Полный текст статьи
Печать

В качестве цели нового тысячелетия в свете Всемирного саммита провозглашено построение глобального информационного общества для всех, в котором каждый может создавать и пользоваться информацией и знанием [3]. Использование ИКТ в домашних хозяйствах и их востребованность со стороны отдельных лиц является одним из основных компонентов концептуальной модели информационного общества [1].

Такие статистические показатели, как доля домашних хозяйств, имеющих компьютер и Интернет, входят в систему оценки различных международных рейтингов, в том числе в индекс развития ИКТ [3]. Наряду с другими индикаторами характеризуют формирование ИКТ-инфраструктуры, ее наличие, уровень и доступность. В современном информационном мире Россия по числу пользователей Интернет (в 2010 г. 469 пользователей на 1000 человек) уступает многим развитым зарубежным странам [2]. Например, в США 790 пользователей соответственно, в Германии – 819, Великобритании – 850, Норвегии – 934 (это максимальное значение). Принимая во внимание заметный «цифровой разрыв» (в 2006 г. – 177 пользователей, а, например, в Норвегии – 826), ситуация в стране вслед за мировыми тенденциями из года в год улучшается. Постепенному переходу в информационно-развитое общество будет способствовать принятие государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Реализуются в настоящее время мероприятия долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы». По данным бюджетного обследования наблюдается интенсивный рост компьютерной оснащенности в семьях республики (в 17,4 раза). При этом в последние два года среднереспубликанский показатель превысил общероссийский уровень и занимает лидирующие позиции среди соседних регионов (в 2012 г. – 5 место в ПФО).
Обеспеченность компьютерами
(в среднем на 100 домохозяйств, ед.)
 

Население при покупке зачастую, принимая во внимание мобильность, отдает предпочтение портативным компьютерам (ноутбукам и т.п.). Так, если в 2010-2011 гг. каждый десятый в общем числе домашних компьютеров являлся портативным (соответственно, 9,5% и 15,6%), то в 2012 г. – уже практически каждый четвертый (24,1%).

Важным фактором в распространении ИКТ являются рыночные цены. Улучшение ценовой ситуации обуславливает повышение покупательной способности населения на электронно-вычислительную технику. Так, за последние три года зафиксировано снижение цен на такие виды высокотехнологичных товаров, как монитор для настольного компьютера (на 7%) и ноутбук (на 17,9%).

Население, приобретая компьютерную технику, существенно расширяет возможности информационной обеспеченности через глобальную сеть Интернет. В 2012 г., как и в среднем по России, каждая вторая семья республики (около 60%) имела виртуальный доступ с домашнего компьютера, тогда как пять лет назад (в 2007 г.) – только каждая десятая (9,4%, по России – 15,3%). Развитие этой тенденции обусловлено повышением роли Интернета в повседневной жизни. Немаловажно и то, что плата за подключение к сети и абонентская плата за пропуск трафика остаются в последние годы практически без изменения.

Пользование компьютерной сетью Интернет в современных условиях обеспечивается не только в домашних условиях, но и на объектах социальной инфраструктуры. Выход в Интернет по месту работы осуществляли 11,6% домохозяйств региона, учебы – 4,8%, в местах коллективного доступа (Интернет-кафе, почта, библиотека) – 1,7%. Следует отметить, что в среднем по России удельные веса несколько выше: 20,6, 3,5 и 1,5% соответственно.

Различные образ и условия жизни, уровень доходов городских и сельских жителей определяют различную степень их обеспеченности компьютером и вовлеченности в «мировую паутину». Как показывают данные обследования, в республике в 2012 г. компьютер имела почти каждая городская семья (97%, по РФ – 94%), в селе – 69% семей (по РФ – 63%). Значительная разница складывается и с использованием домашнего Интернета. Имели возможности для выхода в сеть 61,4% городских семей (по РФ – 64,2%) и 48,8% сельских (по РФ – 43,4%).

Отставание среднереспубликанского показателя доступа к сети от общероссийского сложилось, прежде всего, вследствие более высокой доли сельского населения (38,6% против 25,8%), как правило, использующего новые технологии значительно реже горожан.

Наличие компьютера и возможности выхода в сеть Интернет значительно дифференцированы в зависимости от уровня благосостояния семей. Так, в более обеспеченных домохозяйствах число ПК выше, чем в менее обеспеченных в 1,6 раза (109 против 70), имели доступ в сеть – в 2,4 раза. При этом необходимо отметить, что по сравнению с предыдущим периодом разрыв существенно сократился. Так, в 2007 г. дифференциация достигала, соответственно,  4 и 3,9 раза.

