Практический семинар для родителей «Здоровая семья»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дорохова Л. В., Назарова Л. Л., Пакшаева С. О. Практический семинар для родителей «Здоровая семья» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55260.htm.
Аннотация. Семинар предназначен для работы с опекунами несовершеннолетних, родителями, чьи дети совершили правонарушения, а также родителями, обращающимися к психологу по проблеме взаимодействия с детьми в семье. В работе семинара ведущий предоставляет участникам информацию о принципах существования здоровой семьи. Обсуждаются воспитательные установки, поддерживающие эти принципы. Рассматриваются конкретные воспитательные приемы, проводится работа на осознание целей воспитания. Создаются условия для развития эффективных навыков взаимодействия с детьми
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дорохова Лариса Васильевна,педагогпсихолог высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедля детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Центр психологомедикосоциального сопровождения» г. Дзержинскoupmc@mail.ru

Назарова Людмила Леонидовна,педагогпсихолог высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Центр психологомедикосоциального сопровождения» г. Дзержинскoupmc@mail.ru

Пакшаева Светлана Олеговна,педагогпсихолог высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Центр психологомедикосоциального сопровождения» г. Дзержинскoupmc@mail.ru

Практический семинар для родителей«Здоровая семья»

Аннотация. Семинар предназначен для работы с опекунами несовершеннолетних, родителями, чьи дети совершили правонарушения, а также родителями, обращающимися к психологу по проблеме взаимодействия с детьми в семье. В работе семинара ведущий предоставляет участникам информацию о принципах существования здоровой семьи. Обсуждаются воспитательные установки, поддерживающие эти принципы. Рассматриваются конкретные воспитательные приемы, проводится работа на осознание целей воспитания. Создаются условия для развития эффективных навыков взаимодействия с детьми.Ключевые слова. Признаки здоровой семьи, жизненные ценности, воспитательные навыки, цели воспитания.

Длительность семинара рассчитана примерно на35 часов, в зависимости от активности группы и компетенции участников в вопросах воспитания. Семинар можно разделить на 23 части. В конце каждой части подводятся промежуточные итоги, коротко повторяется наработанный материал. Каждая следующая встреча начинается с повторения итогов предыдущейвстречи.Цели семинара: 1. Информирование родителей (воспитателей, опекунов) о признаках здоровой семьи.2. Осмысление участниками семинара важности здоровой семьи для развития личности ребёнка.3. Осознание и актуализация навыков взаимодействия в семье, способствующих появлению признаков здоровой семьи.Сценарий семинарапрактикумаI. Правила работы в группе:конфиденциальность (за пределы группы не выносится обсуждение информации личного характера)группа выслушивает каждого, не перебивая не даем советов и не оцениваемII. Информирование участников о задачах воспитания в семье (см. протокол 1 занятия).III.Беседа в кругу (высказываются сами участники, поддерживаемые ведущим, ведущий подводит итог): Что ребенок должен получить в семье? Зачем нужно семейное воспитание, что оно дает ребенку?Участники семинара высказываются по кругу. Все высказывания записываются ведущим на доску. Ниже приводится примерный перечень основных позиций семейного воспитания:Развитие навыков взаимодействия внутри семьи и в социуме[ 1]. Развитие понимания и выражения чувств, как это принято в социуме[ 2].Задание границ приемлемого поведения: отношение к авторитетным лицам (учителям, пожилым людям, представителям закона), подчинение правилам поведения в социуме, подчинение законам.Развитие базовой мотивации (достижения успеха, избегания неуспеха) в разных деятельностях.Формирование жизненных ценностей[ 3].Развитие чувства уверенности, основанного на осознании поддержки семьи.IV. Работа со списком «Признаков здоровой семьи»(см. Приложение 1).а) Ведущий зачитывает примерный список признаков здоровой семьи, предлагая участникам определить, какие воспитательные позиции проявляются в каждом из признаков.б) Участникам раздаются списки признаков здоровой семьи, и даётся задание: 1) внимательно прочитать, 2) отметить те признаки, которые не совсем понятны, 3) попытаться объяснить своими словами, как они понимают те признаки, которые для них понятны, 4) вспомнить примеры из жизни своей семьи, как проявляются признаки здоровой семьи.в) Работа в кругу:Ведущий читает признак, спрашивает, кому он не понятен. Предлагает участникам высказаться, как они его понимают, при необходимости уточняет сам. Предлагает желающим участникам привести примеры этого признака в их семье.г) Вопросы ведущего группе после обсуждения каждого признака: 1) какими воспитательными воздействиями, условиями мы можем усилить проявление этого признака? 2) что мешает его проявлению? 3)какие качества личности, навыки поведения потребуются нам и другим членам семьи, чтобы «провести» этот признак в свою семью?Все конструктивные высказывания участников записываются ведущим в блокнот или на доску.д) Участники объединяются в группы по 34 человека. Каждый участник делает выбор, какого «признака здоровой семьи» не хватает сейчас в его семье (или какой признак хотел бы усилить). И, используя помощь членов группы, определяет, какими средствами он будет это реализовать, т.е. использовать условия, актуализированные навыки поведения членов семьи. е) Общий круг. Участники по очереди зачитывают свои наработки в малых группах. Общий круг заслушивает без комментариев, принимая к сведению.V.Подведение итогов.Ведущий высказывает утверждение, что «оздоровить» семью в интересах развития ребёнка возможно. Для этого потребуются следующие навыки поведения, жизненные ценности и личностные особенности членов семьи (для сообщения используются наработки группы, записанные ведущим[ 4]):Осознание своих целей воспитания.Готовность действовать в интересах развития ребёнка.Способность прогнозировать последствия своих воспитательных действий.Навыки конструктивного взаимодействия («Явысказывание», навык психологической поддержки, навыки слушания).Способность адекватно и социально приемлемо выражать свои чувства и понимать чувства других.Знание своих жизненных ценностей.Знание своих полезных и вредных привычек.Знание традиций своей семьи (начиная с родительской).Умение брать на себя ответственность за свои поступки.Умение проявлять эмпатию и рефлексию (раскрыть содержание этих понятий для участников).Навыки саморегуляции своего эмоционального состояния.Способность доверять другим людям и вызывать у них доверие к себе и т.д.VI. Заключительное высказывание ведущего о том, что все названные знания, способности и умения могут быть развиты на специальных занятиях с психологом, в группах и индивидуально.

