Оценка реализации инвестиционных стратегий суверенных фондов России и Норвегии
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Элякова
И.
Д.,
Москвитина
Е.
Н.,
Барахова
В.
В. Оценка реализации инвестиционных стратегий суверенных фондов России и Норвегии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4581–4585. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55181.htm.
Аннотация. Статья посвящена оценке влияния макроэкономических условий государств на выбор и результаты стратегии инвестирования средств суверенных фондов России и Норвегии. Рассматривается сравнительный анализ реализуемых инвестиционных стратегий суверенных фондов зарубежных стран; и на основе SWОT-анализа стратегии суверенных фондов Норвегии и России доказывается необходимость разработки эффективных механизмов увеличения и использования Фонда национального благосостояния России.
Ключевые слова:
стратегия, эффективность, инвестиции, россия, использование, суверенный фонд, фонд национального благосостояния, норвегия
Похожие статьи
- Эффективность увеличения и использования фонда национального благосостояния государства
- Использование показателей эффективности сельского хозяйства в оценке результатов реализации стратегий
- Теоретическая ретроспектива эффективной стратегии сотрудничества государства и бизнеса
- Эффективность инвестиций в объекты электроэнергетики России: социально-экономический аспект
- УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПЕРСОНАЛ
Текст статьи
Элякова Изабелла Дамдиновна,доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскelyak@list.ru
Москвитина Екатерина Николаевна,магистрант кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскe_popova@mail.ru
Барахова Вера Васильевна,магистрант кафедры «Экономика труда и социальных отношений» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскveram_aiko@mail.ru
Оценкареализации инвестиционныхстратегий
суверенных фондов России и Норвегии
Аннотация.Статья посвящена оценке влияния макроэкономических условий государств на выбор и результаты стратегии инвестирования средств суверенных фондов России и Норвегии. Рассматриваетсясравнительный анализ реализуемых инвестиционных стратегий суверенных фондов зарубежных стран;и на основе SWОTанализастратегии суверенныхфондовНорвегии и Россиипланируется необходимость разработкиэффективных механизмов увеличения и использования Фонда национального благосостояния России.Ключевые слова: стратегия, суверенный фонд, фонд национального благосостояния, Норвегия, Россия, эффективность, использование, инвестиции.
В современных условиях изучение вопроса об учреждении суверенных фондов приобрело особую актуальность, учитывая проблему текущего потребления различных видов природных ресурсов и частичным отказом от него в пользу сбережения, обеспечивая стабильности внутри страны. К тому же, основная часть доходов бюджета многих стран сегодня формируется за счет реализации именно сырьевых товаров, главным образом, нефти, газа и минералов. В трудно прогнозируемых условиях успешность инвестиций зависит от основополагающих принципов, взятых за основу при определении потенциально высокодоходных исреднерисковых вложений. Для того, чтобы выделить подобные ключевые приоритеты, рассмотрим принципы, которыми руководствуются суверенные фонды Норвегии, России. В Норвегии в 1990 году создан Государственный пенсионный фонд «Глобальный», он представляет собой счет Министерства финансов в Центральном банке страны и рассматривается как часть торгового баланса страны. Активы фонда пополняются за счет поступлений от экспорта нефти и доходов от управления фондом. Фонд пополняется постоянно независимо от величины доходов нефтегазовых компаний. Все активы инвестируются в акции и облигации за рубежом. Это позволяет избежать ситуации, когда сверхдоходы от экспорта какоголибо продукта приводят к завышению курса национальной валюты, – в результате другие отрасли экономики становятся нерентабельными.
Средства поступают в Фонд при достижении профицита государственного бюджета, рассчитываемого на основании определенного уровня экспортных цен на нефть и возможной величины дефицита бюджета при исключении из него доходов в бюджет от нефтяной отрасли. Расходы фонда это отчисления в федеральный бюджет на финансирование бюджетного дефицита.При этом критерий определения размера отчислений в Норвегии не устанавливается. Сумма каждого годового отчисления утверждается отдельно парламентом страны в рамках общего бюджетного процесса[1].Общие активы составляют около 681млрд. долл. (133% ВВП страны).Цель суверенного Фонда –обеспечить максимальную покупательскую способность в долгосрочной перспективе. Первоначально капитал фонда был инвестирован исключительно в облигации на финансовых рынках, но со временем стратегия была усовершенствована. Постепенное изменение политики суверенного фонда Норвегии можно увидеть в таблице1.Таблица 1Этапы изменения инвестиционной политики суверенного фонда Норвегии
Год Цели, установленные Министерством финансов2002Разрешено инвестировать в корпоративные ценные бумаги 2007Повысить долю акций в структуре фонда до 60%.2010Инвестировать до 5% Фонда в недвижимость2012Постепенно снизить долю акций европейских компаний до 40% от всех активов и увеличить на 10% инвестиции в развивающиеся рынкиИсточник: годовой отчет государственного пенсионного фонда «Глобальный» за 2012 год.
