Экспериментальная программа элективного курса «Язык общения»
Выпуск:
ART 55246
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алтухова
О.
Н. Экспериментальная программа элективного курса «Язык общения» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55246.htm.
Аннотация. Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе – формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе «Язык общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 5-8-х классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе».
Ключевые слова:
язык общения, сфера делового общения, язык в различных сферах общения и речевых ситуациях
Текст статьи
Алтухова Ольга Николаевна,учитель русского языка и литературыМАОУ СОШ №23,г. Томскmissaltuhova1975@yandex.ru
Экспериментальная программа элективногокурса «Язык общения»
Аннотация. Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе «Язык общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 58х классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе». Ключевые слова: язык общения, сфера делового общения,язык в различныхсферах общения и речевых ситуациях.
Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе «Язык общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 58х классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, уменийи навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе». Курс является предметно, позиционнои смыслоориентированным, вопросы, рассматриваемые в нем, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Курс направлен на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения надпредметными умениями и навыками, которые позволят им лучше адаптироваться дальнейшей жизни. Программа предполагаетмежпредметные связи русского языка и литературы.
Ссылки на источники:1.Абрамов В. Проблема национальной безопасности. //Педагогический вестник Кубани, №3, 2006.2.Антонова Е. «Тайна текста», но не тайна методики.//Русский язык, № 11, 2003.3.Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. 2е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 4.Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.5.Божко Н.М. Учение с увлечением: элективный курс по основам языкознания. Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006. 6.Бугаева И.В. Этикет в православной среде.Журнал «Русский язык в школе и дома », № 4, 2006. 7.Бугаева И.В. Православный врач, православный адвокат…Журнал «Русская речь», 2008, №2. 8.Бугаева И.В. Турист и паломник.Журнал « Русский язык в школеи дома». 2007,№3. 9.Гамаюнова Т.Н.Гнилое слово да не сойдет с уст ваших!Газета «Последний звонок»,№8, 2007.10.Грачев М.А.Механизм перехода арготизмов в общенародный язык.Журнал «Русский язык в школе», №6, 1985.11.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 3е изд., испр. М.: Рольф, 2001. 12.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. 2е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981.13.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 1011 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 5е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 14.Дроздова О. Лингвистические исследования учащихся это реально.Газета «Русский язык», № 37, 2003.15.Зарецкая Е.Н.Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М.: Просвещение, 2001.16.Ермакова О.П. Источники пополнения жаргона. Газета «Русский язык », №40, 1999. 17.Иванилова Н.И., Хижняк С.В.Чем болен наш язык? Журнал «Педагогический вестник Кубани», №1, 2005.18.Какорина Е. Язык средств массовой коммуникации. Газета «Русский язык»№46, 1999.19.Кронгауз М. Новое в речевом этикете. Газета «Русский язык»№ 3, 2001. Крылова О. Русский речевой этикет приветствия .Газета «Русский язык»№ 7, 2001.20.Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2006.21.Ладыженская Т. Будь своему слову господин. Газета «Русский язык»№ 3, 2004.22.Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. 23.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., “Педагогика”, 1974. 24.Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон.Журнал « Русская речь», №3, 1997.25.Петрановская Л.Игры, которые учат общаться.Газета «Русский язык»,№ 30, 2001.26.Петрановская Л. Учимся вести переговоры.Газета «Русский язык»,№ 30, 2001.27.Поварнин С. Спор. О теории и практике спора.Газета«Русский язык»,№ 30, 2001.28.Подрабинек К. Много жаргонов, хороших и разных. Газета « Русский язык», № 40, 1999. 29.Резниченко О., Суняйкина Т. Речь современной молодежи: этический аспект.Журнал «Педагогический вестник Кубани» ,№ 3(41),2007.30.Редакционная статья. Языковое общение. Газета «Русский язык», № 30, 2001. 31.Розанова Н. Язык в общении. Газета «Русский язык», № 30, 2001.32.Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. 2е изд., доп. И перераб. М.: Издво МГУ, 1988. 33.Русский язык и культура речи. Под ред.В.Д. Черняк. М., 2004.34.Саляев В.А. Об основных этапах эволюции арготического слова. Журнал «Русский язык в школе», №6, 1985.35.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1996. 36.Сорвин К. Мысль изреченная, или Несколько бесед об ораторском искусстве. Газета «Русский язык», №28, 1999.37.Степанов С.С. Как говорит современный подросток. Газета «Русский язык», №20, 2007.38.Степова С.А. Компьютерный жаргон. М.,2003.39.Толковый словарь русского языка начала 21 века. Актуальная лексика. Под ред. Скляровской Г.Н.,М.,ЭКСМО,200640.Турецкий Д. Поговорим о сленге. М., 2001.41.Успенский Л.В. Культура речи (Размышления писателя). М., Знание, 1976. 42.Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя. 2е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.43.Федорова Л. Маскарадная коммуникация в компьютерных сетях.Газета «Русский язык», № 48, 2002.44.Федорова Л. Общение и язык.Газета «Русский язык», № 30, 200145.Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. Газета 46.Русский язык», № 30, 2001.47.Харченко В.К.Молодежи о сквернословии.«Русский язык в школе», №1, 1997.48.Шапиро Н.Из записной книжки учителя.Газета «Русский язык», № 37, 2003.49.Шапиро Н.Учимся размышлять.Газета «Русский язык»№ 46, 2002.50.Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 51.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. 3е изд., перераб. и доп. /Гл. ред. М.Аксёнова; отв. Ред. Л.Петрановская. М.: Аванта плюс, 2004.
