Одним из условий присвоения детьми вербального опыта является речевая среда – совокупность речевых проявлений, в которых происходит развитие ребенка (Е. И. Тихеева, А. И. Максаков, Ф. А. Сохин, Т.Н.Ушакова и др.). Среди характеристик гармоничной речевой среды, наиболее значимыми нам представляются: отсутствие нарушений слуха, речи, психических заболеваний у взрослых; прочные отношения с взрослым, чутко реагирующим на потребности ребенка; отношение к ребенку как к активному участнику речевых взаимоотношений; наличие достаточных в количественном и качественном отношениях образцов речи; возможность обогащения словарного запаса за счет доступа к необходимой информации о значении слов; возможность широкого и свободного приобретения чувственного опыта как базы для овладения речью, а также предсказуемость и безопасность, дающие ребенку возможность предвидеть события и осуществлять правильный выбор.
В первые годы жизни ребенка основополагающее влияние оказывает семейная речевая среда. Семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая как фактор социализации занимает значительно более высокий ранг, чем детский сад, школа и другие социальные институты формирования личности [1].
Проблема изучения семейной речевой среды, несмотря на многовековую историю, до сих пор остается дискуссионной (Б. Прейер И.А. Сикорский, Д. Селли, У. Друммонд, А.К. Левоневский, В.А. Благовещенский, К. Бюлер, Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, Е.А. Аркин, Н.Х. Швачкин, Г.Л. Розенгард-Пупко и др.). Особое влияние семьи на становление речевой функции определяется ранним периодом воздействия семейного инпута. В работах В.М. Бехтерева, Н.Н. Ланге, П.Ф.Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского этот период называется периодом «первого детства». В современных исследованиях употребляются термины «младенчество» и «ранний возраст». Семейный инпут (совокупность воспринимаемой ребенком речи) является в этот период определяющим стимулом речевого развития. Недаром П.Ф. Лесгафтом было введено понятие «ребенок семейного возраста».
История изучения влияния матери на развитие ребенка насчитывает уже более полутора сотен лет. В 20 веке изучение нарушений развития ребенка и их связи с особенностями его взаимодействия с матерью послужило основой разработки диадического подхода, основы которого заложены в работах Р. Шпица и Г. Коблинера. В рамках этого подхода основополагающим оказывается диадное взаимодействие в системе «мать – дитя». Оно осуществляется на физиологическом и психическом уровнях, соотношение которых в онтогенезе меняется [2]. Материнская любовь обеспечивает ребенку идентификацию, базовый механизм развития личности [3, 4].
Феномен идентификации, понимаемый как присвоение человеком человеческой сущности, в вербальном контексте можно рассматривать как процесс отождествления ребенка с другим человеком, группой. Представляется возможным говорить о нескольких формах речевой идентификации. В ее интериоризированном варианте обеспечивается само «присвоение» вербального опыта, «вчувствование» в речевой образ другого. У младенца в процессе взаимодействия с матерью вырабатывается паралингвистическая знаковая система: мимика, улыбки, жесты и цепочка предречевых вокализаций. Происходит отождествление материнско-детских средств общения и достигается определенная степень взаимоидентификации [5].
В работах В.Штерна, Дж.Боулби, Р.Мухамедрахимова, М.Папаушек, М.Тревартона, Н.Л.Плешковой отмечается, что ребенок и мать биологически приспособлены для вхождения в двусторонний диалог. Мать является хорошим интерпретатором ребенка: она склонна оценивать его поведение как намеренное, еще до того, как ребенок сможет выразить желание, понятным для других способом. Способность ребенка выражать интенции при помощи жестов и слов во многом зависит от того, насколько мать была успешным интерпретатором.
Получили распространение термины «infantelicited social behaviour» («вызванное младенцем социальное поведение»), обозначающий поведение взрослого, имеющее функции, необходимые для выживания и развития младенца, «motherese», обозначающий материнскую речь и «child directed speech» – «речь, обращенная к ребенку».
Материнская речь – феномен, привлекающий к себе пристальное внимание педагогов, психологов, филологов, рассматривается в качестве главного источника информации о лингвистических характеристиках и структуре родного языка. Считается, что новорожденный младенец способен выделить обращенную к нему речь матери из фона других женских голосов с первых дней жизни, что, вероятно связано с пренатальным опытом плода [6].