Как было сказано выше, средства фонда инвестируются только за рубежом, чтобы дополнительные нефтегазовые доходы не оказывали негативного влияния на национальную экономику, основополагающие принципы, которыми руководствуется Правительство Норвегии: 1. Поддержание и защита бюджета как инструмента управления. Если бы фонд использовался для финансирования национальных инвестиций, он стал бы дополнительным источником финансирования государственных расходов, что могло снизить роль бюджета страны как политического инструмента управления и ослабить бюджетный процесс. 2.Диверсификация промышленной структуры. Направление финансовых инвестиций за границу повышает гарантии того, что размер нефтяных доходов, использованных в экономике, не отражается на промышленной структуре. Так как в случае снижения нефтяных доходов произойдет резкое сокращение промышленного производства.Предусматривается, что оптимальный уровень национальных прямых инвестиций не должен изменяться подвоздействием колебаний величины нефтяных доходов. 3.Стабилизация экономики. Направляя прямые инвестиции фонда за рубеж, центральное правительство способствует вывозу капитала во избежание текущих излишков торгового баланса. Это уменьшает воздействие роста или снижения процентных ставок на капитал, что позволяет нивелировать эффект влияния высоких нефтяных доходов на национальную экономику[3]. Далее рассмотрим стратегию первого суверенного фонда России Стабилизационного фонда, основной целью создания которого в 2004 году было накопление профицита федерального бюджета в условиях благоприятной внешней конъюнктуры за счет нефтегазовых доходов бюджета. К нефтегазовым доходам относятся поступления от налога на добычу полезных ископаемыхв виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти. Часть нефтегазовых доходов направляется на финансирование текущих расходов федерального бюджета (нефтегазовый трансферт), а часть может сберегаться. В 2008 году Стабилизационный фонд был разделен на Резервный и Фонд национального благосостояния. Разделение Стабилизационного фонда на два фонда имело целью обеспечения долгосрочной сбалансированности федерального бюджета путем обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от мировых цен на сырьевые товары. При этом Резервный фонд относится к фондам стабилизационного типа (т.е. фонд продолжил функции Стабилизационного фонда), а Фонд национального благосостояния –к фондам будущих поколений (изначально фонд назывался Фонд будущих поколений). Учреждение новых фондов стало началом функционирования нового механизма государственных сбережений, а также означало закрепление за каждым из них конкретных целей и задач.Формирование Резервного фонда осуществляется за счет дополнительных фактических нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, определяемом нормативной величиной, установленной федеральным законом о федеральном бюджете. С 2013 года объем ежегодного пополнения Резервного фондарассчитывается исходя из средней цены за несколько лет (5 для очередного, и 6 и 7 лет для первого и второго года планового периода).Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте[1]:
долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
депозиты и остатки набанковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.При достижении нормативной величины Резервного фонда, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, поступившие в отчетном финансовом году, используются:а) в объеме до 50 процентов на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком их реализации при условии увеличения в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема расходов федерального бюджета на сумму дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, направляемых на финансовое обеспечение указанных проектов;б) в остальной части на формирование Фонда национального благосостояния[2].Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в те же финансовые активы, что и Резервного фонда.При этом дополнительно в ноябре 2013 года Правительство РФ утвердило Правила размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, и перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, в которыхразмещаются средства ФНБ и пенсионных накоплений в доверительном управлении, включающий:
строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области;
модернизацию железнодорожной инфраструктуры БайкалоАмурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей.Создание и трансформация суверенного фонда благосостояния Российской Федерации способствовало:1. Межвременной стабилизации федерального бюджета.2. Поддержке антиинфляционной политикиЦБ РФ и политики ограниченного роста курса рубя.3. Реализации антикризисных мер Правительства РФ в 20082009 гг. для ликвидации последствий мирового финансового кризиса в России.Наличие бюджетных суверенных фондов, а также их размещение в составе международных резервов Банка России имело важные последствия и для денежнокредитной политики в России. Так, общий объем рублевой денежной массы, изъятой из экономики и размещенный на счетах фондов в ЦБ РФ, по состоянию на 1 января 2009 года составил примерно 120% от денежной базы (денег повышенной мощности) на тот момент. Сохранение такого объема денежного предложения в экономике означало бы увеличение темпов роста денежного предложения примерно на 1520 процентных пунктов в год. Инфляционным последствием этого могло стать повышение среднегодовых темпов инфляции с 11,35% в год до 13,514% в годовом исчислении. В таблице 2.представлена динамика совокупного объема Фонда национального благосостояния Российской Федерации за 20082013 гг.Таблица 2Динамика совокупного объема Фонда национального благосостояния Российской Федерации за 20082013 гг.