Экспериментальная программа элективногокурса «Язык общения»
Аннотация. Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе «Язык общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 58х классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе». Ключевые слова: язык общения, сфера делового общения,язык в различныхсферах общения и речевых ситуациях.
Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе «Язык общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 58х классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, уменийи навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе». Курс является предметно, позиционнои смыслоориентированным, вопросы, рассматриваемые в нем, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Курс направлен на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения надпредметными умениями и навыками, которые позволят им лучше адаптироваться дальнейшей жизни. Программа предполагаетмежпредметные связи русского языка и литературы.
Ссылки на источники:1.Абрамов В. Проблема национальной безопасности. //Педагогический вестник Кубани, №3, 2006.2.Антонова Е. «Тайна текста», но не тайна методики.//Русский язык, № 11, 2003.3.Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. 2е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 4.Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.5.Божко Н.М. Учение с увлечением: элективный курс по основам языкознания. Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006. 6.Бугаева И.В. Этикет в православной среде.Журнал «Русский язык в школе и дома », № 4, 2006. 7.Бугаева И.В. Православный врач, православный адвокат…Журнал «Русская речь», 2008, №2. 8.Бугаева И.В. Турист и паломник.Журнал « Русский язык в школеи дома». 2007,№3. 9.Гамаюнова Т.Н.Гнилое слово да не сойдет с уст ваших!Газета «Последний звонок»,№8, 2007.10.Грачев М.А.Механизм перехода арготизмов в общенародный язык.Журнал «Русский язык в школе», №6, 1985.11.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 3е изд., испр. М.: Рольф, 2001. 12.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. 2е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981.13.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 1011 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 5е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 14.Дроздова О. Лингвистические исследования учащихся это реально.Газета «Русский язык», № 37, 2003.15.Зарецкая Е.Н.Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М.: Просвещение, 2001.16.Ермакова О.П. Источники пополнения жаргона. Газета «Русский язык », №40, 1999. 17.Иванилова Н.И., Хижняк С.В.Чем болен наш язык? Журнал «Педагогический вестник Кубани», №1, 2005.18.Какорина Е. Язык средств массовой коммуникации. Газета «Русский язык»№46, 1999.19.Кронгауз М. Новое в речевом этикете. Газета «Русский язык»№ 3, 2001. Крылова О. Русский речевой этикет приветствия .Газета «Русский язык»№ 7, 2001.20.Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2006.21.Ладыженская Т. Будь своему слову господин. Газета «Русский язык»№ 3, 2004.22.Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. 23.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., “Педагогика”, 1974. 24.Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон.Журнал « Русская речь», №3, 1997.25.Петрановская Л.Игры, которые учат общаться.Газета «Русский язык»,№ 30, 2001.26.Петрановская Л. Учимся вести переговоры.Газета «Русский язык»,№ 30, 2001.27.Поварнин С. Спор. О теории и практике спора.Газета«Русский язык»,№ 30, 2001.28.Подрабинек К. Много жаргонов, хороших и разных. Газета « Русский язык», № 40, 1999. 29.Резниченко О., Суняйкина Т. Речь современной молодежи: этический аспект.Журнал «Педагогический вестник Кубани» ,№ 3(41),2007.30.Редакционная статья. Языковое общение. Газета «Русский язык», № 30, 2001. 31.Розанова Н. Язык в общении. Газета «Русский язык», № 30, 2001.32.Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. 2е изд., доп. И перераб. М.: Издво МГУ, 1988. 33.Русский язык и культура речи. Под ред.В.Д. Черняк. М., 2004.34.Саляев В.А. Об основных этапах эволюции арготического слова. Журнал «Русский язык в школе», №6, 1985.35.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1996. 36.Сорвин К. Мысль изреченная, или Несколько бесед об ораторском искусстве. Газета «Русский язык», №28, 1999.37.Степанов С.С. Как говорит современный подросток. Газета «Русский язык», №20, 2007.38.Степова С.А. Компьютерный жаргон. М.,2003.39.Толковый словарь русского языка начала 21 века. Актуальная лексика. Под ред. Скляровской Г.Н.,М.,ЭКСМО,200640.Турецкий Д. Поговорим о сленге. М., 2001.41.Успенский Л.В. Культура речи (Размышления писателя). М., Знание, 1976. 42.Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя. 2е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.43.Федорова Л. Маскарадная коммуникация в компьютерных сетях.Газета «Русский язык», № 48, 2002.44.Федорова Л. Общение и язык.Газета «Русский язык», № 30, 200145.Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. Газета 46.Русский язык», № 30, 2001.47.Харченко В.К.Молодежи о сквернословии.«Русский язык в школе», №1, 1997.48.Шапиро Н.Из записной книжки учителя.Газета «Русский язык», № 37, 2003.49.Шапиро Н.Учимся размышлять.Газета «Русский язык»№ 46, 2002.50.Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 51.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. 3е изд., перераб. и доп. /Гл. ред. М.Аксёнова; отв. Ред. Л.Петрановская. М.: Аванта плюс, 2004.