Полный текст статьи
Печать
Формирование образовательного пространства в государстве является условием бесконфликтной интеграции в европейское содружество. Одновременно оно является сбережением национальной образовательной системы как целостности, её национального фундамента и заслуженных успехов в развитии данной отрасли в России. В тоже время, наличие целостного педагогического пространства выступает как модель образования ориентированной на формирование позиции студента как субъекта собственного педагогического развития. Обеспечение возможности проектирования им индивидуальной траектории профессионального становления, которое должно максимально ориентировано на личностный потенциал, реальный уровень сформированности его учебной деятельности. Выполнение задач профессиональной деятельности требует соответственно высокой подготовленности, которая даёт возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах времени, умственных и физических сил на основе использования рациональных приёмов выполнения работы. В связи с этим, формирование готовности к использованию народной педагогики в воспитании дошкольников у будущих педагогов ДОУ является актуальным и востребованным.
Современный российский исследователь, занимающийся вопросами этнического компонента образования В.И. Матиас, определил его как «специфическую область, охватывающую целый комплекс знаний, умений, навыков и эмоционально-оценочного опыта, подлежащих целенаправленному формированию» [1, с.5]. В целом мы разделяем данное определение, но считаем необходимым дополнить его ещё одним, не менее важным элементом – творчеством. Поскольку именно через индивидуальное и коллективное творчество осуществляется процесс формирования народной культуры, её осмысление и воспроизводство. Говоря о подготовке специалистов в области дошкольного образования, следует учитывать также вопрос определения в содержании образовательного процесса соотношения федерального, регионального и вузовского компонентов. В концепции прогноза развития образования до 2015 г. сказано: «Отсутствие связи между образованием и воспроизводством исторического опыта общественной науки людей в конкретном регионе приводит к тому, что люди перестают понимать смысл жизни именно на данной территории, в данном регионе» [2, с.17-27].
В сфере образования актом, сменившим старую образовательную парадигму, стал Закон «Об образовании» 1992 г. и его вторая редакция 1996г. Он провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций [ст.2, п.2]. По закону, содержание образования должно работать на интеграцию личности в национальную и мировую культуру [ст. 14,п.2]. Но для реализации этой цели предложено формально-механическое расчленение общего содержания образования на «изолированные инвариантный федеральный и вариативный национально-региональный компоненты, передав последний в ведение субъектов федерации, а выбор языка обучения – в компетенцию самих образовательных учреждений или их учредителей». Закон также не определил пути сопряжения в общем содержании образования целей государства и целей его субъектов. То есть настоящий закон затрудняет реализацию гражданской самоидентификации, что может вызвать дезинтеграцию единого образовательного и культурного пространства России. Таким образом, можно отметить, что в целом наблюдается тенденция либо завышения, либо занижения роли и значения национально-регионального компонента в образовании. Регионы сегодня стоят перед необходимостью создания новой системы образования, построенной с учётом специфики местных культурно-исторических традиций, экономических программ, перспектив развития, а также ресурсного потенциала. В настоящее время главным ресурсом территории оказывается тот самый «человеческий капитал», который долгое время в расчёт не брался. При этом нельзя уравнивать понятия «национальное» и «региональное», редуцировать многокультурное до монокультурного. Закон «Об образовании» фактически опустил национальное с федерального уровня на региональный, проигнорировав сложную неоднородность культуры России. Общегосударственный характер задачи организации единого духовного пространства страны, наличие особых задач школы в многонаци-ональном обществе, сложность проблемы формирования человека гражданского общества на много культурной основе.
Возрождение традиционных ценностей народа, возрождение и обновление народно-педагогических традиций воспитания по силам только обществу, имеющему развитое национальное самосознание, когда общество понимает направление целей, перспектив своего развития. Одной из таких форм возрождения традиционных ценностей является знание народной педагогики. В рамках социокультурного подхода можно дать определение образования как сохранение, совершенствование и передача ценностей от одного поколения другому, образование должно быть про-низано традиционной духовной культурой, народной педагогикой, которую следует считать одной из частей философии и стратегии образования. Народная педагогика – отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта, которые вырабатываются в доминирующих среди народа взглядах на цель и задачи воспитания, в совокупности народных способов, умений и навыков воспитания и обучения. Народная педагогика любого народа включает в себя специфическое видение мира, особым образом организованное сознание, деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. Все основные компоненты народной педагогики должны быть заложены в систему подготовки кадров для работы в ДОУ.
