Полный текст статьи
Печать
Термин «электронное обучение» появился в России сравнительно недавно. Он объединяет  ряд инноваций в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивные мультимедиа, обучение на основе веб-технологий, он-лайн обучение, и т.п. Постепенно этот термин вытесняет широко известный и модный ныне термин «дистанционное обучение». Связано это с применением ИКТ в современных системах ДО и с широким внедрением этих технологий в традиционных школах. Таким образом, стираются грани между обучением на расстоянии и непосредственно внутри образовательного учреждения. Эту интеграцию дистанционной и традиционной организации учебного процесса на основе ИКТ и отражает термин «электронное обучение». [3]
Развитие современной системы образования в России, Германии, Австрии и других странах обуславливается влиянием и внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности учебных заведений и во многом обязано появлению свободного доступа к  интернет технологиям. Эти процессы предопределяют значительные изменения в традиционных подходах к образовательному процессу. В условиях модернизации образования в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды» особое внимание уделяется развитию дистанционного образования в России. [4]
Данная программа обязывает к подготовке в сжатые сроки без отрыва от работы большого числа специалистов новых специальностей. Пространственные масштабы России и многочисленность обучающихся делают невозможным образование лишь на основе непрерывного личного общения.
Низкая платежеспособность населения, отсутствие средств на подготовку и содержание преподавателей и учебных заведений приводят к необходимости развития системы дистанционного образования.
Современные ИКТ открывают учащимся и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, проявления и выявления своих способностей, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Эволюция технических средств компьютерных телекоммуникаций, глобальных компьютерных сетей и новых информационных технологий ведут к ускоренному развитию системы дистанционного образования, функционирующем в едином образовательном пространстве. 
Итак, существует ряд объективных социально-экономических предпосылок такого динамического развития дистанционного образования:
- наличие современной технической базы;
-низкая стоимость образования;
-рост численности обучаемых;
-рост потребности в образовании;
-рост численности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку с использованием нетрадиционных образовательных технологий . [5]
В последние годы значительное развитие не только в России приобрела идея технологизации и информатизации как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом.
В современной педагогике с информатизацией образования связывают реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения. А также возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ.
Решающую роль в развитии электронного обучения, конечно, сыграл Интернет. Электронное обучение дает образовательным учреждениям возможность повысить продуктивность, снизить уровень затрат, связанных с проведением  занятий, улучшить процесс обмена знаниями и довести до минимума расходы на обучение.
Применение электронных технологий обучения позволит:
· расширить спектр образовательных услуг высокого качества предоставляемых учреждением и обеспечить его постоянство с момента планирования учебного курса до его завершения;
· повысить результативность   экзаменов;
· повысить привлекательность изучаемого материала за счет улучшения условий получения образования;
· расширить возможности профессионального роста и повышения квалификации педагогов ;
· предоставить педагогам  больший простор для изучения опыта коллег и прохождения переподготовки;
· снизить учебную нагрузку ;
· обеспечить более эффективное и своевременное обновление и распространение обучающих ресурсов, а также увеличить их доступность;
· обеспечить непрерывность обучения студентов за счет снятия пространственных и временных ограничений;
· обеспечить персональный график работы учеников и перечень учебных курсов с учетом их интересов в рамках образовательного стандарта;
· проводить промежуточную и итоговую аттестацию в форме тестирования;
· повысить эффективность обратной связи для педагогов и учеников и т.д. [1]
В сложившихся условиях одним из направлений совершенствования дистанционного образования становится его стандартизация, призванная в обязательном порядке обеспечить унифицированный общегосударственный уровень требований к подготовке специалистов. Это обусловлено, во-первых, задачами формирования и сохранения в стране единого образовательного пространства; во-вторых, необходимостью вхождения России в международное образовательное сообщество.
В месте с тем, в научно-методической, историко-педагогической литературе недостаточно уделено внимание освещению вопросов, связанных с приведением методической системы дистанционного образования на дидактическом и методическом уровнях к более адекватному соотношению с основными закономерностями процесса образования, то есть возврату педагогике ее инструментальных основ.
