Разработка критериев оценивания уровня сформированности ключевых компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС на II-III ступени обучения
Выпуск:
ART 55300
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Руденко
Е.
В.,
Черепанова
Е.
В. Разработка критериев оценивания уровня сформированности ключевых компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС на II-III ступени обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
281–285. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55300.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценивания уровня сформированности предметных и метапредметных умений и навыков, личностных достижений уча-щихся, а также уровень сформированности ключевых компетенций у школьников. Благодаря мониторингу, учителю и классному руководителю предоставляется возможность по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс. Дан-ный метод даёт возможность анализа причин несоответствия заявленным ре-зультатам, а также поиска резервов повышения эффективности учебного про-цесса, что, безусловно, соответствует стратегии модернизации системы об-щего образования.
Текст статьи
Руденко Елена Владимировна, Учитель информатики и ИКТ, Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» г. НорильскLenor4ik.rudenko@mail.ru
Черепанова ЕленаВладимировна, Учитель русского языка и литературы, Муниципального бюджетногообразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Норильск
Еlenagvozdik@yandex.ru
«Разработка критериев оценивания уровня сформированности ключевых компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС на IIIII ступениобучения».
Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценивания уровня сформированности предметных и метапредметных умений и навыков, личностных достижений учащихся, а такжеуровеньсформированностиключевых компетенций у школьников.Благодаря мониторингу, учителю и классному руководителю предоставляется возможность подругому взглянуть на весь учебновоспитательный процесс.Данный метод даёт возможность анализа причин несоответствия заявленным результатам, а также поиска резервов повышения эффективности учебного процесса, что, безусловно, соответствует стратегии модернизации системы общего образования.Ключевые слова:предметные и метапредметные умения и навыки,ключевыекомпетенции,индикаторы.
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества –подготовить его граждан к современным условиям жизни. Школа же должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, результаты которого должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это –умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека. На наш взгляд, один из предлагаемых путей решения данной проблемы компетентностный подход. Как подчеркивает Н.А. Селезнёва, «его использование может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования и приведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий»[1]. Ученые, в частности А.В. Хуторской, указывают, что для реализации на практике компетентностного подхода в обучении необходимо решить проблему проектирования как ключевых, так и предметных компетенций [23]. Азначит, образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социальноэкономическим условиям. Введение понятия компетентности поз воляет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Данный подход, и это очень важно, может сохранить культурноисторические, этносоциальные ценности, особенно если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные,и нравственные составляющие. В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую модель традиционного образования (например, подходы В.А. Болотова, В.В. Серикова[4]) и рассмотреть образовательный процесс с позиции формирования у учащихся ключевых компетенций как результативноцелевой основы компетентностного подхода в образовании.Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.Отсюда возникает вопрос, как получить объективную информацию и, самое главное, оценить сформированность ключевых компетенций у школьников? И как сделать продуманной эту систему? Прежде всего, следует определить с помощью каких индикаторов возможно это выявить. Не следует пугаться незнакомых в нашей практике слов. Под индикаторами скрываются известные всем нам формы контроля.
Рис.1 Индикаторы
Согласитесь, каждый из нас не только проводит данные работы на протяжение всей педагогической практики, но и производит анализ выполненных работ. Система разноуровневых тестов, задания с констатирующей частью, система заданий в жанре комментария к теме, лабораторные и практические работы, дифференцированные зачёты, комплексный анализ текста –всё это нацелено на подготовку учащихся к итоговой аттестации по предметамв форме ЕГЭ как в одиннадцатомклассе, так и ОГЭ в девятом.При оценивании достижений школьников, их самостоятельной работы возможно использовать форму накопительной оценки, т.е. учитываетсяколичество выполняемых работ, выступления, сообщения, а в некоторых случаях –рейтинговаяоценка, которая позволяет учитывать сложность и уровень выполненной работы. Отсюда возникает вопрос, как получить объективную информацию и, самое главное, оценить сформированность образовательных результатов школьников? Осуществить такую оценку, а также развить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволит использование эффективной системы оценивания качества образования на основе мониторинга. Чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. Именно поэтому в новом стандарте предполагается определить перечень метапредметных и предметных результатов, достижение которых является необходимым для выдачи документа об основном общем образовании.Наша группа предлагает провести мониторинг каждого учащегося по выявлению сформированности у них предметных и метапредметных умений и навыков по следующим направлениям: постановка проблемы, целеполагание и планирование, оценка результата и коррекция, поиск информации, обработка информации, умение составлять планы, тезисы, конспекты, представление информации через схемы, таблицы, диаграммы, знание теоретического материала, умение применять полученные знания на практике, умение вести диалог, умение работать в группе.Данные вопросы возникли не случайно, именно таковы требования ФГОСа. Оценивать предлагаем по единому тестированию (как в начальной школе), на определённом тексте должны быть проверены и предметные знания, и владения определёнными компетенциями.Проводить подобный мониторинг предлагаем в начале года (начальный), в середине года (промежуточный), в конце года (итоговый). Оценивание по трехбалльной системе:1 балл –знания и умения не сформированы 2 балла –знания и умения частично сформированы 3 балла –знания и умения полные
Рис.2 Мониторинг метапредметных и предметных умений и навыков учащихся
Подобный мониторинг составляется на каждого ученика.Личностное же развитие учащихся предлагаем оценивать по следующим критериям:участие и победышкольников в олимпиадах различного уровня, в научноисследовательской работе, во всероссийских и международных конкурсах; дистанционное обучение, разработка и защита проектов, посещение кружков и секций дополнительного образования, а также факультативныхи элективных курсов по выбору.
