудовой деятельности [2]. А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», полагает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность в его понимании –владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к предмету деятельности [3].И.Д. Чечель, анализируя понятия, определяет их по основанию «потенциальное —реальное». Другими словами, по мнению автора, компетенция —характеристика потенциального состояния личности, а компетентность —характеристика личности, проявляемая в реальной деятельности. Исходя из этого положения можно видеть, что компетентность это сложная интегральная характеристика, состоящая из комплекса компетенций, содержание которого определяется целями, задачами и характером деятельности [4]. В диссертации Э.Г. Исламгалиевакомпетентность выступает как производное профессионального опыта, как возможное следствие его накопления в течение профессиональной жизни и деятельности [5]. Тем самым, исследователь выделяет ряд аспектов компетентности: содержательный, предметный, уровневый, юридическиправовой, личностный. Рассматривая термин «компетентность» в соответствии с ее носителями, он выделяет компетентность отдельной личности, компетентность различных социальных групп (в частности профессиональную компетентность педагогов и руководящих педагогических кадров) и т.д. Можно согласиться с мнением Э.Ф. Зеера, что профессиональная компетентность, будучи динамичной, проявляется и может быть оценена только в практической деятельности [6]. В условиях компетентностного похода система дополнительного профессионального образования (далее —ДПО) создает уникальную возможность для непрерывного профессионального образования, реализуя принцип обучения в течение жизни (lifelong learning). Программы повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки направлены, с одной стороны, на удовлетворение потребностей личности в совершенствовании знаний, умений и навыков в какойлибо сфере деятельности, с другой стороны, учитывают требования работодателя в подготовке кадров необходимой специализации.Нормативноправовые документы федерального, регионального, локального уровней создают основу для реализации ДПО в вузе. Еще международная комиссия по образованию в XXI веке пришла к выводу, что будущий прогресс человечества зависит не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности. Национальонй законодательнойбазой, устанавливающей деятельность субъектов образовательного процесса в условиях качественного преобразования социальноэкономической сферы, призваны решать федеральные законы. Системообразующим законодательным актом, регламентирующим процессы в системе ДПО является Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", определяющий содержание государственной политики в сфере образования. Принципы образовательной политики выступают в качестве фундаментальной основы системы взаимоотношений личности, общества и государства по организационнометодическим, экономикоправовым и иным вопросам образования. Основополагающим из них является принцип признания приоритетности образования [7, ст.3]. Необходимость уделять первоочередное внимание сфере образования, оказывать правовую и финансовую поддержку, обеспечивать учреждения высококвалифицированными кадрами, развивать материальную базу –подобная установка звучала и ранее, в Законе «Об образовании» 1992 года, однако лишь в 2012 г. данное утверждение отнесено к разряду принципов, незыблемых основ данной социальной сферы.Сущность и назначение ДПО представлено в статье 76 Федерального закона. В ней, в частности, четко определен контингент слушателей, допущенных к освоению программ: лица, имеющие (получающие) среднее/высшее профессиональное образование. Кроме того, в документе закреплено право образовательного учреждения на разработку и утверждение содержания программ, на выбор форм и сроков их освоения, а также форм итоговой аттестации обучающихся. Естественно, что содержание программ ДПО должно быть построено в соответствии с квалификационными требованиями к профессии. Порядок реализации дополнительных профессиональных программ регламентирует единые подходы к осуществлению образовательной деятельности в системе ДПО [8].В нем обозначены механизмы и способы осуществления образовательной деятельности, определены требования к срокам и условиям реализации программ.

