Рабочая программа кружка «Юный краевед»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ващенко И. И. Рабочая программа кружка «Юный краевед» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55259.htm.
Аннотация. В рабочей программе предпринимается попытка рассмотреть во взаимосвязи природное и социальное разнообразие Республики Адыгеи и п. Подгорного, наметить контуры первичной научно-исследовательской работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ващенко Илья Игоревич,учитель истории МБОУ СОШ №14 п.Подгорныйilyavashenko@mail.ru

Рабочая программа кружка «Юный краевед»

Аннотация.В рабочей программе предпринимается попытка рассмотретьво взаимосвязи природное и социальное разнообразие Республики Адыгеи и п.Подгорного, наметить контуры первичной научноисследовательской работы.Ключевые слова:Адыгея, Красная книга, п. Подгорный, г. Майкоп, животный мир, растительный мир, флора, фауна.

Цель программы:Формирование будущих граждан города, знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи.Воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей Республики Адыгея.Образовательные задачи:знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края; ознакомление с историеймалой родиныовладение начальными навыками исследовательской работы; Воспитательные задачи:развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;воспитаниеучащихсяна примережизниидеятельностиземляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;Развивающие задачи:развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интересаучащихся к краеведению.Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические(беседы,лекции,доклады,викторины,

самостоятельная работа).

2) практические (работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).К концу обучения в кружке дети должны знать:

названия рек, озер области;

растения и животных области;

элементы истории города

проводить простейшие исследования, работать над совместнымипроектами, обрабатывать собранные материалы;

Календарнотематическое планирование№ ЗанятияТемаДата1Вводная часть. Инструктаж по технике безопасности.Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.

2Земля Республики Адыгея.Положение на карте. Границы. Районы, входящие в состав Республики Адыгея.

3Геологическое строение Республики Адыгея.

4Особенности рельефа Республики Адыгея.

5Полезные ископаемые Республики Адыгея.

6Климат Адыгеи.

7Характеристика сезонов. Зима.

8Характеристика сезонов. Весна.

9Характеристика сезонов. Лето.

10Характеристика сезонов. Осень.

11Внутренние воды Адыгеи.

12Природныезоны на территории Адыгеи.

13Типы почв на территории Адыгеи, особенности их размещения.

14Растительный мир Адыгеи.Цветы и травы.

15Древесные породы Адыгеи, особенности их размещения.

16Краснокнижные Грибы Адыгеи.

17Лекарственные растения Адыгеи.

18Животный мир Адыгеи.Краснокнижные Звери.

19Животный мир Адыгеи.Краснокнижные Птицы.

20Животный мир Адыгеи.Краснокнижные Рыбы.

21Город Майкоп. Экскурсия по историческим страницам города.

22Знаменитые писатели Адыгеи.

23Культурные достопримечательности Майкопа и республики Адыгея.

24Предприятия Адыгеи и их влияние на экологическую ситуацию в области.

25Экологическое состояние атмосферы в Адыгеи.

26Экологическое состояние гидросферы в Адыгее.

27Экологическое состояние педосферы на территории Адыгеи.

28Майкопскийрайон. История возникновения посёлка Подгорный.

29Культурные достопримечательности посёлка Подгорный.

30Флора Майкопского района.

31Фауна Майкопского района.

32Экологические проблемы Майкопского района и пути их решения.

33История возникновения роднойшколы.

34Исследовательская работа, ее значение. Требования к оформлениюработы.

35Работа по исследовательским проектам. Выбор тематики работы, ее актуальность.

Содержание программыкружка«Юный краевед».1. Краеведение наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание:подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.2. Охарактеризовать географическое положениегорода Майкопа.Майкопского, Красногвардейского, Тахтамукаевского, Теучежского, Гиагинского, Шовгеновского района.3. Охарактеризовать геологическое строение Республики Адыгея.4.Рассмотреть особенности рельефа Республики Адыгея.5.Охарактеризовать залежи нефти, газа, каменного угля, железной руды, золота, серебра, свинца, малахита, горного хрусталя и другихприродных ископаемых.

