Полный текст статьи
Печать
Новое поколение учебников и учебных пособий направлено на обеспечение вхождения России в современную международную систему бизнеса. С одной стороны это позволяет корректировать менталитет будущего поколения с учетом международных требований к хозяйственной деятельности во многих отраслях жизни общества. Однако с другой стороны возникает недоверие к содержанию учебного курса, так как многие явления не вполне еще известны современному студенчеству, в том числе и из российского опыта. В этой связи непреднамеренно формируется скептическое отношение к изучаемой дисциплине, так как примеры из реальной действительности крупного бизнеса для массового населения не вызывают доверия, а с другой стороны находятся в прямой противоположности распространенному опыту организации труда в сервисной и производственной деятельности малого бизнеса. Рассмотрим обозначенные нами проблемы на примере курса «Корпоративная социальная ответственность» (КСО).
Данный учебный курс вошел в учебный план в процессе внедрения ФГОС и во многом связан с одной стороны с проблемами вхождения России в ВТО, а с другой- с проблемами взаимодействия БИЗНЕСА-ОБЩЕСТВА-ГОСУДАРСТВА в самой России для обеспечения гармонизации социальной политики на новом этапе жизнедеятельности государства – социального государства (с 2012 года). Курс предназначен для ознакомления молодежи с состоянием социальной политики государства, социальной ответственности бизнеса, добровольчества со стороны самого общества для решения проблем, которые каждая из сторон не в состоянии решить самостоятельно. Исторический аспект курса знакомит нас с предпосылками данного синергетического явления, проблемами становления КСО и лучшими образцами деятельности организаций в Росси и за рубежом.
Одной из первых проблем изучения является недоверие к тому историческому опыту КСО, который уже начал осуществляться в нашей стране, в то время как зарубежный опыт воспринимается адекватно, невзирая на ценностные установки студентов.
Вторая проблема связана с тем, что студенты не видят взаимосвязи курса с основным содержанием профессиональной деятельности, полагая, что этот курс необходим для руководителей, но не для студентов.
Третья проблема имеет отношение к полярности концепций ведения бизнеса в нашей стране и, особенно, в регионе, где распространение сферы услуг опирается на значительную эксплуатацию человеческих ресурсов в условиях реально низкой оплаты труда, находящейся на уровне минимума продовольственной корзины для выпускника вуза.
Четвертая проблема: вызывает недоумение студентов (как и работодателей) значительное внимание к менеджменту качества в области документирования деятельности и документационного обеспечения управления, что крайне необходимо для первого шага при подготовке к сертификации менеджмента качества. В тоже время процесс сертификации предполагает решение вопросов социальной политики организации в ее внутренней корпоративной политике и внешней среде. . Обеспечение этих гарантий опирается на мониторинг и контроль качества в ходе ПОЛИТИКИ обеспечения качества образовательных услуг и улучшения процесса качества образования. Ведущую роль при этом играет ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ, т.е. новая парадигма управления организацией. При этом не следует думать, что образовательные услуги относятся только к образовательным учреждениям. Именно поэтому в новом «Законе об образовании в РФ» речь идет об образовательной организации, которая может вбирать в себя все ступени непрерывного образования и может быть организована на основе холдинга, объединяющего от детского сада до системы дополнительного профессионального образования на самом предприятии. Существенное изменение в этом плане вносит интегрированный вариант системы ISO-ГОСТ , ставший обязательным в России с 1 января 2013 года, отражающий необходимость перехода государственных, коммерческих структур на электронный документооборот и тем самым развивающий межведомственное электронное взаимодействие. По мнению заместителя директора Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела Валентиной Федоровной Янковой стандарты ИСО серии 30300: 2011 «Системы управления докумен­тами» предназначены для формирова­ния стратегии управления документами в организациях и создания единой ме­тодологии применения систем управле­ния документами. Они разработаны по методу «обложки», т.е изменена обложка, а текст соответствует международному стандарту.