Личностные ресурсы и удовлетворенность психологическим климатом в коллективе – показатели эффективности деятельности педагога в современной образовательной организации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Львова
И.
В. Личностные ресурсы и удовлетворенность психологическим климатом в коллективе – показатели эффективности деятельности педагога в современной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4466–4470. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55158.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются личностные ресурсы, связанные с удовлетворенностью психологическим климатом в педагогическом коллективе, оказывающие влияние на эффективность деятельности педагога в современной образовательной организации. Среди личностных составляющих, ответственных за удовлетворенность психологическим климатом, рассматриваются: ценностные и смысложизненные ориентации личности, стратегии совладения, удовлетворенность социальной поддержкой в коллективе.
Ключевые слова:
жизнестойкость, осмысленность жизни, ценностные ориентации, копинг-стратегии, психологический климат, социальная поддержка
Текст статьи
ЛьвоваИнна Владимировна,кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией научнометодического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности в образованииГОУ ДПО(повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО), г. Кемеровоlvovhome@mail.ru
Личностные ресурсы и удовлетворенность психологическим климатом в коллективе–показатели эффективности деятельности педагога
в современной образовательной организации
Аннотация.В статье рассматриваются личностные ресурсы, связанные с удовлетворенностьюпсихологическим климатом в педагогическом коллективе, оказывающие влияние на эффективность деятельности педагога в современной образовательной организации. Среди личностных составляющих, ответственных за удовлетворенность психологическим климатом, рассматриваются: ценностные и смысложизненные ориентации личности, стратегии совладения, удовлетворенность социальной поддержкой в коллективе.Ключевые слова:психологический климат, жизнестойкость, осмысленность жизни, ценностные ориентации, копингстратегии, социальная поддержка.
В современных условиях проблемы качества образования, эффективности профессиональной деятельности педагога приобретают особую актуальность. Высокая социальная значимость данной профессиональной деятельности определяет к ней постоянныйисследовательский интерес. Неизбежно возникает вопрос условий, факторов, показателей, влияющих на эффективность деятельности педагога, и рост его профессионализма. Введение в практику работы образовательных организаций профессиональногостандарта педагога(утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «18» октября 2013 г. № 544н) направлено на повышение мотивации педагогических работников к труду и качеству образования. Его целью является создание единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.На сегодняшний день необходим педагог, способный обеспечить развитие личности, соответствующей современным требованиям общества.В этой связи сложность и многообразие профессиональных задач, решаемых педагогом,определяют специфику его профессиональной деятельности. На успешность деятельности,как отдельного педагога, так и коллектива в целом, влияют условия, в которых происходит взаимодействие членов коллектива. Данные условия определяют удовлетворенность процессом и результатами труда. Благоприятный психологический климат может выступать условиемповышения качества образования, развитияорганизации, удовлетворенностиработников трудом, взаимоотношениямив коллективе. Сам психологический климат подвержен изменениям во времени. Психологический климат можно определитькак устойчивый психологический настрой в коллективе, характеризующийся эмоциональными составляющими. В нем соединяются настроение, взаимоотношения, переживания членов коллектива относительно происходящих в коллективе событий. Каждый член коллектива привносит свое настроение, эмоциональный настрой, самочувствие, влияет как на меру проявления своей индивидуальности, так и на общее личностное развитие других членов коллектива.В педагогическом коллективе существует несколько характерных типов людей, входящих в малые группы и оказывающих влияние на коллег и обучающихся. Перед администрацией в этих условиях стоит непростая задача, связанная с грамотным управлениемэтими процессами. Это предполагает сформированность ценностных ориентаций коллектива, необходимостьзнать, учитывать и использовать возможности и особенности участников малых группвнутри коллектива.
