Полный текст статьи
Печать
Изучение этнополитических процессов современной Кабардино-Балкарии представляет большой научный и практический интерес. Некоторые исследователи считают, что здесь в полной мере присутствует набор характеристик, включаемых в кризисную и конфликтную северокавказскую «парадигму».
Рассматриваемая проблема, находятся в центре внимания не только широкого круга ученых, но и непосредственных акторов исследуемых процессов, что, порой служит причиной субъективности подходов к анализируемым проблемам[1].
Таким образом, обуславливается необходимость серьезного, что особенно важно, объективного осмысления современных этнополитических процессов в Кабардино-Балкарии в комплексе их проявлений.
Первый критический рубеж в этнополитической жизни современной Кабардино-Балкарии, грозивший республике расколом пришелся на 1990-е гг. В условиях общего кризиса и ослабления системы центральной и республиканской власти национальные движения Кабардино-Балкарии взяли в свои руки инициативу по выражению и реализации национальных интересов, что вызвало политическую активность этноориентированных общественно-политических объединений и привело к этнополитическому расколу.
На данном этапе руководство Кабардино-Балкарии предприняло адекватные конституционно-правовые меры на этнонационалистические «вызовы» национальных движений, что сделало идею раскола Кабардино-Балкарии практически невозможной.
Этническая идентичность, изначально ориентированная на укрепление этнического самосознания, ввиду ее политизации и идеологизации, стала рассматриваться как фактор, угрожающий национально-государственной целостности Российской Федерации. Ввиду чего, на федеральном уровне ей стали противопоставлять процесс интеграции различных национальностей в единое согражданство, т.е. гражданскую идентичность.
В условиях подавления деятельности национальных движений на региональном уровне эта политика обусловила поиск новой формы идентичности. В Кабардино-Балкарии, как и на Северном Кавказе в целом, таковой выступила религия. Так, казалось, была найдена идеология не угрожающая единству и целостности республики.
Теперь национальные движения, деятельность которых некогда носила радикальный характер, стали ставить перед собой по большей части не политические, а экономические цели. Кроме того, «титульные» народы Кабардино-Балкарии, традиционно лояльные по отношению друг к другу, при всей остроте тех или иных конфликтных ситуаций, имевших место в 2000-е гг., выказывали оппозиционность властям.
Итак, в новых условиях общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии этнополитическое противостояние делает новый виток.
Первые выпады в сторону руководства республики были вызваны принятием постановления правительства Кабардино-Балкарии от 3 августа 2002 г. о передачи пастбища государственного земельного запаса Эльбрусского района в бессрочное пользование нескольким государственным унитарным предприятиям. Аналогичное решение было принято и по Зольскому району [2], населенному преимущественно кабардинцами.
Недоверие со стороны национальной общественности было вызвано и намерением республиканских властей придать поселку Эльбрус статус города республиканского подчинения и возможной приватизацией туристических комплексов в Приэльбрусье, что лишало бы руководство Эльбрусского района каких-либо рычагов воздействия на курортно-туристическую зону.
Еще более активный резонанс вызывала законодательная инициатива республиканских властей 27 февраля 2005 г. в отношении Приэльбрусья. Было принято два закона, относивших значительное число пастбищ, к межселенным территориям, не принадлежащим ни к одному из сельских муниципальных образований. Кроме того, четыре населенных пункта в пригороде Нальчика – Адиюх, Белая Речка, Кенже и Хасанья – вводились в состав Нальчикского городского округа, лишаясь, тем самым, статуса самостоятельных муниципальных образований [3].
В следствие принятых властью решений, в конце марта главы двадцати балкарских сел и лидеры ряда общественных движений подписали обращение к руководству республики, в с требованиями: отменить антиконституционный и противоречащий законодательству Российской Федерации закон «О статусе и границах муниципальных образований в КБР; отменить незаконное решение о присоединении сел Хасанья и Белая речка к городу Нальчику и ликвидацию их местного самоуправления; восстановить в соответствие с законом «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1996 г. (статьи 3 и 6) Чегемский и Хуламо-Безенгиевский районы, ликвидированные в результате политической репрессии по национальному признаку, в ранее существовавших границах; остановить информационную войну в СМИ, акции запугивания и непрерывную череду действий по ущемлению жизненных интересов балкарского народа, продолжение которых может безусловно привести к обострению обстановки в республике.
При этом в обращении указывалось, что оно «никоим образом не ущемляет интересы и права других народов, проживающих в единой Кабардино-Балкарии, и направлено на восстановление справедливости и укрепление братских отношений межнационального согласия в республике» [4].
