Полный текст статьи
Установление советской власти на Северном Кавказе привело к изменению общего вектора исторического развития горских народов. Местные этнические социумы вынуждены были осваивать радикально изменившуюся идеологическую, политико-административную и социально-экономическую среду своего существования. При этом именно проблемы и методы решения новой властью земельного вопроса приобрели особую важность для народов региона. Характерной чертой исторического контекста было наличие острой земельной проблемы и ее переплетение с территориальным вопросом. Более того, в первые годы советской власти земельная проблема начинает звучать как проблема спорных территорий и межэтнических противоречий.
Это обстоятельство было обусловлено сложившимся в постоктябрьский период в Терской области характером земельной проблемы и предложенным советской властью механизмом ее решения. Как известно, важнейшим способом решения вопроса малоземелья горских народов была аренда. Кабарда в земельно-территориальном отношении отличалась достаточной степенью обеспеченности. Поэтому арендные отношения связывали ее с соседними народами, в т.ч. и с Балкарией. В результате обнаружилось несоответствие в структуре землевладения и землепользования, которое пересекало этнические границы. Это таило угрозу нарушения их стабильности. Соответствующие условия сложились после 1917 г. Механизм решения земельной проблемы, предложенный советской властью, предусматривал отмену аренды. При этом проблема несоответствия в структуре землевладения и землепользования решалась в пользу последней. В результате, часть кабардинских земель, находившихся в аренде в руках представителей других народов, в т.ч. и балкарцев, потеряла этнотерриториальный статус.
Новый механизм, запущенный советской властью для решения всего комплекса проблем, окончательно трансформировал земельный вопрос в территориальный. Начинается процесс перераспределения земельного фонда между этническими группами. Принцип «земельных уступок» был объявлен средством мирного разрешения земельного вопроса.
При решении земельного вопроса в послеоктябрьский период наблюдалось полное пренебрежение национальными факторами, непонимание значимости исторических и территориальных аспектов национального самосознания тех или иных народов.
Указанные обстоятельства оказали существенное влияние и на характер взаимоотношений Кабарды и Балкарии. Весной 1918 г. обострились территориальные отношения между ними. Решением этой проблемы занималась комиссия, созданная 25 марта 1918 г. постановлением Терского областного Совета Народных Комиссаров. Она была сформирована после обращения представителей Балкарии во Владикавказ с просьбой «выделения ей необходимого количества земли из горных пастбищ Кабарды». Сам факт обращения одной из сторон во Владикавказ свидетельствовал о высокой степени конфликтности ситуации.
Образованную комиссию возглавил землемер Закуссило, работавший в последующие годы в земельных органах Кабардино-Балкарской автономной области. Изучив вопрос на месте, комиссия сочла возможным выделить Балкарии на 1918 г. 93 участка из горных пастбищ в количестве 12548 десятин.
Территориальный конфликт между Кабардой и Балкарией на этом не был исчерпан. Нальчикский окружной земельный совет своим решением создал очередную комиссию. Ей было поручено практическое разрешение земельного спора между Кабардой и Балкарией. 22 июля 1918 г. комиссия приняла постановление о предоставлении «трудовому горско-балкарскому населению временно на этот год под пастьбу участки в районе кабардинских общественных пастбищ и лесных полян, арендовавшихся (имеется в виду балкарцами - А.К.)... в 1917 г.».
Терская республика просуществовала недолго. В октябре 1919 г. она пала. В марте 1920 г. советская власть была восстановлена на Северном Кавказе.
В истории Кабардино-Балкарии 1920-е годы занимают важное место. Именно в это время происходит этнополитическое объединение Кабарды и Балкарии, и в завершающую стадию вступает процесс формирования территории объединенной автономной области.
Анализ источников и исследований в области национально-государственного строительства показывает неоднозначность этнополитических процессов в Кабарде и Балкарии. Тем не менее, события развивались по пути конституирования объединенной автономной области, что явилось логическим результатом стечения множества объективных факторов. Среди них определяющую роль сыграли характер землевладения и землепользования в Кабарде и Балкарии, малоземелье Балкарии и особенности ее территориальных отношений с Кабардой. Конкретнее это выражалось в невозможности решения земельной проблемы балкарцев без использования кабардинских земель.