Психологический климатпедагогического коллектива влияетна психологическийклимат ученического коллектива, качество и эффективность педагогической деятельности.Благоприятный психологическийклимат в коллективе помогает педагогу найти оптимальныепути взаимодействия сколлегами, свободно проявлятьсвои желания, чувствовать себя значимым членом коллектива.Он также способствует стремлению педагоговк саморазвитию и самообразованию, повышению уровня своего профессионализма. По мнению Р.М. Грановской благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе поддерживаетстремление педагогов к повышению квалификации, высказыванию собственного мнения, желания участвовать в разработке новых проектов [1; с.37]. Удовлетворенность психологическим климатом и социальной поддержкой в коллективе непосредственно связана с мотивацией сотрудников, их личностными показателями. Благоприятный психологический климат переживается человеком как состояние удовлетворенности отношениями в коллективе, с руководителем, результатами и процессом работы. Он способствует росту субъективного благополучия, снижает вероятность эмоционального выгорания и смягчает негативное влияние стрессов. Восприятие психологическойобстановки в коллективепедагогом всегда носит субъективный характер, кроме того, он самоказывает на него непосредственное влияние.Поэтому создание благоприятного психологического климата–это всегда общая задача коллектива.С. Кортрайт и К. Купер [4; с.470] выделяют потенциальные стрессоры, влияющие на жизнь человека на рабочем месте и повышающие уровень внутренней и внешней неопределенности:потеря чувства самоидентификации при разрастании масштабов организации;нехватка информации, слабая или недостаточно простроенная коммуникация;боязнь потерять работу или получить существенное понижение по должности;опасение нежелательного перевода на другой функционал или рабочее место;снижение или утрата полномочий, статуса, престижа;прерванная или неопределенная судьба дальнейшей карьеры;изменение правил и положений внутриорганизационного распорядка;неоднозначность системы распределения ролей, прав и обязанностей;обесценивание и девальвация имеющегося опыта;несовпадение личных ценностей с культурой организации;повышение рабочей нагрузки.Эти потенциальные стрессоры выдвигают целый ряд требований к личности педагога, которая должна обладать соответствующим набором профессиональных компетенцийи личностных ресурсов.Исторические вызовы современному обществу актуализируют проблему максимального развития личностного потенциала в каждом человеке. Итогом профессионального развития сегодня должен статьспециалист, не только высокообразованный, культурный, но и способный отвечать на вызовы современной жизни, быстро ориентироваться в ситуации нового вида, в изменяющихся условиях, быть гибким, самоэффективным, способным противостоять жизненным трудностям. Такие качества мы встречаем в современных требованиях к педагогической профессии, они востребованы в условиях реализации ФГОС в современном образовании.В своем исследовании мы опираемся на концепцию личностного потенциала Д.А. Леонтьева. Он определяет личностный потенциал какинтегральнуюхарактеристикуиндивидуальнопсихологическуюособенность личности, лежащую в основе ееспособности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.Личностный потенциал и составляющие его личностные ресурсы это все то в личности, что способствует достойному принятию вызова жизни, не столько на уровне адаптации к существующим условиям, сколько на уровне качественного позитивногоразвитияличности. С позицииД.А. Леонтьева, ресурсы являются ресурсами только тогда, когда реализуются в деятельности. Более того, активная деятельность, внутренняя или внешняя это единственный способ развития ресурсов, в том числе, приращения смысла[4]. Среди таких ресурсов можно выделить, например,жизнестойкостьличности, осмысленность жизни, конструктивные стратегии преодоления трудностей, толерантность к неопределенности. Эти ресурсы во многом определяют эффективность профессиональной деятельности.Исследованиепсихологического климата в коллективе и личностных ресурсов педагогов проводилось нами набазе ГОУ СПО «Кемеровский профессиональнотехнический колледж». В нем участвовали педагогив количестве 80человек, в возрасте
от 20 до 72 лет(М=41,2 st.dev.=13,7).