Принципы построения учебно-воспитательных систем на базе традиционных идей воспитания выделяются Г.И. Батуриной и Т.Ф. Кузиной [3, с.16]. При этом они отмечают, что главным принципом является «целостность» народной педагогики и народной культуры, которая обеспечивается наличием в ней образа совершенного человека. В качестве ещё одного принципа ими выделяется «исследование единства, взаимной обусловленности целей и средств воспитания», которое «позволяет отбирать наиболее рациональные методы и формы приобщения детей к традиционной культуре через игры, обряды». По нашему мнению, такое деление методов и средств воспитания народной педагогической культуры на рациональные и нерациональные, нарушает принцип целостности, придает подготовке студентов рассогласованность, разрозненность отбора содержания, что в свою очередь сказывается на конечном результате.
Таким образом, предлагаемые принципы построения учебно-воспитательной системы подготовки педагогических кадров дошкольных учреждений включают в себя:
- народную общую и педагогическую культуру (народную педагогику) как целостные системы, которые сохраняют это свойство при внедрении в практику подготовки;
- восстановление и использование традиционной культуры воспитания как важнейшего компонента научной педагогики;
- приоритет родного языка, как носителя традиционной, духовной культуры народа;
- взаимосвязь национальных, региональных и общемировых ценностей в воспитании;
При таком подходе внесение народной педагогики в систему образования в условиях Белгородского региона выступает научным концептом социальной политики, культурно-экономической стратегии, системой конкретных мероприятий в области дошкольного образования, теорией учебно-воспитательного процесса. Такой подход требует и особой подготовки кадров, владеющих знаниями и умениями по реализации идей народной педагогики в ДОУ. Однако система образования на сегодняшний день не обеспечена подготовленными кадрами. Это объясняется рядом причин как объективного, так и субъективного характера.
Необходимым условием регионализации образования является наличие «потребителей» нового типа образования – педагогов, управленцев, родителей, детей, носителей новых проектных идей. Должна быть накоплена некоторая «критическая масса» людей, понимающих и принимающих ценности иного типа. Стратегия замещения с опорой на имеющиеся кадры и наличные структуры не даёт нужного результата. Новые люди несут «старые» взгляды. Механическое дополнение существующих звеньев новыми, без структурных изменений в содержании, ещё недостаточно для формирования современной педагогической образовательной парадигмы. Содержание подготовки студентов к использованию народной педагогики обязательно должно воплощаться в соответствующие формы. Форма – это структура содержания, способ его существования. Изменение в содержании подготовки педагогов дошкольных учреждений влечёт за собой изменение форм его воплощения. В свою очередь форма активно влияет на содержание: ускоряет его развитие или тормозит – в зависимости от того, насколько она отвечает содержанию. Нужно менять не форму педагогической подготовки кадров дошкольных учреждений, а наполнять её новым содержанием. Изменение содержания регионального компонента необходимо осуществлять: через обогащение национальной проблематикой базовых дисциплин; углубленное изучение основ народной общей и педагогической культуры; посредством введения в учебный план новых предметов (спецкурсов, факультативов), связанных с национальными особенностями региона; введением в программы практик изучения народной среды дошкольных учреждений. Это новое содержание должно быть обеспечено за счёт регионального и вузовского компонентов в подготовке педагогов дошкольных учреждений. Проблема включённости ре-гиональной и вузовской компоненты связана в первую очередь с недостаточно разработанными в вузах системой, структурой и содержанием подготовки будущих педагогов к использованию народной педагогики.