Число пользователей персональным компьютером растет очень быстро: c  39,7% всех обследуемых членов домохозяйств в 2007 г. до 60,3% в 2012 г. Еще более стремительно: за 5 лет – более, чем в 10 раз, возрастает число активных пользователей Интернета: c 3,4% – в 2007 г. до 38,6% в 2012 г. По данному показателю лидером среди российских регионов является Москва (65,4%), среди регионов ПФО – Самарская область (50,1%). От случая к случаю обращаются к сети Интернет в республике 17% опрошенных против 5,1% в 2007 г.

Молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах. Молодежь в возрасте 16-35 лет является наиболее активной группой пользователей Интернет – 68,7% опрошенных (для сравнения, дети – 36,8%, лица среднего возраста (36-55 лет) – 31%, пожилые люди в возрасте 56-74 лет – 8,5%).

Информационное общество определяется одновременно и в терминах общества знания. Определяющими в этом плане становятся возможности получения знания, доступа к информации и умение работать с ней. Так, 73% пользователей входят в Интернет, главным образом, для прочтения новостной информации, статей, пользования электронными библиотеками, энциклопедиями. Такой же процент пользователей обращается к сети в целях времяпровождения за скачиванием фильмов, музыки и игр, сетевыми играми, а для общения в социальных сетях, переписки с родными и близкими – 91% опрошенных.

Поиском информации о товарах и услугах для повседневной жизни, заказом товаров (бронированием мест), подачей собственных объявлений о продаже личных вещей и имущества, что очень экономит время и усилия, занимается каждый пятый респондент (23%). Получение информации, оформление документов на сайтах органов государственной власти, госучреждений и ведомств осуществляет каждый десятый (11%). Осуществление финансовых операций (оплата услуг, перевод денег и др.) и дистанционное обучение практикуют 8-9% пользователей домашнего компьютера.

Несмотря на невысокую долю представленных домохозяйств (7%), заметно возрастает использование Интернета при поиске или выполнении оплачиваемой работы, рассылке рекламной информации (число обращений с 2010 г. увеличилось в 3 раза). Также становятся все более популярны обсуждение через Интернет социальных и политических вопросов, участие в Интернет-акциях и опросах общественного мнения (соответственно, на 12% и в 2 раза).

Одним из самых традиционных и популярных у россиян СМИ является телевидение. В дореформенное время наличие телевизоров едва доходило до 100%-ой обеспеченности: на 100 семей приходилось в 1989 г. 23 цветных и 75 черно-белых телевизоров. За прошедшие два десятилетия обеспеченность телевизорами возросла в 1,7 раза и их стало в 2012 г. 167 цветных и 2 черно-белых телевизора в среднем на 100 семей. Во многих домохозяйствах имеется более, чем один телевизор. Чем выше уровень благосостояния, тем большим количеством телевизоров располагают: на 30% более обеспеченных семей приходится в среднем 2 телевизора.

Наличие относящихся к предметам последнего поколения мобильных телефонов ограничивалось в 2001 г. 1–2 экземплярами на 100 домохозяйств, в 2005 г. – 88 ед. В настоящее время в среднем на семью приходится 2-3 их единицы: Башкортостан – 2,65, в среднем по России – 2,44. Их используют не только в качестве средства традиционной голосовой связи, но и для передачи данных, то есть как мобильный Интернет. Из всех домохозяйств, имеющих доступ к сети, наряду с персональным компьютером (95,4%) использовали мобильный телефон в 2009 г. в каждом четвертом (24,8%) домохозяйстве.

При характеристике предметов ИКТ важное значение имеют сроки службыв домохозяйстве, наличие современной марки. За последнее десятилетие было приобретено более 80% используемых в домохозяйствах телевизоров, 97% персональных компьютеров и практически все мобильные телефоны.

Развернувшееся в рыночных условиях потребительское кредитование позволило самым широким слоям населения произвести дорогостоящие покупки. Так, в 2005-2007 гг. были куплены в кредит: каждый третий телевизор и компьютер, каждый пятый мобильный телефон. Начиная с 2008 г., в связи с финансовой дестабилизацией, кредитная активность населения снизилась. Сокращению покупок в кредит в последние годы способствовал рост покупательной способности по ряду товаров: в 2012 г. приобретено в кредит лишь 1,3% телевизоров, 2,7% компьютеров, 1,9% мобильных телефонов.