Данные анализировались как по выборке в целом, так и по отдельным категориям педагогов по критерию возраста: молодые специалисты (до 35 лет) N=32, специалисты (от 35 до достижения пенсионного возраста) N=33, работающие пенсионеры (5560 и старше) N=15.Исследование проводилось с использованием следующихпсиходиагностическихметодик: 1)Тест смысложизненных ориентаций СЖО (Леонтьев, 1992); 2)Методика ценностных ориентаций (Schwartz,1992, Карандашев, 2004).3)
Методика изучения психологического климата коллектива (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина).4)Опросник социальной поддержки (SSQ, Sarason et al, 1990), перевод ШевадаЕ.И. Рассказовой, который был модифицирован для исследования психологической поддержки в коллективе, где в инструкции просили оценить социальную поддержку в ограниченном варианте –из числа членов коллектива данной организации).5)Опросник копингстратегий COPE (Carver, Scheier, Weintraub, 1989) в адаптации Гордеевой, Е.Н. Осина, Е.И. Рассказовой.6)Тест жизнестойкости (Maddi, 2001, Леонтьев, Рассказова, 2006);Значимые коэффициенты корреляции Пирсона находятся на уровне r>0,22 при p0,05; r>0.28 при p0,01; r>0.36 при p0,001.
Анализируя полученные результаты, следует отметить общую тенденциюдля педагогов всех возрастов:оценка удовлетворенности социальнопсихологическим климатом повышается с возрастом и ростом личностной значимости ценностей доброты и традиций(методика определения ценностных ориентаций и методика изучения психологического климата коллектива). Ценности доброты и традиций способствуют установлению доброжелательныхвзаимоотношений в коллективе и являются ресурсом в формировании благоприятного психологического климата. Таким образом, мы можем констатировать, что на оценку психологического климата влияют ценностные предпочтенияпедагогов (в данном случае ценности доброты и традиций). Обнаруженотакже, чтомежду молодыми специалистами и специалистами в возрасте от 35 лет до пенсионноговозраста, нет разницы в оценке психологического климата, тогда как пенсионеры оценивают психологический климат в коллективе выше, что говорит о том, что они воспринимают его как более благоприятный.Результаты исследования также говорят о том, что оценка психологического климата тесно связана с показателем «размер индивидуальной сети социальной поддержки в коллективе» (Опросник социальной поддержки). Размер индивидуальной сетиподдержки является важным при оценке состояния и прогнозе развития психологического климата в коллективе. Именно этот показатель помогает оценить степень интегрированности педагога в трудовой коллектив.Основываясь на результатах анализа данных,индивидуальная сеть социальной поддержки шире при повышении осмысленности жизни(тест смысложизненных ориентаций, СЖО).Оценка психологического климата педагогомв значительной степени зависит от его личностных особенностей. Более позитивно оценивают климат в коллективепедагоги с высокой осмысленностью жизни и жизнестойкостью, то есть, те, кто готов активно включаться в его формирование, благодаря своей активной жизненной позиции(тест смысложизненных ориентаций СЖО, Леонтьев, 1992 и тест жизнестойкости, Maddi, 2001, Леонтьев, Рассказова, 2006).
