Влияние качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг образовательных учреждений на покупку услуги косвенными потребителями
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агеева
Г.
Ф.,
Сафиуллина
А.
А. Влияние качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг образовательных учреждений на покупку услуги косвенными потребителями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4496–4500. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55164.htm.
Аннотация. Формализованное описание зависимости восприятия и оценки качества его структурных элементов определяет функцию качества полученного обслуживания. Удовлетворение полученным товаром или услугой возникает у человека после сравнения своих предварительных ожиданий и реальных характеристик приобретенного продукта и услуги.
Ключевые слова:
модель, удовлетворенность, физкультурно-оздоровительные услуги, качество дополнительных услуг
Текст статьи
Агеева Гульназ Фаритовна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель Набережночелнинский филиал Поволжскойгосударственнойакадемиифизической культуры, спорта и туризма», г. Набережные Челныageevagf@list.ru
Сафиуллина Алина Азгаровна,студент 4 курса специализации «Менеджмент физической культуры и спорта» Набережночелнинский филиал Поволжскойгосударственнойакадемиифизической культуры, спорта итуризма», г. Набережные Челныalina.safiullina.1992@mail.ru
Влияние качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг образовательных учреждений на покупку услуги косвенными потребителями
Аннотация.Формализованное описание зависимости восприятия и оценки качества его структурных элементов определяет функцию качества полученного обслуживания. Удовлетворение полученным товаром или услугой возникает у человека после сравнения своих предварительных ожиданий и реальных характеристик приобретенного продукта и услуги. Ключевые слова:удовлетворенность, качество дополнительныхуслуг, физкультурнооздоровительные услуги, модель.
Физкультурноспортивная деятельность предусматривает содержание сети спортивных сооружений, организацию обслуживания посетителей, организацию спортивных соревнований, прокат инвентаря. Все это позволяет утверждать, что физическая культура и спорт являются самостоятельной отраслью народного хозяйства, а их основным продуктом являются физкультурноспортивные услуги [1].Маркетинговая деятельность в сфере физической культуры начинается с оценки, анализа рыночных возможностей физкультурнооздоровительной и спортивной организации и предусматривает изучение ее внутренней и внешней среды, в которую входят: исследование стимулов и мотивов к покупке физкультурнооздоровительных и спортивных услуг, особенностей выбираемых форм процесса испособов получения информации о спектре организации и предлагаемых ею услуг, изучение конкурентной среды, анализ внутренней среды организации [1, 2].Для потребителя функция качества полученного обслуживания представляет собой описание зависимости восприятия и оценки качества обслуживания в целом от восприятия и оценки качества его структурных элементов [2].Целью исследования является:исследовать качество физкультурнооздоровительных и спортивныхобразовательных учрежденийна покупку услуги косвенными потребителями.В исследовании применялись следующие методы: анализ научнометодической литературы, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, анализ документов,математическая обработка полученныхданных.Исследование проводилось с декабря2012года по февраль2013 года на базе образовательных учреждений города Набережные Челны Республики Татарстан: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» и МАОУ «Лицейинтернат №84 имени Гали Акыша». В исследование приняло участие 118 человек: подростки 58 классов, учителя, директора и завучи по воспитательной работе образовательных учреждений.
