Формы работы с различными источниками информации как средство развития логического (критического) мышления и творческих способностей обучающихся
Выпуск:
ART 55302
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бронникова
А.
Н. Формы работы с различными источниками информации как средство развития логического (критического) мышления и творческих способностей обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
291–295. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55302.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития логического (критического) и творческого мышления ученика, приобщения его к достижениям информационного общества и формирования умения самостоятельно конструировать собственные знания, а также приёмы работы на уроках биологии, способствующие формированию указанных умений.
Ключевые слова:
творческое мышление ученика, конструирование заданий, образовательная проблема, новые педагогические подходы
Текст статьи
Бронникова Александра Николаевна,учительбиологии и географииМБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри РС (Я)sh15@nerungri.edu.ru
Формы работы с различными источниками информации как средство развития логического (критического) мышления и творческих способностей обучающихся
Аннотация. В статье рассматриваетсявопрос развития логического (критического) и творческого мышления ученика, приобщенияего к достижениям информационного общества и формированияумения самостоятельно конструировать собственные знания, а также приёмы работы на уроках биологии, способствующие формированию указанных умений.Ключевые слова: творческоемышлениеученика, конструирование заданий, образовательная проблема, новые педагогические подходы.
В числе приоритетных задач, стоящих перед современнойсистемой образования, особую значимость приобрела задача развития логического (критического) и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических подходови технологий в общеобразовательной школе. Школьной биологии принадлежит особое место среди учебных предметов современной школы, на мой взгляд, значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Она не только даёт теоретические знания о природе, биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой,но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе«природачеловекобщество». Кроме этого, биология как школьный предмет имеет большой потенциал для формирования учебноинтеллектуальных и учебноинформационных умений и навыков, формирования положительной мотивации в учебном процессе. Уроки биологии, наравне с другими предметами, активизируют и развивают познавательные, творческие способности, коммуникативные навыки обучающихся, мышление, расширяют кругозор, а так же воспитывают самостоятельность в учебном процессе, ответственность, формировать эмоциональноценностное отношение к конкретным фактам и явлениям.На своих уроках я использую принципы развивающего обучения, которые направлены на самостоятельное постижение знаний, для этого планирую и провожу самостоятельные работы с разными источниками информации. Эти работы могут выполняться как индивидуально,так и в парах или малых группах.Поскольку на урокаходним из главных источников информации является учебник, провожуследующие самостоятельные работы:с текстом, схемами, таблицамии рисунками учебника;творческие работы с использованием текста учебника; работы, направленные на развитие логического мышленияи другие.Приведу в пример лишь некоторые.Самостоятельные работы:с текстом, схемами, таблицами и рисунками учебника.В 6 классе при изучении темы «Клетка –живая система» с целью формирования умений извлекать из текста необходимую информацию и систематизировать знания в таблице учащиеся получают задание: выбрать из текста органоиды растительной и животной клетки, определить их функции и самостоятельно заполнить таблицу в тетради. С целью формирования умения выделять главное в 7 классе при изучении темы «Царство грибы» учащиеся получают задание: прочитать текст учебника, выделить особенности строения грибов и причины их разнообразия. С целью формирования умений систематизировать знания в 8 классе при изучении темы«ткани человека» учащиеся получают задание: классифицировать ткани на группы и виды, определить их функции, оформить самостоятельную работу в виде таблицы. Видтаблицы выбирают самостоятельно.
Крометого обучающиеся составляют план своих ответов и вопросы к тексту, разбивают текст на отдельные смысловые части, делают подзаголовки, узнают изучаемые объекты на таблицах.Самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника.Наряду с традиционными видами самостоятельных работ с текстом учебника планирую и творческие работы. Так вконце изучения темы «Царство прокариоты» в 7 классе,с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить памятки «Осторожно, бактерии» и «Роль бактерий в природе и жизни человека». В первой памяткедолжныбыть указаныопасные воздействиябактерийи данырекомендации по защите от них.В другой памятке исключительно положительная роль бактерий. Какую памятку выполнить учащиеся выбирают сами.Или в 6 классе, при изучении темы «Органы цветкового растения»с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания корневыхсистем, листовых пластиноки красочно оформить их перечень. С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания иногда даю задание: используя текст учебника составить кроссвордили ребусына заданную тему. Обучающиеся учатся оценивать свои ответы, свои работы, а также работы одноклассников.Подобные творческие работы позволяют организовывать и планировать обучающимся свою учебную деятельность, как под руководством учителя, так и родителей, они способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.