Жизнестойкость определяется как личностный ресурс, черта личности, ответственная за стрессоустойчивость. Она включает в себя контроль, вовлеченность в деятельность и принятие риска; способствует саморегуляции и эффективностидеятельности. Она характеризуется также уверенностьюв подконтрольности значимых событий жизни,принятиемвызова жизни, готовностьюсправляться с трудностями. При оценке психологического климата в коллективебыла выявлена взаимосвязь с показателем осмысленности жизни, котораяпроявилась как в общей выборке, так и по возрастам. Эта взаимосвязь свидетельствуето том, чтоболее позитивно оценивают климат в коллективе педагогис высокой осмысленностью жизни. Связь оценки психологического климата и осмысленностижизниговорит о том, что члены коллективав большей степени вовлечены в совместную деятельность, способны стремиться к достижению общих коллективных результатов. Они могут служить гарантом как социального так и личного успеха. Осмысленность процессажизни или наличие к ней интересапривносит в жизнь коллектива стремление к развитию. В таких условиях климат способен стать ресурсом для развития личного успеха педагогов, подкреплять значимость собственных достиженийчленов коллектива. Сотрудник, высоко оценивающий психологический климат в большей степени удовлетворен процессом своей жизни, способен к самореализации.Показатель «Локус контроля –Я» по тесту СЖО, дающий личности ощущение свободы выбора, выстраивающей свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, представлениями осмысле, способнойконтролировать события собственной жизни, способствует проявлению активной позиции в коллективе, повышает статус педагога в коллективе, общительность и желание взаимодействовать в группе, решать коллективные задачи(Методика изучения психологического климата коллектива).Коллектив в своюочередь способен в этой ситуации оказывать положительное влияние на развитиеего самостоятельности.Показатель «Локус контроля –жизнь» или управляемость жизни, уверенность в свободном принятии решений и высокая оценка психологического климата в коллективеспособствует развитию его инициативности.Изучение взаимосвязи оценкипсихологического климата с показателями стратегий поведения (опросник копингстратегий,COPE) показало, что оценка психологического климата повышается приусловии предпочтения стратегий активного совладания с жизненными трудностями. Навыки управления стрессом включают в себя как раз стратегии совладания с жизненными трудностями.Обнаружено, что оценка психологического климата педагогамивыше при предпочтении ими юмора как способа разрядки напряженности в коллективе, как попытки справиться с ситуацией. Эта стратегия может помочь адаптации человека в стрессовой ситуации.Улыбка облегчает установление контакта и укрепляет социальные связи.Юмор используется как возможность в профессиональной деятельности влияния на преодоление кризиса личностью, создания с его помощью доброжелательной атмосферы в коллективе.
Смысл данных утвержденийв случае нашего исследования в том, что если для человекаего жизнь и работа имеют глубокий личностный смысл, то у него будут силы работать качественнее. Педагогическая деятельность подверженная влиянию разных стрессфакторов. Некоторых из них трудно избежать, частьмы создаем сами, в межличностных отношениях. Но человек в стрессе не может эффективно работать, а если может, то ценой невероятного напряжения и усилий. Поэтому так важно уметь справляться со стрессами. Навыки управления стрессом включают в себя стратегиисовладания [3; с. 431433].
Так как одним из ключевых моментов в отношениях личности и коллектива является степень активности самой личности, проявляющаяся, в том числе, и в решении возникающих производственных проблем, то наиболее уместным для анализа их взаимовлияния, с нашей точки зрения, является подразделение всех существующих стратегий на активные (деятельностные) и защитные (Леонтьев, Александрова, Лебедева, 2011) [2; с.37]. Делая вывод, следует отметить, что если психологический климат в коллективе получает высокую оценку педагога, то это способствует не только развитию самого коллектива, но и его сотрудников. В целом, результаты исследования позволили выявить тесную связь между оценкой психологического климата и осмысленностью жизни, стратегиями поведения, ценностными ориентациями и жизнестойкостью.Удовлетворенность психологическим климатом в педагогическом коллективе во многом зависит от личностных особенностей самого человека (системы ценностных ориентаций, жизнестойкости, осмысленности жизни, предпочтения эффективных стратегий совладания с жизненными трудностями); размера сети индивидуальной социальной поддержки в педагогическом коллективе, связанной с осмысленностью жизни и жизненными ценностями.Осмысленность жизни, умение справляться с вызовами (в том числе, профессиональными) на деятельностном и внутриличностном уровнях, интерес к своей профессиональной деятельностью, способствуют более высокой удовлетворенности жизнью,трудом и коллективом.
Ссылки на источники1.Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. Спб: Речь, 2006. –416с.2.Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. C. 80–94.3.Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –3е изд., испр. –М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.527с. 4.Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. –М.: Смысл, 2011. –680с.
