Полный текст статьи
Печать
Информационная грамотность в конкретных научных дисциплинах предполагает определение информационных потребностей в контексте рассматриваемой дисциплины, нахождение и оценку различных данных, материалов и информации, необходимых для проведения исследования по избранной тематике, синтез информации в целях выполнения поставленных задач, приращение знания и участие в дискурсе данной научной дисциплины [1].
Подобно другим общественным наукам, антропология и социология предъявляют исследователю собственные требования, диктуемые их научной спецификой. Например, когда исследователь изучает антропологические аспекты иных культур, невозможно обойтись без обращения к этнографическому контексту. В равной мере, при изучении таких социологических проблем, как иммиграция либо неравенство, невозможно обойтись без обращения к теоретическим и эмпирическим данным, а для интерпретации подобных данных необходимы конкретные навыки. При проведении полевого исследования, при выполнении вторичного анализа данных, адекватное понимание и точное описание невозможны без обращения к конкретным методикам оценки [2].
Требования к информационной грамотности вкупе с исчерпывающим набором компетенций сформулированы Ассоциацией колледжей и научных библиотек США (Association of College and Research Libraries – ACRL). На их основе секцией ACRL по антропологии и социологии (Anthropology and Sociology Section – ANSS) выработаны индикаторы сформированности информационной грамотности у учащихся высших учебных заведений [3]. Они ориентированы на методологию и инструментарий исследовательского процесса в культурной антропологии, биологической антропологии, лингвистической антропологии, археологии, социологии, криминологии и демографии.
Выработанные ANSS стандарты формулируют критерии эффективного выполнения студентами научных исследований в перечисленных выше областях, проявляющиеся в демонстрации студентами своей информационной грамотности. Стандарты информационной грамотности от ANSS охватывают три общих направления:
• взаимодействие профессорско-преподавательских и библиотечных работников по развитию исследовательской критичности студентов и по включению результатов студенческих научных исследований в читаемые курсы;
• оказание помощи библиотечным работникам по формированию содержания изучаемого студентами материала и планированию мероприятий, направленных на развитие у студентов информационной грамотности в областях антропологии и социологии;
• создание возможностей для оценки навыков информационной грамотности студентов, изучающих антропологию и социологию через обеспечение доступа к стандартам и компетенциям.
Стандарты и компетенции формулируются в направлении от базовых к более сложным. Каждый из четырёх основных стандартов включает этические компоненты научно-исследовательской деятельности. Благодаря такому подходу, этические требования контекстуально увязываются с теоретическими знаниями и практическими умениями. Применительно к таким исследовательским методам, как включённое наблюдение, интервью и визуальная антропология, этические требования играют решающую роль уже до начала собственно исследования и сохраняют свою значимость на этапе обобщения полученных данных [4].

Стандарт 1 – знание о том, какая информация требуется.
Что должен уметь студент:
1. Сформулировать решение о том, какая именно информация требуется.
Компетенции:
а. Исходя из существующих исследовательских вопросов в социологии и антропологии, студент должен сформулировать и определить практически осуществимую тему своего исследования, используя специфические для этих дисциплин терминологию, методы исследования и дисциплинарный контекст.
б. Прочитать основную теоретическую литературу по антропологии и социологии с целью расширить своё знакомство с изучаемой проблематикой.
в. Определить и перечислить основные понятия, термины, теории, культурные группы, регионы и названия, имеющие отношение к исследуемой тематике с целью сбора информации о них.
г. После прочтения литературы по теме, начав проводить исследование, студент должен пересмотреть степень своей потребности в дополнительной информации по изучаемому вопросу.
2. Выбрать наиболее адекватные методы изучения избранной проблемы.
Компетенции:
а. Дать оценку применимости качественных и количественных антропологических и социологических методов исследования к выполнению заявленного проекта исходя из информационной потребности в данных.
Этические, социокультурные и правовые компетенции:
б. Выразить своё отношение и продемонстрировать понимание институциальной политики в отношении проведения исследования с участием людей в качестве испытуемых, включая требование информированного согласия.
в. Знать определение и выразить своё отношение к таким этическим вопросам, как тайна частной жизни, конфиденциальность и т. п. в соответствии с этическими кодексами Американской антропологической ассоциации и Американской социологической ассоциации.
3. Знать о том, что антропологическая и социологическая информация может иметь многообразные источники и формы.
Компетенции:
а. Знать о том, какими формальными и неформальными образами продуцируется и распространяется информация в антропологии и социологии: данные переписей, полевые записи, артефакты, базы данных, материалы конференций, научные веб-сайты, реферируемые научные журналы и т. п.
б. Учитывать то, что форма организации антропологических и социологических знаний способна влиять на их доступность и оценку: научные журналы, общедоступные средства массовой информации, научные конференции, музеи, базы данных научных статей, архивные базы данных и т. п.
в. Различать первичные и вторичные источники в антропологии и в социологии, знать о преимуществах каждого типа источников: первичные источники – полевые записи, вторичные источники – библиографические списки к научным публикациям.
г. Понимать, что имеющаяся информация может в сочетании с собственными идеями, эмпирическими данными и результатами анализа продуцировать новую информацию об обществе, о социальных явлениях, об аспектах культуры, о социальных теориях.
4. Принимать в расчёт издержки и преимущества, связанные с добыванием необходимой информации.
Компетенции:
а. Установить наличие необходимой информации и расширить границы информационного поиска за пределы локальных ресурсов с целью получения таких данных, которые отсутствуют в библиотеке вуза, в вузовских архивах и в интернете. Например, обратиться в межбиблиотечный абонемент, сделать запросы за рубеж и получить необходимые графические, видео, аудио и текстовые ресурсы.
б. Составить реалистичный план и график получения необходимой информации, проведения полевой работы, анализа данных, приобретения необходимых навыков.
Этические, социокультурные и правовые компетенции:
в. Определить и обсудить вопросы, связанные со свободным/платным доступом к информации, обращая внимание на неравные возможности доступа к информации на родине и за рубежом.

