Технология организации и проведения профессиональных (образовательных) экскурсий в контексте повышения квалификации современного педагога дополнительного образования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дьячкова Т. В. Технология организации и проведения профессиональных (образовательных) экскурсий в контексте повышения квалификации современного педагога дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 316–320. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55307.htm.
Аннотация. В материалах статья предпринята попытка раскрыть технологию подготовки и проведения профессиональных (образовательных) экскурсий для педагогов системы дополнительного образования детей. Раскрыт некий опыт организации и проведения данных экскурсий на региональном уровне.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дьячкова Татьяна Владимировна, доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образованиядетей ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»г. Тула

dyachkova72@mail.ru

Технология организации и проведенияпрофессиональных (образовательных) экскурсий в контекстеповышения квалификации современного педагога дополнительного образования

Аннотация.Вматериалах статья предпринята попытка раскрыть технологию подготовки и проведения профессиональных (образовательных) экскурсий для педагогов системы дополнительного образования детей. Раскрыт некий опыт организации и проведения данных экскурсий на региональном уровне.Ключевые слова:профессиональная (образовательная) экскурсия, культурноисторическое наследие, повышение квалификации, педагог дополнительного образования.

Без странствий не создается ни одна индивидуальностьГете

Одной из стратегических целей политикигосударства в области образования является развитие системы непрерывного дополнительного образования и разработка инновационных моделей подготовки и переподготовки педагогических кадров. Это нашло отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа: «…программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит от образовательных потребностей детей».Сегодня дополнительное образования детей ‬это неотъемлемая часть образовательной системы Тульской области. Возможности образовательных организаций дополнительного образования детей нашей области являются эффективным средством воспитания юных граждан. От кадрового потенциала, творческой активности педагогов в значительной степени зависят качество и результативность деятельности образовательной организации дополнительного образования детей. Принципиально новые условия, в которые попал сегодня педагог дополнительного образования, очевидный диссонанс между его базовой подготовкой и теми реалиями, с которыми сталкивается современная образовательная организация, требуют от каждого работника высокого уровня профессионализма. Однако многие специалисты, работающие в образовательных организациях дополнительного образования детей, не имеют педагогического образования, что требует организации работы, направленной на расширение профессиональной компетенции педагогов.Дополнительные профессиональныепрограммы повышения квалификации и профессиональной переподготовки системы дополнительного образования взрослых в буквальном смысле реализуются в четырех стенах. Сопровождаясь просмотром отдельных занятий педагогов дополнительного образования, видео материалов конкурсов профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «За нравственный подвиг учителя». Мало кто из педагогов испытывает от курсовой подготовки настоящее удовлетворение и может заявить, что испытывает радость познания. Таким образом, некоторое время назад у кафедры возникла насущная потребность «оживить процесс» обучения слушателей посредством профессиональных (образовательных) экскурсий.«Движение ‬это жизнь» так говорили наши предки. Мы считаем,необходимым внести в процесс обучения на курсах элементы живой педагогической жизни, дающей педагогу возможность ощутить меру своей сопричастности к педагогическому сообществу Тульского региона и России в целом. А мера сопричастности педагога определяется уровнем его профессиональной подготовки и наличием ценностносмысловых установок.Таким образом, для себя мы определили основную задачу профессиональной образовательной экскурсии как придание процессу приобретения педагогами знаний лежащих не мертвым грузом, а интегрированных с реальной жизнью.При подготовке и проведении профессиональных экскурсий нельзя не обратить внимание на следующий аспект. Среди педагогов, принимающих непосредственное участие в экскурсии, безусловно, можно наблюдать различные категории педагогов экскурсантов. Iкатегория.В нее входят педагоги, которые хотят знать о многом, и при проведении экскурсии необходимо представлять самые интересные объекты культурноисторического наследия нашего края и лучшие практики в системе дополнительного образования детей (опыт лучших).Как правило, это самые массовые