Lvova Inna Vladimirovna,Candidate of psychological sciences Associate Professor, Head of the Laboratory of scientific and methodological support innovative and experimental activities in education, State educational institution of additional professional education (training) specialists "Kuzbass Regional Institute of Advanced qualification and Retraining of teachers" (KRIPKiPRO), KemerovoPersonal resources and satisfaction of the psychological climate in the team performance indicators of the activity of the teacher in the modern educational organizationThe article deals with personal resources associated with satisfaction of the psychological climate in the pedagogical collective, influencing on the effectivenessof the teacher in the modern educational organization. Among the components of the personal responsible for the satisfaction psychological climate, consider: value and life reasons of the orientations of the person, the strategy of coownership, satisfaction with social support in the team.Keywords:psychological climate, hardiness, sense of life, personal values, coping strategies, social support.
Личностные ресурсы и удовлетворенность психологическим климатом в коллективе–показатели эффективности деятельности педагога
в современной образовательной организации
Аннотация.В статье рассматриваются личностные ресурсы, связанные с удовлетворенностьюпсихологическим климатом в педагогическом коллективе, оказывающие влияние на эффективность деятельности педагога в современной образовательной организации. Среди личностных составляющих, ответственных за удовлетворенность психологическим климатом, рассматриваются: ценностные и смысложизненные ориентации личности, стратегии совладения, удовлетворенность социальной поддержкой в коллективе.Ключевые слова:психологический климат, жизнестойкость, осмысленность жизни, ценностные ориентации, копингстратегии, социальная поддержка.
В современных условиях проблемы качества образования, эффективности профессиональной деятельности педагога приобретают особую актуальность. Высокая социальная значимость данной профессиональной деятельности определяет к ней постоянныйисследовательский интерес. Неизбежно возникает вопрос условий, факторов, показателей, влияющих на эффективность деятельности педагога, и рост его профессионализма. Введение в практику работы образовательных организаций профессиональногостандарта педагога(утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «18» октября 2013 г. № 544н) направлено на повышение мотивации педагогических работников к труду и качеству образования. Его целью является создание единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.На сегодняшний день необходим педагог, способный обеспечить развитие личности, соответствующей современным требованиям общества.В этой связи сложность и многообразие профессиональных задач, решаемых педагогом,определяют специфику его профессиональной деятельности. На успешность деятельности,как отдельного педагога, так и коллектива в целом, влияют условия, в которых происходит взаимодействие членов коллектива. Данные условия определяют удовлетворенность процессом и результатами труда. Благоприятный психологический климат может выступать условиемповышения качества образования, развитияорганизации, удовлетворенностиработников трудом, взаимоотношениямив коллективе. Сам психологический климат подвержен изменениям во времени. Психологический климат можно определитькак устойчивый психологический настрой в коллективе, характеризующийся эмоциональными составляющими. В нем соединяются настроение, взаимоотношения, переживания членов коллектива относительно происходящих в коллективе событий. Каждый член коллектива привносит свое настроение, эмоциональный настрой, самочувствие, влияет как на меру проявления своей индивидуальности, так и на общее личностное развитие других членов коллектива.В педагогическом коллективе существует несколько характерных типов людей, входящих в малые группы и оказывающих влияние на коллег и обучающихся. Перед администрацией в этих условиях стоит непростая задача, связанная с грамотным управлениемэтими процессами. Это предполагает сформированность ценностных ориентаций коллектива, необходимостьзнать, учитывать и использовать возможности и особенности участников малых группвнутри коллектива.