ГодОбъем средств, млрд. руб.% к ВВПАбсолютное изменение объема (+/),млрд. руб.Темп роста/снижения объема, в %2008783,311,9
20092584,496,31801,1833020102769,847,1185,3510720112655,525,8114,329620122794,435,0138,9110520132690,634,3103,89620142900,644,4210,01108Источник: Сайт Министерства финансов РФ, http://www.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/statistics/volume/index.php?id_4=6412
Из данных таблицы очевидно, что совокупный объем средств Фонда национального благосостояния вырос на 2117,37 млрд. руб., или в 3,7 раза, уменьшение объема фондовых средств отмечалось в 2011 и 2013 году. Структура валютных вложений представлена в таблице3.
Таблица 3Структура инвестиционных вложений суверенных фондов государств в валюте в 2012 году (%)
ВалютаНорвегияРоссияДоллар США36,632Евро31,238Японская иена7
Фунт стерлингов6,710Канадский доллар3
Прочие15,521ИТОГО100100 Источник: Ежегодный отчет ППФГ за 2012 год, сайт Минфина: http://www.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/statistics/balances/2013/
Как видно, портфель Пенсионного фонда «Глобал» Правительства Норвегии является более диверсифицированным за счет вложений редств в японскую иену, канадский доллар и прочие валюты, но схожесть стратегии вложения российского и норвежского фонда в том, чтобы хранить около 70% в долларах США и евро. В таблице 4 представлены структура вложений суверенного фонда Норвегии по регионам.Таблица 4Структура инвестиционных вложений суверенных фондов государств в 2012 году (%)
РегионНорвегияРоссияСеверная Америка32,2
Латинская Америка2,7
Европа48,9
Ближний Восток и Северная Африка1
Азия12,9
Океания2,3
100
Источник: Институт суверенных фондов, 2014 г.Таким образом, наиболее привлекательными для инвестиций Норвежского фонда являются развитые страны Европы и Северной Америки, что обусловлено объективными факторами: более развитый финансовый рынок, надежность и стабильность национальных экономик этих стран.Одним из популярных инструментов в стратегическом планировании развития объекта исследования является SWOTанализ (в данной работе стратегии суверенных фондов государств). Данная методология предполагает разделение факторов, описывающих объект исследования, на четыре категории: силы (Strengths), слабости (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats). Силы и слабости являются факторами внутренней среды изучаемого объекта (т.е. тем, на что сам объект способен повлиять); возможности и угрозы являются факторами внешней среды (т.е. тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). В современном SWOTанализе можно выделить 3 основных этапа:
1) выявление факторов, характеризующих внутреннюю и внешнюю среду; 2) оценка и ранжирование выявленных факторов; 3) формулирование стратегий развития объекта на основе пересечений пар факторов.
В таблицах 5 и 6представлены SWОTанализ стратегии суверенного фонда Норвегии и России.Таблица 5SWОTанализ стратегии суверенного фонда Норвегии
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
"O"—OPPORTUNITIESУГРОЗЫ
"T"—THREATSВНЕШНЯЯ
СРЕДА
1. Растущий рынок развивающихся стран.
2.Стабильная доходность.3.Возможности быстрого роста.4.Наличие новых привлекательных географических рынков.
1.Высокая волатильность сырьевых цен.2.Политическая нестабильность рынков развивающихся стран.3.Зависимость цены на нефть от курса доллара.4.Вероятность мирового финансового и экономического кризиса
ПРЕИМУЩЕСТВА
"S" —STRENGTHНЕДОСТАТКИ
"W"—WEAKNESSВНУТРЕННЯЯ
СРЕДА
1.Лидерство среди суверенных фондов 2.Команда высококвалифицированных специалистов из разных стран3.Опыт4. Диверсифицированный портфель долгосрочных вложений5.Значительный объем накопленных средств.6.Эффективная организационнаяструктура7. Низкий уровень управленческих затрат8.Международная сеть офисов
1.Значительный риск на рынке акций2.Сокращение источников поступлений в фонд изза истощения запасов нефти в долгосрочной перспективе. 3.Низкая доходность вложений .
Далее проведем анализстратегий России, как и проведенный выше анализ стратегии Норвегии, с точки зрения преимуществ и недостатков деятельности суверенного фонда, возможностей и угроз на внутреннем и внешнем рынках. При этом угрозы и возможности внешней среды для суверенных фондов будет идентичны.