участники экскурсий. Все педагоги данной группы сходны в одном, в своем желании получать здания, умения, навыки, выстраивать новые профессиональные связи и их привлекают любые темы экскурсий. IIкатегория.Сюда мы относим педагогов, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес

к одной из профессиональных областей знаний. Нередко они ставят задачу дополнить свои знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме, поэтому они так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии. Участников экскурсий, отнесенных к этой категории, можно назвать, как тип «уточните мою точку зрения». Таких экскурсантов интересуют не экскурсии вообще как форма культурно образовательного досуга, а только экскурсии на определенную тему. Соответственно, работа с педагогами данной категории требуетот нас постоянного расширения экскурсионной тематики.IIIкатегория.К ней относятся педагоги, которые стремятся заполнить свою профессиональную жизнь по возможности интересными событиями без четко определенной цели. Вначале экскурсии педагогиданной категорииобычно имеют смутное представление о самой сути мероприятия, в котором решили участвовать (их мотивация «просто хочется сменить обстановку, отвлечься»). Однако, в ходе экскурсии, увлеченные

рассказом экскурсовода, представленными практиками они начинают интересоваться объектами показа, становятся активными участниками мероприятия. Целесообразно на наш взгляд, выделить ключевые этапы проводимых нами профессиональных экскурсий:подготовка,проведение,осмысление результатов и подведение итогов деятельности педагогов в рамках реализации экскурсии,интерпретация педагогами полученного опыта в программы своего образовательной организации. фиксация результатов (в «Портфолио отзывов» кафедры).Традиционным для нас стало проведение профессиональных экскурсий в рамках курсов повышения квалификации педагогических команд отдельных образовательных организаций. В настоящее время мы приступаем к реализации практики организации профессиональных экскурсий вне курсовой подготовки (по заявке образовательной организации или отдельных педагогов).

