По страницам любимых книг

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Милованова Н. Г., Люсина И. Ю., Ахметшина Т. О. По страницам любимых книг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4811–4815. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55227.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам чтения дошкольников, а именно тому, какие книги читать и как читать детям дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Милованова Нина Геннадьевна,Высшая квалификационная категория, УчительлогопедМуниципальное автономное дошкольное образовательноеУчреждение,детский сад комбинированного вида №95, г. Томскаnina.milovanova.1966@mail.ru

Люсина Ирина Юрьевна,Высшая квалификационная категория, Воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное, Учреждение детский сад комбинированного вида №95, г. Томскаlyusina.irina@mail.ru

Axметшина Татьяна Олеговна,Воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное, Учреждение детский сад комбинированного вида №95, г. Томск

По страницам любимых книг

Аннотация.Статья посвящена вопросам чтения дошкольников, а именно тому, какие книги читать и как читать детям дошкольного возраста. Ключевые слова:чтение, книги, дошкольник.

Отраженье исчезнувших лет,Облегченье житейского ига,Вечных истин немеркнущий светЭто ‬книга…Т.Л. ЩепкинаКуперник

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитания в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развиваться творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Общение с воспитанником это не только беседа или игра с ним, не только прогулка по лесным дорожкам и тихий разговор перед сном. Это обязательно ‬книга. Чтение. Первое приобщение к образному миру искусства.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Чтение должно быть определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, религий, рас, сословийи т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению.

Круг детского чтения ‬это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых; были приняты и поняты детьми.

Но особенно быстро меняется круг чтения дошкольников. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и принималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмысленно им. Так, небылицы ‬перевертыши для двухлетнего игра звуков, интонаций; для четырехпятилетнего ‬игра ума, а семилетнего, как правило, уже не увлекают.

Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивныхэмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какието свершения, дела, действия. Поэтому, включая в круг чтения дошкольника ©Вредные привычкиª Г. Остера, мы должны не только верить писателю, но и должны быть убеждены вдействительности этих заявлений.

Вариативность детского чтения играет положительную роль, т.к. способствует сохранению уникальности ребенка ‬читателя. И в то же время есть целый ряд произведений, с которыми человек в дошкольном возрасте просто не может не познакомиться. Без них ни один нормальный читатель не вырастает ‬это народные сказки, сказки К.Чуковского, Ш.Перро и Х.К.Андерсена и др., то есть это то, что сегодня называется детской классикой. Не прочитанные вовремя, эти книги уже не оказывают на читателя того воздействия, которое в них заложено, оставляют человека без того духовного и эмоционального багажа, который был бы накоплен благодаря своевременному их прочтению.

Дошкольник глубже воспринимает событийную сторону произведения, меньше обращаетвнимание на описания. Живее, эмоциональнее воспринимает стихи, труднее ‬прозу. Восприятию ребенка свойственна наивность. Дети дошкольного возраста не любят плохого конца в произведениях, изменяют его или, предчувствуя плохой конец, просят не читать дальше. Вспомним историю, описанную В.Драгунским в рассказе ©Не пиф, не пафª. Ужасно жалостливый Дениска не мог слушать произведения с трагическим концом. Вот поэтомуто и пересочинил Дениска сказочку про зайца.

Вдруг охотник выбегает…

Не стреляет!!!

Не пиф! Не паф!

Не ойойой,

Не умирает зайчик мой!Настроение мальчика вмиг изменилось, зайчик остался жив.

Детская книга, понравившаяся ребенку, берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляет события и процесс его участия в изображаемом. Такая степень погружения в текст свойственна старшим дошкольникам. Младшие воспринимают детскую книгу эмоционально. Не имея ни большого объема памяти, чтобы запомнить все нюансы текста, ни достаточного жизненного опыта, они пока еще не способны настолько вживаться в текст, но и в том, и в другом случае чувство не только предшествует пониманию происходящего, но порою надолго, до самого взросления является определяющим для постоянноговозвращения человека к прочитанному в детстве. Такая сила фантазии и яркость воображения может быть только в дошкольном возрасте.

Ребенок дошкольного возраста постигает литературу только с помощью взрослого. Необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и, в то же время, руководить развитием этих потребностей, вкуса, читательского интереса.

Не следует также гнаться за количеством прочитанных книг. Важно не это. Важно качество содержания, смысл читаемого, умение оперировать знаниями, полученными из книги, приобретение положительных эмоций, желание продолжать чтение и переживание прочитанного. Вот о чем мечтал К. Чуковский : ©…заняться детьми ‬читать им, рассказывать, развивать их, звать их к достойной человеческой жизни…ª (Чуковский К. Дневник 19301969.Москва: Современный писатель,1995, стр. 265)

Ссылки на источники1.Алексеева М.М., ЯшинаВ.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитанияМ.19952.Гурович Л.М., Береговая А.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского садаСПб: ДетствоПресс,19993.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. М:ЛинкаПресс 20034.О.В.Джежелей, Н.Н. Светловская. Учимся любить книгу. Пособие для занятий внеклассным чтением в подготовительных классах общеобразовательных школ и старших (подготовительных) группах дошкольных учрежденийМосква,Просвещение 19825.Панков В.И. Ваши помощники книги, Москва, Просвещение. 1978