Дополнительная образовательная программа "Школа лидера"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васюк Д. А. Дополнительная образовательная программа "Школа лидера" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 286–290. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55301.htm.
Аннотация. В статье описывается дополнительная образовательная программа социально-психологической направленности. Ведущей концептуальной идеей программы яв-ляется Компетентностный подход в образовании. Содержание программ носит практический характер, соответствует современным достижениям психологии и учитывает возрастные особенности старшеклассников. Статья адресована педагогам-психологам
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васюк Дарья Андреевна,заместитель директора по воспитательной работе, педагогпсихолог МБОУ СОШ№ 45 УИОП, г.Уфа daryshka87@mail.ru

Дополнительная образовательная программа «Школа лидера»

Аннотация. В статье описывается дополнительная образовательная программа социальнопсихологической направленности. Ведущей концептуальной идеей программы является Компетентностный подход в образовании. Содержание программ носит практический характер, соответствует современным достижениям психологии и учитывает возрастные особенности старшеклассников. Статья адресована педагогампсихологам.Ключевые слова:социальнопсихологическая программа, лидерство, старшеклассники.

Программа «Школа Лидера» это социальнопсихологическая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заключается социальнопсихологическая направленность программы.Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров [1].Данная программа ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.Программа представляет собой систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств старшеклассников. Цель программы: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля.Задачи:

выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.

формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).

приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.

обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.

развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективнотворческих дел.

развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественнополезной деятельности.

формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.Программа, в целом, позволяет сформировать социальнотрудовую компетентность в аспекте овладение знаниями и опытом в социальнотрудовой сфере, в профессиональном самоопределении. Решение поставленных задач позволяет сформировать такой аспект ценностносмысловой компетенции, как умение ставить цели для своих действий и поступков, принимать решения. Кроме того развить эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку, как аспекткомпетенции личностного самосовершенствования.Решение этих задач направлено на формирование коммуникативной компетентности,в частности –знание способов взаимодействия с окружающими, владение социальными ролями в коллективе. Кроме того, благодаря реализации программы формируется общекультурная компетенция, в частности осведомленность в таком социальном явлении, как психология групп, информационная компетентность, в частности, готовность самостоятельно обрабатывать и передавать информацию. Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста 1417 лет. Специальных требований к знаниям при участии в программе нет.Работа «Школы Лидера» планируется в режиме очнозаочных занятий. С сентября каждого года предполагается набор группы обучающихсяв состав которых входит по 23 человека от каждого класса. «Школа Лидера» работает весь учебный год по 2 занятию в месяц продолжительность занятий 1 часа, таким образом, программа рассчитана на 18 занятий (18 часов) [2].Таблица 1Учебнотематический план



Тема разделаКолво часовТеоретические занятияКолвочасовПрактические занятияКолвочасов1

Лидер

2Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление0,5Знакомство с группой и программой.Проработканекоторых лидерских качеств1,52Самовыражение лидера2Приемы и способы самораскрытия; самовыражения.Правовые основы деятельности ученического самоуправления.

0,5Обучение приемам и способам самораскрытия.Упражнения на развитие навыков самовыражения.Обучение постановке целей.Отработка навыков преодоления препятствий1,53Поведение лидера2Информации о способах уверенного поведения.Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности0,5Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

1,54Общение лидера2Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга.Модели ученического самоуправления0,5Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений1,55Команда лидера2Беседа о необходимости работы в команде.Алгоритм создания команды.Проектирование системы ученического самоуправления0,5Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник1,56Команда лидера 22Информирование подростков о различных стилях лидерства.Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления0,5Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений1,57Лидер ли яв группе?2Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности.Организация деятельности органов ученического самоуправления0,5Групповая работа посредством игровых методов и арттерапевтических методов

1,58Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе2Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров

0,5Проигрывание игровых методов в группе1,59Деловая игра «Лидер»2

Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению2

ИТОГО:18

4

14

Ожидаемые результаты:

получение практических знаний поорганизации работы органовсамоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и организаторским технологиям.

приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.

приобретение умений проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности.

усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

самостоятельная реализация коллективнотворческих дел обучающимися. В конце учебного года предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Лидер». По итогам прохождения программы каждый участник проекта получает школьный сертификат о прохождении курса «Школа Лидера».Технологии обучения: лекции, ролевые игры, тренинги умений, деловые игры, групповые дискуссии.Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.Оборудование для занятий в кабинетепредполагаетучительский стол, ученические столы, стулья, доска интерактивная, стенды, медиапроектор, нетбук.Учебнометодическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству, сборники из серии «В помощь школьному психологу» [3].Для проведения занятийпо определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.Условия реализациипрограммы:

программа может быть реализована в рамках кружковой работы

предполагает постоянный состав группы

форма занятий групповая: в рамках спецкурса –целый класс, в рамках кружка: 1518 человек

предполагает 2 занятия в месяц в течение года (18 занятий –18 часов)Оценкапрограммывыносится по результатам анкетирования, психологического тестирования, реализации проектов обучающихся.

Ссылки на источники:1.Безопасные игры / Сборник социальнопсихологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В., СПб, 2011г.2.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.СПб.: Речь, 2013.3.3.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. –М.: Генезис, 2008г.