Образование Горской Республики сыграло роль дестабилизирующего фактора в территориальных отношениях кабардинцев и балкарцев. Эта республика, призванная объединить горские народы бывшей Терской области, по сути, разъединила Кабарду и Балкарию. Они вошли в нее как самостоятельные округа, хотя и в бывшей Терской области, и в Терской Республике, и в 1920 г. между ними были тесные связи.
Сложившаяся реальность в Горской Республике и причины последовавшего выхода Кабарды были охарактеризованы У. Алиевым: «Попытка Горской республики, прежде всего, разрешить земельный голод горских народов одним лишь внутренним перекраиванием наличия горских земельных фондов с самого начала была обречена на неуспех. Единственные среди горских народов, более или менее обеспеченные землей, кабардинцы ... не соглашались на урезку своей национальной территории... А на кабардинские земли со всех округов Осетии, Ингушетии, с одной стороны, Карачая, Балкарии, с другой, направлялись взоры и видели только в урезке этих земель спасение положения. Благодаря всему этому из состава Горской республики первой выделилась Кабарда». На территориальной почве происходили межнациональные столкновения, нередко заканчивавшиеся кровопролитием.
Такая ситуация была очень опасна для развития отношений Кабарды и Балкарии. Горская Республика низвела степень "связанности" Кабарды и Балкарии до уровня отношений Кабарды с Карачаем и Осетией. Учитывая непростые территориальные отношения между ними (достаточно вспомнить, что У. Алиев определял события января 1922 г. в отношениях между Кабардой и Карачаем как «кабардино-карачаевская война»), можно было представить себе «перспективы» территориальных отношений Кабарды и Балкарии.
Территориальные отношения между Кабардой и Балкарией обострились на заключительном этапе выхода Кабарды из Горской Республики в августе 1921 г. Данное обстоятельство было связано с необходимостью установления границ Кабарды и Горской Республики, куда ещё входила Балкария. В связи с этим необходимо было произвести административно-территориальное размежевание Кабарды и Балкарии.
Возникшей проблемой занялась специальная комиссия во главе с землемером Наркомата земледелия Горской Республики Николаевым. Ее работа проходила в условиях разгоревшегося конфликта между различными "приграничными" населенными пунктами Кабарды и Балкарии на почве землепользования и, в частности, между Кармово и Хабазом, а также между селениями Лечинкай и Яникой.
Дестабилизирующее влияние Горской Республики проявлялось и в том, что ее представитель брал сторону Балкарии. Действия Николаева укладывались в общую канву политики Горской Республики по вопросу образования Кабардинской АО. В это время краеугольным камнем в системе аргументации руководителей ГАССР были возможные в случае выхода Кабарды "трудности разрешения пограничных споров". Поэтому этнотерриториальные противоречия между Кабардой и Балкарией были выгодны для Горской Республики и, более того, провоцировались.
Постановление Президиума ВЦИК от 1 сентября 1921 г. об образовании Кабардинской АО изменило политическую конструкцию вокруг решения вопроса кабардино-балкарского территориального спора. На Учредительном съезде Советов Кабардинской АО Б.Калмыков заявил, что результаты деятельности всех комиссий аннулируются. Он считал, что указанное постановление узаконило границы Кабарды 1917 г.
Учредительный съезд Советов Кабардинской АО, состоявшийся в конце ноября 1921 г., также уделил внимание территориальным отношениям с Балкарией. "Всплыл" интересный вопрос, направленный одним из делегатов съезда Б.Калмыкову: «Как обстоит вопрос с Балкарией и Карачаем, выделены они в отдельную область или принадлежат к Кабардинской области?». Калмыков ответил, что «они пока остаются в Горской Республике», но "недавно, - продолжил он, - был съезд в Балкарии и, насколько мне известно, они постановили выделиться в автономную область".
После официального создания Кабардинской автономной области остаться в составе Горской республики Балкария фактически не могла, т.к. она еще больше, чем Кабарда, была оторвана от неё. Отделенная от других соседей (Осетии, Карачая, Грузии) горными хребтами, Балкария имела выход на плоскость только через Кабарду. Эта особенность географических условий предопределяла невозможность успешного развития Балкарии во всех областях без тесного сотрудничества с Кабардой. Такое сотрудничество было выгодно всем - и кабардинцам, и балкарцам, оно было подтверждено опытом их совместной жизни на протяжении многих веков. Но теперь речь шла не просто о поддержании традиционной системы этнополитического равновесия на территории исторической Кабарды и Балкарии, а перестройке ее на качественно иных условиях.