Стандарт 2 – эффективный, квалифицированный и этичный доступ к необходимой информации.
Что должен уметь студент:
1. Выбирать наиболее адекватные информационные источники и базы данных.
Компетенции:
а. Поиск и отбор необходимой информации по базам научных статей, библиотечным каталогам и иным источникам, наиболее адекватным проводимому исследованию.
б. Уметь различать базы данных, в которых осуществляется современное индексирование научных журналов, книжных глав, диссертаций и материалов конференций по антропологии и социологии; электронные базы данных, содержащие тексты журнальных публикаций по различным научным дисциплинам, с ограниченным объёмом информации по антропологии и социологии; системы лицензирования баз данных либо журнальных публикаций. Уметь находить доступ к научным материалам, опубликованным нетрадиционным образом.
в. Понимать, когда поиск по базам данных интернета будет адекватным. Дифференцированно относиться к источникам информации, выявляемым при помощи поисковых устройств.
Этические, социокультурные и правовые компетенции:
г. Знать и соблюдать требования законодательства и вуза о доступе к информационным ресурсам, о хранении и распространении текстов, данных, графических образов, полевых записей, визуальных и аудио материалов.
2. Разрабатывать, применять и совершенствовать поисковые стратегии, основанные на применении многообразных методов нахождения информации.
Компетенции:
а. Использовать адекватную социологическую и антропологическую терминологию при поиске по базам данных, уметь оперировать ключевыми словами, синонимами и собственными индексирующими терминами баз данных.
б. Разрабатывать и эффективно осуществлять стратегии поиска во множестве баз данных с применением передовых функций, таких как усечённый поиск, поиск по сходству и т. п., уточнять поисковые запросы по мере выполнения исследования в целях получения дополнительной информации.
в. В качестве составной части плана исследования, искать и находить монографии, научные журналы и иные источники, адекватные введённому запросу, в том числе опросы, интервью, тексты обсуждений на форумах, в мультимедийных источниках, у компетентных специалистов в библиотеке, на факультете, в научном сообществе,
3. Отслеживать информацию и её источники.
Компетенции:
а. Точно приводить цитаты и библиографические списки, соблюдая стиль документации, принятый Американской социологической ассоциацией, Американской антропологической ассоциацией, Американской психологической ассоциацией.
б. Систематически фиксировать всю информацию, которая потребуется для цитирования в будущем.
Этические, социокультурные и правовые компетенции:
в. Знать о том, когда цитирование источника необходимо ради соблюдения авторских прав на интеллектуальную собственность, и точно указывать, где приведены процитированные слова и мысли.