Рис.3 Мониторингличностного развития учащихся
Данные графы заполняют учителяпредметники в течение учебного года. Классный руководитель сохраняет результаты мониторинга на протяжение всего обучения школьников в учебном учреждении, дабы проанализировать личностный рост успехов учащихся и при отрицательной динамике своевременно принять меры. Заключительным этапом мониторинговых исследований считаем прослеживание у школьников уровня сформированности ключевых компетенций. Ведь именно сегодня к современному человеку государством предъявляются новые требования. Так, будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Следовательно, особая миссия лежит на новой системе образования, которая должна сформировать у учащихся такие ключевые компетентности как ценностносмысловые, общекультурные, учебно –познавательные, информационные, коммуникативные, социально трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
В настоящее время технология мониторинга уровня компетентности ученика не обеспечена информационной поддержкой. Процедуры диагностирования по данной проблеме практически не отработаны. Есть отдельные разрозненные мониторинговыеисследования роста качества знаний и развития личностных достижений учащихся, но нет единых государственных критериев мониторинга. Это те проблемы, которые существует в образовательном процессе на всей территории Российской Федерации при проведении качественного мониторинга образовательного процесса. Не является исключением и наша школа. Итак, какой видится нам модель мониторинга исследования образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода в обучении? Какие сферы деятельности учащихся будут отслеживаться?Прежде всего, –это нормативноретроспективная оценка ЗУН учащихся;–продуктивная образовательная деятельность школьников;–оценка развития личностных результатов по ФГОС;–оценка динамики метапредметных компетентностей.Все перечисленные формы оценивания, на наш взгляд, позволят проследить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся
Рис.4 Мониторинг сформированности ключевых компетентностей учащихся.
Мы уверены в том, что использование эффективной системы оценивания качества образования на основе мониторинга позволяет не только отследить развитие ученика, но и способствует его дальнейшему личностному росту.
При этом следует помнить, что данная работабудет эффективной, если разработана с учётом следующих требований: ориентация не на проверку фактологического материала, а на реальные достижения учащихся (степень продвижения учащегося в овладении предметных и метапредметных умений и навыков);
использование дополнительно к традиционным новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения школьников в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности обучающихся;
сопоставимость результатов контроля по классам и по параллелям (преемственность в оценивании);
достаточная подготовленность учителей к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений.Так, на наш взгляд, благодаря мониторингу, учителю и классному руководителю предоставляется возможность подругому взглянуть на весь учебновоспитательный процесс, опираясь при этом не только на информацию о сформированности ключевых компетенций учащихся, но и продолжить работу по формированию компетенций, предметных и метапредметных умений и навыков у обучающихся.Данный метод даёт возможность анализа причин несоответствия заявленным результатам, а также поиска резервов повышения эффективности учебного процесса, что, безусловно, соответствует стратегии модернизации системы общего образования.