Приложение 1ПРИЗНАКИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ

В здоровой семье её члены общаются между собой и умеют слушать друг друга.Члены здоровой семьи поддерживают друг друга, умеют распределять обязанности и в случае изменения ситуации (командировка, болезнь) могут взять на себя обязанности другого человека.В здоровой семье учат уважать других людей, отличия во вкусах, культуре.В здоровой семье члены её доверяют друг другу.Здоровая семья обладает чувством юмора, умеет играть.В здоровой семье существуют традиции.В здоровой семье учат, что такое хорошо и что такое плохо.В здоровой семье отсутствуют коалиции.В здоровой семьеуделяется внимание духовной жизни и культуре.В здоровой семье поощряется такая ценность, как сделать чтолибо бесплатно для другого человека.В здоровой семье уделяется время развлечениям.Члены семьи уважают вкусы, выбор друзей, времяпровождение другогочлена семьи.Здоровая семья разделяет ответственность.В здоровой семье не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в решении проблем.

Приложение 2Протокол первого занятия семинара1. Знакомство.1.1. Ведущий рассказывает о цели работы группы: создание благополучной воспитательной среды в семье.1.2. Ведущий: Принятие правил работы в группе.Правила работы в группе:конфиденциальность (за пределы группы не выносится обсуждение информации личного характера)группа выслушивает каждого,не перебивая не даем советов и не оцениваем.Каждому участнику по очереди предлагается высказаться, готов ли он принять эти правила.1.3.Ведущий предлагает всем участникам по очереди назвать:свое имя, имена и возраст своих детей, их любимые занятия, какиесобытия ожидаются в семье в ближайшем будущем (поездки, встречи, перемены в семье, планы семьи и пр.).2.Информация ведущего о задачах воспитания в семье. Информация ведущего. «Семья является главной средой воспитания ребенка. В ней формируются основные жизненные ценности личности, привычки, навыки поведения. Во многом от семейного воспитания зависит, какой будет самооценка ребенка сейчас и когда он вырастет, какую собственную семью он создаст. В чем выражается воспитание? В личном примере родителей? В указаниях, которые они дают ребенку? В условиях, которые родители создают, чтобы реализовались задатки ребенка? Вспомните из своего жизненного опыта примеры благополучных и неблагополучных семей в плане воспитания. В одних семьях выросли дети, умеющие справляться с трудностями, в других –у детей сплошные неудачи и потрясения. Какова роль воспитания в дальнейшей судьбе детей?»3. Беседа в кругу. Ведущий задает группе вопросы:Что ребенок должен получить в семье? Зачем нужно семейное воспитание, что оно дает ребенку?Участники семинара высказываются по кругу. Все высказывания записываются ведущим на доску. Примерные высказывания: Забота родителей о ребенкеНаучить ребенка главным жизненным навыкам: обслуживать себя, защищать себя и своих членов семьи, мирно жить в социумеВоспитать у ребенка жизненные ценности: ценности труда, здоровья, образования, хороших семейных отношений, уважения к людямУстойчивая адекватная самооценка у ребенкаЧувство защищенности