Психологический климатпедагогического коллектива влияетна психологическийклимат ученического коллектива, качество и эффективность педагогической деятельности.Благоприятный психологическийклимат в коллективе помогает педагогу найти оптимальныепути взаимодействия сколлегами, свободно проявлятьсвои желания, чувствовать себя значимым членом коллектива.Он также способствует стремлению педагоговк саморазвитию и самообразованию, повышению уровня своего профессионализма. По мнению Р.М. Грановской благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе поддерживаетстремление педагогов к повышению квалификации, высказыванию собственного мнения, желания участвовать в разработке новых проектов [1; с.37]. Удовлетворенность психологическим климатом и социальной поддержкой в коллективе непосредственно связана с мотивацией сотрудников, их личностными показателями. Благоприятный психологический климат переживается человеком как состояние удовлетворенности отношениями в коллективе, с руководителем, результатами и процессом работы. Он способствует росту субъективного благополучия, снижает вероятность эмоционального выгорания и смягчает негативное влияние стрессов. Восприятие психологическойобстановки в коллективепедагогом всегда носит субъективный характер, кроме того, он самоказывает на него непосредственное влияние.Поэтому создание благоприятного психологического климата–это всегда общая задача коллектива.С. Кортрайт и К. Купер [4; с.470] выделяют потенциальные стрессоры, влияющие на жизнь человека на рабочем месте и повышающие уровень внутренней и внешней неопределенности:потеря чувства самоидентификации при разрастании масштабов организации;нехватка информации, слабая или недостаточно простроенная коммуникация;боязнь потерять работу или получить существенное понижение по должности;опасение нежелательного перевода на другой функционал или рабочее место;снижение или утрата полномочий, статуса, престижа;прерванная или неопределенная судьба дальнейшей карьеры;изменение правил и положений внутриорганизационного распорядка;неоднозначность системы распределения ролей, прав и обязанностей;обесценивание и девальвация имеющегося опыта;несовпадение личных ценностей с культурой организации;повышение рабочей нагрузки.Эти потенциальные стрессоры выдвигают целый ряд требований к личности педагога, которая должна обладать соответствующим набором профессиональных компетенцийи личностных ресурсов.Исторические вызовы современному обществу актуализируют проблему максимального развития личностного потенциала в каждом человеке. Итогом профессионального развития сегодня должен статьспециалист, не только высокообразованный, культурный, но и способный отвечать на вызовы современной жизни, быстро ориентироваться в ситуации нового вида, в изменяющихся условиях, быть гибким, самоэффективным, способным противостоять жизненным трудностям. Такие качества мы встречаем в современных требованиях к педагогической профессии, они востребованы в условиях реализации ФГОС в современном образовании.В своем исследовании мы опираемся на концепцию личностного потенциала Д.А. Леонтьева. Он определяет личностный потенциал какинтегральнуюхарактеристикуиндивидуальнопсихологическуюособенность личности, лежащую в основе ееспособности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.Личностный потенциал и составляющие его личностные ресурсы это все то в личности, что способствует достойному принятию вызова жизни, не столько на уровне адаптации к существующим условиям, сколько на уровне качественного позитивногоразвитияличности. С позицииД.А. Леонтьева, ресурсы являются ресурсами только тогда, когда реализуются в деятельности. Более того, активная деятельность, внутренняя или внешняя это единственный способ развития ресурсов, в том числе, приращения смысла[4]. Среди таких ресурсов можно выделить, например,жизнестойкостьличности, осмысленность жизни, конструктивные стратегии преодоления трудностей, толерантность к неопределенности. Эти ресурсы во многом определяют эффективность профессиональной деятельности.Исследованиепсихологического климата в коллективе и личностных ресурсов педагогов проводилось нами набазе ГОУ СПО «Кемеровский профессиональнотехнический колледж». В нем участвовали педагогив количестве 80человек, в возрасте
от 20 до 72 лет(М=41,2 st.dev.=13,7).
Данные анализировались как по выборке в целом, так и по отдельным категориям педагогов по критерию возраста: молодые специалисты (до 35 лет) N=32, специалисты (от 35 до достижения пенсионного возраста) N=33, работающие пенсионеры (5560 и старше) N=15.Исследование проводилось с использованием следующихпсиходиагностическихметодик: 1)Тест смысложизненных ориентаций СЖО (Леонтьев, 1992); 2)Методика ценностных ориентаций (Schwartz,1992, Карандашев, 2004).3)
Методика изучения психологического климата коллектива (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина).4)Опросник социальной поддержки (SSQ, Sarason et al, 1990), перевод ШевадаЕ.И. Рассказовой, который был модифицирован для исследования психологической поддержки в коллективе, где в инструкции просили оценить социальную поддержку в ограниченном варианте –из числа членов коллектива данной организации).5)Опросник копингстратегий COPE (Carver, Scheier, Weintraub, 1989) в адаптации Гордеевой, Е.Н. Осина, Е.И. Рассказовой.6)Тест жизнестойкости (Maddi, 2001, Леонтьев, Рассказова, 2006);Значимые коэффициенты корреляции Пирсона находятся на уровне r>0,22 при p0,05; r>0.28 при p0,01; r>0.36 при p0,001.