Реализуя намеченное из числа наиболее «продвинутых» педагогов создана творческая группа по выстраиванию образовательного маршрута, подготовлена картотека «Адреса педагогического опыта», систематически собираются запросы педагогов региона по проблемам различной тематики, программ экскурсий. На наш взгляд, очень перспективным для повышения качества проводимых нами экскурсий является привлечение педагогов дополнительного образования, реализующих программы туристско‬краеведческой направленности в роли тьюторов и экскурсоводов.Профессиональный стандарт педагога отмечает: «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации».В п. 4.2. часть вторая «Воспитательная работа» указывается на то, что педагог должен:владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.Наш земляк великий русский педагог К.Д. Ушинский отмечал «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»[1].Система повышенияквалификации и профессиональной переподготовки, прежде всего, направлена на формирование и развитие ключевых компетенций и призвана подготовить педагога, способного обеспечить развитие личности учащегося. Сегодня перед нами стоит задача качественно иной подготовки педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональныхбазовых знаний с инновационностью мышления и практикоориентированным исследовательским подходом.На наш взгляд, сегодня как никогда, необходимо определить меру индивидуальной нравственной ответственности педагога, помогая ему самому ответить на вопрос: с чем он идет к детям, какие идеи и ценности он хочет ипризван нести. Погружение педагогов в иную (культурную) среду дает возможность педагогам черпать из первоисточников богатейший материал для воспитания детей и молодежи в духе национальных традиций. В настоящее время актуальным является трансформация педагогического наследия и идей наших великих земляков под содержание дополнительных общеобразовательных программ.Характеризуя место экскурсионной деятельности вработе спедагогами,мы считаем, целесообразным сочетание профессиональных экскурсий с посещением культурноисторическихобъектов нашего региона по заранееразработанному маршруту. Несомненно, надо познакомить педагогов с творчеством великих художников, мастеров, деятелей культуры, с образцами искусства, науки и техники. Тульский край это земля, воспетая Л. Н. Толстым и. А.С. Хомяковым, В. А. Жуковским и. К. Д. Ушинским, представленная на полотнах В. Д. Поленова и Г.Г. Мясоедова, давшая миру талантливых ученых и изобретателей, государственных деятелей.Непосредственное взаимодействие различных педагогических практик в рамках профессиональных экскурсийспособствует созданию единого образовательного пространства нашего региона. Мы представляем педагогам практику организации и проведения совместных проектов, реализацию технологии детсковзрослых дебатов, проблемных семинаров, конкурсов, фестивалей и т.д.Исследуя проблему гражданской идентичности личности подростка в системе дополнительного образованиядетей, мы хотим увидеть, насколько коллективы ОУ используют возможность образовательных экскурсий. На сегодня мы имеем опыт организации и проведения межрегиональных экскурсий (Калуга делегация представители управленческой команды региональной системы дополнительного образованиядетей). Освещая опыт организации профессиональных экскурсий на Всероссийском форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» в рамках работы Межрегиональной научнопрактической конференции «Современные технологии повышения квалификации учителей на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов» (г. Москва)мы отметилизаинтересованность педагогов России в организации и проведении подобного рода экскурсий.Как реализуем, как используем.Образовательные экскурсии во многом меняют уклад жизни многих образовательных организаций, обогащают жизнь педагогов новымисоциальными связями, интересами, предоставляют возможность решения профессиональных проблем посредством обогащения разнообразными педагогическими практиками. Образовательная экскурсия создает естественную образовательную среду для творческого развития личности педагога. В основе лежит принцип совместной деятельности в рамках экскурсий педагоги принимают участие в работе круглых столов, мастерклассов, дискуссий, что в свою очередь формирует у педагогов позитивную мотивациюк самообразованию.Проведение мониторинговых исследований на предмет заинтересованности педагога в проведении образовательных экскурсий, изучениеихудовлетворенности данного рода мероприятиями, даютвозможность утверждать что, образовательные экскурсия создают реальное поле социальной активности педагога дополнительного образования. Они выстраивают профессиональное общение, дискутируют, делают выводы, формируется чувство единства с другими педагогами, что в свою очередь способствует созданию единого образовательногопространства Тульского региона. Педагоги знакомятся с различными педагогическими практиками, имеют возможность демонстрировать уровень своего профессионального мастерства.Профессиональные экскурсии способствуют активному самоопределению педагога, научают выстраивать взаимоотношения в различными людьми.Непосредственно про экскурсию«Сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая профессиональная (образовательная) экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активностьучастникови др.).Одна из задач экскурсии ‬выработать у педагоговэкскурсантов определенное отношение к теме экскурсии, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.(Тематика наших экскурсий разработана задолго до ее осуществления, педагоги выбирают именно предмет экскурсии ‬профессиональную проблему, решению которой и будет посвящен материал предложенной их вниманию экскурсии). Особенно важен этап оценки самой экскурсии (как в целом, так и ее отдельных частей). Для нас особенно актуально, чтобы педагоги составили представление, определилизначение, характер, рольсодержания включенное вэкскурсию, признали ее достоинства, положительное влияние на собственное профессиональное развитие. Сегодня оценка экскурсии ‬это выводы экскурсанта

