Полный текст статьи
Печать
Что отличает школу от других учреждений? Только дух. Лишь он делает её или местом получения аттестата, или гуманным домом детства, человечности.
Необходимо, чтобы в школе учителя понимали собственную профессию не только как способ зарабатывания денег, но и как миссию превратить прошлое в будущее, которое должно быть гораздо лучше, чем прошлое. Хороший учитель должен не только учить предмету, но также иметь возможность привлекать учеников в сферу интеллектуального поиска, чтобы иметь возможность вести творческий диалог. Самое главное - это мировоззрение педагога, его отношение к ребёнку как уникальному явлению в мире, уровень общей и профессиональной культуры.
Часто учителя любят повторять, что они отдают сердце детям. Чтобы отдать сердце, его нужно иметь. Один мудрый человек сказал, что учитель является только тогда учителем, когда он и ученик. Настоящий учитель всегда воплощает в себе две ценности – жажду знаний и желание передать другим то, что узнал. Самое главное сегодня - пробудить у школьников желание и способность учиться новому, постоянно развиваться. Сделать это учитель может только тогда, когда он сам имеет эти качества.
Мы филологи. Язык, литература в общем глобальном контексте являются свидетельством духовного развития народа, неотъемлемой частью национальной культуры. Они помогают формировать, обогащать внутренний мир ребёнка, оказывают положительное влияние на его сознание, направляют морально-этический потенциал, развивают интеллект, творческие способности, эстетический вкус.
На уроках языка стараемся подбирать текстовый материал, который отображает общечеловеческие духовные ценности: любовь к человеку, доброту, милосердие, честность, трудолюбие. Через слово пытаемся уделять внимание основным понятиям этики – добру и основному понятию эстетики – красоте. Этическое и эстетическое закладываем в языковую деяльность школьников как постоянную потребность творить добро и красоту средствами языка.
Почему нас заинтересовала гуманная педагогика? Потому что нам импонируют те направления педагогического мышления и педагогической практики, которые отстаивает Ш.А. Амонашвили: гуманная педагогика предлагает творческий поиск сотрудничества; нацелена на облагораживание души и сердца ребёнка, поэтому рафинирует учебный процесс; принимает ребёнка таким, каков он есть; воспитывает ребёнка самой жизнью; она диалогична; пропагандирует принципы любви, терпения, доверия, свободы выбора, радости обучения и коммуникации, сотрудничества в качестве основных компонентов образовательного процесса; идёт дорогой творчества, инноваций, таким образом, не может быть консервативной.
УРОК является ведущей формой процесса создания судьбы ребёнка, в нём аккумулируется жизнь ребёнка, она освещается Светом духовности и знаний.
Легко ли на наших уроках? Нет. Но мы ведь осознанно делаем, чтобы было именно так. Трудно, потому что должны думать, искать, сопоставлять. Но трудности не являются препятствием к обучению. Напротив, когда тяжело, то и любопытно. Только преодолевая трудности, человек растёт. А мы, учителя, должны помогать ученическому росту – ставить их познавательному марафону преграды и помогать всем вместе и каждому в отдельности преодолевать их.
Какими красивыми становятся наши ученики, когда находятся в состоянии удивления, восхищения тем, что происходит на УРОКЕ! Такой же восторг охватывает и нас, когда стоим перед ними и собираемся помочь им подняться на новую ступеньку познания.
На доске в кабинетах, где работаем, есть слова:
    Я ученик.
    Я творческая личность.
    Я думаю.
    Я – задумываюсь.
    Я – анализирую.
    Я – делаю выводы.
    Я – хочу всё знать.
Видим учеников, которые входят в класс, и говорим: «Как рады вам!»
Показываем искренний живой интерес к ученикам, к их радостям, успехам, неудачам! (Ведь как приятно, когда учитель одного предмета в классе поздравляет ученика с победой на олимпиаде по другому предмету!)
Часто говорим ученикам о важности высоких устремлений. Всегда поощряем сотрудничество не только в поступках, но и в мышлении. С каждым учеником (даже 5 класса) общаемся как со взрослым, от которого ждут доверия, уважения, понимания.
Радуемся даже самой незначительной победе школьников (статья в школьной газете, выступление на школьном празднике, интересное домашнее задание творческого плана, оригинальное размышление об увиденном, прочитанном, неординарный ответ или даже реплика на уроке).
Вызываем искренность ученика к нам собственной искренностью к нему.
Работая над произведениями, вместе с ребятами смеёмся над комическими ситуациями, печалимся (а бывает, и плачем) о горькой судьбе литературных персонажей, сопереживаем…
Помогаем талантливым детям издавать поэтические сборники, готовить их презентации. Практикуем проведение уроков художественного воображения (создание иллюстраций).
Если сразу затрудняемся ответить на вопрос, не стесняемся признаться в этом, но обязательно обещаем узнать, привлекая к этому других учеников класса.
В нестандартных творческих работах рядом с оценкой обязательно пишем слова благодарности за интересную фразу, удачное сравнение.