Анализируя полученные результаты, следует отметить общую тенденциюдля педагогов всех возрастов:оценка удовлетворенности социальнопсихологическим климатом повышается с возрастом и ростом личностной значимости ценностей доброты и традиций(методика определения ценностных ориентаций и методика изучения психологического климата коллектива). Ценности доброты и традиций способствуют установлению доброжелательныхвзаимоотношений в коллективе и являются ресурсом в формировании благоприятного психологического климата. Таким образом, мы можем констатировать, что на оценку психологического климата влияют ценностные предпочтенияпедагогов (в данном случае ценности доброты и традиций). Обнаруженотакже, чтомежду молодыми специалистами и специалистами в возрасте от 35 лет до пенсионноговозраста, нет разницы в оценке психологического климата, тогда как пенсионеры оценивают психологический климат в коллективе выше, что говорит о том, что они воспринимают его как более благоприятный.Результаты исследования также говорят о том, что оценка психологического климата тесно связана с показателем «размер индивидуальной сети социальной поддержки в коллективе» (Опросник социальной поддержки). Размер индивидуальной сетиподдержки является важным при оценке состояния и прогнозе развития психологического климата в коллективе. Именно этот показатель помогает оценить степень интегрированности педагога в трудовой коллектив.Основываясь на результатах анализа данных,индивидуальная сеть социальной поддержки шире при повышении осмысленности жизни(тест смысложизненных ориентаций, СЖО).Оценка психологического климата педагогомв значительной степени зависит от его личностных особенностей. Более позитивно оценивают климат в коллективепедагоги с высокой осмысленностью жизни и жизнестойкостью, то есть, те, кто готов активно включаться в его формирование, благодаря своей активной жизненной позиции(тест смысложизненных ориентаций СЖО, Леонтьев, 1992 и тест жизнестойкости, Maddi, 2001, Леонтьев, Рассказова, 2006).
Жизнестойкость определяется как личностный ресурс, черта личности, ответственная за стрессоустойчивость. Она включает в себя контроль, вовлеченность в деятельность и принятие риска; способствует саморегуляции и эффективностидеятельности. Она характеризуется также уверенностьюв подконтрольности значимых событий жизни,принятиемвызова жизни, готовностьюсправляться с трудностями. При оценке психологического климата в коллективебыла выявлена взаимосвязь с показателем осмысленности жизни, котораяпроявилась как в общей выборке, так и по возрастам. Эта взаимосвязь свидетельствуето том, чтоболее позитивно оценивают климат в коллективе педагогис высокой осмысленностью жизни. Связь оценки психологического климата и осмысленностижизниговорит о том, что члены коллективав большей степени вовлечены в совместную деятельность, способны стремиться к достижению общих коллективных результатов. Они могут служить гарантом как социального так и личного успеха. Осмысленность процессажизни или наличие к ней интересапривносит в жизнь коллектива стремление к развитию. В таких условиях климат способен стать ресурсом для развития личного успеха педагогов, подкреплять значимость собственных достиженийчленов коллектива. Сотрудник, высоко оценивающий психологический климат в большей степени удовлетворен процессом своей жизни, способен к самореализации.Показатель «Локус контроля –Я» по тесту СЖО, дающий личности ощущение свободы выбора, выстраивающей свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, представлениями осмысле, способнойконтролировать события собственной жизни, способствует проявлению активной позиции в коллективе, повышает статус педагога в коллективе, общительность и желание взаимодействовать в группе, решать коллективные задачи(Методика изучения психологического климата коллектива).Коллектив в своюочередь способен в этой ситуации оказывать положительное влияние на развитиеего самостоятельности.Показатель «Локус контроля –жизнь» или управляемость жизни, уверенность в свободном принятии решений и высокая оценка психологического климата в коллективеспособствует развитию его инициативности.Изучение взаимосвязи оценкипсихологического климата с показателями стратегий поведения (опросник копингстратегий,COPE) показало, что оценка психологического климата повышается приусловии предпочтения стратегий активного совладания с жизненными трудностями. Навыки управления стрессом включают в себя как раз стратегии совладания с жизненными трудностями.Обнаружено, что оценка психологического климата педагогамивыше при предпочтении ими юмора как способа разрядки напряженности в коллективе, как попытки справиться с ситуацией. Эта стратегия может помочь адаптации человека в стрессовой ситуации.Улыбка облегчает установление контакта и укрепляет социальные связи.Юмор используется как возможность в профессиональной деятельности влияния на преодоление кризиса личностью, создания с его помощью доброжелательной атмосферы в коллективе.