Среди факторов, влияющих на качество и готовность будущего педагога ДОУ к осуществлению воспитания детей с использованием русской народной педагогики, важная роль принадлежит знанию существующих образовательных программ. Образовательная программа является ориентиром творческой деятельности воспитателя ДОУ, определяет содержание воспитания и образования детей, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования. Фиксирует его содержание по всем основным или по одному (нескольким) направлениям развития ребёнка.
Современная дифференциация дошкольного образования предполагает значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства основных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 [ред. От 17.12.2009], каждому образовательному учреждению предоставлено право, самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения, не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ, но учитывающих специфику их реализации, социально-экономические, экологические, культурные, национальные и другие особенности своих регионов. Анализ современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ, педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ. Не всегда учитывают, как выбранная ими программа соотносится со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ. Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации ими образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребёнка дошкольного возраста. В условиях новой образовательной политики вариативности дошкольного образования, к настоящему времени разработаны отечественные программы и педагогические технологии нового поколения. Программы предусматривают разные подходы к организации целостного педагогического процесса в ДОУ. Существующие программы можно разделить на комплексные и парциальные программы.
Комплексные программы – включают все основные направления развития ребёнка. В них предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребёнка: умственное, физическое, социальное, познавательное, речевое и эстетическое.
Парциальные (специализированные, локальные) программы – включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. Парциальные программы имеют определённую приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую и предназначены для реализации отдельных задач.
Поскольку тема нашего исследования связана с формированием готовности будущего педагога дошкольного образования к осуществлению воспитания детей с использованием русской народной педагогики рассмотрим и проанализируем несколько основных программ, направленных на приобщение детей к народной культуре.
Программа эстетического воспитания детей «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б. Зацепиной, исправленная и дополненная в 2002 г. В названии программы заключена её направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребёнок приобщается к народной культуре, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Всё это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через своё творчество. Таким образом, основная цель данной программы – осуществление целенаправленного эстетического воспитания в контексте народной культуры, которое обеспечивает полноценное психическое разви-тие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение её в разнообразной художественной и творческой деятельности. Авторы подчёркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода, преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего дошкольного возраста».
К программам социально-нравственного развития относятся следующие программы:
а) «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой. Основная цель программы – формирование у детей дошкольного возраста базиса народной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью род-ного народа. Его характером, присущими ему традициями, нравственными ценностями, особенностями культуры. Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам народного искусства: от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа состоит из трёх частей. В первой части содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приёмы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах и поговорках.
б) «Развитие у детей представлений об истории и народной культуре». Авторы: Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. Цель программы – формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четы-рёх разделов: 1) Первобытные люди. 2) Чудеса древнего мира. 3) Путешествие со сказкой. 4) Прежде и теперь.
Содержание занятий по каждому перечисленному разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое включает иллюстрации, игры и несложные задания. Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в различные исторические эпохи, даёт элементарные представления о техническом прогрессе.
в) «Наследие». Авторы: М.М.Новицкая, Е.В.Соловьёва. Цель программы – введение ребёнка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связывающим звеном между людьми. Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определённые задачи: круг событий, семейный круг, круг чтения.
Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, предложены сценарии народных праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражён ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Ошибкой авторов является применение понятия «православие» к христианству, что в свою очередь приводит к смешению народных и христианских праздников. Через календарные даты дети приобщаются к народным традициям, историческим событиям родной страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.
г) «Оберег». Автор Е.Г.Боронина. Цель программы – комплексное изучение фольклора в дошкольном учреждении с учётом ознакомления с музыкальным на-родным творчеством. Содержание программы раскрывается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы:
- народный календарь, обычаи и обряды;
- быт и уклад жизни;
- жанры литературного фольклора.
Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр. Данная программа в настоящее время очень активно используется многими ДОУ, и различными коллективами и кружками дополнительного образования.
д) «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура». Автор Д.А. Рытов.
Цель программы – воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры. Знакомство с историей музыкальных традиций своего народа, ансамблевое музицирование на народных и специально разработанных экспериментальных инструментах, погружение в мир народных обычаев, обрядов и праздников – всё это способствует формированию творчески богатой, художественно одарённой культурной личности.
Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, включает 6 ступеней и рассчитана на 6-летний период обучения. Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования народного музыкального инструментария в русской культуре – обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов как произведений русского прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей. Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных тради-циях обучения игры на народных инструментах, приготовления народных музыкальных инструментов и применения их в исполнительской практике, организации эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности детей.
Таким образом, краткий анализ существующих на сегодняшний день программ, имеющих отношение к приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре, с использованием основ народной педагогики показал, что можно ис-пользовать существующие программы. Но необходимо чтобы студенты в ходе теоретической подготовки в вузе изучали их содержание, а в ходе существующих педагогических практик активно использовали полученные знания для приобретения навыков и умений использования народной педагогики в процессе обучения и воспитания дошкольников.
К настоящему времени полностью доказанным и научно обоснованным является тот факт, что одним из наиболее существенных недостатков, которые обуславливают низкую продуктивность традиционной образовательной системы, является дезинтеграция её элементов. Процесс дезинтеграции можно проследить как по горизонтали, что отражает основные принципы формирования содержания учебных курсов, так и по вертикали, что фиксирует связь элементов системы профессиональной подготовки специалиста, например, учебных дисциплин и их ориентирован-ность на логику профессионального становления будущего специалиста в рамках высшего образования. Как показывает опыт практической работы и теоретических исследований, профессиональная подготовка педагога дошкольного образования будет продуктивной лишь только тогда, когда она будет сформирована как реальная система (пока что мы её большей мерой декларируем), все компоненты которой будут максимально интегрированы в единое целое и ориентированы на реализацию базовых профессионально значимых целей. А это значит, что каждый учебный предмет должен формировать свою содержательную и процессуальную основу с учётом профессиональной специализации обучения. Интеграция должна осуществляться как на содержательном, так и процессуально-деятельностном поле и в её основе должна быть высокая воспитательная цель – формировать личность студента, способного к самореализации в процессе профессионального становления. В предложенной модели основные интеграционные процессы направлены на формирование целостного образовательного пространства и реализуется на двух уровнях:
1) Интеграция содержания учебных дисциплин, которая осуществляется, прежде всего, по целевым направлениям (формирование образа будущей профессии и отношения к ней; формирование профессионального мировоззрения и мышления, опирающихся на знание традиционной народной общей и педагогической культуры; собственного стиля профессиональной деятельности будущего педагога);
2) Интеграция в процессуальном аспекте, что предполагает формирование единой для всех учебных дисциплин концепции образовательной деятельности. Обучение трактуется как целостный процесс, который функционирует по единым законам с поддержанием единых выбранных для всех принципов. Они диктуются не каждым преподавателем, в зависимости от его характера и пристрастий, а логикой учебного процесса и базовыми критериями его продуктивности. К примеру, значимым показателем такого процесса будет психологическая атмосфера учебного занятия. Её признаки: интенсивная, напряжённая, интеллектуальная работа студентов; согласованное взаимодействие и творческое сотрудничество; корректность в межличностных отношениях, педагогический такт, взаимоуважение; ощущение психологического комфорта, свободы, защищённости каждого участника педагогического процесса.
Именно такая атмосфера выступает ключевым признаком учебной деятельности, в структуре которой будут иметь место процессы личностного и профессионального самосозидания. Лишь с таким условием эти процессы можно будет соответственно направлять, корректировать, обеспечить им профессионально целенаправленное управление. В противоположном случае имеем зависимость другого качества: не от личностных способностей и собственного потенциала, а от особенностей преподавателя и «магической» силы оценки. Это разрушает основу саморазвития личности, формируя другой тип человека, способного лишь приспосабливаться, бездумно копировать, работать по сложившимся стереотипам и стандартам. Исходя из вышеназванных противоречий ныне существующей системы профессиональной подготовки педагогов, анализа сущности педагогической деятельности и логики овладения профессиею, считаем, что смысловая, содержательная, методическая пе-рестройка системы профессиональной подготовки педагога должна осуществляться на основе следующих принципов:
- принцип интеграции всех субъектов профессиональной подготовки педагога и подчинения их основным целям формирования личности педагога и его профессиональной деятельности;
- принцип поэтапной реализации подготовки педагога через выделение системообразующих блоков профессионально значимых знаний, умений, личностных качеств и структурирования их на основе логики формирования профессиональной деятельности;
- принцип обеспечения субъектной позиции студента в структуре его профессионального становления на основе:
а) максимального осознания студентом сущности процесса его профессионального становления; содержания, логики, реального видения конечных результатов подготовки, что полной мерой выражают уровень компетентности педагога в его профессиональной деятельности;
б) активизации процессов профессионального и личностного самопознания, самоопределения, саморазвития, формирования самостоятельной познавательной деятельности.