Приглашаем учеников быть сотворцами наших уроков, педагогических поисков. Относимся к их оценочным суждениям серьёзно и вдумчиво.
Провоцируем дискуссии, даём возможность высказаться, объяснить ошибку, подвергнуть сомнению учительское утверждение определённого факта. Если ученическая правота признана, обязательно благодарим за то, что помогли нам не углубляться в собственные ошибки.
Стали уже традиционными на уроках моменты тишины, когда мысли летят навстречу Прекрасному. Это способствует работе Сердца.
Никогда не забываем обращаться к собственному жизненному опыту (радостному или печальному). Наши дети это ценят, они видят, что им доверяют.
Если планируем тематику письменных работ, то предлагаем тот круг вопросов, которые предполагают работу Сердца и Ума. А иначе зачем? Вот темы сочинений – размышлений для старшеклассников (9 - 11 классы):
- Сердце отдано. Кому? Для чего?
- Серце не отдано. Кому? Почему?
- Душу наполним… Чем? Для чего?
- Несказаннное осталось несказанным. А что же хотелось сказать?
- Верный путь подсказывает нам сердце. Часто ли мы прислушиваемся к нему?
- Я стремлюсь в мир взрослых. Почему?
- Истина откроется думающим. А о чём думаешь ты?
Сложно? А разве в жизни им будет легче? (Узнали, что подсказало эти темы? Гимн Учителя.)
Мы любим писать письма литературным персонажам. Одобряем их поступки, осуждаем, пытаемся предостеречь от ошибок. Часто готовим альтернативный материал. Ставим провокационные вопросы:
-  Почему именно этот писатель считается классиком? Не нахожу в его творчестве ничего, что сильно выделяло бы среди других?
-  Никак не могу осмыслить поступки этого персонажа. Мог ведь и не делать этого. Или не мог?
-  Каждая эпоха рождает титанов, пророков. Кого родит 21 век? Способен ли он вырастить гениальность?
Дети думают, спорят, аргументируют, отстаивают собственную точку зрения.
Помогаем ученику превзойти самого себя. Если тяжело, предлагаем обратиться к мудростям, проверенных жизнью, Матери Терезы, книгам Ш.Амонашвили и его единомышленников, материалам Международного журнала «Три ключа».
В конце каждого учебного года награждаем учеников за лучшее сочинение или просто гениальную мысль; за внимание к литературному герою, писателю – награда тем, кто внимательно прочитал, понял; за интересный кроссворд.
Ежедневно развиваем в себе дар терпения. Это нелегко. Но необходимо. Иначе не будет ни Сотрудничества, ни Доверия, ни Уважения.
Наши дети, безусловно, являются  носителями гуманных ценностей, они рождаются с собственной миссией для развития, но ждут от нас помощи. Мы должны им помочь самостоятельно найти ответы на практические вопросы, которые стоят перед ними: как определить своё предназначение и как найти собственный путь в жизни? Как научиться творить?  Как удовлетворить потребность творить добро?
Мы очень хотим, чтобы те, кого мы обучаем, развиваем и воспитываем, были счастливы. Вспоминаем мудрость Григория Сковороды: «Счастье в серце, серце - в любви, любовь – в законе Вечного». Счастлив тот человек, который нашёл свою судьбу, открыл свой талант, творит Добро. Его сразу видишь сердцем – правдив, спокоен, силён, наполнен любовью. Гармонией внутренней счастливый человек творит гармонию внешнюю. Счастливым должен стать каждый ребёнок. Воспитать спрятанный в ребёнке образ – цель воспитания и образования. Шалва Александрович называет такое творение образа Ребёнка воспитанием благородного человека – человека, создающего Благо.
Педагогами, воспитателями считают себя все:
  • политики, которые не могут принять для страны важные стратегические решения, воспитывают скептическое отношение к власти;
  • государственные менеджеры, которые финансируют образование по принципу «что осталось», учат тому, как нельзя управлять государством;
  • начальник учреждения, который вынуждает посетителей томиться в приёмной, даёт урок антиобщественного поведения;
  • инвалид, который психологически победил недуг и оказывает помощь другим, воспитывает больше, чем тонны бумажных плакатов;
  • директор школы, который мудро отстоял право свого коллектива на внедрение авторской методики воспитания детей, ценнее автора ученика, который плохо понимают не только ученики, но и их родители;
  • водитель и кондуктор общественного транспорта, которые с вниманием и заботой обслуживают пенсионера, даже не осознавая этого, являются примером для подражания детям, которые едут в этом транспорте…
Каждый наш поступок, действие или бездействие, определённая позиция – тоже урок. Ведь духовность характеризует путь к самому себе. Путь, который человек проходит всю жизнь.
Наша задача – быть среди тех, кто пытается объединить общество, всех граждан вокруг приоритета образования. Наша мечта – духовная, стабильная держава. Мы держим эту мечту за руку, за руку маленького человека, который идёт рядом и верит в нас. Как же хочется, чтобы его вера не была обманута…