Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовая культура» как условие повышения гражданской компетентности студентов
Выпуск:
ART 55306
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова
В.
С. Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовая культура» как условие повышения гражданской компетентности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
311–315. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55306.htm.
Аннотация. В статье представлена характеристика учебно-методического комплекса «Правовая культура» для бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование». Целью освоения дисциплины «Правовая культура» является формирование гражданской компетентности студентов.
Ключевые слова:
компетентностный подход, гражданская компетентность, дисциплина «правовая культура», психолого-педагогическое образование
Текст статьи
Кузнецова Валентина СергеевнаАспирантка Института образования и социальных наук,СевероКавказский федеральный университет, г. Ставропольvalentina0689@yandex.ru
Учебнометодический комплекс дисциплины «Правовая культура» как условие повышения гражданской компетентности студентов
Аннотация:в статье представлена характеристика учебнометодического комплекса «Правовая культура» для бакалавров по направлению «Психологопедагогическое образование». Целью освоения дисциплины «Правовая культура» является формирование гражданской компетентности студентов.Ключевые слова:компетентностный подход, гражданская компетентность, дисциплина «Правовая культура», психологопедагогическое образование.
В настоящее времябольшую актуальность приобретают вопросы повышения гражданской компетентности студентов и формирование общероссийской идентичности. Понятие «компетентность»шире понятия знания, или умения, или навыкаи включает не только когнитивную и операциональную составляющие, но и мотивационную,этическую, социальную и поведенческую. Какподчеркивает И.А. Зимняя, все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция»ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что»[1].Проанализировав различные точки зрения на понятие и структуру гражданской компетентности, мы сформулировали собственное определение:«гражданская компетентностьэто интегративное качество личности,заключающееся в понимании основ правового устройства страны и ее истории, способности личности реализовывать гражданские права и обязанности, в активном и ответственном участии в общественнополитической деятельности, демократических процедурах, а также понимании гражданских ценностей и институтов и осознании своей принадлежности к конкретному государству».Потребность в формировании гражданских компетенций вызвала необходимость внедрения новых дисциплин в учебные планы бакалавров. Одной из таких дисциплин в СевероКавказском федеральном университете для студентов бакалавриата неюридических направлений подготовки является «Правовая культура».Разработанный нами учебнометодический комплекс «Правовая культура» полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образованияпо направлению подготовки 050400 «Психологопедагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») ивключает в себя рабочую программу, учебнометодическое пособие и методические указания к самостоятельной работе студентов. Все компоненты комплекса взаимосвязаны между собой, что позволяет обеспечить целостное восприятие курса и реализацию индивидуальной траектории обучения. Целью освоения дисциплины является формирование гражданской компетентности бакалавров по направлению подготовки 050400.62 Психологопедагогическое образование. Задачами освоения дисциплины «Правовая культура» являются:усвоение теоретических положений о правовой культуре и основных способах защиты прав человека и ребенка, изучение правовых документов и умение анализировать нормативноправовые акты и международные документы в сфере прав человека и гражданина; формирование умений отстаивать свое мнение и иметь активную гражданскую позицию, проявлять нетерпимость к любым видам противоправного поведения; овладение навыками диагностики правовой культуры и построение своей будущей профессиональной деятельности на основе глубокого внутреннего уважения к законам государства и правам человека.Содержание дисциплины включает в себя темы: «Основные подходы к пониманию правовой культуры», «Правовое поведение. Правомерное поведение и юридическая ответственность», «Правовое государство и правовой статус личности», «Правовое воспитание: российский и зарубежный опыт», «Правовое воспитание школьников», «Деформация правосознания в молодежной среде. Правовой нигилизм и правовой идеализм», «Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ», «Права детей и инвалидов: российские и международные гарантии», «Права и обязанности школьников и студентов», «Противодействие коррупции в сфере образования».Содержание темкурса адаптированодля студентов с учетом их потребностей и будущей профессиональной деятельности. Это поможет поднять уровень мотивации студентов к изучению дисциплины и повысить их интерес к правовым наукам. Формой аттестации по данной дисциплине выступает зачет, который проходит в форме прессконференции студентов, преподавателя дисциплины и представителей правоохранительных органов на тему «Роль педагога в повышении правовой культуры населения». Кроме того, преподавание дисциплины «Правовая культура» позволяет реализовать гуманитарные технологии, методы и формы работы, что отражено во всех компонентах учебнометодического комплекса. Гуманитарные технологии представляют собой деятельность педагогов, учащихся и образовательной средыуниверситета, позволяющих развить личностный, интеллектуальный и творческий потенциал студентов в гражданской деятельности через субъектсубъектное взаимодействие участников педагогического процесса и создания положительной жизненной мотивации на основе общечеловеческих и демократических ценностей. Они в большей степени, чем традиционные методы и приемы обучения, способствуют развитию гражданских качеств студентов. К гуманитарным технологиям мы относим коммуникативнодиалоговые технологии (турнир ораторов, открытая кафедра, техника аквариума, интервьюдиалог, дискуссия), технологии создания проблемнопоисковых ситуаций (метод проблемных ситуаций, кейсстудия, метод проектов, мозговой штурм), технология создания вариативного содержания лекций и практических занятий, игровые технологии (ролевая игра, ролевое моделирование), технологии наполнения образовательного процесса культурными формами (артстудия).Задания для самостоятельной работы студентов являются продолжением теоретикометодического изучения курса и носят проблемный, практикоориентированный характер. Все задания имеют различный уровень сложности и относятся к реконструктивному, эвристическому и исследовательскому типу.Таким образом, учебнометодический комплекс дисциплины«Правовая культура» через содержание тем, использование гуманитарных технологий, методов и форм работы, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту,помогает бакалаврам по направлению «Психологопедагогическое образование» повысить уровень гражданской компетентности, показывает значимость и необходимость правового образования для будущих педагогов.