На VI съезде общественной организации балкарского народа «Алан» был подтвержден курс на конструктивное сотрудничество с властями, при этом указывалось, что республиканским руководством был предпринят целый ряд провокационных шагов, среди которых попытка преобразования с. Эльбрус в город республиканского подчинения с выводом его из состава Эльбрусского района и «растворением местного населения среди приезжих», принятие закона «О статусе и границах муниципальных образований», который по мнению членов съезда «практически лишал балкарские села сенокосов, пастбищ, лесов, рекреационных ресурсов, других объектов жизнедеятельности и относил подавляющую часть территории Балкарии к межселенным территориям [5].
Так, изменения, инициированные республиканскими властями в системе муниципальных образований стали новым фактором этнической мобилизации.
Противостояние этноориентированных общественных объединений и властей республики проявлялось в различных формах. Национальные активисты подавали иски в суд, писали обращения Президенту РФ и председателям палат Федерального собрания, проводили митинги, голодовки, пикеты возле здания администрации, проводили референдумы, открыто выражали недоверие властям. Республиканское руководство накладывался мораторий на митинги, иски не удовлетворялись, накладывался запрет на печать в типографиях районных газет, референдумы объявлялись незаконными.
Порой происходившие события не вписывались в тактику противостоящих сторон. Так, в мае 2005 г. а две недели до референдума по вопросу о границах муниципальных образований был застрелен активный сторонник сохранения Хасаньей и Белой речкой статуса муниципальных образований глава - администрации с. Хасанья, депутат горсовета г. Нальчика А. Зокаев Это событие усугубило противоречия Балкарского национального движения и властей [6].
Подобное положение дел требовало принятия срочных и адекватных мер со стороны всех государственных и общественных структур.
В апреле 2007 г. по инициативе Президента КБР и ряда общественных организаций на брифинге в Фонде культуры было заявлено о создании движения «Единая Кабардино-Балкария», куда вошли «Адыгэ Хасэ», «Алан», 18 национально-культурных центров, Фонд культуры и Союз кинематографистов. Целью движения указывалась консолидация всех сил и противостояние любой агрессии и политической в том числе, чтобы в Кабардино-Балкарии процветали мир, стабильность, единство [7]. Примечательно, что к движению не изъявил желание присоединяться Совет старейшин балкарского народа, тем самым, выказав свою радикальную позицию.
Явной победой этноориентированных общественно-политических сил стало решение Конституционного суда о РФ 15 мая 2007 г., касающееся муниципальной реформы в Кабардино-Балкарии. Законы стали предметом судебных разбирательств по двум принципиальным позициям: по вопросу учета мнения населения при фактической ликвидации муниципальных образований в силу их включения в состав других населенных пунктов и по вопросу о создании межселенных территорий в КБР. В жалобах утверждалось, что положения Законов не связывают предусмотренное ими изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, а также преобразование и упразднение муниципальных образований и упразднение их представительных органов с необходимостью получения согласия населения этих муниципальных образований, чем нарушается право граждан на осуществление местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления. Кроме того, заявители считали, что, поскольку Кабардино-Балкарская Республика относится к субъектам Российской Федерации с высокой плотностью населения, выделение в ней межселенных территорий (т.е. территорий, находящихся вне границ поселений) неправомерно; включение же сельских населенных пунктов в состав городского округа ведет к потере их населением статуса сельских жителей и, соответственно, - к потере ряда льгот, лишению пастбищных и сенокосных угодий, рекреационных земель, возможности заниматься традиционным промыслом - животноводством, а также к нарушению права муниципальной собственности [8].
После вторичного рассмотрения иска, было признано, что изменение границ муниципальных образований все-таки не могло пройти без учета мнения их жителей.
15 июня 2007 г. Совет старейшин балкарского народа в Верховный суд Кабардино-Балкарии был направлен иск о невыполнении решения Конституционного суда, а также закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» органами власти Кабардино-Балкарии.
Этнополитические процессы стали приобретать более динамичный характер.
14 июля 2007 г. был проведен несанкционированный митинг балкарской оппозиции, выдвинувший следующие требования:
1. «Обеспечить неукоснительное выполнение всех Федеральных законов, Конституции РФ, определения Конституционного суда РФ от 3.04.07 г. на всей территории Кабардино-Балкарии.
2. Реализовать право жителей сельских поселений на обладание земельными паями на безвозмездной основе.
3. Восстановить территориальные права муниципальных образований – сел, у которых отторгнуты «межселенные территории».
