Роль клубного объединения в развитии социальной активности студента юридического вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Ж. Б., Коробко К. И. Роль клубного объединения в развитии социальной активности студента юридического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55262.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития социальной активности студентов юридических вузов посредством участия в деятельности в студенческих клубов. Авторами сделан вывод о том, что клубное объединение не только играет существенную роль в развитии личности студента, удовлетворяет его потребности в общении и творчестве, предоставляет поле деятельности для его самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и само является важным воспитательным феноменом в вузе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Жанна Борисовна, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса,Коми республиканскаяакадемиягосударственной службы и управления, г. Сыктывкарmgbpravoyandex.ru

Коробко Ксения Игоревна, к.ю.н., заведующая кафедрой гражданского права ипроцесса, Сыктывкарскийгосударственныйуниверситет, г. Сыктывкарtreshkina@mail.ru

Роль клубного объединения в развитии социальной активности студента юридического вуза

Статья посвящена вопросам развития социальной активности студентов юридических вузов посредством участия в деятельности в студенческих клубов. Авторами сделан вывод о том, что клубное объединение не только играет существенную роль в развитии личности студента, удовлетворяет его потребности в общении и творчестве, предоставляет поле деятельности для его самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и само является важным воспитательным феноменом в вузе.Ключевые слова: клуб любителей цивилистики, социальная активность студентов, игры, конференции, учебные фильмы.

