Трансформация функциональной подсистемы «мотивация-контроль» в управлении современной школой
Выпуск:
ART 55318
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернышева
У.
А. Трансформация функциональной подсистемы «мотивация-контроль» в управлении современной школой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
371–375. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55318.htm.
Аннотация. В работе предпринята попытка выявить и обосновать условия и механизмы повышения эффективности управления современной школой. На основе анализа традиционной системы управления российской школой, анкетирования учителей, с одной стороны, и анализа опыта зарубежных стран и возможностей современных теорий управления, среди которых особая роль отведена теории креативного менеджмента и процессуальной теории мотивации Портера-Лоулера, с другой стороны, сделан вывод о ключевой роли мотивации сотрудников в достижении эффективности управления образовательной организацией. Статья адресована руководителям образовательных организаций, их заместителям, студентам вузов, обучающимся по программам управления образовательной организацией, и всей педагогической общественности.
Ключевые слова:
мотивация, контроль, эффективность управления школой, креативный менеджмент, скандинавская модель образования, процессуальная теория мотивации портера-лоулера, мотивационно-ориентированная модель управления школой.
Текст статьи
Чернышева Ульяна Александровнакандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанскийгосударственныйуниверситет»в г. СлавянскенаКубани, студент магистерской программы «Управление образовательной организацией», г. СлавянскнаКубаниyakovleva_ulyana@mail.ru
Трансформация функциональной подсистемы «мотивацияконтроль»в управлениисовременной школой
АннотацияВ работе предпринята попытка выявить и обосновать условия и механизмы повышения эффективности управления современной школой. На основе анализа традиционной системы управленияроссийской школой,анкетирования учителей, с одной стороны, и анализа опыта зарубежных странивозможностей современных теорий управления, среди которых особая роль отведена теории креативного менеджмента и процессуальной теории мотивации ПортераЛоулера, с другой стороны, сделан вывод о ключевой роли мотивации сотрудников в достижении эффективности управления образовательной организацией.Статья адресована руководителям образовательных организаций, их заместителям, студентам вузов, обучающимся по программам управления образовательной организацией, и всей педагогической общественности.
Ключевые словаЭффективность управленияшколой, контроль, мотивация, креативный менеджмент, скандинавская модель образования, процессуальная теория мотивации ПортераЛоулера, мотивационноориентированная модель управления школой.
Анализ динамики развития большинства школ РФ показывает, что управление современной российскойшколой крайне неэффективно. Для действующегосегодня в большинстве школ «советского» подходак организации управления характерно искаженное представление о предназначении контроля и мотивациии их взаимосвязи.Ставка сделана на стимулирующую и карательную роль контроля, мотивация же как функция управления и вовсе не принимается во внимание. Очевидно, такая управленческая политика неэффективна.По нашему мнению, определяющим фактором повышения эффективности управления школой должно стать смещение акцентов в управлении с внешнего контроля на внутреннюю мотивацию сотрудников. Если увеличить вес мотивации и роль внутренних факторов, то главное место в управленческой подсистеме «контроль –мотивация» займет не внешний контроль, а внутренняя мотивация. Именно так происходит в условиях креативного менеджмента, концепция которого, на наш взгляд, в наибольшей мере отвечает вызовам сегодняшнего дня. Главным препятствием на пути перехода к креативному менеджменту в нашей стране является, на наш взгляд, наряду с консерватизмом учителей и управленцев, характерный для наших соотечественников «синдром трамвайного зайца»: «есть контроль –оплачу проезд, нет контроля –оплачивать не стану». Победить этот синдром в одночасье нельзя. Следует разработать систему мер, которая позволит постепенно повышать внутреннюю мотивацию педагогов. Проведенное нами анкетированиеучителей школ Славянского районапоказало, что одним из главных факторов повышения их внутренней мотивации к труду может стать не столько повышение зарплаты, сколько снижение постоянного прессинга сверху засчет повышения доверия к учителю.Отношение к учителям и школам,основанноена довериик их профессиональной компетентности–главная черта скандинавской модели образования. которая справедливо рассматривается большинством экспертов и общественностью других стран как образец для подражанияв силу ее высокой эффективности.Логично предположить, что с повышением доверия к учителю, снизится количество отчетностей, и у учителей и у школ высвободится, наконец, время и появитсявозможность заняться повышением качества образования не на бумаге, а на деле. Доверяя учителю, руководству школы следует в большей степени привлекать его к участию в управлении школой, в том числе в планировании и в принятии решений. При этом оценивать вклад каждого сотрудника в общее дело (развитие школы, повышение качества образования в школе и т.п.) следует учительскому коллективу. Это позволит избежать субъективизма в оценке, сделать ее более справедливой, послужит сплочению коллектива и повышению мотивации каждого сотрудника.Связь между справедливостью оценки и внутренней мотивацией сотрудника, а, значит, и результативностью его труда, описана в процессуальной теории мотивации Л. Портера и Э. Лоулера. Главный тезис этой теории состоит в том, что результативный труд является причиной удовлетворенности сотрудника. А согласно психологической теории, именно потребности человека являются глубинным источником всех форм его активности. Таким образом, человек получает мотивацию трудиться результативно, ведь только в этом случае, как доказывает теория ПортераЛоулера, он получит возможность,при условии наличия у него способностей и высокой оценки вероятности получения справедливого вознаграждения,удовлетворить свои потребности.Таким образом, для повышения эффективности управления школой в современных условиях, по нашему глубокому убеждению, следует, опираясь на теорию и практику креативного менеджмента, процессуальную теорию мотивации, передовой опыт скандинавских стран в управлении школой, полностью трансформировать функциональную подсистему «мотивация –контроль», сделавакцентна повышение мотивации сотрудников, для чего необходимо обеспечить повышение доверия к учителю и справедливостьвознаграждения за труд.Мы ставим перед собой задачу разработать, теоретически обосновать и внедрить в практику управления школами г. СлавянсканаКубани мотивационноориентированную модель управления.