Самостоятельные работы, направленные на развитие логического мышления.Установление причинноследственных связей –это одна из методических задач школьного предмета биологии. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание работам,направленнымна развитие логического мышления.Так, например,отрабатываемприёмынахождения причин и следствий в содержании изучаемой темы. Важно научить учащихся графически изображать причинноследственные связи:Причина —> следствиеДанный вид деятельности можно осуществлять при организации работы с текстом учебника, рисунками учебника, при прослушивании рассказа учителя.Задание может звучать таким образом: проанализируйте текст(рисунок, таблицу, рассказ учителя), найдите в нём объяснение причин процессов (явлений), выделите причины и следствия. Этот вид работы, считаю,целесообразно проводить на этапе закрепления материала. Возможен другой вариант организации работы с заданиями на построение логических цепочек из готовых звеньев. Как исходные данные даются названия явлений или процессов и из них при помощи стрелок нужно построить логическую цепочку. При построении такихцепочек учащиеся прослеживают не только единичные причинноследственные связи, но и общие взаимосвязи в природе, учатся логически рассуждать.Самостоятельные работы с дополнительными источниками информации.Содержание школьной биологиипозволяет привлекать в качестве дополнительных источников информации справочную литературу, научнопопулярную литературу, периодическую печать, интернет. С целью формирования умений работать с данными источниками информации я провожу следующие самостоятельные работы: подготовить краткое сообщение (объём 1 страницав 6 –7 классе) на любую тему.Сообщение должно содержать описание внешнего вида организма, особенности среды обитания и какиелибо интересные факты. Также желательна иллюстрация. Подобные задания формируют умение отбирать нужную информацию, выбирать главное и оформлять в виде письменной работы. На уроках в 6классе при изучении растенийучащиеся получают задание: используя разные источники информации составить “Визитную карточку овощей (фруктов)”. Она должна быть выполнена на одном листе формата А4 и включать в себя оченькраткую информацию(происхождение, история, роль, рисунок)обовоще или фрукте. Тему работы учащиеся выбирают самостоятельно.Подобные самостоятельные работы формируют умение отбирать источники дополнительной информации, выбирать главное, красочно оформлять работу. Регулярное включение в структуру урока самостоятельных работ с разными источниками информации учит обучающихся организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты, позволяет развивать мышление учащихся, повышает интерес к предмету, подталкивает учащихся к самообразованию. На мой взгляд, современный урок биологиинемыслим без самостоятельной работы учащихся по добыванию, анализу, отбору информации, её преобразованиюи систематизации новых знаний.
Формы работы с различными источниками информации как средство развития логического (критического) мышления и творческих способностей обучающихся
Аннотация. В статье рассматриваетсявопрос развития логического (критического) и творческого мышления ученика, приобщенияего к достижениям информационного общества и формированияумения самостоятельно конструировать собственные знания, а также приёмы работы на уроках биологии, способствующие формированию указанных умений.Ключевые слова: творческоемышлениеученика, конструирование заданий, образовательная проблема, новые педагогические подходы.
В числе приоритетных задач, стоящих перед современнойсистемой образования, особую значимость приобрела задача развития логического (критического) и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических подходови технологий в общеобразовательной школе. Школьной биологии принадлежит особое место среди учебных предметов современной школы, на мой взгляд, значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Она не только даёт теоретические знания о природе, биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой,но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе«природачеловекобщество». Кроме этого, биология как школьный предмет имеет большой потенциал для формирования учебноинтеллектуальных и учебноинформационных умений и навыков, формирования положительной мотивации в учебном процессе. Уроки биологии, наравне с другими предметами, активизируют и развивают познавательные, творческие способности, коммуникативные навыки обучающихся, мышление, расширяют кругозор, а так же воспитывают самостоятельность в учебном процессе, ответственность, формировать эмоциональноценностное отношение к конкретным фактам и явлениям.На своих уроках я использую принципы развивающего обучения, которые направлены на самостоятельное постижение знаний, для этого планирую и провожу самостоятельные работы с разными источниками информации. Эти работы могут выполняться как индивидуально,так и в парах или малых группах.Поскольку на урокаходним из главных источников информации является учебник, провожуследующие самостоятельные работы:с текстом, схемами, таблицамии рисунками учебника;творческие работы с использованием текста учебника; работы, направленные на развитие логического мышленияи другие.Приведу в пример лишь некоторые.Самостоятельные работы:с текстом, схемами, таблицами и рисунками учебника.В 6 классе при изучении темы «Клетка –живая система» с целью формирования умений извлекать из текста необходимую информацию и систематизировать знания в таблице учащиеся получают задание: выбрать из текста органоиды растительной и животной клетки, определить их функции и самостоятельно заполнить таблицу в тетради. С целью формирования умения выделять главное в 7 классе при изучении темы «Царство грибы» учащиеся получают задание: прочитать текст учебника, выделить особенности строения грибов и причины их разнообразия. С целью формирования умений систематизировать знания в 8 классе при изучении темы«ткани человека» учащиеся получают задание: классифицировать ткани на группы и виды, определить их функции, оформить самостоятельную работу в виде таблицы. Видтаблицы выбирают самостоятельно.