В 2013 году 74 федеральных органах исполнительной власти применяется 57 продуктов средств электронного документооборота девятнадцати типов. С 2014 года на полный электронный документооборот переходит налоговая служба и тем самым она влияет на весь спектр коммерческих и некоммерческих организаций. Однако существенной проблемой до сих пор остается не техническое решение электронной подписи, а ее юридическое значение. Остро встает вопрос и о создании электронного архива организаций для документов временного хранения, которые также вызывают сомнение у юристов в обеспечении своей юридической подлинности (сохранение времени создания документа и времени сохранения). Все эти вопросы студенты адресуют руководителям, не осознавая, что многие из них сами открывают ИП, регистрируют ООО, занимаются индивидуальной педагогической деятельностью, особенно в творческой сфере (авторские курсы и тренинги). Тем не менее, в России разрабатывается план национальной стандартизации на базе стандарта ИСО 30 300 как шаг в разработке стандартов системы управления. В тоже время студенты отмечают, что данные прогнозы совершенно не учитываются руководителями малого бизнеса, негосударственные компании не стремятся решать вопросы менеджмента качества в организации делопроизводства, так как не видят связи с социальной ответственностью бизнеса. В то время как все вопросы пенсионного обеспечения, инвалидности, здоровьесбережения работников отражаются именно через документы, подтверждая или отвергая доказательство решения вопроса вложения в человеческий капитал и развитие потенциала работников, которые обеспечивают имидж предприятия в обществе и повышают производительность труда. В этой связи следует отметить тот факт, что сами работодатели недооценивают труд специалистов ДОУ, их профессиональную деятельность. Между тем государство, в лице Министерства образования и науки РФ, в феврале 2014 года в специальном нормативном акте отметило труд «секретаря» тем, что запретило вести его профессиональное обучение только на основе электронного обучения, т.е. зафиксировало социальный аспект организации труда еще на стадии подготовки специалиста.
К числу проблем изучения КСО относится и недопонимание роли спонсоров в осуществлении интеллектуальной подготовки нового поколения молодежи. Как само собой разумеющееся воспринимаются факты о том, что такие организации как «Лукойл», «Альфа-БАНК» вкладывают финансовые ресурсы не только в свои собственные предприятия, но и формирование культуры среды современного общества. Изучение Социального Кодекса «Лукойл» и его программа управления потенциалом работников, социальный отчет на сайте организации позволяет убеждать в значимости проделанной работы и восприятии КСО не только на основе международного опыта.
Следует отметить положительный опыт межсекторного взаимодействия или социального партнерства Министерства образования и науки Российской Федерации, корпорации Intel, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в рамках IV Всероссийского Фестиваля науки и IX Фестиваля науки в городе Москве 2014 года «Ученые будущего», а также инициатив корпорации Intel в сфере корпоративной социальной ответственности. Фестиваль позволяет реализовать цели всех организаций – учредителей в формировании системы выявления одаренной и талантливой молодежи среди старшеклассников стран СНГ. При этом участие для детей бесплатное, в том числе питание, проживание, проезд в Москву.
Среди целей и задач конкурса отмечено выявление и развитие творческих способностей учащихся и интереса к изучению математики, физики, компьютерных наук, химии, биологии и наук о Жизни, наук о Земле, техники и инженерных наук. Не менее важна в обществе пропаганда научных знаний. В то же время учредители обратили внимание на повышение педагогической квалификации преподавателей, принимающих участие в проведении Конкурса, внедрение инновационно-образовательных методов и технологий в учебных заведениях стран СНГ.
Можно полагать, что включение самих студентов подобные мероприятия существенным образом повлияет на мотивацию и ценности студенчества при освоении нового учебного курса как средства подготовки молодежи к осознанию миссии корпоративной социальной ответственности.

Ссылки на источники:
1. Приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" URL: https://e.mail.ru/message/13935918690000000171/ (дата обращения 28 февраля 2014)
2. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров/Э.М. Коротков, О.Н. Александрова, С.А. Антонов [ и др]; под ред. Э.М. Короткова.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 445с.
3. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность : технологии и оценки эффективности: учебник для бакалавров / Г.Л. Тульчинский.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 228с.
4. http://www.sekretariat.ru/discuss/100525/?utm_source=Marketion&utm_medium=Email&utm_term=http%3A%2F%2Fwww.sekretariat.ru%2Fdiscuss%2F100525%2F&utm_content=Subscriber%20%234866&utm_campaign=2013.10.22_sekretariat
5. Сайт Фестиваля науки: http://www.intel.festivalnauki.ru/