Исследовательская деятельность обучающихся в контексте задач ФГОС ООО

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорокин А. Г. Исследовательская деятельность обучающихся в контексте задач ФГОС ООО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55258.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается специфика научно-исследовательской деятельности, её направленность на принципиально новый образовательный результат, обозначены содержательные и технологические линии исследовательской работы обучающихся, подходы к системе оценки результатов исследования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сорокин Артём Георгиевич,учитель географииМБОУ «Лицей № 2» г. Братска Иркутской областиlyceum2bratsk@yandex.ru

Исследовательская деятельность обучающихсяв контексте задач ФГОС ООО

Аннотация.В данной статьерассматривается специфика научноисследовательской деятельности, её направленностьна принципиально новыйобразовательный результат, обозначены содержательные и технологические линии исследовательской работы обучающихся, подходы к системе оценки результатов исследования.

Ключевые слова:учебноисследовательская деятельность, научное исследование, проектная деятельность, метод анализа, рефлексивный отчёт.

Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, что обусловлено необходимостью формирования у них способностей самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания, выдвигать гипотезы, планировать действия, сотрудничать в разнообразных по составу группах, осуществлять самоанализ и самооценку. Учебноисследовательская деятельностьпонимается как форма организации учебного процесса, в которой обучающиеся сами овладевают способами решения проблем в процессе самостоятельного познания, организованного и направляемого педагогом, решают творческие, исследовательские задачи. Результатом учебноисследовательской деятельности является получение субъективно нового для ребенка знания. Научное исследование–это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью, новизной, теоретической значимостью и обоснованностью. Научноисследовательская работа обучающихся может быть представлена как самостоятельная исследовательская, творческая работа, содержание и объем которой превышают рамки учебной программы.Критериями успешности исследовательской деятельности будут1.положительная мотивация к участию в различных видах научноисследовательской деятельности;2.успешное участие в олимпиадах,в т.ч. дистанционных;3.качество публичных выступлений с защитой проектов и исследовательских работ.В приобщении учащихся к исследовательской деятельности можно выделить несколько этапов. На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся осуществляютпоиск информации и возможные варианты решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы преподаватель организует рефлексию опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.). Также предметом изучения становятся методы исследования, применяемые в изучаемой науке. На данном этапе ведущей является образовательная функция. На втором этапе приобщения учащихся к исследовательской деятельности школьники самостоятельно находят и формулируют проблему, подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют научный поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на школьной, районных, окружных и всероссийских конференциях. Наряду с предметносодержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом такой организации учебного процесса является рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности. Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении проектной деятельности.Проектная деятельность организуется на таком этапе учебновоспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы. Исследовательский метод, по мнению И.Я. Лернера, предполагает такую познавательную деятельность учащихся, когда они используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования. В приобщении учащихся к исследовательской работе открытие известных науке положений занимает определенное место, и, конечно, здесь невозможно обойтись без овладения определенной суммой знаний, используя обычные приемы воспроизведения. Обогащение учебнопознавательной деятельности учащихся элементами исследовательской работы предполагает следование этапам научного мышления, поиск учащимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности школьника. И только на высшем уровне, когда учащийся в своей работе не ограничивается усвоением новых, предлагаемых учителем знаний, а привносит в этот процесс нечто свое, оригинальное, раскрывает новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае учебная деятельность учащихся основными своими чертами сближается с исследовательской.Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности необходимо использовать метод анализапредставленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе). При оценке исследовательских работ учащихся принимается во внимание следующее:соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, названиям разделов и тем работы; соблюдение структуры работы, объёма работы;наличие литературного обзора, его качество;соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;логичность и полнота доказательств;соответствие выводов полученным результатам;культура оформления материалов, научный стиль работы. Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики, предполагает освещение им следующих вопросов: 1.Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь?2.Проблема исследования, цели и задачи работы.3.Предполагаемая форма и дата представления результатов?4.Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие?Педагогу необходимо обратить внимание на сформированностьу учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).Производится проверка результатов практических работ учащихся.Таким образом, очевидно, что специфика научноисследовательской деятельности заключается в том, что она направлена на достижение принципиально нового образовательного результата.

Список литературы

1.Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 19852.Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. –М., 1989.3.Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. –М., 1975.4.Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.5.Дереклеева Н.И. Научноисследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. –М.: Вербум М, 2001.48с. 6.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. –М., 19697.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.8.Озеркова И.А. Возможности учебного текста в индивидуализации обучения. –www.uroknet.ru/20039.Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. –2001. №1. –С.102105. 10.Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. –2001.

№1. –С 105107. 11.Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. –2004. №5. С. 5160. 12.Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. –2003. №3. –С. 2932. 13.Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 197914.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. –М.: Народное образование, 2001. –272с. 15.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 197416.Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. –2004. №5. С. 6166. 17.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научноисследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. –2003. №4. –С. 3445. 18.Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. –М., 1986.19.Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. –Минск, 1983.

Sorokin Artyom GeorgievichGeography teacher of the Municipal (City) Budget Educational Institution “Lyceum №2”, Bratsk, Irkutsk RegionLuceum2bratsk@yandex.ru

Research activity of students on the basis of the Federal State Educational Standard of Basic General Education

Annotation.The article deals with the peculiarities of scientificresearch activity, its orientation on the principally new educational results. Meaningful and technological ways of research work of students, approaches to the system of assessment of research activity are exposed.

Key words:educational and research activities, scientific research, project activity, method of analysis, reflective report.