Качество предоставляемыхфизкультурнооздоровительных и спортивных услуг потребители определяют по различным критериям. Так как основными потребителями физкультурноспортивных услуг являются ученики, а они в свою очередь находятся на иждивении своих родителей, мнение семьи играет важную роль [2].Поэтому, при рассмотрении качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг, предоставляемыми образовательными учреждениями, основным потребителем, который оценивает качество предоставляемых услуг являются ученики, а родители учеников, являясь косвенными потребителями, вправе требовать соответствие качества предоставляемых услугсоответствующихожиданию их ребенка.При изучении внутренней и внешней среды школыбыло выявлено следующее: 1. Образовательное учреждениедля учеников школы 716 лет предоставляет такие дополнительные физкультурнооздоровительные и спортивные услуги, как:а) ритмическая гимнастика (ритмика)
система музыкальноритмического воспитания, которое заключаетсяв развитии координации между мускульной и нервной деятельностью, что помогает достичь автоматизма в сложных движениях. Услугапредоставляется для учеников 12 классов.б) лечебная физическая культура –направление физической культуры, использующая специально подбираемые физические упражнения, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм. Услуга предоставляется для учеников 23 классов.в) шахматы –настольная логическая играс фигурами на клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы спорта, искусстваи науки. Услуга предоставляется для учеников 14 классов.г) настольный теннис спортивная игра, основанная на передачемяча,по определённым правилам, ракетками через игровой стол с сеткой. Услуга предоставляется для учеников 78 классов.д) баскетбол спортивная командная игра с мячом, в которой необходимо забросить руками мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть им. Услуга предоставляется для учеников 89 классов.2.В спортивных залах школыможно приобрести также услуги детскоюношеской спортивной школы:а) футбол командный вид спорта, цельюкоторогоявляется забить мячв воротасоперника ногами или другими частями тела (кроме рук) максимальное количество раз. Услуга предоставляется для учеников 19 классов.б) легкая атлетика совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как бег, ходьба, прыжки и легкоатлетические многоборья. Услуга предоставляется для учеников 211 классов.в) грекоримская борьба европейский вид единоборства, в которой спортсмен должен,с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. Услуга предоставляется для учеников 1216 лет.г) ткорейское боевое искусство. Услуга предоставляется для учеников 26 классов.3. Конкурентами школы являются: 1) МАОУ «Гимназия №57»,которая предоставляет дополнительныефизкультурнооздоровительные и спортивные услуги по следующим направлениям:
для учеников 13 классов занятия танцами«В ритме танца»;
для учеников 89 классов занятия танцами «В ритме вальса»;
для учеников 58 классов лечебная физическаякультура;
для учеников 210 классов корейское боевое искусство .2) Коммерческий фитнесклуб «ФОКС», который предоставляет услуги физкультурнооздоровительной направленности в основном для взрослого населения. Для детей школьного возраста фитнесклуб предоставляет услуги танцевальной направленности
современные танцы.При изучении внешней и внутренней среды лицейинтернатабыли получены следующие результаты: 1. Лицейинтернатпредоставляет следующие услуги для учеников 1517 летпо направлениям: а) баскетбол спортивная командная игра с мячом, цельюкоторойявляетсязабросить руками мяч в корзину соперника.Услуга предоставляется для учеников 89 классов.б) волейбол –командная спортивная игра, в течение которой команды соревнуются на площадке, разделенной сеткой. Услуга предоставляется для учеников 79 классов.в) национальная борьба –курэш. Услуга предоставляется для учеников 79 классов.2. Конкурентамилицейинтерната являются:1) МАОУ «Кадетская школа №47»,которая предоставляет в основном услуги специализированной направленности, специфичной для специализации школы. Из физкультурнооздоровительных и спортивныхуслугв школе ведутся дополнительные занятия по тхэквондо для учеников 211 классов.2) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов», которая предоставляет дополнительные физкультурнооздоровительные и спортивные услуги по следующим направлением:
для учеников 111 классов и учителей школы –оздоровительное плавание;
для учеников 29 классов тхэквандо;
для учеников 49 классов –лапта.Было выявлено, что информацию о предоставляемых услугах, ученики получают через учителей физической культуры, классных руководителей и доску объявлений.Для выявления качества физкультурнооздоровительных услуг, а именноудовлетворенности или неудовлетворенности потребителей,была использована концептуальная модельSERQUAL.Предложенная анкета А.Парасураманом, В. Зейтхамл и Л. Беррибыла модифицирована и адаптирована применительно к специфике деятельности образовательных учреждений, предоставляющих дополнительные физкультурнооздоровительные и спортивные услуги, включала в себя 13 вопросов по пяти критериям: «материальность», «отзывчивость», «надежность», «убежденность», «сочувствие»(приложение 1)[1].Анализ результатов анкетирования в образовательных учреждениях показал: 1.в школе:а)по критерию «материальность» коэффициент качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг составил «0,83»