Стандарт 3 – критическая оценка информации и её источников; включение отобранной информации в базу знания и в оценочную систему.
Что должен уметь студент:
1. Обобщать основные идеи, подлежащие извлечению из собранной информации, и синтезировать основные идеи, с целью конструирования новых концепций.
Компетенции:
а. Выбирать главные идеи из текстов (монографий, научных статей, интервью), переформулировать своими словами на научном языке, подбирать подходящий для цитирования вербальный материал.
б. Выявлять взаимосвязи между понятиями, социальными теориями, полевыми наблюдениями и иными данными, составлять из них потенциально полезные первичные утверждения и находить для них подтверждения.
в. Применять технологические методы изучения взаимосвязей между идеями и иными явлениями, например, аудио и видео оборудование, пакеты статистик и программ.
2. Применять адекватные критерии оценки информации и её источников.
Компетенции:
а. Исследовать и сравнивать информацию, полученную из различных источников, с целью определения её надёжности, валидности, точности, авторитетности, своевременности, точки зрения.
б. Понимать, что большой количественный объём информации, представленный в поисковых базах данных, ничего не говорит о её качестве, что адекватность источников информации для исследовательского проекта требует оценки.
в. Находить различные точки зрения в альтернативных базах данных, монографиях, статьях, всегда оценивая источник информации и аргументации, и принимать решение о включении изложенных взглядов в собственное исследование либо отклонении их.
г. Анализировать структуру и логику аргументации и методологии в контексте антропологии либо социологии, понимать, в чём состоит валидное подтверждение, анализировать обоснованность выводов, выявлять предубеждённость, обман и манипуляции.
д. Понимать влияние культурных, физических и иных контекстов на создание, доступность и интерпретацию информации. Например, обладал ли исследователь полным доступом к государственным источникам информации, к исследуемой популяции, подвергался ли цензуре либо культурно предписанным ограничениям на сбор информации, по чьему заказу проводилось исследование, какие данные либо точки зрения пропущены при анализе.
Этические, социокультурные и правовые компетенции:
е. Понимать и обсуждать вопросы, связанные с цензурой и свободой слова на родине и в исследуемых странах.
ж. Понимать и обсуждать вопросы, связанные с тайной частной жизни и информационной безопасностью. Например, в каких случаях полевые исследования влекут судебное преследование, либо государственные органы могут затребовать первичные исследовательские данные.
з. Понимать и обсуждать вопросы, связанные с социальными следствиями применения новых форматов информационных технологий. Например, проблемы неравного доступа к информации, образования интернет-сообществ, интернета как инструмента этнографии.
3. Сравнивать новое знание с прежним знанием с целью определения сделанного вклада, выявления противоречий, определения иных информационных характеристик, принимать меры к примирению противоречий.
Компетенции:
а. Регистрировать процесс поиска информации с целью объяснения и оценки проведённого исследования.
б. Определять, удовлетворяет ли собранная информация исследовательские потребности, отбирать информацию, подтверждающую исследовательскую проблематику, интегрировать новую информацию, делать выводы на основе собранной информации.
в. Запрашивать мнение экспертов в формате интервью, по электронной почте и т. п. у сотрудников факультетов антропологии и социологии, у практических работников и специалистов в изучаемой области с целью получения подтверждений существенности и интерпретации полученной информации.
г. При необходимости переформулировать первоначальный поисковый запрос, исходя из полученных данных, расширять стратегии поиска с целью привлечения более широких понятий либо расширения синтеза идей, включая языкознание, педагогику, политологию, географию, этнографию, психологию, биологию.

Стандарт 4 – эффективное и этичное использование информации ради достижения конкретной цели.
Что должен уметь студент:
1. Применять новую информацию и результаты исследования к планированию, разработке и пересмотру конкретного проекта, публикации либо презентации.
Компетенции:
а. Организовать и объединить содержание, цитаты и пересказ таким образом, который соответствует поставленной цели и формату конечного продукта либо презентации. Например, подготовить аннотацию, устный доклад, графики, видео с применением программного обеспечения презентаций, уметь представлять цифровые данные и визуальные образы.
б. Докладывать об успехах, неудачах и альтернативных стратегиях прежних исследований, с целью интегрирования в своей презентации существующей и новой информации. Использовать звуковые и изобразительные файлы для повышения воспринимаемости презентации.
Этические, социокультурные и правовые компетенции:
в. Демонстрировать понимание того, что такое плагиат, не выдавать чужую работу за свою.
г. Представить участников исследовательского проекта в соответствии с личным вкладом каждого.
2. Эффективно для аудитории доложить проект, публикацию либо презентацию.
Компетенции:
а. Выбрать такие средства, форматы и стили подачи информации, которые наилучшим образом соответствуют конечному продукту либо презентации в конкретной аудитории. Например, объединить карты, фотографии артефактов и тексты полевых дневников в пакете PowerPoint.
б. Использовать в презентации исследовательского проекта различные форматы и технологии, объединяя принципы дизайна и коммуникации.
Этические, социокультурные и правовые компетенции:
в. Демонстрировать понимание того, что представляют собой интеллектуальная собственность, авторское право и честное использование лицензионных материалов. Получить необходимые разрешения от владельцев авторских прав.
г. Делиться исследовательской продукцией, соблюдая этические принципы, установленные Американской антропологической ассоциацией и Американской социологической ассоциацией.
 
Ссылки на источники
1. Burawoy M. Combat in the Dissertation Zone // American Sociologist, 2005. No. 2 (36). P. 43 – 56.
2. Owusu-Ansah E. K. Information Literacy and Higher Education: Placing the Academic Library in the Center of a Comprehensive Solution // Journal of Academic Librarianship, 2004. No. 1 (30). P. 3 – 16.
3. Association of College and Research Libraries. Information Literacy Competency Standards for Higher Education. (2003 г.). – URL: http://www.ala.org/ala/acrl/acrlstandards/informationliteracycompetency.htm.
4. Grauerholz L., Bouma-Holtrop S. Exploring Critical Sociological Thinking // Teaching Sociology, 2003. No. 4 (31). P. 485 – 496.