Роль вербальных ассоциаций в развитии смысловой стороны речи старших дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гущина У. В. Роль вербальных ассоциаций в развитии смысловой стороны речи старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 30. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55322.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ развития смысловой стороны речи при помощи вербальных ассоциаций детей 5 – 6 лет (из числа обучающихся в дошкольном образовательном учреждении №9 города Костаная) в зависимости от их умения понимать многозначность слов, объяснять смысл слова и умения точно употреблять слова в речи.Обосновано, что раскрытие смысла многозначных слов способствует увеличению словаря за счет понимания других значений уже известных слов; владение несколькими значениями обогащает словарь, не увеличивая его количественно, а повышая смысловой контекст применения слова. Выявлено, что целенаправленное и систематическое применение вербальных ассоциаций, способствует повышению развития смысловой стороны речи старших дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ГущинаУльянаВалерьевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскpeter11352008@rambler.ru

Роль вербальных ассоциацийв развитиисмысловой стороны речи старших дошкольников

Аннотация.В статье представлен анализ развития смысловой стороны речи при помощи вербальных ассоциаций детей 5 –6 лет (из числа обучающихся в дошкольном образовательном учреждении №9 города Костаная) в зависимостиотих уменияпонимать многозначность слов,объяснять смысл слова и умения точно употреблять слова в речи.Обосновано, что раскрытие смысламногозначных слов способствует увеличению словаря за счет понимания других значений уже известных слов; владение несколькими значениями обогащает словарь, не увеличивая его количественно, аповышаясмысловой контекст применения слова.Выявлено, что целенаправленное и систематическое применение вербальных ассоциаций, способствует повышению развития смысловой стороны речистаршихдошкольников.Ключевые слова:вербальные ассоциации, смысловая сторона речи

В современной психологии ассоциацию чаще всего определяют как связь, образующуюся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями), т. е. прежде всего как связь между содержательными элементами мышления, являющимися отражениями явлений действительности. Действие этой связи актуализацию ассоциации –выявили в том, что появление одного члена ассоциации при определенных условиях регулярно ведет к появлению другого (других) ее члена.Согласно лингвистическому словарю вербальные ассоциации это словесное объединение языковых единиц по формальному или логико семантическому признаку.Ассоциативный эксперимент (когда детям предъявляется словостимул, а они называют свое словореакцию)формирует механизм отбора слов, так как, подбирая словореакцию, ребенок ведет поиск слова в какомто семантическом пространстве, а это в конечном итоге необходимо ему дня построения связного высказывания.Поэтому целью нашего исследования является изучение влияния вербальных ассоциаций на развитие смысловой стороны речи старших дошкольников.Материалы и методыИсследование развитиясмысловой стороны речи старших дошкольников по средствам вербальных ассоциаций проводили в естественных условиях учебновоспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения № 9 города Костаная.При формулировании основных положенийэксперимента учитывалось, что работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевой работы. В соответствии с этим были определены следующие задачи части исследования:выявить умеют ли дети понимать многозначныеслова;объяснять смысл слова; точно употреблять слова в речи.Для решения поставленных задач былпримененэксперимент, в основу которого был положен ассоциативный метод выявления уровней речевого развития старших дошкольников.

В эксперименте исследовалосьпониманиеребенком разных значений многозначного слова, ориентируется ли на одно из его значений, или он не понимает (пока не соотносит) заданное слово с его смыслом.Методы теоретические:анализ психолого педагогической литературы;эмпирические:наблюдение, беседа, эксперимент; методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные взаимодействия с детьмипопедагогическомунаправлению,задания на составление предложений с многозначными словами; составление предложений со словами синонимического ряда; оценка (и исправление) словосочетаний и высказываний по смыслу; подбор синонимов к словосочетаниям; подбор антонимов к изолированным словам; подбор синонимов и антонимов к ситуациям; определение значения слова; придумывание рассказов).Результаты и обсуждениеПостроение экспериментапозволяло выявить особенности понимания многозначного слова, ориентировку ребенка на его смысл иумение точно употреблять слова в речи.Так же исследовалосьпониманиеребенком разных значений многозначного слова, ориентируется ли на одно из его значений, или он не понимает (пока не соотносит) заданное слово с его смыслом, выявлялось, прежде всего, понимание значения слова,сформированности у детей речевого развития,выявлениепоказателей, как связности высказывания, так и его грамматической оформленности. Кроме того, оценивалось понимание разных значений многозначного слова и разнообразие лексических средств.