Ссылки на источники1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции –новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. –М.: ИНЭК, 2007. –С. 33–45
Учебнометодический комплекс дисциплины «Правовая культура» как условие повышения гражданской компетентности студентов
Аннотация:в статье представлена характеристика учебнометодического комплекса «Правовая культура» для бакалавров по направлению «Психологопедагогическое образование». Целью освоения дисциплины «Правовая культура» является формирование гражданской компетентности студентов.Ключевые слова:компетентностный подход, гражданская компетентность, дисциплина «Правовая культура», психологопедагогическое образование.
В настоящее времябольшую актуальность приобретают вопросы повышения гражданской компетентности студентов и формирование общероссийской идентичности. Понятие «компетентность»шире понятия знания, или умения, или навыкаи включает не только когнитивную и операциональную составляющие, но и мотивационную,этическую, социальную и поведенческую. Какподчеркивает И.А. Зимняя, все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция»ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что»[1].Проанализировав различные точки зрения на понятие и структуру гражданской компетентности, мы сформулировали собственное определение:«гражданская компетентностьэто интегративное качество личности,заключающееся в понимании основ правового устройства страны и ее истории, способности личности реализовывать гражданские права и обязанности, в активном и ответственном участии в общественнополитической деятельности, демократических процедурах, а также понимании гражданских ценностей и институтов и осознании своей принадлежности к конкретному государству».Потребность в формировании гражданских компетенций вызвала необходимость внедрения новых дисциплин в учебные планы бакалавров. Одной из таких дисциплин в СевероКавказском федеральном университете для студентов бакалавриата неюридических направлений подготовки является «Правовая культура».Разработанный нами учебнометодический комплекс «Правовая культура» полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образованияпо направлению подготовки 050400 «Психологопедагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») ивключает в себя рабочую программу, учебнометодическое пособие и методические указания к самостоятельной работе студентов. Все компоненты комплекса взаимосвязаны между собой, что позволяет обеспечить целостное восприятие курса и реализацию индивидуальной траектории обучения. Целью освоения дисциплины является формирование гражданской компетентности бакалавров по направлению подготовки 050400.62 Психологопедагогическое образование. Задачами освоения дисциплины «Правовая культура» являются:усвоение теоретических положений о правовой культуре и основных способах защиты прав человека и ребенка, изучение правовых документов и умение анализировать нормативноправовые акты и международные документы в сфере прав человека и гражданина; формирование умений отстаивать свое мнение и иметь активную гражданскую позицию, проявлять нетерпимость к любым видам противоправного поведения; овладение навыками диагностики правовой культуры и построение своей будущей профессиональной деятельности на основе глубокого внутреннего уважения к законам государства и правам человека.Содержание дисциплины включает в себя темы: «Основные подходы к пониманию правовой культуры», «Правовое поведение. Правомерное поведение и юридическая ответственность», «Правовое государство и правовой статус личности», «Правовое воспитание: российский и зарубежный опыт», «Правовое воспитание школьников», «Деформация правосознания в молодежной среде. Правовой нигилизм и правовой идеализм», «Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ», «Права детей и инвалидов: российские и международные гарантии», «Права и обязанности школьников и студентов», «Противодействие коррупции в сфере образования».Содержание темкурса адаптированодля студентов с учетом их потребностей и будущей профессиональной деятельности. Это поможет поднять уровень мотивации студентов к изучению дисциплины и повысить их интерес к правовым наукам. Формой аттестации по данной дисциплине выступает зачет, который проходит в форме прессконференции студентов, преподавателя дисциплины и представителей правоохранительных органов на тему «Роль педагога в повышении правовой культуры населения». Кроме того, преподавание дисциплины «Правовая культура» позволяет реализовать гуманитарные технологии, методы и формы работы, что отражено во всех компонентах учебнометодического комплекса. Гуманитарные технологии представляют собой деятельность педагогов, учащихся и образовательной средыуниверситета, позволяющих развить личностный, интеллектуальный и творческий потенциал студентов в гражданской деятельности через субъектсубъектное взаимодействие участников педагогического процесса и создания положительной жизненной мотивации на основе общечеловеческих и демократических ценностей. Они в большей степени, чем традиционные методы и приемы обучения, способствуют развитию гражданских качеств студентов. К гуманитарным технологиям мы относим коммуникативнодиалоговые технологии (турнир ораторов, открытая кафедра, техника аквариума, интервьюдиалог, дискуссия), технологии создания проблемнопоисковых ситуаций (метод проблемных ситуаций, кейсстудия, метод проектов, мозговой штурм), технология создания вариативного содержания лекций и практических занятий, игровые технологии (ролевая игра, ролевое моделирование), технологии наполнения образовательного процесса культурными формами (артстудия).Задания для самостоятельной работы студентов являются продолжением теоретикометодического изучения курса и носят проблемный, практикоориентированный характер. Все задания имеют различный уровень сложности и относятся к реконструктивному, эвристическому и исследовательскому типу.Таким образом, учебнометодический комплекс дисциплины«Правовая культура» через содержание тем, использование гуманитарных технологий, методов и форм работы, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту,помогает бакалаврам по направлению «Психологопедагогическое образование» повысить уровень гражданской компетентности, показывает значимость и необходимость правового образования для будущих педагогов.
Ссылки на источники1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции –новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. –М.: ИНЭК, 2007. –С. 33–45