Крометого обучающиеся составляют план своих ответов и вопросы к тексту, разбивают текст на отдельные смысловые части, делают подзаголовки, узнают изучаемые объекты на таблицах.Самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника.Наряду с традиционными видами самостоятельных работ с текстом учебника планирую и творческие работы. Так вконце изучения темы «Царство прокариоты» в 7 классе,с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить памятки «Осторожно, бактерии» и «Роль бактерий в природе и жизни человека». В первой памяткедолжныбыть указаныопасные воздействиябактерийи данырекомендации по защите от них.В другой памятке исключительно положительная роль бактерий. Какую памятку выполнить учащиеся выбирают сами.Или в 6 классе, при изучении темы «Органы цветкового растения»с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания корневыхсистем, листовых пластиноки красочно оформить их перечень. С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания иногда даю задание: используя текст учебника составить кроссвордили ребусына заданную тему. Обучающиеся учатся оценивать свои ответы, свои работы, а также работы одноклассников.Подобные творческие работы позволяют организовывать и планировать обучающимся свою учебную деятельность, как под руководством учителя, так и родителей, они способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.
Самостоятельные работы, направленные на развитие логического мышления.Установление причинноследственных связей –это одна из методических задач школьного предмета биологии. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание работам,направленнымна развитие логического мышления.Так, например,отрабатываемприёмынахождения причин и следствий в содержании изучаемой темы. Важно научить учащихся графически изображать причинноследственные связи:Причина —> следствиеДанный вид деятельности можно осуществлять при организации работы с текстом учебника, рисунками учебника, при прослушивании рассказа учителя.Задание может звучать таким образом: проанализируйте текст(рисунок, таблицу, рассказ учителя), найдите в нём объяснение причин процессов (явлений), выделите причины и следствия. Этот вид работы, считаю,целесообразно проводить на этапе закрепления материала. Возможен другой вариант организации работы с заданиями на построение логических цепочек из готовых звеньев. Как исходные данные даются названия явлений или процессов и из них при помощи стрелок нужно построить логическую цепочку. При построении такихцепочек учащиеся прослеживают не только единичные причинноследственные связи, но и общие взаимосвязи в природе, учатся логически рассуждать.Самостоятельные работы с дополнительными источниками информации.Содержание школьной биологиипозволяет привлекать в качестве дополнительных источников информации справочную литературу, научнопопулярную литературу, периодическую печать, интернет. С целью формирования умений работать с данными источниками информации я провожу следующие самостоятельные работы: подготовить краткое сообщение (объём 1 страницав 6 –7 классе) на любую тему.Сообщение должно содержать описание внешнего вида организма, особенности среды обитания и какиелибо интересные факты. Также желательна иллюстрация. Подобные задания формируют умение отбирать нужную информацию, выбирать главное и оформлять в виде письменной работы. На уроках в 6классе при изучении растенийучащиеся получают задание: используя разные источники информации составить “Визитную карточку овощей (фруктов)”. Она должна быть выполнена на одном листе формата А4 и включать в себя оченькраткую информацию(происхождение, история, роль, рисунок)обовоще или фрукте. Тему работы учащиеся выбирают самостоятельно.Подобные самостоятельные работы формируют умение отбирать источники дополнительной информации, выбирать главное, красочно оформлять работу. Регулярное включение в структуру урока самостоятельных работ с разными источниками информации учит обучающихся организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты, позволяет развивать мышление учащихся, повышает интерес к предмету, подталкивает учащихся к самообразованию. На мой взгляд, современный урок биологиинемыслим без самостоятельной работы учащихся по добыванию, анализу, отбору информации, её преобразованиюи систематизации новых знаний.