Полный текст статьи
Печать

В Кодексе гуманного учителя читаем: «Любит детей искренне, мудро, преданно, терпеливо, без условностей; мудрая педагогическая любовь к каждому ученику сопровождает все его педагогические деяния,           проявляет особую заботу о развитии и обогащении духовно-нравственного мира своих учеников, находит возможность поговорить с ними о духовном, выстраивает их путь к благородству и великодушию, к любви и доброте, к дружбе и преданности; заботится о воспитании сердца каждого; взращивает в них любовь к родине; растит их героями духа».

Я рада, что судьба свела меня с Гуманной педагогикой, Моей педагогикой, мне она понятна и приятна. Когда знаешь, что есть такая мощная сила – педагогика Шалвы Александровича Амонашвили, работать интереснее, знаешь, что есть единомышленники. С 2008 года я езжу на Международные педагогические чтения. Вот записи с последних чтений:

21 марта 2013года. 10 час утра. Шалва Александрович: «Радость, что вижу вас… 21 век - особенный век для учителя. Гиперактивные дети. Гиперактивным детям нужен гиперактивный учитель». А в чём же должна проявляться эта гиперактивность? Посмотрим на наши школы, и увидим, что средний возраст педагогов большинства школ пенсионный… На помощь думающему Учителю приходит классика педагогики. Это золотой ключик. В классике есть всё. И новое в педагогике – хорошо забытое старое. А новое оно потому, что мы узнали сейчас. Уважаемые учителя, давайте задумаемся, ведь наши руки творят то, что будет в 40-50-х годах 21 века. В моих руках… А мои руки КАКИЕ? Они добрые, тёплые, чуткие, а, может, они дрожат от злобы? Кто Я, к кому приходят дети?

Какой Учитель Амонавили? 23 марта 2013 года. Мастер-класс. На сцене – дети. Перед ними и перед полным залом Учитель. «Мне хочется творить детям что-то необычное. Я ухожу от нагрузки и прихожу к служению. У меня маленькая зарплата, но дети это не почувствуют. Они не виноваты. Ищу тёплое название уроку, и ещё – ради чего этот урок. Очень важен рефрен - лейтмотив урока. А ещё урок нужно обязательно нарядить. Красиво, заманчиво, необычно. Такой УРОК мы и увидели у Учителя. Весь зал замер, у женщин из глаз катились слёзы. Урок и методы. Учитель Шалва встал перед ребёнком на коленки, шепчет: «У тебя самые умные глаза (а у ребёнка они обычные!).  И ребёнок принимает Учителя. Так, дорисовывая, он уводит его за собой. Затем, задавая вопрос, прикасается к ученику, наклоняется к каждому. Ответы ребята шепчут Учителю на ухо. (Наклониться к ученику, чтобы он «понюхал» учителя) Тому, кто ответил правильно, Учитель пожимает руку. Так получается урок не для всех, а для каждого в отдельности. Урок играет на волнах. А какие реплики произносились в адрес ученика! «Знаешь, как красив мыслящий человек!» или «Вокруг тебя я вижу красивые мысли!».

Ученику подарил урок Учитель. «Если тебе понравится мой урок, - говорит Шалва Александрович, - я буду счастлив». Здесь работает один из приёмов Сухомлинского: «Веди детей от радости к радости».

А у Л. Н. Толстого читаем: «Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать себя».

Очень важны точки соприкосновения. Чтение с умением выбирать книги. Книги, как говорят, мимолетные мысли людей. Есть книги, которые открывают Путь. Когда читаешь, слушаешь Шалву Александровича – а это про тебя, это твои мысли… это книги: «Баллада о воспитании», «Без сердца что поймём?», «В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры», «Вера и любовь», «Исповедь отца сыну», «Истина Школы», «Как любить детей (опыт самоанализа)», «Педагогические притчи», «Почему не прожить нам жизнь героями духа», «Рука ведущая», «Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской», «Учитель, вдохнови меня на творчество!», «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света», «Учитель»… «Великое слово – Учитель! Учитель – свет дарящий. Нам нужно своей жизнью оправдать смысл слова. Но как?  Захотеть и призвать волю, а путь есть. Есть путь достойный и возвышающий. Земным учителям нужно подражать Учителям небесным, вот путь! Земной учитель явление надобщественное. Если возвышается учитель, возвышается Ученик, возвышается общество и возвышается Жизнь…»

Говорят, что жизнь человека можно сравнить со свечой. Свеча – это наша судьба. Свеча – символ всего чистого, возвышенного, что непременно есть в душе каждого человека. И пока жива эта часть души, пока горит свеча, всегда есть место надежде и вере. Вере в то, что, несмотря ни на какие бури и невзгоды, всё будет хорошо. Вот такой свечой, светочем является для нас Учитель Шалва Александрович, а ещё он - источник улыбающихся глаз.

В течение последних 5 лет в Кирове проводим конференцию «Философские основы гуманной педагогики» и выпускаем одноимённый сборник, где идеи, мастер-классы, материалы с лабораторий, увиденные в Москве на Чтениях, показываем и воплощаем на разных аудиториях: от ученической до преподавателей ВУЗов. Встреча и судьба. Случай и судьба.

Как здорово, что на моём учительском пути встретился Учитель, Человек Шалва Александрович Амонашвили.

Ссылки на источники:
Амонашвили Ш.Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. М.: Издательский дом Амонашвили, 2003.- С.15.