6. Характеристика климата посезонам, факторы влияющие на климат.7.Особенностизимыв районах Республики Адыгеи.8. Особенности весныв районах Республики Адыгея.9. Особенности осенив районах Республики Адыгея.10. Особенности летав районах Республики Адыгея.11. Характеристика рек Белая, Курджипс, Фарс. История возникновения, территория протекания.12. Степная,лесостепная, предгорнолесная, горная зона. Охарактеризовать переходыприродных зон от однихк другим.13.Охарактеризовать выщелоченные и слитые чернозёмы, серые ибурые лесные почвы, дернокарбонатные почвы, горнолуговые, луговочернозёмные, луговопойменные. Выявитьих специфику размещения по районам Республики.14. Выявить видовой состав растительности Адыгеи и охарактеризовать растительное разнообразие п. Подгорного.15. Основные древесные виды бук и дуб,дикоплодные леса.16.Характеристикагиропора каштанового, рогатика пестикового, решеточника красного, цветохвостника веретеновидного, мутинуса собачьего.17. Календула, красный клевер, дуб черешчатый, их применение в официальной и народной медицине.18. Охарактеризовать природное многообразие животного мира Адыгеи. Краснокнижные животные Майкопского района: малый подковонос, большой подковонос, европейская норка.19. Краснокнижные птицы Майкопского района: степной орёл, орланбелохвост, сапсан, чеглок, дербник, ходулочник.20. Краснокнижные рыбы Майкопского района: минога украинская, белуга Азовская, севрюга, голец усатый.21. Дом Каплановых, современное здание Адыгейского Республиканского ИнститутаГуманитарных Исследований, Пушкинский Дом, Монумент «Дружба», Городской парк Культуры, Кинотеатр «Гигант», Дом офицеров, СвятоТроицкая церковь, Железнодорожный вокзал, Пожарная каланча, Здание первой почты.22. Х.М. Ашинов,У.Х. Берсей, А.К. Евтых, К.Х. Жанэ,Т.М. Керашев, Д. Г. Костанов и другие писатели.23. Долина аммонитов, памятник Александру II, водопады Лакруш, пещера Будкова, ущелье Мишоко, Хаджохская теснина, водопады Руфабго, Казачий камень, Хаджохские столбы, Чертов палец, Гуамское ущелье, плато ЛагоНаки, Каменное море, Яворовая поляна.24.ОАО «Майкопский редукторный завод» Зарем, ОАО «Майкопский машиностроительный завод», ОАО «Майкопнормаль», ООО «ФишерПаркетМарка», ЗАО «Картонтара», ООО «Майкопский дерево обрабатывающий комбинат»,ООО«Майкопский пивоваренный завод».25. Охарактеризоватьвред выбросов на атмосферу Майкопскогорайона Белореченского химического завода.26.Охарактеризовать гидрографическое состояние Майкопского района.27. Почвы Адыгеи с севера на юг представлены следующим образом:чернозёмы, серые лесные, бурые лесные, луговые. В почвенном покрове Майкопского района преобладают лесные почвы 46% и чернозёмы 24%. Объяснить причины отсутствияудобрений в почвах.28.Выявить предпосылки возникновенияпосёлка Подгорного в1929 г.(Интересные факты из истории).29. Поселковый клуб, Научноисследовательский институт сельского хозяйства.

30.Видовое разнообразиефлорыоценивается в 2,5 тыс. видов, в том числе 1580 —сосудистых растений, относящихся к 121 семейству; отмечено около 280 видов мхов, лишайников, грибов и водорослей..31.Охарактеризовать видовое многообразие фауны Майкопского района.32.Строительство очистных сооружений и ликвидация несанкционированных свалок.33.Исследовать историюобразования родной школыиеё развитие.Первый директор, его биография. Развитиешколы со временем.34.Текст работ печатается на белой бумаге через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа формата A4, поля 2,5 см со всех сторон, шрифт TimesNewRoman, 14 кегель. В конце работ приводится перечень используемой литературы.35.Примерный перечень исследовательскихработ: «Историявозникновения п. Подгорный», «История образования родной школы», «Ветераны Великой Отечественной Войны проживающие в посёлке», «Биографии известных односельчан», «Роль Адыгейского Научноисследовательского института сельского хозяйства в жизни посёлка», и другие.

Ссылки на источники:1.Знай свой край. Словарь географических названий Краснодарского края. Краснодар.: Краснодарское книжное издательство, 1974.200 с.2.Жерноклев И.В., Жерноклева Е.И. Майкопский район. п. Тульский.: Адыгейское книжное издательство, 1988.247 с.3.Красная книга Республики Адыгея. Майкоп.:РИПО Адыгея, 2000.417 с.4.Иминова А.М. В краю гор и легенд. Майкоп.: ГУРИПП Адыгея, 2001. –184 с.