педагога, к которым его подводит модератор(как правило,это преподаватель кафедры)экскурсии. Отношение к экскурсии нужно понимать как определенный взгляд экскурсанта на проблему или идею, которой посвящена экскурсия; восприятие собственных действий и действий других педагогов.В этом процессе большую роль играют материал, предложенный в рамках экскурсии, подача его модератором и «принимающей стороной». Большинство экскурсантов педагогов воспринимают точку зрения модератора, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа системе работытой или иной образовательной организации или отдельного педагога.Профессиональная(образовательная) экскурсия дает педагогу новые знания, формирует новые навыки и умения, обогащает впечатлениями, т.е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводами (причем это могут быть как экскурсоводы профессионалы, так и юные экскурсоводы обучающиеся творческих объединений туристскокраеведческой направленности) оказывают положительное воздействие на экскурсантов. Предложенный в рамках профессиональной экскурсии материал, нравственно и эстетически влияет на сознание педагогов. Таким образом, экскурсия становится частью образовательного процесса, принимая на себя функцию формирования мировоззрения современного педагога дополнительного образования.На наш взгляд, эффективность экскурсии как образовательного процесса зависит от уровня активности обеих сторон ‬экскурсовода и экскурсантов. Наша задача ‬добиться максимальной активности и самодеятельностиэкскурсантов ‬педагогов, побудить их самостоятельно «работать» на экскурсиях. От экскурсовода требуется так вести показ объектов(ОО, музеи, отдельная педагогическая практика и т.д.), чтобы подводить экскурсантов к анализу зрительных впечатлений, накопленных в ходе наблюдения объектов.Другая задача экскурсии как педагогического процесса ‬вооружить экскурсантов практическими навыкамидля самостоятельного наблюденияобъектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Для решения этой задачи экскурсовод стремится привить группе определенную «экскурсионную грамотность», прежде всего умение видеть объект.Важной частью экскурсии как педагогического процесса является после экскурсионная работа экскурсовода. Для нас особенно важно превратить окончание экскурсии в начало «домашней работы» ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для изучения по теме экскурсии, методические рекомендации, данные об образовательных организациях, которые возможно посетить в дальнейшем.Организация и проведение образовательных экскурсий позволило нам повысить на уровне региона авторитет кафедры и создало условие для поистине творческого сотрудничества педагогов дополнительного образования региона.Сегодня мы вполне уверены, что включаясь в систему профессиональных(образовательных) экскурсий, педагог получает живое общение с другими педагогами,представляющими различные педагогические практики, профессорскопреподавательским составом кафедрыи приобщается к отечественной культуре, путем погружения в иную культурную среду.Образовательные экскурсии, на наш взгляд, должны предоставлять педагогам возможность наблюдать целостную картину по заявленной в рамках экскурсии проблеме. Не только созерцать, нои принимать участие в процессах, возможность обмениваться опытом по решению ряда проблем.Какие приращения дает педагогу участие в организации и проведении такого рода экскурсиях:

заинтересованное отношение к изучению регионального опыта системы дополнительного образования детей;

адекватная самооценка, терпимость к другим взглядам (снимается напряжение, педагог переживает разнообразные чувства);

формируются не только профессиональные, но и личностные связи, необходимые дляполноценной духовной жизни;

расширяется кругозор (выставки, посещение музеев, и др. достопримечательностей).Совершая профессиональные экскурсии, педагоги отмечают изменения в себе и отношениях в коллективе. Ведь дорога (проведенные вместе с коллегами часы в автобусе) «излечивают» некоторых от эгоизма, когото от суетливости, а некоторых даже от халатности. Это профессиональное путешествие дает педагогам возможность выстроить новоевзаимообогащающее сотрудничество.Мы постарались лишь в самых общих чертах раскрыть практику реализации профессиональных экскурсий. Поскольку в нашей профессиональной деятельности это направление является достаточно новым. Сегодня мы сталкиваемся с необходимостью расширения практики проведения такого рода работы с педагогическим сообществом нашего региона. И мы надеемся, что в скором времени у нас сложится целостное видение этого непростого процесса. В перспективе мы рассматриваем вопрос о привлечении к участию в профессиональных экскурсиях педагогов различных категорий: заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и педагогов предметников. Это на наш взгляд, позволит расширить профессиональное поле региональной системы образования.Организация и проведение образовательных экскурсий дает приращение не только педагогам, это позволяет и нам преподавателям кафедрыувидеть потенциал наших педагогов, отследить их профессиональный рост, дает материал для размышлений и корректировки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Ссылки на источники1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, в 6 т., т. 2,. М., Педагогика, 1989 528 с.

Dyachkova Tatyana Vladimirovna,

associate Professor of learning technologies, education and additional education of children GOU DPO "Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators in Tula oblast, Tuladyachkova72@mail.ru

Abstract:the article attempts to revealthe technology of preparation and conduct professional (educational) excursions for teachers of additional education of children. Discovered some experience of organizing and conducting these tours at the regional level.

Keywords: professional (educational) trip, cultural and historical heritage, professional development, teacher of additional education.