4. Восстановить муниципальные органы власти сел, присоединенных к городским округам вопреки Конституции, Федеральному закону и определению Конституционного суда России.
5. Согласовать пределы пограничной зоны на территориях населенных пунктов в строгом соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственной границе» [9, С. 94].
11 октября 2008 г. состоялся съезд Совета старейшин, резолюция которого, по сути, повторяла требования балкарских Съездов начала 1990-х гг.:
«а) Восстановить принципы образования Кабардино-Балкарии на условиях Постановления ВЦИК РСФСР от 16.01.1922 г.
б) Во исполнение Федерального закона «О реабилитации репрессированных народов» завершить до 1.02.2009 г. полную территориальную реабилитацию репрессированного балкарского народа, имея в виду восстановление (в пределах их землепользования по состоянию на 8 марта 1944 г.) всех четырех противоправно ликвидированных районов компактного проживания балкарцев…
в) Обеспечить на всей территории КБР, являющейся субъектом Российской Федерации, неукоснительное соблюдение норм Федерального законодательства, особенно Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об основных принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации».
г) До полной реализации вышеперечисленных мер приостановить, а затем и отменить на территории КБР действие всех законодательных актов республики, противоречащих Федеральным законам, имея в виду, в первую очередь, законы КБР № 12-РЗ и № 13-РЗ от 27.02.2005 г.30, признанные определением Конституционного суда РФ от 3 апреля и 2 октября 2007 г. противоречащими Конституции РФ».
В случае невыполнения этих требований съезд давал полномочия старейшинам балкарского народа обратиться к федеральным властям «с просьбой о признании конституционного права балкарского народа на полное самоопределение в составе РФ в качестве его прямого субъекта» [10].
Таким образом, федеральные и республиканские органы власти, позволили сторонникам радикальных мер национальных движений, вновь взять инициативу в свои руки. При этом этноориентированные общественно-политические объединения очередной раз продемонстрировали неспособность достижения согласия в республике компромиссным путем.
Очевидно, республиканское руководство не могло допустить как нарастания в республике межнациональной напряженности, так и усиления противостояния власти.
С целью примирения 1 ноября 2008 г. был проведен в столице Кабардино-Балкарии Гражданский форум, посвященный теме межэтнических отношений, организатором которого выступил Общественно-консультативный центр при президенте республики. В форуме прияли участие национально-культурные центры и творческие союзы, политические партии, общественные организации, в том числе и оппозиционные. Важным является решение участников форума о том, что структуры гражданского общества должны солидарно противостоять явлениям, когда требования, методы, действия и акции тех или иных структур, вызывают социальную напряженность, наносят ущерб межнациональному согласию и идут в разрез с требованиями закона. «Способом решения любых возникающих проблем, имеющих этнический аспект, в Кабардино-Балкарии должен быть открытый и сдержанный диалог и гражданского общества, направленный на поиск конкретных форм и механизмов решения этих проблем» [11].
Важным шагом в сторону стабилизации обстановки в Кабардино-Балкарии стало принятие поправок к закону «О статусе и границах муниципальных образований». Поправки существенно урезали межселенные территории в республике. Среди районов с преобладанием балкарского населения они были полностью ликвидированы в Эльбрусском, частично – в Черекском и Чегемском.
Ряд национальных организаций столь резкое изменение взгляда на вопрос о межселенных территориях восприняло настороженно. Так, Совет старейшин балкарского народа выразил обеспокоенность тем, что земли, потерявшие статус межселенных территорий, могут быть объявлены республиканской собственностью и снова выведены из-под контроля сельского самоуправления.
Об отмене межселенных территорий высказались и адыгские организации. Координационный совет адыгских общественных организаций указал на то, что пастбищные земли, передаваемые горным селам, «традиционно и исторически находились в общем пользовании как при царской России, так и при советской власти у всех населенных пунктов Кабардино-Балкарии независимо от национальной принадлежности». Также в заявлении утверждается: «Общественные организации национальной ориентации… целенаправленно под надуманным флагом борьбы за устранение межселенных территорий осуществляют политику расширения любым способом границ…»[9, С. 106].