Таблица 6SWОTанализ стратегии суверенного фонда России
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
"O"—OPPORTUNITIESУГРОЗЫ
"T"—THREATSВНЕШНЯЯ
СРЕДА
1. Растущий рынок развивающихся стран.
2.Стабильная доходность.3.Возможности быстрого роста.4.Наличие новых привлекательных географических рынков.
1.Высокая волатильность сырьевых цен.2.Политическая нестабильность рынков развивающихся стран.3.Зависимость цены на нефть от курса доллара.4.Вероятность мировогофинансового и экономического кризиса5.Сокращение источников поступлений в фонд изза истощения запасов нефти в долгосрочной перспективе.
ПРЕИМУЩЕСТВА
"S" —STRENGTHНЕДОСТАТКИ
"W"—WEAKNESSВНУТРЕННЯЯ
СРЕДА
1.Большой объем накопленных средств 2.Поддержание уровня накопленных средств3.Портфель краткосрочных высоколиквидных вложений4. Низкий уровень управленческих затрат.
1.Неэффективная структура управления фондом2.Низкая доходность вложений3.Хранение средств в иностранной валюте4.Неиспользование потенциала приращения средств фонда5.Отсутствие высокопрофессионального коллектива инвесторовПо результатам проведенного SWOTанализа видно, что основным преимуществом суверенных фондов Норвегии и России является накопленный размерсредств суверенных фондов. При этом опыт деятельности норвежского фонда позволил усилить преимущества в области управления фондом, квалификации и опыта привлеченного наемного персонала, расширения масштабов деятельности, что способствовало сохранению стабильной доходности вложений, своевременной диверсификации инвестиций. Российский фонд не обладает подобными преимуществами, но консервативная политика вложения средств только в высоколиквидные активы позволила сохранить и приумножить управляемый фонд средств. Внешние угрозы обоих фондов связаны с изменениями на финансовых рынках, зависимостью поступлений в фонд от добычи и экспорта нефти, а также рисками снижения цены на нефть изза мирового финансового и экономического кризиса.Суверенные фонды государствнакопили активы, общая стоимость которых оценивается более 5 трлн. долл., в том числе активы 10 крупнейших фондов составляют 4630,7 млрд. долл., или 79% от стоимости активов всех суверенных фондов в мире.При анализе макроэкономических показателей было выявлено, что на размер доходов от экспорта сырой нефти, а, следовательно, на объем поступлений в суверенные фонды оказывают значительное влияние следующие факторы: цена на нефть и курс доллара к национальной валюте. Приоритеты направления средств суверенных фондов во многом определяются уровнем достигнутых макроэкономических показателей развития государства: ВВП на душу населения, обеспеченность жилой площадью, размером среднемесячной заработной платы наемных сотрудников. Таким образом, SWOTанализ показал, что для суверенных фондовсуществуют возможности увеличения накоплений за счет инвестиций в быстро растущие рынки развивающихся стран, используя накопленные опыт и средства для минимизации инвестиционных рисков. Внешние угрозы связаны с изменениями на финансовых рынках, зависимостью поступлений в фонд от добычи и экспорта нефти, а также рисками снижения цены на нефть изза мирового финансового и экономического кризиса. К слабым сторонам стратегий суверенных фондов относятся: высокийриск на рынке акций, сокращение источников поступлений в фонд изза истощения запасов нефти в долгосрочной перспективе, низкая доходность вложений.Исходя из полученных результатов анализа формирования и использования средств суверенных фондов России и Норвегии в перспективе возникает необходимость разработки механизмов эффективного использования Фонда национального благосостояния России.
Ссылки на источники1.Золотарева А., Дробышевский С., Синельников С., Кадочников П. Институт экономики переходного периода. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ. http://www.iet.ru/usaid/prestab/1.htm, 21.09.2001.2.Постановление Правительства РФ от 14 августа 2013 г. № 699 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств резервного фонда и фонда национального благосостояния, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».3.Бюджетный кодекс РФ. П.3 ст.96.