Исследования материнской речи, выполненные в различных языковых средах, позволяют сделать вывод об универсальности акустических признаков материнской речи, обращенной к детям на ранних этапах онтогенеза (А.Д.Громова, Е.Е.Ляксо, L. Leonard, С.Милявски,T. Simon и др.). К специфическим характеристикам материнской речи, обращенной к ребенку, относятся: повышение частоты основного тона, удлиннение паузы между высказываниями, подкрепление позитивных вокализаций, наличие мелодически окрашенных, функциональных слова, утрированный интонационный контур, сохранение полной структуры предложения, отсутствие перестраивания на ходу, частые повторы, сопровождаемые изменением порядка компонентов. Их смысл заключается в приспособлении речи к возможностям ребенка. Содержание материнской речи касается исключительно того, что происходит «здесь и сейчас» и является предметом непосредственного восприятия ребенка. Используются вариабельные интонации и яркие фонетические контуры. Обратная связь состоит в уточнении смысла, распространении и перестраивании реплик ребенка, наличии поясняющих переспросов и новых моделей для повторения [7].
Что касается второй составляющей – особенностей материнской речи, используемой вне обращения к младенцу, то они задаются, прежде всего, лингвистическими параметрами материнского языка (А.М.Антипова, Т.М.Николаева З.А.Сахарова и др.). Несмотря на существенные различия отдельных национальных языков (отрывистость / плавность, постоянное / непостоянное ударение, характер направленности мелодических линий), существенно разнящиеся в разных языках, имеются и достаточно выраженные индивидуальные различия в речи матерей – носительниц одного и того же языка. Это различия в темпе и интонационные особенности, свойственные коммуникативному стилю матери.
Вопрос о влиянии коммуникативного стиля взаимодействия интересует многих исследователей (А.И.Иванова, И.А Чистович, Э.И.Столярова и др.) Так А.И.Иванова выявила четыре основных стиля взаимодействий. Первый, названный «оптимальным», предполагает, что мать с удовольствием общается с ребенком, выслушивает его. Во втором случае («мать молчит, ребенок говорит»), мать, молча, выслушивает речевую продукцию ребенка. Ребенок, пытаясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон, чрезмерно подключая мимику и жестикуляцию. Третий вариант – «оба молчат», возникает в случае, если ребенок, не привыкший, что с ним разговаривают, уже и не пытается вступить в контакт. Четвертый – «мать агрессивна» предполагает, что мать часто проявляет вербальную агрессию по отношению к ребенку – кричит, ругает. Автор отмечает высокий процент встречаемости второго, третьего и четвертого стилей и их негативное влияние на присвоение детьми речевого опыта [8].
Важнейшая роль матери в присвоении ребенком речевого опыта заключается также в том, что мать постоянно повторяет звуки и мимику ребенка, тем самым, предоставляя ему возможность использовать свое лицо как «биологическое зеркало», «биологическое эхо» (Х. Папушек, К.Солоед). Мать дает ребенку возможность отвечать на ее обращение так, чтобы эти ответы были понятны ей, а затем и «чужим» взрослым. В исследованиях Е. Бейтс и М. Томазелло имеются указания на то, что частотность совместного внимания в паре «мать – младенец» является хорошим предсказателем роста словаря.
Матери постоянно демонстрируют младенцам артикуляцию, перенимая которую, дети учатся воспроизводить звуки. Как только дыхание развивается настолько, что ребенок научается управлять своими вокализациями, он в режиме «биологического эха» с матерью начинает модулировать мелодию из первых базовых звуков. В свою очередь мать, при помощи различных интонационных мелодий передает хорошо дифференцированную информацию и первые категориальные послания, переработка которых подготавливает почву для дальнейших вербальных посланий. Младенец в «соавторстве» с матерью упражняется в различных технических приемах и развивает способности, «релевантные» речи: обучается продуцированию звуков; распознаванию и следованию правилам диалога; комбинированию голосовых проявлений с невербальными. Факторами позитивности диалогов в диаде «мать – младенец» являются их длительность и постоянство [9].
Наконец, важнейшая функция материнской речи заключается в том, что мать производит «отшлифовку» речевой продукции ребенка. Она подхватывает, повторяет произнесенное им, корректируя в звуковом и лексико-грамматическом отношении, таким образом, создавая «постояннодействующие» образцы речи [10].