Существенно, что ранее, до изменения позиции республиканских властей, по существу проблемы межселенных территорий адыгские организации высказывались очень редко. Тем не менее, 21 декабря 2008 г. межрегиональная общественная организация «Балкария» осудила обращение ряда кабардинских общественных организаций к руководству республики, в котором говорилось об ущемлении интересов кабардинских населенных пунктов. «Я не сомневаюсь, что это сделано с подачи государственных органов, - заявил первый заместитель председателя «Балкарии» Р. Бабаев. - Кабардинскому народу пытаются внушить, что во всех бедах виноваты балкарцы, они отнимают землю. Но балкарцы не говорят, что будет граница между Кабардой и Балкарией… Главное, чтобы была территория, на которой народ мог бы развиваться. Мы не утверждаем, что вся земля, все объекты будут принадлежать балкарцам. Пусть принадлежит негру, австралийцу, канадцу, кабардинцу, русскому… Сейчас рыночные отношения». В итоге «Балкария» приняла решение обратиться к кабардинскому народу с предложением «раскрыть эту змеиную махинацию, призванную разжечь огонь между народами. Нам надо обратиться к простому кабардинцу, он поймет, что ни один балкарец не придет и землю вокруг его села хватать не будет» [12].
30 октября 2009 г. Парламентом КБР были приняты законопроекты, согласно которым в Черекском и Эльбрусском районах были ликвидированы межселенные территории, а все земли переданы девяти балкарским селам [13]. Это вызвало протесты адыгской общественности. Механизм этнополитического раскола на почве межнационального противостояния был запущен.
17 ноября 2009 г. в г. Нальчике по инициативе Координационного совета объединенных адыгских организаций прошел митинг, на котором прозвучали требования вернуть ситуацию с отгонными пастбищами в положение, существовавшее до 2005 г., принять закон об отгонном животноводстве, а потом уже решить проблему межселенных территорий [14].
28 ноября 2009 г. Парламент Кабардино-Балкарии на основании обращение глав администрации сельских поселений Аушигер, Заюково, Жемтала, Лечинкай, Шалушка и Координационного совета адыгских общественных организаций приостановил рассмотрение законопроектов об изменении границ муниципальных образований в республике [15].
Накануне указанных событий в Москве с 26 по 29 октября 2009 г. прошла серия пикетов, организованных прибывшими из Кабардино-Балкарии представителями балкарского народа, которые хотели обратить внимание столичной общественности и федеральных органов власти на неисполнение властями республики Закона «О реабилитации репрессированных народов» и Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В качестве нерешенных вопросов балкарцы называли восстановление Хуламо-Безенгиевского района, возвращение статуса балкарским поселкам Хасанья и Белая Речка, а также полный возврат земель, отнесенных к межселенным территориям[16].
24 августа 2010 г. Координационный совет балкарских общественных организаций принял решение созвать съезд для решения вопроса о самоопределении балкарского народа.
27 ноября 2010 г. прошел очередной съезд балкарского народа, в резолюции которого было отмечено, что Совету старейшин балкарского народа совместно с другими организациями и объединениями, отстаивающими законные интересы балкарского народа, поручается сконцентрировать все силы и возможности для достижения реального самоопределения балкарского народа в составе Российской Федерации. «Уведомить при этом представителей соседних народов и этносов, что балкарский народ не предъявляет ни к кому из них каких-либо претензий, а возможные споры и недопонимание могут успешно решаться согласительными процедурами» [17].
Таким образом, в ходе противостояния власти и этноэлит, как одного из механизмов этнополитического раскола в КБР, национальные движения Кабардино-Балкарии взяли в свои руки инициативу по выражению и реализации национальных интересов, что явилось фактором этнополитического раскола в республике. Поскольку этноориентированными объединениями «титульных народов» были предприняты попытки реализовать национальные интересы радикальными мерами, был запущен следующий механизм этнополитического раскола в КБР, проявившийся в их выступлении друг против друга.
Сегодня, конфликты в этнополитической жизни различные в своих проявлениях и последствиях, тесно связаны между собой.
Во-первых, в Кабардино-Балкарской Республике исторически наблюдается противостояние этноэлит, что проявляется в первую очередь в борьбе за власть, а так же в стремлении к перераспределению социальных благ. В данных условиях, народы Кабардино-Балкарии становятся заложниками их амбиций и выступают в качестве средства достижения этноэлитами своих целей, без каких-либо дивидендов для себя, даже в случае общей этнической принадлежности. Состояние политической изолированности и социальной неудовлетворенности становиться причиной поиска народами компенсации. Это выливается в обращение некоторых из них к своему этническому статусу, а других к религиозному, что в обоих случаях воспринимается как реальная возможность личностного самоутверждения. В итоге мы наблюдаем новый всплеск активности теперь уже как национальных, так и религиозных движений.