Elyakova Isabella DamdinovnaDoctor of Economics, Professor of " Banking and Finance " Financial and Economic Institute FGAOU VPO " Northeastern Federal University Ammosov " , Yakutskelyak@list.ruMoskvitina EkaterinaUndergraduate department "Finance and Banking" Financial and Economic Institute FGAOU VPO " Northeastern Federal University Ammosov " , Yakutske_popova@mail.ruBarahova VeraGraduate student of "Economics of Labor and Social Relations" Finance and Economics Institute FGAOU VPO " Northeastern Federal University Ammosov " , Yakutskveram_aiko@mail.ruEvaluation of the implementation of investment strategies of sovereign wealth funds in Russia and NorwayAbstract: This paper is devoted to assessing the impact of macroeconomic conditions on the choice of investment strategies and the results of sovereign funds in Russia and Norway . We consider the comparative analysis of realized investment strategies of sovereign wealth funds of foreign countries , and on the basis of SWOT analysis strategy sovereign funds of Norway and Russia plans need to develop effective mechanisms to increase the use and the National Welfare Fund of Russia.
Keywords: strategy, sovereign fund , sovereign wealth fund , Norway, Russia , efficiency, use , and investments.
Москвитина Екатерина Николаевна,магистрант кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскe_popova@mail.ru
Барахова Вера Васильевна,магистрант кафедры «Экономика труда и социальных отношений» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г. Якутскveram_aiko@mail.ru
Оценкареализации инвестиционныхстратегий
суверенных фондов России и Норвегии
Аннотация.Статья посвящена оценке влияния макроэкономических условий государств на выбор и результаты стратегии инвестирования средств суверенных фондов России и Норвегии. Рассматриваетсясравнительный анализ реализуемых инвестиционных стратегий суверенных фондов зарубежных стран;и на основе SWОTанализастратегии суверенныхфондовНорвегии и Россиипланируется необходимость разработкиэффективных механизмов увеличения и использования Фонда национального благосостояния России.Ключевые слова: стратегия, суверенный фонд, фонд национального благосостояния, Норвегия, Россия, эффективность, использование, инвестиции.
В современных условиях изучение вопроса об учреждении суверенных фондов приобрело особую актуальность, учитывая проблему текущего потребления различных видов природных ресурсов и частичным отказом от него в пользу сбережения, обеспечивая стабильности внутри страны. К тому же, основная часть доходов бюджета многих стран сегодня формируется за счет реализации именно сырьевых товаров, главным образом, нефти, газа и минералов. В трудно прогнозируемых условиях успешность инвестиций зависит от основополагающих принципов, взятых за основу при определении потенциально высокодоходных исреднерисковых вложений. Для того, чтобы выделить подобные ключевые приоритеты, рассмотрим принципы, которыми руководствуются суверенные фонды Норвегии, России. В Норвегии в 1990 году создан Государственный пенсионный фонд «Глобальный», он представляет собой счет Министерства финансов в Центральном банке страны и рассматривается как часть торгового баланса страны. Активы фонда пополняются за счет поступлений от экспорта нефти и доходов от управления фондом. Фонд пополняется постоянно независимо от величины доходов нефтегазовых компаний. Все активы инвестируются в акции и облигации за рубежом. Это позволяет избежать ситуации, когда сверхдоходы от экспорта какоголибо продукта приводят к завышению курса национальной валюты, – в результате другие отрасли экономики становятся нерентабельными.
Средства поступают в Фонд при достижении профицита государственного бюджета, рассчитываемого на основании определенного уровня экспортных цен на нефть и возможной величины дефицита бюджета при исключении из него доходов в бюджет от нефтяной отрасли. Расходы фонда это отчисления в федеральный бюджет на финансирование бюджетного дефицита.При этом критерий определения размера отчислений в Норвегии не устанавливается. Сумма каждого годового отчисления утверждается отдельно парламентом страны в рамках общего бюджетного процесса[1].Общие активы составляют около 681млрд. долл. (133% ВВП страны).Цель суверенного Фонда –обеспечить максимальную покупательскую способность в долгосрочной перспективе. Первоначально капитал фонда был инвестирован исключительно в облигации на финансовых рынках, но со временем стратегия была усовершенствована. Постепенное изменение политики суверенного фонда Норвегии можно увидеть в таблице1.Таблица 1Этапы изменения инвестиционной политики суверенного фонда Норвегии
Год Цели, установленные Министерством финансов2002Разрешено инвестировать в корпоративные ценные бумаги 2007Повысить долю акций в структуре фонда до 60%.2010Инвестировать до 5% Фонда в недвижимость2012Постепенно снизить долю акций европейских компаний до 40% от всех активов и увеличить на 10% инвестиции в развивающиеся рынкиИсточник: годовой отчет государственного пенсионного фонда «Глобальный» за 2012 год.