Ведущийзаписывает все высказывания на доску. В процессе обсуждения в группе список принимает примерно следующий вид:Развитие навыков взаимодействия внутри семьи и в социуме. Развитие понимания и выражения чувств, как это принято в социуме. Задание границ приемлемого поведения: отношение к авторитетным лицам (учителям, пожилым людям, представителям закона), подчинение правилам поведения в социуме, подчинение законам.Развитие базовой мотивации (достижения успеха, избегания неуспеха) в разных деятельностях.Формирование жизненных ценностей.Развитие чувства уверенности, основанного на осознании поддержки семьи.4. Работа со списком «Признаков здоровой семьи». Ведущий подводит итог проделанной работе, подчеркивая важность задач воспитания в формировании здоровой семьи. Ведущий зачитывает примерный список признаков здоровой семьи:В здоровой семье её члены общаются между собой и умеют слушать друг друга.Члены здоровой семьи поддерживают друг друга, умеют распределять обязанности и в случае изменения ситуации (командировка, болезнь) могут взять на себя обязанности другого человека.В здоровой семье учат уважать других людей, отличия во вкусах, культуре.В здоровой семье члены её доверяют друг другу.Здоровая семья обладает чувством юмора, умеет играть.В здоровой семье существуют традиции.В здоровой семье учат, что такое хорошо и что такое плохо.В здоровой семье отсутствуют коалиции.В здоровой семье уделяется внимание духовной жизни и культуре.В здоровой семье поощряется такая ценность, как сделать чтолибо бесплатно для другого человека.В здоровой семье уделяется время развлечениям.Члены семьи уважают вкусы, выбор друзей, времяпровождение другого члена семьи.Здоровая семья разделяет ответственность.В здоровой семье не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в решении проблем.