Мы считаем, что начинать можно с реализации принципа интеграции всех учебных дисциплин, которые изучаются студентом и формированием такого целостного учебного пространства, которое подчинено комплексу профессионально значи-мых целей, а также выделения чёткой логики процесса овладения профессиею. В настоящее время все учебные дисциплины структурируются и функционируют в системе профессиональной подготовки студентов практически автономно. Объясняется это, прежде всего тем, что ведётся относительно самостоятельное программирование логики овладения каждой учебной дисциплины. Фактически стопроцентный вариант логики развития науки или система её приобретений приспосабливается к возможностям овладения ими соответствующей категорией студентов в указанных учебных ситуациях. Возьмём для примера профессиональную подготовку будущего педагога. Если идёт речь о подготовке будущего педагога ДОУ, то психология, педагогика, философия и другие непрофильные дисциплины должны максимально отражать суть профессии, учитывать специфику подготовки к ней: не психология вообще, а психология педагога ДОУ. То есть специалиста, который должен понимать психологию приобщения ребёнка к жизни в социуме, психологические механизмы формирования речи, трактуя их не просто как способ общения, а как значимую составную часть интеллектуальной, духовной культуры личности. Также важной является и обратная связь изучения литературы, ориентированной на педагогическую профессию, которая имеет свою специфику. В данном случае произведение устного народного творчества выступает не как самоцель, а как способ, что имеет свою направленность на реализацию как жизнетворческих функций вообще, так и профессиональных в частности (профессия как значимая часть жизни). Кроме того устное народное творчество имеет психологический, педагогический потенциал, который трудно переоценить. Конечно, сложной задачей является научить студента его видеть и правильно с ним работать. Следует постоянно помнить, что изучая устное народное творчество, студент не только сам учится вникать в суть народных памятников, а и одновременно должен проектировать себя на перспективу, думая как этому сложному искусству можно научить другого человека. И это не является целью, что должна быть дополнительно реализована, это должно составлять содержательную и технологическую основу работы над произведением народного творчества. Учебные дисциплины и будут функционировать как автономные единицы, предлагая студенту свою «порцию» знаний, до тех пор, пока поиск путей оптимизации профессиональной подготовки не будет вестись в направлении обеспечения реальных интегративных связей в рамках системы, в основе которой лежит логика овладения профессией.
Целостность подхода к подготовке педагогов дошкольных учреждений опре-деляется в настоящее время целевой направленностью сформированной си-стемы учебно-воспитательного процесса в вузе. Гибкость этой системы сегодня определяется требованиями общества, обновлением деятельности вуза и дошкольных учреждений. Подготовка будущего педагога дошкольного образования к осуществлению воспитания детей с использованием русской народной педагогики для работы в дошкольных учреждениях в условиях высшей школы должна быть организованным, мотивационно - управляемым процессом [4, с.13], включающим в себя:
- научно обоснованный отбор и использование содержания, форм и методов обучения, которые на данном этапе развития личности будут наиболее эффективными и приведут к росту общего уровня их подготовленности;
- проектирование определенной совокупности профессионально значимых качеств личности, соответствующих целям и задачам педагогической подготовки, обеспечение их целенаправленного формирования;
- создание условий для самоопределения личности студента, как носителя определенной национальной культуры, как гражданина своего Отечества, как патриота «малой Родины» - использование федерального, регионального и вузовского компонентов как взаимодополняющих, а не противостоящих друг другу.