Как было сказано выше, средства фонда инвестируются только за рубежом, чтобы дополнительные нефтегазовые доходы не оказывали негативного влияния на национальную экономику, основополагающие принципы, которыми руководствуется Правительство Норвегии: 1. Поддержание и защита бюджета как инструмента управления. Если бы фонд использовался для финансирования национальных инвестиций, он стал бы дополнительным источником финансирования государственных расходов, что могло снизить роль бюджета страны как политического инструмента управления и ослабить бюджетный процесс. 2.Диверсификация промышленной структуры. Направление финансовых инвестиций за границу повышает гарантии того, что размер нефтяных доходов, использованных в экономике, не отражается на промышленной структуре. Так как в случае снижения нефтяных доходов произойдет резкое сокращение промышленного производства.Предусматривается, что оптимальный уровень национальных прямых инвестиций не должен изменяться подвоздействием колебаний величины нефтяных доходов. 3.Стабилизация экономики. Направляя прямые инвестиции фонда за рубеж, центральное правительство способствует вывозу капитала во избежание текущих излишков торгового баланса. Это уменьшает воздействие роста или снижения процентных ставок на капитал, что позволяет нивелировать эффект влияния высоких нефтяных доходов на национальную экономику[3]. Далее рассмотрим стратегию первого суверенного фонда России Стабилизационного фонда, основной целью создания которого в 2004 году было накопление профицита федерального бюджета в условиях благоприятной внешней конъюнктуры за счет нефтегазовых доходов бюджета. К нефтегазовым доходам относятся поступления от налога на добычу полезных ископаемыхв виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти. Часть нефтегазовых доходов направляется на финансирование текущих расходов федерального бюджета (нефтегазовый трансферт), а часть может сберегаться. В 2008 году Стабилизационный фонд был разделен на Резервный и Фонд национального благосостояния. Разделение Стабилизационного фонда на два фонда имело целью обеспечения долгосрочной сбалансированности федерального бюджета путем обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от мировых цен на сырьевые товары. При этом Резервный фонд относится к фондам стабилизационного типа (т.е. фонд продолжил функции Стабилизационного фонда), а Фонд национального благосостояния –к фондам будущих поколений (изначально фонд назывался Фонд будущих поколений). Учреждение новых фондов стало началом функционирования нового механизма государственных сбережений, а также означало закрепление за каждым из них конкретных целей и задач.Формирование Резервного фонда осуществляется за счет дополнительных фактических нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, определяемом нормативной величиной, установленной федеральным законом о федеральном бюджете. С 2013 года объем ежегодного пополнения Резервного фондарассчитывается исходя из средней цены за несколько лет (5 для очередного, и 6 и 7 лет для первого и второго года планового периода).Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте[1]:
долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
депозиты и остатки набанковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.При достижении нормативной величины Резервного фонда, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, поступившие в отчетном финансовом году, используются:а) в объеме до 50 процентов на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком их реализации при условии увеличения в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема расходов федерального бюджета на сумму дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, направляемых на финансовое обеспечение указанных проектов;б) в остальной части на формирование Фонда национального благосостояния[2].Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в те же финансовые активы, что и Резервного фонда.При этом дополнительно в ноябре 2013 года Правительство РФ утвердило Правила размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, и перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, в которыхразмещаются средства ФНБ и пенсионных накоплений в доверительном управлении, включающий:
строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области;
модернизацию железнодорожной инфраструктуры БайкалоАмурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей.Создание и трансформация суверенного фонда благосостояния Российской Федерации способствовало:1. Межвременной стабилизации федерального бюджета.2. Поддержке антиинфляционной политикиЦБ РФ и политики ограниченного роста курса рубя.3. Реализации антикризисных мер Правительства РФ в 20082009 гг. для ликвидации последствий мирового финансового кризиса в России.Наличие бюджетных суверенных фондов, а также их размещение в составе международных резервов Банка России имело важные последствия и для денежнокредитной политики в России. Так, общий объем рублевой денежной массы, изъятой из экономики и размещенный на счетах фондов в ЦБ РФ, по состоянию на 1 января 2009 года составил примерно 120% от денежной базы (денег повышенной мощности) на тот момент. Сохранение такого объема денежного предложения в экономике означало бы увеличение темпов роста денежного предложения примерно на 1520 процентных пунктов в год. Инфляционным последствием этого могло стать повышение среднегодовых темпов инфляции с 11,35% в год до 13,514% в годовом исчислении. В таблице 2.представлена динамика совокупного объема Фонда национального благосостояния Российской Федерации за 20082013 гг.Таблица 2Динамика совокупного объема Фонда национального благосостояния Российской Федерации за 20082013 гг.
