Полный текст статьи
Печать
В любом деле, чтобы получить отдачу, надо приложить усилия. Когда мы берём в руки книгу, мы понимаем, как важно понять написанное, не исказив замысла автора.
Но также важно, осознавая, что именно хотел сказать нам автор, сделать открытие и для себя, потому что книга – это всегда и радость узнавания; и надежда на диалог, и поиск нового, ранее несказанного, непонятого, непринятого...
Чтение – это творческий процесс, помогающий человеку становиться Личностью, причём Личностью творящей, созидающей, удивляющей, постигающей, созерцающей, проникающий в суть сказанного другими.
Кроме того, чтение - это не просто творчество, а Сотворчество, поскольку мысль создателя произведения вступает в диалог с мыслью читателя, который, в свою очередь, тоже становится созидателем, сотворцом писателя.

Рассматривая процессуальность чтения, условно выделим следующие его этапы (деление авторское, приглашающее к диалогу):
- Предвкушение, предчувствие (как до нас доносится тонкий аромат роз, так мы предугадываем, предчувствуем тот путь чтения, по которому, возможно, пойдём). И здесь очень большую роль играют родители, которые читают ребёнку ещё не родившемуся, находящемуся в мамином животике (читающие эти строки, обратите, пожалуйста, своё внимание на книгу М. Лазарева «Мамалыш»), и ребёночку уже родившемуся, но ещё очень маленькому.
- Затем наступает период рассматривания книжек и даже оставления в книжках своих каляк-маляк.
- Далее период 3-4-хлетних, ещё не умеющих читать по-настоящему, но уже с удовольствием поправляющих маму, папу, которые, читая, по невнимательности могут просто пропустить какое-то слово, переставить слова, или даже добавить что-то от себя. А ещё эти детки с удовольствием «читают», абсолютно правильно переворачивая страницы на нужном месте. Детям надо обязательно пройти этот этап, равно как и наслушаться, удовлетворить своеобразную потребность в книжном насыщении. Джанни Родари в своей «Грамматике фантазии» пишет о том, что ребёночку очень важно, чтобы, когда родители читают, им тоже было хорошо, спокойно, радостно, и тогда у них не появится желание вскочить и убежать по своим многочисленным делам.
- Следующий этап – это этап обучающий, когда ребёнка учат читать (к сожалению, нередко лишь самому процессу складывания букв в слова, но не глубинному постижению чтения), или же он сам учится это делать, причём, абсолютно по-разному, иногда неправильно. Например, в книге Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» описано, как одна девочка научилась читать, видя книгу перед собой всегда в перевёрнутом виде. Процесс сознательного чтения (у каждого читателя он идёт по-разному, поэтому в этой короткой статье не будем его описывать).

Какие моменты в чтении (в предвкушении чтения) нельзя пропустить?
- Ожидание книги, её предчувствие (этот момент хорош в библиотеке, когда приходишь и ещё не знаешь, что выберешь, но уже ждёшь и радуешься, что это обязательно произойдёт, обязательно случится); в книжном магазине, когда приходишь за новой книгой (очень хороши книжные магазины, в которых можно спокойно посидеть с выбранными книгами, полистать их, прочитать страниц двадцать-тридцать, а потом сделать окончательный выбор в пользу той или иной книги! Такие магазины есть во всех городах страны. Любимыми магазинами пишущего эти строки являются: книжный магазин напротив Казанского собора на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, книжный магазин у станции метро «Третьяковская» в Москве).
- Выбор книги!
- Первое знакомство (системное, хаотичное, особым образом выстроенное – самое разное!)
- Чтение взахлёб, иногда даже с пропуском страниц.
- Вдумчивое чтение.
- Перечитывание отдельных кусков.
- Обсуждение прочитанного с кем-либо, кто уже прочитал (читает, или даже собирается прочесть эту книгу).
- Собственное рефлексирование.
- Пострефлексирование, когда читающий постоянно (время от времени) возвращается к какой-то книге. И чем значимее книга для него, тем чаще это происходит.
- Поиск явных и скрытых цитат на страницах других книг. И опять же, чем значимее книга для человечества, тем чаще можно наткнуться на подобные цитаты.