Ссылки на источники1.Ермошенко, Н. Менеджмент: Учебное пособие / Н. Ермошенко, С. Ерохин, О. Стороженко. Национальная академия управления. –К.: Национальная академия управления, 2006. –655 с.2.Конаржевский, Ю. А.Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. –М. : Центр «Педагогический поиск», 2003.3.Бахмутский, А. Е. Оценка деятельности современной школы : Учебное пособие / А. Е. Бахмутский, И. Э. Кондракова, С. А. Писарева –М. : АПК и ППРО, 2009. –72 с.4.Галеева, Н. Л. Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов / Н. Л. Галеева // Справочник заместителя директора школы, 2011. —№9.5.Журавлев В. А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества / В. А. Журавлев // Креативная экономика. –2008. № 4 (16)–C. 38. URL:http://www.creativeconomy.ru/articles/3019/–[Датаобращения 10.11.2014].6.Кирсанов, К. Креативный и эвристистический менеджмент / К. Кирсанов // РЭЖ. –1995. –№12.7.Макаренко, О. Г. Креативныйменеджмент : учебное пособие / О. Г. Макаренко,В. Н. Лазарев. –Ульяновск : УлГТУ, 2011. –154 с.8.Загвоздкин, В. Три основные модели образовательной политики // Опыт разработки и применения стандартов образования за рубежом/ В. Загвоздкин. URL: http://upr.1september.ru/view_article.php?ID=201000209–[Датаобращения 10.11.2014].9.Porter, L. W., & Lawler, E. E. 1968. Managerial Attitudes and Performance. Homewood, IL: Richard D. Irwin, Inc.10.Федорова, Н. В. Памятка управленцу: все основные теории трудовой мотивации ясно и кратко/ Н. В. Федорова // Центр дистационного образования Elitarium. URL: http://www.elitarium.ru/2014/04/02/pamjatka_upravlencu_teorii_trudovoj_motivacii.html. –[Датаобращения 10.11.2014].
Трансформация функциональной подсистемы «мотивацияконтроль»в управлениисовременной школой
АннотацияВ работе предпринята попытка выявить и обосновать условия и механизмы повышения эффективности управления современной школой. На основе анализа традиционной системы управленияроссийской школой,анкетирования учителей, с одной стороны, и анализа опыта зарубежных странивозможностей современных теорий управления, среди которых особая роль отведена теории креативного менеджмента и процессуальной теории мотивации ПортераЛоулера, с другой стороны, сделан вывод о ключевой роли мотивации сотрудников в достижении эффективности управления образовательной организацией.Статья адресована руководителям образовательных организаций, их заместителям, студентам вузов, обучающимся по программам управления образовательной организацией, и всей педагогической общественности.
Ключевые словаЭффективность управленияшколой, контроль, мотивация, креативный менеджмент, скандинавская модель образования, процессуальная теория мотивации ПортераЛоулера, мотивационноориентированная модель управления школой.