этоуказывает на то, что занимающиеся желают видеть в спортивных залах более современные оборудование и инвентарь;б)по критерию «надежность»коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивныхуслуг в школе составил «1,07»
это обусловлено тем, что у потребителей высокий коэффициент ожидания надежности качества физкультурнооздоровительных услуг;в)по критерию «отзывчивость»коэффициент качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг в школе составил « 0,66»;г)по критерию «убежденность» коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг в школесоставил«0,7»
это обусловлено тем, что ученики ожидают больше пониманияи вежливости от преподавателей;д)по критерию «сочувствие» коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг вшколе составил «0,22»–это положительное неподверждение, следовательно восприятие превосходит ожидания.2.в лицейинтернате:
а)по критерию «материальность» коэффициент качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг составил «0,9»
это указывает на то, что занимающиеся желают видеть в спортивных залах более современные оборудование и инвентарь;б)по критерию «надежность»коэффициент качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг в школе составил «0,54». Этообусловлено тем, что у потребителей коэффициент ожидания надежности качества физкультурнооздоровительных услуг значительно превышает коэффициент восприятия качества надежности;в)по критерию «отзывчивость»коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг составил«0,3»;г)по критерию «убежденность» коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг в лицейинтернате составил «0,76», т.е. занимающиеся считают, что преподаватели должны быть более вежливее, чем есть на самомо деле.д)по критерию «сочувствие» коэффициент качества физкультурнооздоровительных
и спортивных услуг составил «0,91». Анализрезультатовоценки качества дополнительных физкультурнооздоровительных и спортивных услугобразовательныхучрежденийвыявило, чтолицейинтернат и школа по концептуальной модели SERVQUALпрактическипо всем показателям коэффициент качества услуг имеет отрицательные значения. Это означает, чтоуровень ожидания превышает уровень восприятия потребителей. Самыйвысокий показатель коэфициента качества услуг в школе по критерию «сочувствие»(0,22), по критерию «отзывчивость»в лицейинтернате (0,3),самый низкий показатель коэффициента качества услуг в школепо критерию «надежность»(1,07), а в лицейинтернате по критерию «сочувствие».
Для определения условий, при которых родители учеников, выступающие косвенным потребителем физкультурнооздоровительных и спортивных услуг, готовы финансово обеспечивать деятельность своего ребенка, было проведено интервьюирование. Были получены следующие результаты: 53% опрошенных ответили «Главное, чтобы нравилось ребенку»;35% «Важно, что бы качество предоставляемых услуг было на высоком уровне»; 8% опрошенных утверждают, что оплачивать дополнительные занятия они смогут только в томслучае, если цены за занятия будут невысокими;4% опрошенных
воздержались от ответа.Определение основных мотивов к дополнительным физкультурнооздоровительным и спортивным занятиям дает образовательным учреждениям выстроить наиболее эффективную систему мотивации, учитывающую основные потребности учащихся.Для определения целевых установок к физкультурнооздоровительным и спортивным занятиям учащихся,данных образовательных учреждений,была разработана анкета, включающая в себя 7 мотивов: «Хочу быть здоровым»; «Чтобы «убить время»; «Этого хотели родители», «Нравится быть спортсменом», «Все занимаются и я тоже», «Просто интересно», «Это модно». Учащимся необходимо было расставить мотивы по степени действенности, то есть определить ранговое место каждого измотивов(приложение 2)..Анализрезультатов анкетирования показал, что подростков,к активнойфизкультурнооздоровительной и спортивной деятельности,побуждает процесс и содержание деятельности.1) Мотивом к приобретению дополнительных физкультурнооздоровительныхи спортивных услугученики 78 классов школыпо значимости определили следующие по значимости ранговые места:на первое место «Хочу быть здоровым»
на второе место «Нравится быть спортсменом» и «Просто интересно»на шестое место «Чтобы «убитьвремя» и «Все занимаются и я тоже»на седьмое место
«Этого хотели родители» и «Это модно»
2) Мотивом к приобретению дополнительных физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг ученики 78 классов лицейинтернатапо значимости определили следующие ранговые по значимости места:на первое место «Хочу быть здоровым»
на второе место «Нравится быть спортсменом» и «Просто интересно»на пятое место «Это модно»
на шестое место «Все занимаются и я тоже»
на седьмое место «Чтобы «убить время» и « Этогохотели родители»Мотивом к приобретению дополнительных физкультурнооздоровительных и спортивных услугученики 56 классов лицейинтернатапо значимости определили следующие ранговые по значимости места:на первое место «Хочу быть здоровым»
на второе место «Нравится быть спортсменом»
на третье место «Просто интересно»
на четвертое место «Все занимаются и я тоже» и «Это модно»
на пятое место «Этого хотели родители»на седьмое место «Чтобы «убить время»