Возможные пути, какими книга идёт навстречу читателю-соавтору
- Книга в подарок. В этом случае подарок может быть и настоящим, и лишь названным. Это не важно, важен сам факт привлечения внимания к книге. Назовём несколько книг, которые пришли именно таким путём. Это книга Ю. Герцмана «Тупица» (подарок студента Николая Губина), «Весна в Карфагене» и другие книги Вацлава Михальского (подарок Елены Олеговны Галицких), «Оскар и розовая дама» (подарок Ирины Витальевны Галкиной), книга Мариам Петросян «Дом, в котором...» (подарок Натальи Пасынковой и Марии Глушковой), книга П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» (подарок Бориса Павловича), книга Марины Степновой «Женщины Лазаря»  (подарок Маргариты Надеевой), книга Михаила Дымова «Дети пишут Богу» и многие другие!  Список можно множить и множить!
- Книги, о которых услышал вскользь, обнаружил где-то в подстрочнике. Прочитал и понял, что не успокоишься, пока не прочитаешь! Такой книгой стала для автора этих строк книга Джанни Родари «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй»! Позже процесс придумывания самых разных методов активизации воображения так увлёк, что продолжается по сей день.
- Книги того же автора. Когда были прочитаны «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», сказка-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (в разные моменты жизни) появилось желание купить книги того же автора и прочесть их, что и было сделано. Когда состоялось открытие Дины Рубиной с книги «На солнечной стороне улицы», началось ни с чем ни сравнимое путешествие в мир её книг.
- Книга, прочитанная после просмотра фильма... Если на экранах кинотеатров показывают экранизацию той или иной книги, то интерес к ней резко возрастает (может случиться и обратный процесс).
- В поиске своей книги очень большую роль играет возможность выбора!  Двигаясь в библиотеке от стеллажа к стеллажу, можно случайно наткнуться на СВОЮ книгу!
- Путь «ИЗ РУК В РУКИ» (Boockcrossing).
- Книги, о которых узнаёшь из работ своих учеников. Например, открытием для пишущего стала книга Михаила Дымова «Дети пишут Богу».
- Книги, о которых когда-то говорили в лекциях твои преподаватели. Например, таким откровением на десятилетия стала книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (впервые её назвал на лекции по психологии наш удивительный преподаватель психологии (да и жизни вообще) Михаил Израилевич Смирнов).
- Книги, о которых узнаёшь из Всемирной паутины. Такой стала книга у Ролана Быкова «Я побит – начну сначала»! (В названии слова Бенджамина Франклина).

Методы, с помощью которых можно попытаться «нечитателя» превратить в потенциального читателя
(даже если это случится лишь единожды!)
- Эмоциональное заражение, когда кто-то так рассказывает о книге, что не прочитать её будет просто невозможно.
- Книга, лежащая на видном месте и ждущая своего часа.
- Закладка в книге («Слушай, я тут прочитала такое! Тебе наверняка понравится»! Или наоборот: «Не понравится!»).
- Очередь («Мне тут книгу дали на один денёк всего, ты смотри не бери, потому что мне завтра возвращать!»).
- Условное название «СТУЛЬЧИК» или «ТАБУРЕТОЧКА». В школе (в вузе, в доме детского творчества) создаются какие-то укромные уголки, где можно подсесть к журнальному столику, найти хорошую книгу и почитать её.  
- Столик для обмена книгами (по примеру библиотеки имени Альберта Лиханова), или же столик, на котором лежат книги, которые вы готовы подарить!
- Различные встречи, конференции, круглые столы, дискуссионные трибуны...
- Класс как читальный зал (по примеру Ш. Амонашвили).
- Пари (договор), что другой человек прочитает ту или иную книгу. (Так однажды был заключён устный договор, что студентка прочитает «Педагогическую поэму» А. С. Макаренко. Любопытны последействия этого договора: почти вся учебная группа прочитала эту книгу).
- Разрешение использовать книги на экзамене, но с условием, что в них заранее будут лежать закладки (а значит, студент (школьник) нашёл нужные места, пролистал книгу, прочитал отдельные куски текста).
- Написание сценариев к занятиям.
- Участие (как в роли игрока, так и в роли составителя вопросов) в самых разных интеллектуальных играх, после которых каждый из игроков обязательно понимает ограниченность своих знаний, и поэтому, чтобы продолжать играть, обязательно вынужден обратиться к книгам. Участие в самых различных поэтических вечерах, мастер-классах, конкурсах, олимпиадах, исследовательской работе и т.д.
- Формулирование части вопросов к экзаменам (зачётам) студентами.
- Составление списков, сопоставление списков, поиск того, что объединяет, вызывает вопросы, удивляет, радует, вдохновляет!
Взаимодействие с книгой, с мудростью, накопленной в ней; с теми вопросами, которые поставлены авторами, и которые возникают у нас в процессе чтения (обсуждения, обменивания идеями...) многообразно, радостно и удивительно. Этот процесс всегда волнует, заражает эмоциями, чувствами, по-настоящему вдохновляет!