В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года образование рассматривается как элемент формирования национальной экономики высоких технологий [9]. В документе подчеркивается, что соблюдение требования инновационного характера экономики возможно при условии создании «современной системы непрерывного индивидуализированного образования для всех» [9]. При этом речь идет о государственной поддержке как потребителей услуг непрерывного профессионального образования, таки организаций, предоставляющих качественные услуги в данной сфере. Поскольку качество социальной среды во многом определяется созданием благоприятных условий для развития способностей каждого человека, то заметим, что эффективность системы ДПО в конкретном регионе обусловлена уровнем профессиональной компетентности кадров в данной сфере.В этом же ключе представлена система ДПО в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 —2015 годы, которая актуализирует значение роли «человеческого капитала» в контексте модернизации экономической системы государства [10]. Без создания современной, эффективной, доступной системы непрерывного образования невозможно достижение высокого уровня социальноэкономического развития страны, считают авторы документа. В данных условиях ДПО должно мобильно реагировать как на возрастающие запросы населения в качестве и разнообразии курсов повышения квалификации и программ переподготовки, так и на высокие требования работодателей к качеству подготовки/переподготовки специалистов. Вдохновляет и оптимистичный прогноз разработчиков программы, по результатом которой «около 50% занятых в экономике специалистов пройдут обучение по программам непрерывного образования». В перспективном развитии субъектов РоссийскойФедерации важное значение отведено растущей конкуренции регионов России за человеческие ресурсы. Так, в Стратегии социальноэкономического развития ХантыМанскийского автономного округаЮгры (далееХМАОЮгра) на 2020 и на период до 2030 года определено, что система образования должна работать на инновационное развитие региона. Высокие стандарты жизни и социального благополучия возможны при условии опережающего развития человеческого капитала, говорится в документе. Закономерно, что в Стратегии нашлаотражение тема развития дополнительного профессионального образования на долгосрочную перспективу. В документе подчеркивается необходимость «постоянно действующей системы повышения квалификации и переподготовки … специалистов, … обеспечивающей инновационный способ развития ключевых отраслей экономики» [11]. Эффективное развитие системы дополнительного профессионального образования в округе является важным условием для накопления «человеческого капитала», которое определяет содержание «экономики знаний». Укрепление лидерских позиций Югры в инновационном развитии, определение конкурентных преимуществ округа на межрегиональном и федеральном уровнях возможно при создании системы высокого качества образования, в том числе дополнительного, повышения уровня доступности услуг в данной сфере, подчеркивается в документе. Доступное и качественное образование рассматривается как элемент повышения качества жизни населения региона. Окружной закон «Об образовании в ХМАОЮгре» закрепляет полномочия органов государственной власти в сфере образования, к которым в том числе относит вопрос организации предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях [12, ст. 3]. Таким образом, на региональном уровне подчеркивается, что эффективная система непрерывного профессионального образования выступает не только в качестве необходимого успешного условия развития экономики ХМАОЮгры, но и в качестве фактора социального развития общества, основы благополучия граждан.

Ссылки на источники1 Полькина С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования. URL: http://www.orenedu.ru/files/internet/profili/didakt/docs/2b/lek2_1.html#3. [дата обращения 25.03.2014].2 Латыпова И.А. Совершенствование деятельности руководителя сельской общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности учителей: Автореф.дис.... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. URL: http://www.dslib.net/obwpedagogika/sovershenstvovaniedejatelnostirukovoditeljaselskojobweobrazovatelnojshkolypo.html

[дата обращения 25.03.2014]. 3 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

[дата обращения 12.03.2014]. 4 Чечель И.Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения. URL: http://www.iuorao.ru/20120322/18720120324073618

[дата обращения 02.03.2014]. 5 Исламгалиев Э.Г. Профессиональная компетентность педагога : Социологический анализ : дисс... кандидата социол.наук.Екатеринбург, 2003. URL: http://www.dslib.net/sociologiakultury/professionalnajakompetentnostpedagogasociologicheskijanaliz.html. [дата обращения 28.01.2014]. 6 Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000, №3.7 Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html.8 Приказ Министерства образования и науки РосийскойФедерации от 1 июля 2013 г. №499 "Об утверждении Порядка реализации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".9 Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662р // URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept 10 Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 —2015 годы".11 Распоряжение Правительства ХМАОЮгры от 22 марта 2013 года № 101рп "О Стратегии социальноэкономического развития ХМАОЮгры на 2020 и на период 2030 года".12 Закон ХантыМансийского автономного округаЮгры от 1 июля 2013 г. № 68оз "Об образовании в ХМАОЮгре".

Makhutov Burkit Candidate of EngineeringViceRector for additional education, Nizhnevartovsk state Universitymahutov@mail.ruBauer ElenaCandidate of HistoryHead of the Department for additional education, Nizhnevartovsk state Universitysunhele@rambler.ruZimencov AndreyVice Rector, Nizhnevartovsk state UniversityThedevelopment of professional competence of a specialist in modern legal terms of additional professional educationThe article presents the foundations for the development of professional competence of a contemporary specialist in the context of additionalprofessional education; In the article considers the directions of development of system of additional professional education in legal and normative documents of Federal and regional levels.Сompetence, professional competency, additional education, additional professional education, continuing professional education, lifelong learning.