Смысл данных утвержденийв случае нашего исследования в том, что если для человекаего жизнь и работа имеют глубокий личностный смысл, то у него будут силы работать качественнее. Педагогическая деятельность подверженная влиянию разных стрессфакторов. Некоторых из них трудно избежать, частьмы создаем сами, в межличностных отношениях. Но человек в стрессе не может эффективно работать, а если может, то ценой невероятного напряжения и усилий. Поэтому так важно уметь справляться со стрессами. Навыки управления стрессом включают в себя стратегиисовладания [3; с. 431433].
Так как одним из ключевых моментов в отношениях личности и коллектива является степень активности самой личности, проявляющаяся, в том числе, и в решении возникающих производственных проблем, то наиболее уместным для анализа их взаимовлияния, с нашей точки зрения, является подразделение всех существующих стратегий на активные (деятельностные) и защитные (Леонтьев, Александрова, Лебедева, 2011) [2; с.37]. Делая вывод, следует отметить, что если психологический климат в коллективе получает высокую оценку педагога, то это способствует не только развитию самого коллектива, но и его сотрудников. В целом, результаты исследования позволили выявить тесную связь между оценкой психологического климата и осмысленностью жизни, стратегиями поведения, ценностными ориентациями и жизнестойкостью.Удовлетворенность психологическим климатом в педагогическом коллективе во многом зависит от личностных особенностей самого человека (системы ценностных ориентаций, жизнестойкости, осмысленности жизни, предпочтения эффективных стратегий совладания с жизненными трудностями); размера сети индивидуальной социальной поддержки в педагогическом коллективе, связанной с осмысленностью жизни и жизненными ценностями.Осмысленность жизни, умение справляться с вызовами (в том числе, профессиональными) на деятельностном и внутриличностном уровнях, интерес к своей профессиональной деятельностью, способствуют более высокой удовлетворенности жизнью,трудом и коллективом.
Ссылки на источники1.Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. Спб: Речь, 2006. –416с.2.Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. C. 80–94.3.Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –3е изд., испр. –М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.527с. 4.Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. –М.: Смысл, 2011. –680с.
Lvova Inna Vladimirovna,Candidate of psychological sciences Associate Professor, Head of the Laboratory of scientific and methodological support innovative and experimental activities in education, State educational institution of additional professional education (training) specialists "Kuzbass Regional Institute of Advanced qualification and Retraining of teachers" (KRIPKiPRO), KemerovoPersonal resources and satisfaction of the psychological climate in the team performance indicators of the activity of the teacher in the modern educational organizationThe article deals with personal resources associated with satisfaction of the psychological climate in the pedagogical collective, influencing on the effectivenessof the teacher in the modern educational organization. Among the components of the personal responsible for the satisfaction psychological climate, consider: value and life reasons of the orientations of the person, the strategy of coownership, satisfaction with social support in the team.Keywords:psychological climate, hardiness, sense of life, personal values, coping strategies, social support.