Анализ динамики развития большинства школ РФ показывает, что управление современной российскойшколой крайне неэффективно. Для действующегосегодня в большинстве школ «советского» подходак организации управления характерно искаженное представление о предназначении контроля и мотивациии их взаимосвязи.Ставка сделана на стимулирующую и карательную роль контроля, мотивация же как функция управления и вовсе не принимается во внимание. Очевидно, такая управленческая политика неэффективна.По нашему мнению, определяющим фактором повышения эффективности управления школой должно стать смещение акцентов в управлении с внешнего контроля на внутреннюю мотивацию сотрудников. Если увеличить вес мотивации и роль внутренних факторов, то главное место в управленческой подсистеме «контроль –мотивация» займет не внешний контроль, а внутренняя мотивация. Именно так происходит в условиях креативного менеджмента, концепция которого, на наш взгляд, в наибольшей мере отвечает вызовам сегодняшнего дня. Главным препятствием на пути перехода к креативному менеджменту в нашей стране является, на наш взгляд, наряду с консерватизмом учителей и управленцев, характерный для наших соотечественников «синдром трамвайного зайца»: «есть контроль –оплачу проезд, нет контроля –оплачивать не стану». Победить этот синдром в одночасье нельзя. Следует разработать систему мер, которая позволит постепенно повышать внутреннюю мотивацию педагогов. Проведенное нами анкетированиеучителей школ Славянского районапоказало, что одним из главных факторов повышения их внутренней мотивации к труду может стать не столько повышение зарплаты, сколько снижение постоянного прессинга сверху засчет повышения доверия к учителю.Отношение к учителям и школам,основанноена довериик их профессиональной компетентности–главная черта скандинавской модели образования. которая справедливо рассматривается большинством экспертов и общественностью других стран как образец для подражанияв силу ее высокой эффективности.Логично предположить, что с повышением доверия к учителю, снизится количество отчетностей, и у учителей и у школ высвободится, наконец, время и появитсявозможность заняться повышением качества образования не на бумаге, а на деле. Доверяя учителю, руководству школы следует в большей степени привлекать его к участию в управлении школой, в том числе в планировании и в принятии решений. При этом оценивать вклад каждого сотрудника в общее дело (развитие школы, повышение качества образования в школе и т.п.) следует учительскому коллективу. Это позволит избежать субъективизма в оценке, сделать ее более справедливой, послужит сплочению коллектива и повышению мотивации каждого сотрудника.Связь между справедливостью оценки и внутренней мотивацией сотрудника, а, значит, и результативностью его труда, описана в процессуальной теории мотивации Л. Портера и Э. Лоулера. Главный тезис этой теории состоит в том, что результативный труд является причиной удовлетворенности сотрудника. А согласно психологической теории, именно потребности человека являются глубинным источником всех форм его активности. Таким образом, человек получает мотивацию трудиться результативно, ведь только в этом случае, как доказывает теория ПортераЛоулера, он получит возможность,при условии наличия у него способностей и высокой оценки вероятности получения справедливого вознаграждения,удовлетворить свои потребности.Таким образом, для повышения эффективности управления школой в современных условиях, по нашему глубокому убеждению, следует, опираясь на теорию и практику креативного менеджмента, процессуальную теорию мотивации, передовой опыт скандинавских стран в управлении школой, полностью трансформировать функциональную подсистему «мотивация –контроль», сделавакцентна повышение мотивации сотрудников, для чего необходимо обеспечить повышение доверия к учителю и справедливостьвознаграждения за труд.Мы ставим перед собой задачу разработать, теоретически обосновать и внедрить в практику управления школами г. СлавянсканаКубани мотивационноориентированную модель управления.
Ссылки на источники1.Ермошенко, Н. Менеджмент: Учебное пособие / Н. Ермошенко, С. Ерохин, О. Стороженко. Национальная академия управления. –К.: Национальная академия управления, 2006. –655 с.2.Конаржевский, Ю. А.Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. –М. : Центр «Педагогический поиск», 2003.3.Бахмутский, А. Е. Оценка деятельности современной школы : Учебное пособие / А. Е. Бахмутский, И. Э. Кондракова, С. А. Писарева –М. : АПК и ППРО, 2009. –72 с.4.Галеева, Н. Л. Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов / Н. Л. Галеева // Справочник заместителя директора школы, 2011. —№9.5.Журавлев В. А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества / В. А. Журавлев // Креативная экономика. –2008. № 4 (16)–C. 38. URL:http://www.creativeconomy.ru/articles/3019/–[Датаобращения 10.11.2014].6.Кирсанов, К. Креативный и эвристистический менеджмент / К. Кирсанов // РЭЖ. –1995. –№12.7.Макаренко, О. Г. Креативныйменеджмент : учебное пособие / О. Г. Макаренко,В. Н. Лазарев. –Ульяновск : УлГТУ, 2011. –154 с.8.Загвоздкин, В. Три основные модели образовательной политики // Опыт разработки и применения стандартов образования за рубежом/ В. Загвоздкин. URL: http://upr.1september.ru/view_article.php?ID=201000209–[Датаобращения 10.11.2014].9.Porter, L. W., & Lawler, E. E. 1968. Managerial Attitudes and Performance. Homewood, IL: Richard D. Irwin, Inc.10.Федорова, Н. В. Памятка управленцу: все основные теории трудовой мотивации ясно и кратко/ Н. В. Федорова // Центр дистационного образования Elitarium. URL: http://www.elitarium.ru/2014/04/02/pamjatka_upravlencu_teorii_trudovoj_motivacii.html. –[Датаобращения 10.11.2014].