Подготовка студентов к использованию народной педагогики в работе ДОУ является многогранным и деликатным процессом. Она не может осуществляться отдельными курсами или мероприятиями. Необходима особая система. Практика свидетельствует, что во многих вузах пока отсутствует система такой подготовки, а кое-где она сложилась на чисто эмпирической основе, без полного научного обоснования. Это связано с синкретизмом педагогической культуры народа, изучение которой требует активного использования и модификации исследовательских методов смежных наук, а также накопленной ими информации. Поэтому, говоря о вузовском компоненте в подготовке студентов к использованию народной педагогики в работе в ДОУ, следует обязательно учитывать дисциплины обязательной предметной и общекультурной подготовки по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Включение в систему подготовки федерального, регионального и вузовского компонентов, путём установления в содержании образования их количественного соотношения простым арифметическим балансом невозможно. Они требуют, на наш взгляд, не только всестороннего осмысления, но и объединения творческих усилий самих студентов. Студенты, приходя в педагогический вуз, несут в себе определённую народную педагогическую культуру, наследие, которое они получили от своих семей, будучи с младенчества включёнными в педагогическую культуру рода. Более того, студенты приобретают свой личный педагогический опыт, с раннего возраста включаясь в педагогическое взаимодействие с родителями, другими детьми. Вместе с тем студенты с начала обучения в вузе соединяют предыдущий педагогический опыт со вновь приобретаемым опытом.
Творческое осмысление будущими педагогами дошкольных учреждений своего места в системе образования поможет сбалансировать все три компонента в целостном мотивационно-управляемом процессе.
Мотивационный подход сориентирован в первую очередь на формирование отношений каждого участника процесса к своей будущей деятельности, к самому себе, т.е. «обращён к социально-психологическому состоянию исполнителей» [5, с.13]. И только в результате творческого анализа выявляются показания к изменению этого баланса компонентов (например, возрастание федерального компонента над региональным или наоборот). Представления человека о самом себе (Я-концепция) не являются статичными, раз и навсегда данными человеку, а являются динамичными психологическими образованиями. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Большое влияние на формирование Я-концепции человека оказывает среда, место, где он вырос, страна проживания. И при определенных условиях самооценка студента может быть изменена (6, с.298), если мнение других людей кажется ему более значимым, предпочтительным. Например, мнение педагога, который также является носителем не только профессиональных знаний, но и определенной педагогической культуры. В этом случае именно вузовский компонент окажется ведущим элементом системы подготовки. Все компоненты этой системы определенным образом взаимодействуют. Они существуют не изолированно, не сами по себе, а в определенной связи. Эффективность системы зависит от взаимодействия составляющих ее компонентов. И для выявления основных направлений системы этнопедагогической подготовки кадров дошкольных учреждений возникает необходимость определить не столько сами компоненты, сколько характер их взаимосвязи.
В теоретическом обосновании системы педагогической подготовки и принципов её организации мы учитываем специфику самого учебного процесса. Традиционно педагогический процесс понимается как специально организованное, целенаправленное, планомерное и всестороннее воздействие на студента с целью формирования личности с заданными свойствами. Но наш взгляд, такое толкование сущности педагогического процесса отождествляет его с деятельностью педагога, лишая возможности увидеть механизм приобретения личностью значимых вариативных характеристик. Мы разделяем позицию тех педагогов, которые рассматри-вали педагогический процесс как процесс двухсторонний, как совместную деятель-ность педагогов и воспитанников, направленную на достижение определенной цели. Можно предположить, что педагогический процесс, включает в себя взаимосвязанную цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых стро-ится с учетом результативности предыдущей.