Таким образом, первостепенными побуждающими мотивами к занятиям физической культурой и спортом у учеников школы 78 класса и у учеников 58 классов лицея являются мотивы «Хочу быть здоровым», «Нравиться быть спортсменом» и «Просто интересно». Результаты проведенного исследования показывают, что для родителей, как косвенных потребителей,важна удовлетворенностьих ребенка, выступающего основным потребителем физкультурнооздоровительными и спортивными услугами, предоставляемыми образовательными учреждениями. Сами ученики заинтересованы в результативности дополнительных услуг. Главным мотивом для приобретения дополнительных физкультурнооздоровительных и спортивных услуг является желание быть здоровым. Это говорит о том, что для того, чтобы семья выполняла свою роль как косвенного потребителя, у которого на иждивении находится основной потребитель ученик образовательныхучреждений,предоставляющих дополнительные физкультурнооздоровительные и спортивные услуги,правильно мотивировали учеников к дополнительным занятиям. Образовательным учреждениям рекомендуется:1)периодически проводить оценку уровня здоровья и уровня физического развития учеников. К данному исследованию можно привлечь студентов Набережночелнинского филиала поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.2) периодически обновлять тренажеры и спортивныйинвентарь, чтопривлекло бы больше учеников к дополнительным физкультурнооздоровительным и спортивным занятиям. Учитывая хорошую посещаемость учениками дополнительных физкультурнооздоровительных и спортивных занятий школыи лицейинтернатаможно сделать вывод,что образовательные учреждения частично выполняют функции субъекта предоставляющего услуги. Следовательно, родители,в свою очередь,без особых претензий выполняют функции субъекта косвенного потребителя.
Ссылки на источники1. Степанова, О.Н.Маркетинг в физкультурноспортивной деятельности/ О.Н. Степанова.
М.: Советский спорт, 2008. 480 с.: ил.2. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме / А.П. Дурович. СПб.: Питер, 2008. 384 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).
AgeevaGulnaz–candidate of pedagogics, senior Lecturer,Naberezhnye Chelny Branch Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, NaberezhnyeChelnySafiullina Alina
student, Naberezhnye Chelny Branch Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, NaberezhnyeChelnyАnnotation.The function of the service quality is a formal description of the of perception's dependence. The people get satisfaction from compliance level of expectationlevel of perception of a product or service. If the result meets the expectations of the consumer, it's advertising the good and services.Keywords:Satisfaction with the quality of additional services, sports and recreation facilities, the model.
Сафиуллина Алина Азгаровна,студент 4 курса специализации «Менеджмент физической культуры и спорта» Набережночелнинский филиал Поволжскойгосударственнойакадемиифизической культуры, спорта итуризма», г. Набережные Челныalina.safiullina.1992@mail.ru
Влияние качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг образовательных учреждений на покупку услуги косвенными потребителями
Аннотация.Формализованное описание зависимости восприятия и оценки качества его структурных элементов определяет функцию качества полученного обслуживания. Удовлетворение полученным товаром или услугой возникает у человека после сравнения своих предварительных ожиданий и реальных характеристик приобретенного продукта и услуги. Ключевые слова:удовлетворенность, качество дополнительныхуслуг, физкультурнооздоровительные услуги, модель.
Физкультурноспортивная деятельность предусматривает содержание сети спортивных сооружений, организацию обслуживания посетителей, организацию спортивных соревнований, прокат инвентаря. Все это позволяет утверждать, что физическая культура и спорт являются самостоятельной отраслью народного хозяйства, а их основным продуктом являются физкультурноспортивные услуги [1].Маркетинговая деятельность в сфере физической культуры начинается с оценки, анализа рыночных возможностей физкультурнооздоровительной и спортивной организации и предусматривает изучение ее внутренней и внешней среды, в которую входят: исследование стимулов и мотивов к покупке физкультурнооздоровительных и спортивных услуг, особенностей выбираемых форм процесса испособов получения информации о спектре организации и предлагаемых ею услуг, изучение конкурентной среды, анализ внутренней среды организации [1, 2].Для потребителя функция качества полученного обслуживания представляет собой описание зависимости восприятия и оценки качества обслуживания в целом от восприятия и оценки качества его структурных элементов [2].Целью исследования является:исследовать качество физкультурнооздоровительных и спортивныхобразовательных учрежденийна покупку услуги косвенными потребителями.В исследовании применялись следующие методы: анализ научнометодической литературы, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, анализ документов,математическая обработка полученныхданных.Исследование проводилось с декабря2012года по февраль2013 года на базе образовательных учреждений города Набережные Челны Республики Татарстан: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58» и МАОУ «Лицейинтернат №84 имени Гали Акыша». В исследование приняло участие 118 человек: подростки 58 классов, учителя, директора и завучи по воспитательной работе образовательных учреждений.