Во-вторых, наблюдается противостояние национальных движений «титульных» народов Кабардино-Балкарии. В условиях отсутствия потенциала для развития нероссийских форм государственности и альтернатив существующему национально-государственному устройству Кабардино-Балкарии, сегодня деятельность национальных движений фактически трансформировалась в выяснение отношений между их идеологами, а также между ними и официальными республиканскими властями. Кроме того, исторические реминисценции, ставшие определяющим сегментом в идеологии национальных движений, осложняют достижение межэтнического согласия политическими средствами и выносят конфликт на угрожающий уровень.
В-третьих, Кабардино-Балкария оказалась в не типичных для себя условиях. Религия, стала определяющим вектором развития общественно-политической жизни республики.
Ислам - религия большинства населения Кабардино-Балкарии стал знаменем радикальной его части, угрожающей общественному благополучию и легитимной власти. Сложность разрешения данной проблемы вызывает острое недовольство, и обвинение в бездействии властей со стороны остальной части общества, что усугубляет конфликт. Общество снова оказывается в поиске «противовеса» и вновь обращается внимание к этнической идентичности. Власть же, пытаясь взять под контроль набирающий обороты процесс исламизации республики, помещает религию в социально-политический контекст государственно-общественного ее развития.
Таким образом, в этнополитической жизни современной Кабардино-Балкарской Республики протекают сложные, конфликтные процессы, требующие пристального внимания, глубокого анализа и адекватных мер. 

Ссылки на источники:

1. Залиханов М.Ч. Моя Россия. - М.: «Издательский дом НП», 2003. – 280 с.; Залиханов М.Ч. Дом мой - Эльбрус. Москва-Нальчик: «Изд. дом НП», 2007.- 1016 с.; Борей И.М., Дзагулов Р.К., Колесников М.Ф. Вымысел и истина. Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. - 372 с.; Калмыков Ж.А. Навязчивые идеи псевдоисториков и этнолидеров // Голос Кабарды. Газета Координационного совета адыгских общественных объединений КБР. №7. Сентябрь, 2011; Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы решения. Нальчик, 2011. - 230 с.
2. Постановление Правительства КБР от 03.08.2002 N 335 «О предоставлении земель государственным унитарным предприятиям «Аурсентх» и «Хаймаша» в зоне отгонного животноводства» // URL:http://kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemsz/dok_ieqrjo.htm
3. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 N 12-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»//URL:http://kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemss/dok_ieyeco.htm; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 N 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» // URL: http://kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemss/dok_ieyedo.htm
4. Обращение глав администраций балкарских сел, Кабардино-Балкарского регионального отделения политической партии «Евразийский Союз» и Центрального Совета Республиканской: общественной организации балкарского народа «План» по вопросу принятия закона КБР «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» // Балкария. Май, 2005 года №2 (16). URL: http://real-alania.narod.ru/turkalan/blk/16.htm
5. Суфиян Беппаев: Пока не решены эти проблемы, не будет спокойствия в республике // Газета Юга №22(639). 2006. 1 июня.
6. На митинге в Нальчике около тысячи человек потребовали расследовать убийство главы села Хасаньи // URL: http://www.newsru.com/russia/28may2005/miting.html
7. «Единая Кабардино-Балкария» объединила не всех //Газета Юга №16(685). 2007. 19 апреля.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 171-О-П //URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12053372/
9. Казенин К. «Тихие» конфликты на Северном Кавказе: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. – М.: REGNUM, 2009. – 180 с.
10. Оставляем за собой право обратиться в высший орган власти страны// Газета Юга №42 (763). 2008. 16 октября.
11. Гражданский форум обсудил вопросы межнационального согласия // Советская молодежь. 2008. 5 ноября.
12. Суфиян Беппаев: Пока не решены эти проблемы, не будет спокойствия в республике //Газета Юга №52(773). 2008. 25 декабря.
13. Может стать поводом для серьезного конфликта // Газета Юга. №45(818). 05 ноября 2009 г.// URL: http://www.gazetayuga.ru/archive/2009/45.htm
14. В Нальчике прошёл митинг адыгской общественности // URL: http://www.kbrlife.ru/news/648-v-nalchike-proshjol-miting-adygskojj.html
15. Парламент Кабардино-Балкарии приостановил рассмотрение законопроекта об изменении границ муниципальных образований // URL: http://www.kbrlife.ru/politika/700-parlament-kabardino-balkarii-priostanovil.html
16. Шахмурзов А. Споры о земле перешли в плоскость политического противостояния // URL: http://www.pravoedelo.ru/index.php?q=node/3176
17. В КБР участники съезда балкарского народа заявили, что земельный вопрос в республике не решается / Кавказский узел // URL:  http://kbr-inform.ru/news-4563.html