Домашние хозяйства охватывают в основном следующие виды услуг связи: телефонную, телевизионное вещание, электронную почту. Внедрение новых технологических достижений и технических средств в области телекоммуникаций позволило расширить территорию и спектр предоставляемых услуг.

Растет количество абонентов сети кабельного телевидения и цифрового IP-телевидения, особенно в сельской местности. В г. Уфе на головной станции сети кабельного телевидения формируется 63 телевизионных программы в аналоговом и 146 – в цифровом формате DVB-C. Сформированный телевизионный поток в IP-протоколе по сети MPLS доставляется в города и районы республики.

Среди регионов России максимально телефонизированы мегаполисы Москва и Санкт-Петербург: практически 100% обследуемых домашних хозяйств проживают в домах, оборудованных телефоном. В республике уровень телефонизации сложился выше, чем в среднем по России: 75 аппаратов на 100 домохозяйств против 65 соответственно. При этом в городских домохозяйствах – 80 против 71, в сельских –66 против 47 соответственно.

Бурное развитие мобильной связи несколько ослабило необходимость использования населением стационарных телефонов, особенно жителями городов. Наличие стационарных телефонов в городских домохозяйствах снизилось с 82 аппаратов на 100 семей в 2007 г. до 80 в 2012 г. При этом в сельских домохозяйствах – наоборот, увеличилось с 52 до 66 аппаратов соответственно. Исходящие местные телефонные соединения (по числу часов) в городе значительно сократились – в 1,6 раза, в селе же возросли – в 2,6 раза. В зависимости от уровня благосостояния семей в городе не наблюдается существенных различий в телефонизации: в 1,1 раза между доходными группами. В селе дифференциация составила 1,9 раза.

Стационарная телефонная связь для старшего поколения как особой группы, осуществляющей большую часть своей жизнедеятельности в домашних условиях, является достаточно востребованным средством коммуникации. В зависимости от возраста главы семьи обеспеченность стационарным телефоном сложилась следующим образом: моложе 30 лет – менее 50%, 31-40 лет – 59%, 41-50 лет – 66,9%, 51-60 лет – 70,6%, старше 60 лет – 72,3%.

Число основных радиотрансляционных точек в регионе сократилось с 2000 г. в 2,4 раза и составило на конец 2012 г. 185,2 тыс. Радиоприемник теряет свою актуальность для домашних хозяйств, как в городской, так и в сельской местности. Если в 1995 г. проводным радиовещанием было охвачено 71 домохозяйство из 100, то в 2013 г. – только 23. Чем старше по возрасту глава, тем чаще в домохозяйстве можно встретить радиоприемник: в домах, где глава семьи моложе 40 лет, менее 10% имеют радиоприемник, 41-60 лет – 20% , старше 60 лет – 29%.

Лидером по росту объемов услуг связи для населения на протяжении нескольких лет остается сотовая связь. Этот вид связи является одним из значимых на рынке услуг, поскольку не только восполняет недостаток стационарных телефонов, но и предоставляет новые сервисы. Удельный вес услуг подвижной электросвязи в общем объеме оказанных населению услуг связи – наибольший и составил в 2012 г. 70,3%.

Число абонентов подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на конец 2012 г. насчитывало 6561,5 тыс. и увеличилось на 26% по сравнению с 2008 г. Число активных абонентов сотовой связи составляет 5162,1 тыс., из них используют услуги доступа Интернет – 42,8%. В отличие от прочих видов связи, рынок услуг сотовых операторов является конкурентоспособным, что служит сдерживающим фактором для роста цен. В целом за 2007-2012 гг. услуги сотовой связи подорожали незначительно, а в отдельные периоды наблюдалось снижение тарифов за счет увеличения числа пользователей.

Таким образом, применяемая в статистической практике информационная база отражает тенденции широкомасштабного распространения ИКТ среди населения. Стремительное развитие телекоммуникационных технологий и их продвижение от крупных городов и райцентров до самых удаленных сельских поселений обеспечивает возможность населению пользоваться самыми передовыми наработками в области развития электронных услуг и информационного общества регионального и федерального уровней.

Ссылки на источники
1. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Методологические подходы к статистическому измерению использования ИКТ в домашних хозяйствах и населением // Вопр. статистики. 2013. № 8. С. 21-29.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат.сб. / Росстат. М. 2012. С. 306.
3. Трофимова И.Н. БРИКС и быстроразвивающиеся страны на пути к информационному обществу: развитие ИКТ и цифровое неравенство // Вопр. статистики. 2013. № 10. С. 47-48.