Качество предоставляемыхфизкультурнооздоровительных и спортивных услуг потребители определяют по различным критериям. Так как основными потребителями физкультурноспортивных услуг являются ученики, а они в свою очередь находятся на иждивении своих родителей, мнение семьи играет важную роль [2].Поэтому, при рассмотрении качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг, предоставляемыми образовательными учреждениями, основным потребителем, который оценивает качество предоставляемых услуг являются ученики, а родители учеников, являясь косвенными потребителями, вправе требовать соответствие качества предоставляемых услугсоответствующихожиданию их ребенка.При изучении внутренней и внешней среды школыбыло выявлено следующее: 1. Образовательное учреждениедля учеников школы 716 лет предоставляет такие дополнительные физкультурнооздоровительные и спортивные услуги, как:а) ритмическая гимнастика (ритмика)
система музыкальноритмического воспитания, которое заключаетсяв развитии координации между мускульной и нервной деятельностью, что помогает достичь автоматизма в сложных движениях. Услугапредоставляется для учеников 12 классов.б) лечебная физическая культура –направление физической культуры, использующая специально подбираемые физические упражнения, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм. Услуга предоставляется для учеников 23 классов.в) шахматы –настольная логическая играс фигурами на клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы спорта, искусстваи науки. Услуга предоставляется для учеников 14 классов.г) настольный теннис спортивная игра, основанная на передачемяча,по определённым правилам, ракетками через игровой стол с сеткой. Услуга предоставляется для учеников 78 классов.д) баскетбол спортивная командная игра с мячом, в которой необходимо забросить руками мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть им. Услуга предоставляется для учеников 89 классов.2.В спортивных залах школыможно приобрести также услуги детскоюношеской спортивной школы:а) футбол командный вид спорта, цельюкоторогоявляется забить мячв воротасоперника ногами или другими частями тела (кроме рук) максимальное количество раз. Услуга предоставляется для учеников 19 классов.б) легкая атлетика совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как бег, ходьба, прыжки и легкоатлетические многоборья. Услуга предоставляется для учеников 211 классов.в) грекоримская борьба европейский вид единоборства, в которой спортсмен должен,с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. Услуга предоставляется для учеников 1216 лет.г) ткорейское боевое искусство. Услуга предоставляется для учеников 26 классов.3. Конкурентами школы являются: 1) МАОУ «Гимназия №57»,которая предоставляет дополнительныефизкультурнооздоровительные и спортивные услуги по следующим направлениям:
для учеников 13 классов занятия танцами«В ритме танца»;
для учеников 89 классов занятия танцами «В ритме вальса»;
для учеников 58 классов лечебная физическаякультура;
для учеников 210 классов корейское боевое искусство .2) Коммерческий фитнесклуб «ФОКС», который предоставляет услуги физкультурнооздоровительной направленности в основном для взрослого населения. Для детей школьного возраста фитнесклуб предоставляет услуги танцевальной направленности
современные танцы.При изучении внешней и внутренней среды лицейинтернатабыли получены следующие результаты: 1. Лицейинтернатпредоставляет следующие услуги для учеников 1517 летпо направлениям: а) баскетбол спортивная командная игра с мячом, цельюкоторойявляетсязабросить руками мяч в корзину соперника.Услуга предоставляется для учеников 89 классов.б) волейбол –командная спортивная игра, в течение которой команды соревнуются на площадке, разделенной сеткой. Услуга предоставляется для учеников 79 классов.в) национальная борьба –курэш. Услуга предоставляется для учеников 79 классов.2. Конкурентамилицейинтерната являются:1) МАОУ «Кадетская школа №47»,которая предоставляет в основном услуги специализированной направленности, специфичной для специализации школы. Из физкультурнооздоровительных и спортивныхуслугв школе ведутся дополнительные занятия по тхэквондо для учеников 211 классов.2) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов», которая предоставляет дополнительные физкультурнооздоровительные и спортивные услуги по следующим направлением:
для учеников 111 классов и учителей школы –оздоровительное плавание;
для учеников 29 классов тхэквандо;
для учеников 49 классов –лапта.Было выявлено, что информацию о предоставляемых услугах, ученики получают через учителей физической культуры, классных руководителей и доску объявлений.Для выявления качества физкультурнооздоровительных услуг, а именноудовлетворенности или неудовлетворенности потребителей,была использована концептуальная модельSERQUAL.Предложенная анкета А.Парасураманом, В. Зейтхамл и Л. Беррибыла модифицирована и адаптирована применительно к специфике деятельности образовательных учреждений, предоставляющих дополнительные физкультурнооздоровительные и спортивные услуги, включала в себя 13 вопросов по пяти критериям: «материальность», «отзывчивость», «надежность», «убежденность», «сочувствие»(приложение 1)[1].Анализ результатов анкетирования в образовательных учреждениях показал: 1.в школе:а)по критерию «материальность» коэффициент качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг составил «0,83»
этоуказывает на то, что занимающиеся желают видеть в спортивных залах более современные оборудование и инвентарь;б)по критерию «надежность»коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивныхуслуг в школе составил «1,07»
это обусловлено тем, что у потребителей высокий коэффициент ожидания надежности качества физкультурнооздоровительных услуг;в)по критерию «отзывчивость»коэффициент качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг в школе составил « 0,66»;г)по критерию «убежденность» коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг в школесоставил«0,7»
это обусловлено тем, что ученики ожидают больше пониманияи вежливости от преподавателей;д)по критерию «сочувствие» коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг вшколе составил «0,22»–это положительное неподверждение, следовательно восприятие превосходит ожидания.2.в лицейинтернате:
а)по критерию «материальность» коэффициент качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг составил «0,9»
это указывает на то, что занимающиеся желают видеть в спортивных залах более современные оборудование и инвентарь;б)по критерию «надежность»коэффициент качества физкультурнооздоровительных и спортивных услуг в школе составил «0,54». Этообусловлено тем, что у потребителей коэффициент ожидания надежности качества физкультурнооздоровительных услуг значительно превышает коэффициент восприятия качества надежности;в)по критерию «отзывчивость»коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг составил«0,3»;г)по критерию «убежденность» коэффициент качества физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг в лицейинтернате составил «0,76», т.е. занимающиеся считают, что преподаватели должны быть более вежливее, чем есть на самомо деле.д)по критерию «сочувствие» коэффициент качества физкультурнооздоровительных
и спортивных услуг составил «0,91». Анализрезультатовоценки качества дополнительных физкультурнооздоровительных и спортивных услугобразовательныхучрежденийвыявило, чтолицейинтернат и школа по концептуальной модели SERVQUALпрактическипо всем показателям коэффициент качества услуг имеет отрицательные значения. Это означает, чтоуровень ожидания превышает уровень восприятия потребителей. Самыйвысокий показатель коэфициента качества услуг в школе по критерию «сочувствие»(0,22), по критерию «отзывчивость»в лицейинтернате (0,3),самый низкий показатель коэффициента качества услуг в школепо критерию «надежность»(1,07), а в лицейинтернате по критерию «сочувствие».