Высказыванияобъяснения это важный показатель речевого развития детей, что является следствием точности словоупотребления и необходимым условием освоения ребенком грамматического строя языка, овладения звуковой стороной речи, развития умения строить самостоятельное связное высказывание.В констатирующем эксперименте исследовалосьпониманиеребенком разных значений многозначного слова, ориентируется ли на одно из его значений, или он не понимает (пока не соотносит) заданное слово с его смысломДля этого мы предложили 15 многозначных слов разных частей речи (по пять каждой): имена существительные; прилагательные; глаголы.С каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа.Все ответы детей на задание 1 мы разделили на следующие типы реакций:

К первому типу реакции относились высказывания,соотнесенные по смыслу со словомстимулом: по сходству;по контрасту; по смежности;по словообразовательному (формообразовательному) принципу.Второй тип реакции обозначал слова, соотнесенные со словомстимулом по несущественным признакам: по общности звучания;соотнесение части и целого. К третьему типу относилось называние слов, не соотнесенных со словомстимулом.Отрицательные реакциимы отнесли к четвертому типу реакции.

Для простоты оценки мы ставили 3 балла за ответ, соответствующий первому типу реакции, 2 балла —за ответ, соответствующий второму типу реакции, и 1 балл —за ответ, соответствующий третьему типу.Если же ребенок не выполнил задание совсем (четвертый тип реакции), он не получил никакой оценки.Обсудим динамику развития пониманияразных значений многозначного словау старших дошкольников до и после эксперимента (диаграмма1). Диаграмма 1.

У дошкольников экспериментальнойгруппы на этапе постдиагностики(см. диаграмму1) произошли количественные и качественные изменения по всем показателям, это подтверждено наличиемстатистически значимых различий.Было выявлено, что детисвободно владеют словом, понимают его значения, точно словоупотребляют.Ни у кого из детейэкспериментальной группы не было отрицательных реакций, все дети сумели подобрать слово –реакцию к предложенному им слову –стимулу.

Незначительные изменения обсуждаемых показателей произошли и в группе дошкольников контрольной группы; это объясняется влиянием учебновоспитательного процесса на развитие смысловой стороны речи. Но в экспериментальной группепроводили дополнительную работу, поэтому показатели значительно отличаются.

Объяснение выбора того или иного словаосуществлялось дополнительно по экспериментальной программеанализировались по следующим показателям:квысокому уровню развития относилось умение детей соотноситьсловастимула и словареакции по смыслу и умение его объяснить; выделение функционального признака(слова объединяются на основе назначения или действия предмета);введение обобщающих слов;объяснение противоположного значения словастимула и словареакции;установление причинноследственных связей(ребенок получал за свой ответ 3 балла).К среднему уровню развития относится объяснение выбора слова по несущественным признакам (выделение по сходству звучания слов);отнесение части и целого(такие ответы оценивалисьв 2 балла).Низкий уровень развития пониманияразных значений многозначного словаопределялся неумениемобъяснить выбор слова, не соотнесенного со словомстимулом(ответы оценивались в 1 балл).Результаты выполнения задания представлены в диаграмме 2.Диаграмма 2.