В специальной педагогике рассмотрен особый акцент данной проблемы – взаимодействие матери с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (Е.Р.Баенская, В.Л. Рыскина, Е.А.Стребелева, О.Г.Приходько и др.). Подчеркивается, что такое взаимодействие затруднено и требует специального обучения матери. Сталкиваясь с неактивностью или специфической активностью ребенка, мать может постепенно отказаться от намерения наладить взаимодействие. Так может быть запущен механизм вторичных коммуникативных проблем особого ребенка. Например, при нарушении зрения – это затрудненный контакт глаз, отворачивание от матери и поворот головы на бок (которое может быть вызвано желанием воспринимать материнскую речь), что вызывает у матери тревогу и мешает установлению нормального диалога. Контакт с матерью у детей со слуховой недостаточностью вначале обычно не затруднен. Он компенсирован за счет ярких эмоций младенца, выраженного глазного контакта, однако вскоре становится резко специфичным. При эмоционально-волевых нарушениях, в частности, раннем детском аутизме отсутствие глазного контакта и эмоционального отклика приводит к тому, что мать либо отказывается от попыток поддержать контакт, либо агрессивно контролирует ребенка. Трудности взаимодействия имеются и в случаях интеллектуальной недостаточности ребенка. Матери в этих случаях бывает трудно поддерживать положительный эмоциональный образ ребенка, который необходим для гармоничного взаимодействия, поэтому наблюдаются искажения «настраивания». Это выражается в сокращении длительности контакта глаз, нарушении очередности вокализаций, неяркой реакции на поведение матери.
Обобщая представления о роли матери в создании, можно сказать, что речевая среда по отношению к ребенку раннего возраста в большинстве случаев «задается» матерью.
Вышесказанное позволяет предположить, что нарушение взаимодействия в диаде «мать-ребенок» («материнская депривация»), может спровоцировать у детей нарушение процесса речевого развития.
Данное предположение в настоящее время проверяется нами в ходе опытно-экспериментального исследования по теме «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с задержкой речевого развития, воспитывающихся в замещающих семьях». В ходе констатирующего эксперимента получены данные, подтверждающие предположение о том, что воспитание в условиях дисгармонии взаимоотношений в диаде «мать-ребенок раннего возраста» выступает фактором, вызывающим у детей нарушения речи. В раннем возрасте они обозначаются термином «задержка речевого развития».
Из обследованных 124 детей, возраст которых составлял от 18 месяцев до 3 лет, признаки задержки речевого развития по отношению к среднестатистическим нормативам, были выявлены у 81. При этом стаж проживания детей в замещающих семьях колебался от шести месяцев до полутора лет. Большинство детей (68) имели разной продолжительности опыт воспитания в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 10 детей имели лишь опыт воспитания в неблагополучной кровной семье; 3 ребенка – опыт воспитания в нескольких типах замещающих семей (сначала – опекунских, затем – приемных). Дальнейшие интересы нашего исследования связаны с изучением педагогического потенциала замещающей семьи и особой роли замещающей матери в преодолении и предупреждении задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Ссылки на источники:
1. Лисина, М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста / Лишенные родительского попечительства. – М.: Просвещение, 1991. – С. 37-42.
2. Винникот, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя: руководство по начальным взаимоотношениям / Д.В. Винникотт. Пер. с англ. А. Гинзбурга.– Екатеринбург: Литур. 2004. – 77 с.
3. Там же.
4. Иванова, А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. – 2004. – № 4. – С.42 – 45.
5. Винникот, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя: руководство по начальным взаимоотношениям / Д.В. Винникотт. Пер. с англ. А. Гинзбурга.– Екатеринбург: Литур. 2004. – 77 с.
6. Там же.
7. Иванова, А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. – 2004. – № 4. – С.42 – 45.
8. Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. – М.: Жизнь и мысль, 1999. – 192 с.
9. Елагина, М.Г. Некоторые особенности общения детей раннего возраста со взрослыми, способствующие возникновению у них речевых коммуникаций // Экспериментальное исследование по проблемам общей и педагогической психологии: сб. научн. тр. – АПН СССР, НИИЭП. – 1975. – С. 22
10. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. – М.: Владос, 2000. – 240 с.