Для определения условий, при которых родители учеников, выступающие косвенным потребителем физкультурнооздоровительных и спортивных услуг, готовы финансово обеспечивать деятельность своего ребенка, было проведено интервьюирование. Были получены следующие результаты: 53% опрошенных ответили «Главное, чтобы нравилось ребенку»;35% «Важно, что бы качество предоставляемых услуг было на высоком уровне»; 8% опрошенных утверждают, что оплачивать дополнительные занятия они смогут только в томслучае, если цены за занятия будут невысокими;4% опрошенных
воздержались от ответа.Определение основных мотивов к дополнительным физкультурнооздоровительным и спортивным занятиям дает образовательным учреждениям выстроить наиболее эффективную систему мотивации, учитывающую основные потребности учащихся.Для определения целевых установок к физкультурнооздоровительным и спортивным занятиям учащихся,данных образовательных учреждений,была разработана анкета, включающая в себя 7 мотивов: «Хочу быть здоровым»; «Чтобы «убить время»; «Этого хотели родители», «Нравится быть спортсменом», «Все занимаются и я тоже», «Просто интересно», «Это модно». Учащимся необходимо было расставить мотивы по степени действенности, то есть определить ранговое место каждого измотивов(приложение 2)..Анализрезультатов анкетирования показал, что подростков,к активнойфизкультурнооздоровительной и спортивной деятельности,побуждает процесс и содержание деятельности.1) Мотивом к приобретению дополнительных физкультурнооздоровительныхи спортивных услугученики 78 классов школыпо значимости определили следующие по значимости ранговые места:на первое место «Хочу быть здоровым»
на второе место «Нравится быть спортсменом» и «Просто интересно»на шестое место «Чтобы «убитьвремя» и «Все занимаются и я тоже»на седьмое место
«Этого хотели родители» и «Это модно»
2) Мотивом к приобретению дополнительных физкультурнооздоровительныхи спортивных услуг ученики 78 классов лицейинтернатапо значимости определили следующие ранговые по значимости места:на первое место «Хочу быть здоровым»
на второе место «Нравится быть спортсменом» и «Просто интересно»на пятое место «Это модно»
на шестое место «Все занимаются и я тоже»
на седьмое место «Чтобы «убить время» и « Этогохотели родители»Мотивом к приобретению дополнительных физкультурнооздоровительных и спортивных услугученики 56 классов лицейинтернатапо значимости определили следующие ранговые по значимости места:на первое место «Хочу быть здоровым»
на второе место «Нравится быть спортсменом»
на третье место «Просто интересно»
на четвертое место «Все занимаются и я тоже» и «Это модно»
на пятое место «Этого хотели родители»на седьмое место «Чтобы «убить время»
Таким образом, первостепенными побуждающими мотивами к занятиям физической культурой и спортом у учеников школы 78 класса и у учеников 58 классов лицея являются мотивы «Хочу быть здоровым», «Нравиться быть спортсменом» и «Просто интересно». Результаты проведенного исследования показывают, что для родителей, как косвенных потребителей,важна удовлетворенностьих ребенка, выступающего основным потребителем физкультурнооздоровительными и спортивными услугами, предоставляемыми образовательными учреждениями. Сами ученики заинтересованы в результативности дополнительных услуг. Главным мотивом для приобретения дополнительных физкультурнооздоровительных и спортивных услуг является желание быть здоровым. Это говорит о том, что для того, чтобы семья выполняла свою роль как косвенного потребителя, у которого на иждивении находится основной потребитель ученик образовательныхучреждений,предоставляющих дополнительные физкультурнооздоровительные и спортивные услуги,правильно мотивировали учеников к дополнительным занятиям. Образовательным учреждениям рекомендуется:1)периодически проводить оценку уровня здоровья и уровня физического развития учеников. К данному исследованию можно привлечь студентов Набережночелнинского филиала поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.2) периодически обновлять тренажеры и спортивныйинвентарь, чтопривлекло бы больше учеников к дополнительным физкультурнооздоровительным и спортивным занятиям. Учитывая хорошую посещаемость учениками дополнительных физкультурнооздоровительных и спортивных занятий школыи лицейинтернатаможно сделать вывод,что образовательные учреждения частично выполняют функции субъекта предоставляющего услуги. Следовательно, родители,в свою очередь,без особых претензий выполняют функции субъекта косвенного потребителя.
Ссылки на источники1. Степанова, О.Н.Маркетинг в физкультурноспортивной деятельности/ О.Н. Степанова.
М.: Советский спорт, 2008. 480 с.: ил.2. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме / А.П. Дурович. СПб.: Питер, 2008. 384 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).
AgeevaGulnaz–candidate of pedagogics, senior Lecturer,Naberezhnye Chelny Branch Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, NaberezhnyeChelnySafiullina Alina
student, Naberezhnye Chelny Branch Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, NaberezhnyeChelnyАnnotation.The function of the service quality is a formal description of the of perception's dependence. The people get satisfaction from compliance level of expectationlevel of perception of a product or service. If the result meets the expectations of the consumer, it's advertising the good and services.Keywords:Satisfaction with the quality of additional services, sports and recreation facilities, the model.