Результаты, полученные в экспериментальной группе, выявили особенности понимания многозначного слова, ориентировку ребенка на его смысл иумение 0%5%10%15%20%25%30%35%40%Экспериментальная группаКонтрольная группа0%10%20%30%40%Экспериментальная группаКонтрольная группаточно употреблять слова в их семантических взаимоотношениях. В контрольной группе произошлинезначительные изменения.Оценка выполнения задания по составлению рассказа на тему многозначного слова включало в себя показатели, как связности высказывания, таки его грамматической оформленности. Кроме того, оценивалось понимание разных значений многозначного слова и разнообразие лексических средств.Оценка детских рассказов проводилась по следующим показателям:К высокому уровню развития понимания разных значений многозначного слова и разнообразие лексических средств относилосьсодержательностьрассказа (сказки) синтересным сюжетом,придуманным самостоятельно, т. е. оригинальность сюжета;наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности;грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях; разнообразные способы связей между предложениями; использование способов формальносочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом); разнообразие лексических средств (использование образных слов в прямом и переносном смысле разных частей речи); умение дать заглавие своему рассказу в соответствии с пониманием смысла многозначного слова(такие ответы оценивались в 18баллов).К среднему уровню относился заимствованный сюжет (из литературных произведений, мультфильмов);наличие двух структурных частей (начала и середины; середины и конца),использование только простых предложений; некоторые нарушения точности словоупотребления; название, частично соотнесенное с содержанием сочинения(12 баллов)Неумение составить рассказ, а так же нарушение логики изложения; отсутствие начала и конца; однотипные конструкции (назывные предложения); неумение связывать между собой предложения; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов; название, не соответствующее сюжетуопределялонизкий уровень сформированности понимания разных значений многозначного слова(6 баллов).Результаты выполнения задания представлены в диаграмме 3.Диаграмма 3.

У дошкольников экспериментальнойгруппы на этапе контрольного экспериментабыла выявлена сформированостьумения точно употреблять слова, выбирать наиболее подходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать, умения сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, а так же умения подбирать синонимы и антонимы, находить адекватные слова к определенным речевым ситуациям.

Незначительные изменения обсуждаемых показателей произошли и в группе дошкольников контрольной группы024681012Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньВыводы Проведенное опытно –экспериментальное исследование показало, что целенаправленное и систематическое использованиевербальных ассоциации, способствует повышению уровня развития смысловой стороны речи дошкольников.Словарная работа была и остается одной из важнейших задач речевого развития дошкольников. Важной составной частью словарной работы при обучении дошкольников является формирование точности словоупотребления, понимание смысловых оттенков значений слов. Если работа над пониманием смысловых оттенков слова будет осуществляться в единстве с развитием всех сторон речи, во взаимосвязи с художественной литературой, тогда возможно формирование элементарного осознания семантических отношений слов.

Ссылки на источники:1.Алексеева М. М. и Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку. –М., «Академия», 2000. –400 с.2.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. –М., «Советская энциклопедия», 1969. –608 с.3.Бородич А. М. Методика развития речи детей. –М., «Просвещение», 1981. –255 с.1.

Долгова В.И. Формирование воображения дошкольников: программа, результаты, рекомендации////Научнотеоретический журнал «Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта», № 11 (117). –2014. С.191 –196.2.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –

Март 2014, ART 2176. CПб., 2014г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm4.Леонтьев А. А.Язык, речь и речевая деятельность. М., «Просвещение», 1969 –214 с.5.Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов –на –Дону, «Феникс», 1999 –416 с.6.Мартинович Г. А. Вербальные ассоциации в ассоциативном эксперименте. –С П унив т., 1997. –72 с.7.Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И.коллективная монография Феномен развития детей дошкольного возраста/ Москва, 2013 8.Сохин Ф.А. Психологопедагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательнообразовательной работы в дошкольных учреждениях. М., 1988. С. 3745.9.Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Дис. ... канд.пед.наук. М., 1984. 132 с.10.Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. 1981. N2. С. 4346.11.Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –М., из –во института психотерапии., 2001. –256 с.