Можно выделить следующие противоречия в существующей системе образования:
между внедрением в педагогическую практику образовательных учреждений ДО и недостаточной разработанностью теоретических основ; 
 между процессами стандартизации, технологизации и информатизации в современном образовании и современным состоянием процесса проектирования педагогической системы дистанционного образования;
между потребностью модернизации методической системы дистанционного образования и консерватизмом современного педагогического сознания;
между востребованностью в разработке инструментальной модели дистанционного образования и отсутствием практического её воплощения. [3]
Данными проблемами заинтересовались студенты 2 курса исторического факультета Армавирской государственной педагогической академии. Возможность исследовать эти вопросы появилась, когда они были направлены на практику в общеобразовательные школы города Армавира. АГПА ежегодно направляются в школы города на педагогическую практику студентов разных курсов и факультетов. Это способствует более глубокому освоению учебных дисциплин по специальности, повышению педагогического мастерства будущих учителей, овладению новыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями. А также развитию критического мышления.
В частности с проблемой реализации электронного обучения в общеобразовательных учреждениях города будущие педагоги знакомы «не понаслышке». Во многом образовательные учреждения города Армавира и других населенных пунктов Краснодарского края  технически неплохо оснащены.  Почти во всех классах есть различные ТСО, компьютеры (даже с возможностью выхода в систему Интернет) электронные доски и мультимедиа проекторы. В условиях массовой школы это создает потенциальные возможности решить проблему индивидуализации обучения. Появляется возможность реализовать основные требования теории усвоения, предоставляя каждому учащемуся информацию в том виде, который соответствует текущему этапу усвоения. Благодаря совмещению дидактических функций информирования и отработки, устраняется разрыв между теоретически возможным уяснением учебного материала и ее действительным усвоением.
Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные. Компьютерные обучающие программы помогают учащихся глубже и быстрее усвоить учебный материал, а учитель получает возможность более оперативно контролировать успеваемость и степень усвоения материала.
Сегодня все более широкое распространение получают такие типы информационных услуг как: электронная почта, телеконференции, пересылка данных, гипертекстовые среды, ресурсы сети Интернет, видеоконференции и др.
Вместе с тем, наряду с преимуществами компьютерных технологий возникают и проблемы. Самая существенная – ограниченность ресурсов школы (особенно в использовании Интернета, качество каналов связи и др.). Не менее сложной проблемой является психологическая и педагогическая неподготовленность учительского состава.
Мы нуждаемся в современной школе, она - в современных специалистах, педагогах, способных быстро осваивать технические новшества и мотивированных на максимальное использование различных средств в учебно-воспитательном процессе. 
Данную проблему усугубляет отсутствие необходимых изменений в учебных программах, методах и дидактических приемах обучения. Методические аспекты электронного обучения отстают от развития технических средств. Большинства из них закрыты, что не позволяет преподавателям и учащимся вносить изменения и использовать какие-либо фрагменты для собственных разработок. Общей проблемой электронного обучения также является создание и эффективное использование информационно-образовательной среды на основе ИКТ, поэтому процесс его развития не прекращается и всячески модернизируется.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применение в  общеобразовательных школах электронных технологий обучения благоприятно сказывается на психолого-педагогическом аспекте образовательного процесса, в том числе способствует развитию индивидуальных ресурсов учеников и преподавателей, формирует навыки целеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и ответственность за выполняемую работу. А также снижает психологические нагрузки на учащихся и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями. Но процесс этот находится в стадии становления и требует к себе пристального внимания и дальнейшего развития.   

Ссылки на источники:
1. Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции //  Образовательные технологии и общество. – 2009 - Т. 12 - № 2
2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994
5. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. - М.: КУДИЦ-Образ, 2005
6. Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и  информационных служб / Под редакцией Мэксин Меллинг. - М.: Омега-Л, 2006
7. dslib.net  Библиотека диссертаций