Ведущий предлагает участникам определить, какие воспитательные позиции проявляются в каждом из признаков.Участникам раздаются списки признаков здоровой семьи, и даётся задание: 1) внимательно прочитать, 2) отметитьте признаки, которые не совсем понятны, 3) попытаться объяснить своими словами, как они понимают те признаки, которые для них понятны, 4) вспомнить примеры из жизни своей семьи, как проявляются признаки здоровой семьи.Работа в кругу:Ведущий читает первый признак: «В здоровой семье её члены общаются между собой и умеют слушать друг друга». Вопрос ведущего: кому не понятно содержание? Предлагает участникам по очереди (по кругу) высказаться, как они его понимают. Предлагает желающим участникам привести примеры этого признака в их семье. Высказывания участников:«Утром встаем и говорим друг другу «как спалось?», «какие планы на день?», говорим друг другу ласковые слова».«Главное –разговариваем обо всех делах и планах, задаем вопросы, и при этом не испытываем опасения получить грубый ответ, разговариваем с удовольствием».«Уметь слушать друг друга –это когда есть проблема, и ее обсуждают в семье с доброжелательностью друг к другу».«Когда слушают не перебивая, не оценивая, не осуждая, не давая поспешных советов».«Когда комуто в семье плохо, и он нуждается в поддержке, одобрении».«Если в семье нельзя говорить о своих проблемах, ребенок чувствует себя чужим в семье, покинутым, а ему потом скажут родители: «Тебе друзья дороже мамы с папой», но будут не правы».Вопросы ведущего группе после обсуждения признака: 1) какими воспитательными воздействиями,в какихусловияхмы можем усилить проявление этого признака? 2) что мешает его проявлению? 3) какие качества личности, навыки поведения потребуются нам и другимчленам семьи, чтобы «провести» этот признак в свою семью?Все конструктивные высказывания участников записываются ведущим на доску. Список высказываний участников:1) «Усилить проявление признака можно личным примером».«Если у семьи будет сопротивление («отстань», «а тебе какое дело» и т.д.), устроить семейный совет, когда в семье все дома, или хотя бы самые «сопротивляющиеся» и родители, как носители воспитания».«Обсудить с семьей, зачем надо общаться. Без агрессии, без осуждения. Постоянно давать чувствовать детям, что их любят в семье».«Для разговора с семьей надо выделить время». «Сначала надо самим родителям разговаривать с детьми так, чтобы дети захотели их слушать. Хороший признак того, что с «разговорами» все в порядке, если ребенок сам просит родителя: «Поговори со мной».2) «Когда родители не находят времени на разговоры с детьми, когда не считают это важным».«Когда родители считают, что главное –что они зарабатывают деньги для семьи».«Когда родители считают, что дети и без слов знают, что их любят в семье».«Когда родители не умеют слушать детей и самих себя».«Когда родители не умеют справляться со своими эмоциями».«Когда родители имеют вредные привычки (алкоголизм, курение, наркотики), и некритичны к собственному поведению».3) «Чтобы родители осознанно относились к своему поведению и своим вредным привычкам».«Чтобы родители умели слушать друг друга, и тогда они научат этому детей».«Чтобы в семье были свои «законы»: нельзя кричать, нельзя грубить, важно проявлять терпение, относиться доброжелательно, важно заботиться друг о друге».Группа зачитывает весь список. Ведущий, ссылаясь на список, подводит итог:«Для того, чтобы члены семьи общались друг с другом, важно знать что:Родители несут ответственность за то, как будут в семье общаться с ними дети.Родители собственным примером задают стиль общения в семье.В семье устанавливается традиция: беседовать, обсуждать проблемы.Стиль общения в семье безоценочный, доброжелательный, с уважением ко всем членам семьи без исключения.Для общения нужно время, и оно так же ценно, как и время на другие дела: работу, хозяйство, развлечения.Родителям важно приобрести навыки конструктивного общения: выражать свои чувства, не задевая чувств другого, разрешать конфликты, соблюдая интересы всех сторон, выражать поддержку тому, кто в ней сейчас нуждается.В своих отношениях с близкими быть искренним!

Подведенные итоги сохраняются на доске на все время семинара.5. Завершение семинарского занятияВедущий предлагает всем участникам по очереди рассказать, что нового они узнали за прошедшее занятие.Высказывания участников:«Что многое зависит от родителей, и от родителей родителей, т.е. бабушек и дедушек–важны семейные традиции».«Что надо учиться спокойно разговаривать».«Что важно правильно выражать свои эмоции».«По тому, как общаются в семье, можно понять, как в семье друг к другу относятся».«Важен не столько совет родителей, данный детям, сколько тон, каким разговаривают с ребенком».«Родители своим поведением во многом являются примером для ребенка, пример родителя показывает: «То, что я делаю это норма поведения»».«В семье через слова, домашние беседы идет воспитание, ребенок получает от родителей любовь, внимание, заботу, без чего он не может расти хорошим и счастливым».

Ссылки на источники:1.Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. 2.Мазлиш Э., Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили. Издательство «Эксмо», 2011.3.Варга А. Системная семейная психотерапия. М., 2012.4.Мазлиш Э., Фабер А. Свободные родители, свободные дети. Издательство «Эксмо», 2011.

Authors: Dorokhova LarissaVasilievnaTeacherpsychologist of the highest qualification category, Center for psychomedicalsocial support of children in difficult life situation, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region.Email: oupmc@mail.ruNazarova Lyudmila LeonidovnaTeacherpsychologist of the highest qualification category, Center for psychomedicalsocial support of children in difficult life situation, Dzerzhinsk, Nizhny NovgorodregionEmail: oupmc@mail.ruPakshaeva Svetlana OlegovnaTeacherpsychologist of the highest qualification category, Center for psychomedicalsocial support of children in difficult life situation, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod regionEmail: oupmc@mail.ru

Principlesof a healthy familyThis seminar is intended for work with guardians of the minor, parents whose children have committed crimes, and with parents who applied to the psychologist, as they can’t solve the problem of interaction with their children themselves. At the seminar the facilitator provides the participants with information on the principles of a healthy family. Paradigms of upbringing, supporting those principles, are also discussed. Concrete upbringing techniques are considered and work on realizing the goals of upbringing is done. Conditions for developing effective skills of interaction with children are made.Principles of a healthy family, life values, upbringingskills, goals of upbringing.