Виктимодиагностика как инновационная учебная дисциплина

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Руденская Ю. Е. Виктимодиагностика как инновационная учебная дисциплина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55256.htm.
Аннотация. В статье описывается инновационная учебная дисциплина «Виктимодиагностика», которая в течение трех лет преподается автором на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Виктимодиагностика как учебная дисциплина имеет ключевое значение в процессе пдготовки магистранта направления 050400.68 Психолого-педагогическое образование (профиль Психологическая и социально-педагогическая виктимология), так как позволяет магистрантам-виктимологам овладеть мастерством оценки социального статуса личности и выявлять актуальные дефициты онтогенетической социализации личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Руденская Юлия ЕвгеньевнаКандидат социологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии ФГБО ВПО Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирскrudenskaja@rambler.ru

Виктимодиагностика как инновационная учебнаядисциплина

Аннотация:В статье описываетсяинновационная учебная дисциплина©Виктимодиагностикаª, которая в течение трех лет преподается автором на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Виктимодиагностика как учебная дисциплина имеет ключевое значение в процессе пдготовки магистранта направления 050400.68 Психологопедагогическое образование (профиль Психологическая и социальнопедагогическая виктимология), так как позволяет магистрантамвиктимологам овладеть мастерством оценки социального статуса личности и выявлять актуальные дефицитыонтогенетическойсоциализации личности.Ключевые слова:социальнопедагогическая виктимология, психологическая виктимология, виктимодиагностика, виктимолог.

Новосибирский государственный педагогический университет первое в России и за рубежом учебное заведение, которое готовит магистров по программе Психологическая и социальнопедагогическая виктимология(направление 050400.68 ©Психологопедагогическое образованиеª). Психологическая и социальнопедагогическая виктимология новое направление социальнопедагогической и психологической деятельности, которое принципиально отличается от криминальной виктимологии. Психологическая и социальнопедагогическая виктимология концентрирую свое внимание на личностях жертвах процесса онтогенетической социализации (на уровне семьи, образования, профессиональной деятельности).

Подготовка магистроввиктимологов отвечает реальным потребностямсовременного российского общества в специалистах, готовых и способных к интервенции в виктимогенный механизм онтогенетической социализации личности [3].

Цель магистерской программы©Психологическая и социальнопедагогическая виктимологияª‬обеспечить всестороннюю фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающихзнаниями адекватными современной социокультурной ситуации в России, знаниями, которые позволят магистрантам оказывать квалифицированную психологопедагогическую поддержку личности клиента.Особое место в процессе подготовки магистрантоввиктимологов имеетдисциплина ©Виктимодиагностикаª. Дисциплина ©Виктимодиагностикаª относится к числу обязательных дисциплин вариативного блока основной образовательной программы по направлению 050400.68 ©Психологопедагогическое образованиеª профиль Психологическая и социальнопедагогическая виктимологияДанная дисциплинаявляется одной из ключевых, так как формирует у магистранта не только аналитические умения, но и формирует готовность к реальной профессиональной деятельности. Виктимодиагностикапервичное звено процесса девиктимизации личности клиента. Грамотно проведенная виктимодиагностика позволит не только выявить систему социальноличностных дефицитов личности клиента, но иопределить направление работы коррекционноразвивающей работы(девиктимизации). Данная дисциплина является практикоориентированной, она основана на решении ряда практических задач, которые самостоятельно магистранту затруднительно освоить.Именно поэтому при разработке учебной дисциплины ©Виктимодиагностикаª нами был подготовлен учебнометодический комплекс, который содержит пояснения для педагога, так и комплекс материалов для самостоятельной работы студентов.В во многом процесс преподавания дисциплины ©Виктимодиагностикаª основан на интерактивных технологиях и викарном научении. Применение интерактивных технологий позволяет выстроить особое пространство взаимодействий, в котором магистранты не боятся ошибаться, а напротив инициируют опыт диагностической деятельности.Дисциплина ©Виктимодиагностикаªтакже предполагает широкое использование в учебном процессе когнитивных технологий, направленных на формирования профессионального мышления студентов направления 050400.68 Психологопедагогическое образование.В процессе изучения дисциплины ©Виктимодиагностикаª магистранты знакомятся с основами психологического исследования, теоретическими основами виктимодиагностики, диагностическими моделями виктимной личности (гетерономной) и личности виктима, учатся готовить виктимозаключение, а также апробируют базовые методы исследования личности в рамках социальнопсихологической и социальнопедагогической виктимологии.©Виктимодиагностикаª как учебная дисциплина является полностью авторской и основана на аналитических диагностических схемах, которые прошли свою апробацию в рамках нашего диссертационного исследования, а также на научных исследованиях Е.В. Руденского и его аспирантов [1,2,4,5]. В 2013 году состоялся первый выпуск магистрантов направления 050400.68 Психологопедагогическое образование профиль психологическая и социальнопедагогическая виктимология. На сегодняшний день большинство выпускников работает в учреждениях социальной сферы г. Новосибирска и активно использует свои виктимодиагностические умения в профессиональной деятельности, что еще раз говорит о востребованности и актуальности учебной дисциплины ©Виктимодиагностикаª.

Ссылки на источники:1.Руденская Ю.Е. Социальная работа: управленческая парадигма. Монография. ‬Новосибирск: СибПСИ, 2006. ‬148с.2.Руденская Ю.Е. Теоретикометодологические основы социологического анализа интеграционной модели социализации личности. Дисс. … канд. Социол. Наук: 22.00.01.: защищена : 16.12.06 :утв.18.05.07. Барнаул, 2006. ‬204 с.3.Руденская Ю.Е. Факторы онтогенетической виктимизацииличности в интерактивной системе семьи//Сибирский педагогический журнал. №32013. С.1801844.Руденский Е.В. Социальнопсихологическая виктимология личности как теоретикометодологическая система гносеологии виктимности: концептуализация и институционализация[Электронный ресурс] // Виктимолог.ру

URL: http://www.victimolog.ru/index.php/articles/218evrudenskij(дата обращения 16.09.2014г)5.Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма: введение в социальногенетическую виктимологию. ‬Новосибирск: Издво НГПУ, 2012. 252с.