Развитие современного учебно –воспитательного процесса в вузе определяется задачами подготовки специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного, компетентного, ответственного и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности; специалиста высокой квалификации, способного не только применить в знакомых ситуациях имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать уже накопленный обществом опыт, но и умеющих нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушных к проблемам и заботам общества[1].В Законе «Об образовании»[2]РФ подчёркивается важность постоянного совершенствования учебно –воспитательного процесса, целенаправленного формирования у будущих специалистов социальной активности. Поэтому важнейшая социальная функция вуза, как образовательного учреждения, заключается в создании условий для развития социальной активности студентов, реализации их возможностей, профессионального становления и развития личности, позволяющих индивиду адекватно содействовать научно –техническому и социальному прогрессуобщества. Формирование социальной активности студентов является государственным заказом образовательным учреждениям.В наше время к профессиональному долгу педагога относится уже не только достижение конкретных результатов по усвоению предметных знаний, не только создание благоприятной психологической, творческой атмосферы для оптимальной социальной активности студентов, но и помощь в духовно –нравственном становлении личности, в её ценностной ориентации. В связи с этим представляется актуальным исследование моделейразвития социальной активности студентов в клубном объединении, представляющейсобой воспитательную систему, и включающую в себя целевой, содержательно –инструментальный, оценочно –регулятивный компоненты. В этом аспекте авторам хотелось бы на примере работы Клуба любителей цивилистики Сыктывкарского государственного университета предложить использовать опыт клубной работы в качестве модернизации образовательной деятельности и повышения эффективности воспитательного процесса.Итак, студенческий научноисследовательский кружок "Клуб любителей цивилистики" –добровольная, самостоятельная организация, созданная по инициативе кафедры гражданского права и студентов Института истории и права СыктГУ. Основной целью работы клуба является содействие преподавательского состава кафедры гражданского права подготовке высококвалифицированных специалистов, способных творчески применять на практике полученные знания и самостоятельно изучать социальные явления с использованием современных научных методик.На первом заседании Клуба любителей цивилистики, посвященном исследованию некоторых вопросов в сфере жилищного законодательства, студенты прослушали выступления юристов –практиков. Доклады были посвящены раскрытию отдельных актуальных вопросов жилищного права, содержали проблематику и специфику тех или иных аспектов жилищного законодательства и правоприменения в указанной отрасли права. Перед участниками клуба выступила заместитель заведующего контрольноправовым отделом Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с докладом "Судебные споры по договору социального найма", председатель ТСЖ озвучила проблемы управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а преподаватель кафедры административного и финансового права проинформировал студентов по вопросу правового положения земельногоучасткакак объектазащиты прав собственников общедомового имущества. Кроме того, сами студенты также имели возможность публичного выступления. Так, студент юридического факультета Рыбак Р. ввёл своих коллег в курс измененийв сфере жилищного законодательства.Участники заседания клуба проявили живой интерес к рассматриваемым вопросам такой интересной и актуальной отрасли права, как жилищное.Следующее заседаниеКлуба любителей цивилистикибыло посвящено актуальным вопросам в сфере семейного права. Стоит отметить, что заседание проводилось в рамках традиционного для научной общественности и молодежи Всероссийского фестиваля науки, и было направлено на презентацию внеучебной деятельности кафедры гражданского права и процесса юридического факультета СыктГУ.Работа клуба вызвала настолько небывалый интерес студентов (как очного, так и заочного отделений), что заседание решено было провести в камерном зале, который с трудом вместил в себя всех желающих.И недаром, ведь вопросы семейного права в современном обществе вызывают большой интерес.На заседание были приглашены истинные профессионалы своего дела: начальник территориального отдела ЗАГСа г. Сыктывкара, нотариус Сыктывкарского нотариального округа, а также начальник отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства по социальному развитию Республики Коми.Выступления вызвали живой интерес у студентов, в связи чем, докладчикам от студентов поступило огромноеколичество вопросов.По результатам заседания его участниками был сделан вывод, что вопросы семейного права занимают очень важное место в нашей жизни и представляют как теоретический, так и практический интерес для изучения.Далее на очереди в рамках работы Клуба любителей цивилистикисостоялась студенческая конференция по вопросам выявления и разрешения актуальных проблем гражданского права и процесса.На конференцию были представлены 18 докладовна самые интересные темы цивилистики. Но необычность данного мероприятия состояла в том, что студентами были сняты и представлены четыреобучающих фильма. В результате мероприятия создалась атмосфера, наполненная положительными эмоциями и дружеского общения, а также сотрудничества,творчестваи открытости. Изавершилось заседание клуба совместным чаепитием.На очередном заседании клубабыл проведён интеллектуальный турнир, которыйобъединил самых талантливых студентов 24 курсов юридического факультета. Первый конкурс был разминочным. В нём учитывались два критерия: правильный ответ с указанием полных реквизитов документов и описание оптимальной последовательности решения с помощью поисковых инструментов КонсультантПлюс. И уже с первых минут состязания стало ясно, что началась настоящая «битва интеллектуалов». Ребята с блеском демонстрировали свои знания в области права, а также навыки работы со справочной правовой системой. В аудитории то и дело раздавались реплики: «33ю статью вбивай», «посмотри в навигаторе», «не могу в книге найти, заполняй карточку поиска».С минимальным отрывом сначала вела команда третьего курса. Однако итоги второго конкурса на решение правовой задачи изменили ситуацию. В лидеры вырвалась команда второго курса. А вот ошибки в определениях норм права быстрее всех нашли четверокурсники. Накал правовых дебатов остудила музыкальная пауза. Дуэт старшекурсников исполнил под гитару шуточную песню про доказательства в гражданском процессе.На заключительном этапе турнира участники представилидомашнее задание. С ним все справились на «отлично»,продемонстрировав жюри самостоятельно снятые видеофильмына темы: «Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей», «Законная забастовка на предприятии», «Составление завещания», «Заключение брачного договора». Данное задание позволило участникам проявить все свои таланты и фантазию. Здесь студенты показали и настоящее немое кино, и кинорепортаж, и мультфильмы в новой трактовке.Таким образом, представляется важным отметить, что клубное объединение не только играет существенную роль в развитии личности студента, удовлетворяет его потребности в общении и творчестве, предоставляет поле деятельности для его самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и само является важным воспитательным феноменом в вузе. Клубная деятельность становится неотъемлемой составной частью воспитательной системы вуза, и пространством для развития социальной активности. Кроме того, она несёт в себе инновационные преобразования в образовании, такие как: интенсификация образовательного процесса; расширение самостоятельной проектной, исследовательской, учебной деятельности обучающихся; интерактивный характер методов обучения; реализация персонифицированных моделей образования; широкое использование социального партнерства в моделировании образовательного процесса; разноуровневое внедрение коммуникативно –информационных технологий в качестве приоритетных.

Ссылки на источники: 1.Аронов А.М., Рубанова А.В. Развитие социальной активности студентов университета в условиях студенческого клуба // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Международной научно –практической конференции, Сочи, 9 –10 сентября 2014. Часть 1 / Под редакцией РАО Г.А. Берулавы. –Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2014. С. 224 2.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ // Российская газета. №303. 31.12.2012.