Ссылки на источники1.Селезнева Н.А. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5645/Itemid,343/2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm3.Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». —М., 2002.4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. –2003. –№ 10. Rudenko Elena, Teacher of Informatics and ICT, Municipal budget educational institution "Secondary school №20”, Norilsk.Lenor4ik.rudenko@mail.ru Cherepanova Elena, Teacher of Russian language and literature, Municipal budgeteducational institution "Secondary school №20”, Norilsk.Elenagvozdik@yandex.ru
"Development of criteria for the assessment of the level of development of key competences of students in the implementation of GEF on IIIII stages of learning".Abstract.The article discusses the criteria for assessing the level of maturity of the subject and interdisciplinary skills, personal data of student achievement and the level of development of key comptency students. Through monitoring, the teacher and the classroom leadLiu given the opportunity to take another look at the entire educational process. This method allows analysis of the reasons for noncompliance with the published results, as well as explore opportunities for improving the efficiency of educational process, which is certainly consistent with the strategy of modernization of the educational system in General.Keywords:subject and interdisciplinary skills, the key new competence indicators
Черепанова ЕленаВладимировна, Учитель русского языка и литературы, Муниципального бюджетногообразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Норильск
Еlenagvozdik@yandex.ru
«Разработка критериев оценивания уровня сформированности ключевых компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС на IIIII ступениобучения».
Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценивания уровня сформированности предметных и метапредметных умений и навыков, личностных достижений учащихся, а такжеуровеньсформированностиключевых компетенций у школьников.Благодаря мониторингу, учителю и классному руководителю предоставляется возможность подругому взглянуть на весь учебновоспитательный процесс.Данный метод даёт возможность анализа причин несоответствия заявленным результатам, а также поиска резервов повышения эффективности учебного процесса, что, безусловно, соответствует стратегии модернизации системы общего образования.Ключевые слова:предметные и метапредметные умения и навыки,ключевыекомпетенции,индикаторы.
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества –подготовить его граждан к современным условиям жизни. Школа же должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, результаты которого должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это –умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека. На наш взгляд, один из предлагаемых путей решения данной проблемы компетентностный подход. Как подчеркивает Н.А. Селезнёва, «его использование может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования и приведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий»[1]. Ученые, в частности А.В. Хуторской, указывают, что для реализации на практике компетентностного подхода в обучении необходимо решить проблему проектирования как ключевых, так и предметных компетенций [23]. Азначит, образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социальноэкономическим условиям. Введение понятия компетентности поз воляет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Данный подход, и это очень важно, может сохранить культурноисторические, этносоциальные ценности, особенно если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные,и нравственные составляющие. В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую модель традиционного образования (например, подходы В.А. Болотова, В.В. Серикова[4]) и рассмотреть образовательный процесс с позиции формирования у учащихся ключевых компетенций как результативноцелевой основы компетентностного подхода в образовании.Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.Отсюда возникает вопрос, как получить объективную информацию и, самое главное, оценить сформированность ключевых компетенций у школьников? И как сделать продуманной эту систему? Прежде всего, следует определить с помощью каких индикаторов возможно это выявить. Не следует пугаться незнакомых в нашей практике слов. Под индикаторами скрываются известные всем нам формы контроля.
Рис.1 Индикаторы
Согласитесь, каждый из нас не только проводит данные работы на протяжение всей педагогической практики, но и производит анализ выполненных работ. Система разноуровневых тестов, задания с констатирующей частью, система заданий в жанре комментария к теме, лабораторные и практические работы, дифференцированные зачёты, комплексный анализ текста –всё это нацелено на подготовку учащихся к итоговой аттестации по предметамв форме ЕГЭ как в одиннадцатомклассе, так и ОГЭ в девятом.При оценивании достижений школьников, их самостоятельной работы возможно использовать форму накопительной оценки, т.е. учитываетсяколичество выполняемых работ, выступления, сообщения, а в некоторых случаях –рейтинговаяоценка, которая позволяет учитывать сложность и уровень выполненной работы. Отсюда возникает вопрос, как получить объективную информацию и, самое главное, оценить сформированность образовательных результатов школьников? Осуществить такую оценку, а также развить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволит использование эффективной системы оценивания качества образования на основе мониторинга. Чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. Именно поэтому в новом стандарте предполагается определить перечень метапредметных и предметных результатов, достижение которых является необходимым для выдачи документа об основном общем образовании.Наша группа предлагает провести мониторинг каждого учащегося по выявлению сформированности у них предметных и метапредметных умений и навыков по следующим направлениям: постановка проблемы, целеполагание и планирование, оценка результата и коррекция, поиск информации, обработка информации, умение составлять планы, тезисы, конспекты, представление информации через схемы, таблицы, диаграммы, знание теоретического материала, умение применять полученные знания на практике, умение вести диалог, умение работать в группе.Данные вопросы возникли не случайно, именно таковы требования ФГОСа. Оценивать предлагаем по единому тестированию (как в начальной школе), на определённом тексте должны быть проверены и предметные знания, и владения определёнными компетенциями.Проводить подобный мониторинг предлагаем в начале года (начальный), в середине года (промежуточный), в конце года (итоговый). Оценивание по трехбалльной системе:1 балл –знания и умения не сформированы 2 балла –знания и умения частично сформированы 3 балла –знания и умения полные
Рис.2 Мониторинг метапредметных и предметных умений и навыков учащихся
Подобный мониторинг составляется на каждого ученика.Личностное же развитие учащихся предлагаем оценивать по следующим критериям:участие и победышкольников в олимпиадах различного уровня, в научноисследовательской работе, во всероссийских и международных конкурсах; дистанционное обучение, разработка и защита проектов, посещение кружков и секций дополнительного образования, а также факультативныхи элективных курсов по выбору.