Дополнительный список свободного чтения, составленный 
Рендаковой Е. М.
1. Бах Р. «Чайка Джонатан Ливингстон», «Хроники хорьков», «Карманный справочник мессии» и др.
2. Экзюпери А. «Маленький принц», «Планета людей», «Цитадель», «Первый почтовый».
3. Му Глория «Вернуться по следам».
4. Герцман Ю. «Тупица».
5. Лу Э. «Наивно. Супер».
6. Крапивин В. «Та сторона, где ветер», «Лето кончится не скоро», «Застава на якорном поле» и др.
7. Паустовский К.Г. «Золотая роза» и др.
8. Родари Д. «Грамматика фантазии», «Торт в небе» и др. сказки.
9. Брэдбери Р. «Вино из одуванчиков», «Лето, прощай» и др.
10. Шмитт Эрик-Эммануэль «Оскар и розовая дама», «Мсье Ибрагим и цветы корана», «Дети Ноя».
11. Гавальда А. «35 кило надежды».
12. Чуковский К.И. «От двух до пяти».
13. Цветаева А. «Московский звонарь».
14. Санаев П. «Похороните меня за плинтусом».
15. Быков Р. «Я побит – начну сначала».
16. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», «Письма к сыну», «Рождение гражданина» и др.
17. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30 года» и др.
18. Корчак Я. «Как любить ребёнка», «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш Первый».
19. Лиханов А.А. «Благие намерения», «Никто», «Сломанная кукла», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно», «Драматическая педагогика» и др.
20. Амонашвили Ш. «Здравствуйте, дети», «Как живёте, дети?», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Учитель» и др.
21. Каганов Л. «Воспитание родителят».
22. Берн Э. «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры».
23. Хейзинга Й. «Человек играющий».
24. Кривин Ф. «Полусказки», «Учёные сказки», «Завтрашние сказки», «Дистрофики», «Несерьёзные Архимеды», «Принцесса грамматика или потомки древнего глагола».
25. Кротов В.Г. «Массаж мысли».
26. Леви В.Л. «Нестандартный ребёнок», «Новый нестандартный ребёнок» и др.
27. Платонов А.П. «Песчаная учительница».
28. Айтматов Ч. «Первый учитель», «Плаха» и др.
29. Иванов А.В. «Географ глобус пропил».
30. Лазарев М. Л. «Мамалыш».
31. Эпштейн М. «Отцовство. Метафизический дневник».
32. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или Развивающие игры».
33. Никитин Б.П., Никитина Л.А. «Мы и наши дети», «Мы, наши дети и наши внуки».
34. Никитина Л.А. «Первый день, первый шаг».
35. Янссон Туве «Дитя-невидимка», «Волшебная зима» и др. сказки о Муми-троллях.
36. Линдгрен Астрид «Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон» и др.
37. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все».
38. Трэверс П. «Мэри Поппинс», «Мэри Поппинс, до свидания».
39. Барри Д. «Питер Пэн».
40. Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением», «Дневник Николая Фёдоровича», «Педагогика для всех».
41. Ильин Е.Н. «Путь к ученику», «Искусство общения» и др.
42. Скороходова О.И. «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
43. Русская классика: Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, И.С. Тургенев и многие другие.
44. Петросян Мариам «Дом, в котором...»
45. Дымов М. «Дети пишут Богу». (Вася, 2 кл.: «Пишу тебе из интерната. Интернат – это то место, куда ссылают детей за плохое поведение родителей».
46. Книги Ю. Куклачёва
47. Петрушевская Людмила «Детский праздник (Истории из жизни детей и их родителей)».
48. Парандовский Ян «Алхимия слова».
49. Дольто Франсуаза «На стороне ребёнка»
50. Рубина Д. «На солнечной стороне улицы» и другие книги
51. Райт Лариса «Жила-была одна семья», «Плач льва», «Золотая струна для улитки».