Эффективность подготовки студентов к использованию народной педагогики в работе в ДОУ зависит от содержания, соответствия средств и целей, их согласованности, систематичности их влияния, четкости и последовательности требований, которые предъявляются к будущему специалисту в области дошкольного образования. Это ориентация на национальное самосознание, осмысление места и роли родного языка, познание народных традиций, обычаев, истории этносов, как субъектов Российской Федерации. Всё это действует на студента не непосредственно, а преломляясь через его отношение к требованиям, его активность, которая связана с реально действующими в его жизни побуждениями, его Я-концепцией. Качества патриота, гражданина своей страны, гуманиста, человека с национальной гордостью у студента не просто появляются извне, а вырабатываются в процессе жизни и педагогической деятельности в вузе, направляемой педагогом. Только в процессе творческого мышления осуществляется внутренний диалог, и какие бы исторические, культурные реальности (устойчивые тенденции мышления) ни стояли за ним в ходе их интериоризации, первоначальные, формальные ходы доказательства должны измениться, преобразоваться [7, с.56]. Выходя на практику, студенты должны закреплять свои образовавшиеся представления, апробируя их в де-ятельности. Для М.М. Бахтина, размышлявшего об укоренённости человека в бытии, единственным предметом, доказывающим, как он говорил, его «не - алиби в бытии», является поступок. «Ответственность поступка - это то, что не может быть сформировано только на теоретических занятиях. Только практика может привести к ее развитию» [8, с. 271]. Поступок должен обладать определенным содержанием, некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностъю (сориентированностью на не-которые ценности), ответственностью, единственностью и событийностью.
Народная педагогика в отличие от научной педагогики, обращает внимание не столько на эффективное воспроизводство развитых личностей в их традиционных физических, психических, социокультурных и интеллектуальных качествах, сколько на формирование общества и человека в их прогностически новых социокачествах, в опережающем время человеческом развитии. «Образование из способа просвещения индивида, - отмечает В. Шадриков [9, с.4], - должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем. В рамках этой трактовки представляется вполне разрешимой дилемма универсального, общецивилизованного и самобытного, национально-культурного, их сочетание в деятельности школы, в живой педагогической практике».
Подготовка студентов к использованию народной педагогики в работе в ДОУ являет собой процесс, направленный на формирование целостной личности, всесторонне развитой и планетарно значимой. Важно, чтобы народное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как главное связующее звено федерального, регионального и вузовского компонентов.
Проведённый анализ подготовки педагогических кадров к использованию методов и средств народной педагогической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста свидетельствует о разрозненности подходов к подготовке, чем обусловливается стихийность, декоративность и декларативность в обращении к народной педагогике.
Народная педагогика в рамках профессионального образования выступает как связывающее звено между педагогической культурой народа и подготовкой спе-циалиста, способного компенсировать разрыв между научной и народной педагогикой. Такая подготовка может осуществляться на основе взаимодополнительности федерального, регионального и вузовского компонентов.
Подготовка студентов к использованию народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста является фундаментом профессионального образования по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Именно народная педагогика, активно внедряемая в систему современного образования способна обеспечить будущему педагогу дошкольного образования возможность понять другого во всём его национальном своеобразии. Позволяет сделать вывод: прежде чем индивид сопоставит себя с общемировой культурой и узнает «язык» другой культуры, необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой. То есть в огромном поле культур человек должен выбрать своё как можно раньше, соотнести себя с определенной общностью и культурой.

Ссылки на источники:
1. Матиас В.И. Специфика этнического компонента системы образования в России/Образование и взаимодействие культур. Сборник научных трудов. Отв. Ред. Н.А.Матвеева, В.И.Матиас – Барнаул: Изд. БГПУ, 1999. – 144 с.
2. Концепция прогноза развития образования до 2015 г //Народное образование. – 1993. №1. – С.17-27.
3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика: её воспитательные возможности в современных условиях//Преподаватель выпуск 1 (8): Москва, 1999. – С.15-18.
4. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления. Учебное пособие. – Барнаул: Изд. БГПУ. – 1999. – С.158.
5. Там же, с.13.
6. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. – М., КСП+, 1997. – 720 с.
7. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. – М., Изд. Прогресс, Гнозис. 1991. -176с.
8. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М., Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -608с.
9. Шадриков В. Образовательная политика от конфликта к контакту//Учительская газета. – 1991. №8. С.4.