ГодОбъем средств, млрд. руб.% к ВВПАбсолютное изменение объема (+/),млрд. руб.Темп роста/снижения объема, в %2008783,311,9
20092584,496,31801,1833020102769,847,1185,3510720112655,525,8114,329620122794,435,0138,9110520132690,634,3103,89620142900,644,4210,01108Источник: Сайт Министерства финансов РФ, http://www.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/statistics/volume/index.php?id_4=6412
Из данных таблицы очевидно, что совокупный объем средств Фонда национального благосостояния вырос на 2117,37 млрд. руб., или в 3,7 раза, уменьшение объема фондовых средств отмечалось в 2011 и 2013 году. Структура валютных вложений представлена в таблице3.
Таблица 3Структура инвестиционных вложений суверенных фондов государств в валюте в 2012 году (%)
ВалютаНорвегияРоссияДоллар США36,632Евро31,238Японская иена7
Фунт стерлингов6,710Канадский доллар3
Прочие15,521ИТОГО100100 Источник: Ежегодный отчет ППФГ за 2012 год, сайт Минфина: http://www.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/statistics/balances/2013/
Как видно, портфель Пенсионного фонда «Глобал» Правительства Норвегии является более диверсифицированным за счет вложений редств в японскую иену, канадский доллар и прочие валюты, но схожесть стратегии вложения российского и норвежского фонда в том, чтобы хранить около 70% в долларах США и евро. В таблице 4 представлены структура вложений суверенного фонда Норвегии по регионам.Таблица 4Структура инвестиционных вложений суверенных фондов государств в 2012 году (%)
РегионНорвегияРоссияСеверная Америка32,2
Латинская Америка2,7
Европа48,9
Ближний Восток и Северная Африка1
Азия12,9
Океания2,3
100
Источник: Институт суверенных фондов, 2014 г.Таким образом, наиболее привлекательными для инвестиций Норвежского фонда являются развитые страны Европы и Северной Америки, что обусловлено объективными факторами: более развитый финансовый рынок, надежность и стабильность национальных экономик этих стран.Одним из популярных инструментов в стратегическом планировании развития объекта исследования является SWOTанализ (в данной работе стратегии суверенных фондов государств). Данная методология предполагает разделение факторов, описывающих объект исследования, на четыре категории: силы (Strengths), слабости (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats). Силы и слабости являются факторами внутренней среды изучаемого объекта (т.е. тем, на что сам объект способен повлиять); возможности и угрозы являются факторами внешней среды (т.е. тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). В современном SWOTанализе можно выделить 3 основных этапа:
1) выявление факторов, характеризующих внутреннюю и внешнюю среду; 2) оценка и ранжирование выявленных факторов; 3) формулирование стратегий развития объекта на основе пересечений пар факторов.
В таблицах 5 и 6представлены SWОTанализ стратегии суверенного фонда Норвегии и России.Таблица 5SWОTанализ стратегии суверенного фонда Норвегии
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
"O"—OPPORTUNITIESУГРОЗЫ
"T"—THREATSВНЕШНЯЯ
СРЕДА
1. Растущий рынок развивающихся стран.
2.Стабильная доходность.3.Возможности быстрого роста.4.Наличие новых привлекательных географических рынков.
1.Высокая волатильность сырьевых цен.2.Политическая нестабильность рынков развивающихся стран.3.Зависимость цены на нефть от курса доллара.4.Вероятность мирового финансового и экономического кризиса
ПРЕИМУЩЕСТВА
"S" —STRENGTHНЕДОСТАТКИ
"W"—WEAKNESSВНУТРЕННЯЯ
СРЕДА
1.Лидерство среди суверенных фондов 2.Команда высококвалифицированных специалистов из разных стран3.Опыт4. Диверсифицированный портфель долгосрочных вложений5.Значительный объем накопленных средств.6.Эффективная организационнаяструктура7. Низкий уровень управленческих затрат8.Международная сеть офисов
1.Значительный риск на рынке акций2.Сокращение источников поступлений в фонд изза истощения запасов нефти в долгосрочной перспективе. 3.Низкая доходность вложений .
Далее проведем анализстратегий России, как и проведенный выше анализ стратегии Норвегии, с точки зрения преимуществ и недостатков деятельности суверенного фонда, возможностей и угроз на внутреннем и внешнем рынках. При этом угрозы и возможности внешней среды для суверенных фондов будет идентичны.
Таблица 6SWОTанализ стратегии суверенного фонда России
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
"O"—OPPORTUNITIESУГРОЗЫ
"T"—THREATSВНЕШНЯЯ
СРЕДА
1. Растущий рынок развивающихся стран.
2.Стабильная доходность.3.Возможности быстрого роста.4.Наличие новых привлекательных географических рынков.
1.Высокая волатильность сырьевых цен.2.Политическая нестабильность рынков развивающихся стран.3.Зависимость цены на нефть от курса доллара.4.Вероятность мировогофинансового и экономического кризиса5.Сокращение источников поступлений в фонд изза истощения запасов нефти в долгосрочной перспективе.