Рис.3 Мониторингличностного развития учащихся
Данные графы заполняют учителяпредметники в течение учебного года. Классный руководитель сохраняет результаты мониторинга на протяжение всего обучения школьников в учебном учреждении, дабы проанализировать личностный рост успехов учащихся и при отрицательной динамике своевременно принять меры. Заключительным этапом мониторинговых исследований считаем прослеживание у школьников уровня сформированности ключевых компетенций. Ведь именно сегодня к современному человеку государством предъявляются новые требования. Так, будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Следовательно, особая миссия лежит на новой системе образования, которая должна сформировать у учащихся такие ключевые компетентности как ценностносмысловые, общекультурные, учебно –познавательные, информационные, коммуникативные, социально трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
В настоящее время технология мониторинга уровня компетентности ученика не обеспечена информационной поддержкой. Процедуры диагностирования по данной проблеме практически не отработаны. Есть отдельные разрозненные мониторинговыеисследования роста качества знаний и развития личностных достижений учащихся, но нет единых государственных критериев мониторинга. Это те проблемы, которые существует в образовательном процессе на всей территории Российской Федерации при проведении качественного мониторинга образовательного процесса. Не является исключением и наша школа. Итак, какой видится нам модель мониторинга исследования образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода в обучении? Какие сферы деятельности учащихся будут отслеживаться?Прежде всего, –это нормативноретроспективная оценка ЗУН учащихся;–продуктивная образовательная деятельность школьников;–оценка развития личностных результатов по ФГОС;–оценка динамики метапредметных компетентностей.Все перечисленные формы оценивания, на наш взгляд, позволят проследить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся
Рис.4 Мониторинг сформированности ключевых компетентностей учащихся.
Мы уверены в том, что использование эффективной системы оценивания качества образования на основе мониторинга позволяет не только отследить развитие ученика, но и способствует его дальнейшему личностному росту.
При этом следует помнить, что данная работабудет эффективной, если разработана с учётом следующих требований: ориентация не на проверку фактологического материала, а на реальные достижения учащихся (степень продвижения учащегося в овладении предметных и метапредметных умений и навыков);
использование дополнительно к традиционным новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения школьников в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности обучающихся;
сопоставимость результатов контроля по классам и по параллелям (преемственность в оценивании);
достаточная подготовленность учителей к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений.Так, на наш взгляд, благодаря мониторингу, учителю и классному руководителю предоставляется возможность подругому взглянуть на весь учебновоспитательный процесс, опираясь при этом не только на информацию о сформированности ключевых компетенций учащихся, но и продолжить работу по формированию компетенций, предметных и метапредметных умений и навыков у обучающихся.Данный метод даёт возможность анализа причин несоответствия заявленным результатам, а также поиска резервов повышения эффективности учебного процесса, что, безусловно, соответствует стратегии модернизации системы общего образования.
Ссылки на источники1.Селезнева Н.А. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5645/Itemid,343/2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm3.Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». —М., 2002.4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. –2003. –№ 10. Rudenko Elena, Teacher of Informatics and ICT, Municipal budget educational institution "Secondary school №20”, Norilsk.Lenor4ik.rudenko@mail.ru Cherepanova Elena, Teacher of Russian language and literature, Municipal budgeteducational institution "Secondary school №20”, Norilsk.Elenagvozdik@yandex.ru
"Development of criteria for the assessment of the level of development of key competences of students in the implementation of GEF on IIIII stages of learning".Abstract.The article discusses the criteria for assessing the level of maturity of the subject and interdisciplinary skills, personal data of student achievement and the level of development of key comptency students. Through monitoring, the teacher and the classroom leadLiu given the opportunity to take another look at the entire educational process. This method allows analysis of the reasons for noncompliance with the published results, as well as explore opportunities for improving the efficiency of educational process, which is certainly consistent with the strategy of modernization of the educational system in General.Keywords:subject and interdisciplinary skills, the key new competence indicators