ПРЕИМУЩЕСТВА
"S" —STRENGTHНЕДОСТАТКИ
"W"—WEAKNESSВНУТРЕННЯЯ
СРЕДА
1.Большой объем накопленных средств 2.Поддержание уровня накопленных средств3.Портфель краткосрочных высоколиквидных вложений4. Низкий уровень управленческих затрат.
1.Неэффективная структура управления фондом2.Низкая доходность вложений3.Хранение средств в иностранной валюте4.Неиспользование потенциала приращения средств фонда5.Отсутствие высокопрофессионального коллектива инвесторовПо результатам проведенного SWOTанализа видно, что основным преимуществом суверенных фондов Норвегии и России является накопленный размерсредств суверенных фондов. При этом опыт деятельности норвежского фонда позволил усилить преимущества в области управления фондом, квалификации и опыта привлеченного наемного персонала, расширения масштабов деятельности, что способствовало сохранению стабильной доходности вложений, своевременной диверсификации инвестиций. Российский фонд не обладает подобными преимуществами, но консервативная политика вложения средств только в высоколиквидные активы позволила сохранить и приумножить управляемый фонд средств. Внешние угрозы обоих фондов связаны с изменениями на финансовых рынках, зависимостью поступлений в фонд от добычи и экспорта нефти, а также рисками снижения цены на нефть изза мирового финансового и экономического кризиса.Суверенные фонды государствнакопили активы, общая стоимость которых оценивается более 5 трлн. долл., в том числе активы 10 крупнейших фондов составляют 4630,7 млрд. долл., или 79% от стоимости активов всех суверенных фондов в мире.При анализе макроэкономических показателей было выявлено, что на размер доходов от экспорта сырой нефти, а, следовательно, на объем поступлений в суверенные фонды оказывают значительное влияние следующие факторы: цена на нефть и курс доллара к национальной валюте. Приоритеты направления средств суверенных фондов во многом определяются уровнем достигнутых макроэкономических показателей развития государства: ВВП на душу населения, обеспеченность жилой площадью, размером среднемесячной заработной платы наемных сотрудников. Таким образом, SWOTанализ показал, что для суверенных фондовсуществуют возможности увеличения накоплений за счет инвестиций в быстро растущие рынки развивающихся стран, используя накопленные опыт и средства для минимизации инвестиционных рисков. Внешние угрозы связаны с изменениями на финансовых рынках, зависимостью поступлений в фонд от добычи и экспорта нефти, а также рисками снижения цены на нефть изза мирового финансового и экономического кризиса. К слабым сторонам стратегий суверенных фондов относятся: высокийриск на рынке акций, сокращение источников поступлений в фонд изза истощения запасов нефти в долгосрочной перспективе, низкая доходность вложений.Исходя из полученных результатов анализа формирования и использования средств суверенных фондов России и Норвегии в перспективе возникает необходимость разработки механизмов эффективного использования Фонда национального благосостояния России.
Ссылки на источники1.Золотарева А., Дробышевский С., Синельников С., Кадочников П. Институт экономики переходного периода. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ. http://www.iet.ru/usaid/prestab/1.htm, 21.09.2001.2.Постановление Правительства РФ от 14 августа 2013 г. № 699 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств резервного фонда и фонда национального благосостояния, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».3.Бюджетный кодекс РФ. П.3 ст.96.
Elyakova Isabella DamdinovnaDoctor of Economics, Professor of " Banking and Finance " Financial and Economic Institute FGAOU VPO " Northeastern Federal University Ammosov " , Yakutskelyak@list.ruMoskvitina EkaterinaUndergraduate department "Finance and Banking" Financial and Economic Institute FGAOU VPO " Northeastern Federal University Ammosov " , Yakutske_popova@mail.ruBarahova VeraGraduate student of "Economics of Labor and Social Relations" Finance and Economics Institute FGAOU VPO " Northeastern Federal University Ammosov " , Yakutskveram_aiko@mail.ruEvaluation of the implementation of investment strategies of sovereign wealth funds in Russia and NorwayAbstract: This paper is devoted to assessing the impact of macroeconomic conditions on the choice of investment strategies and the results of sovereign funds in Russia and Norway . We consider the comparative analysis of realized investment strategies of sovereign wealth funds of foreign countries , and on the basis of SWOT analysis strategy sovereign funds of Norway and Russia plans need to develop effective mechanisms to increase the use and the National Welfare Fund of Russia.
Keywords: strategy, sovereign fund , sovereign wealth fund , Norway, Russia , efficiency, use , and investments.