Выход Кабарды из Горской республики инициировал возникновение двух разновекторных тенденций. С одной стороны, тенденция, направленная на образование Балкарской автономной области, а с другой - объединение Балкарии с Кабардой в единую автономию. На протяжении некоторого времени оба варианта сосуществовали. Появлению идеи объединения Кабарды и Балкарии в единую автономию способствовало то обстоятельство, что аналогичные процессы развернулись в ходе формирования Карачаево-Черкесской автономной области.
По всей видимости, идея образования двухсубъектной автономии в регионе возникла в кругах карачаевской партийной элиты. Ко времени выхода Кабарды из состава Горской республики стало ясно, и сам этот выход показал, что руководители Кабарды не уступят земли Карачаю. С другой стороны, надежды на согласие Центра на присоединение Кисловодска в качестве административного центра Карачая было мало. В таких условиях родилась идея об объединении Карачая с некоторыми казачьими станицами и Эльбурганским округом с центром в Баталпашинске. 17 октября 1921 г. комиссия по изучению вопроса о выделении Карачая из Горской республики доложила свои предложения на заседании коллегии НКН РСФСР. Коллегия НКН утвердила предложения комиссии. Вместе с тем для изучения вопроса на месте решили делегировать члена Коллегии НКН РСФСР Ибрагимова. В трехнедельный срок, согласно постановлению, необходимо было изучить вопрос на месте. 8 ноября 1921 г. на объединенном заседании оргбюро Карачаевского округа совместно с представителями НКН РСФСР, СНК ГССР и представителем ВЦИК в г. Кисловодске постановили «считать желательным» объединение с Эльбурганским округом и присоединение казачьих станиц. Центром автономной области постановили избрать г. Баталпашинск. Представителем ВЦИК был, по всей видимости, B.C. Муромцев. В любом случае, он, как уполномоченный ВЦИК на Северном Кавказе, не мог не знать о таком решении. Он не находился в одном месте, а разъезжал по всем центрам административно-политических образований. Поэтому не случайно, что именно он впервые предложил образовать объединенную автономную область кабардинского и балкарского народов. Президиум исполкома Кабардинской АО, рассмотрев его 7 декабря, признал возможным объединение. Это решение ни к чему никого не обязывало. Его необходимо рассматривать не как стремление к включению Балкарии в Кабарду, а как попытку решения земельной проблемы балкарцев.
За время функционирования Балкарского округа в составе Горской республики сформировался определенный слой руководящих деятелей, которые, по всей видимости, почувствовали вкус к власти. При этом надо отметить, что в этот круг входили не только представители балкарской национальности. Более того, движущую силу процесса образования Балкарской автономной области играли не они. Не случайно, что впоследствии Б. Калмыков указывал, что именно руководящие деятели Балкарии, присланные из центра, педалируют эту тенденцию. 9 декабря 1921 г. Балкарский исполком направил в Коллегию НКН РСФСР информационный доклад, в котором обосновывалась необходимость выделения Балкарского округа из Горской республики в автономную административную единицу. Анализ его содержания показывает, что он написан человеком, хорошо знакомым с особенностями и нюансами теории и практики национальной политики советской власти. Он также хорошо знал и работы Сталина по этой проблеме. Все это наводит на мысль, что автором доклада является не местный партийный и советский работник. Несмотря на заявленное положение о необходимости образования Балкарской автономной области, доклад был пронизан тезисом о территориальной зависимости Балкарии от Кабарды. Во-первых, город Нальчик, как указывалось в докладе, является единым политическим, экономическим и культурным центром Кабарды и Балкарии. Во-вторых, весной и осенью балкарский скот должен спускаться на кабардинскую область. Примечательно, что автор говорил об отделении Балкарии от Кабарды. По его мнению, только такое отделение будет способствовать решению земельного вопроса между Кабардой и Балкарией. В докладе это объяснялось тем, что при таком развитии событий предполагается «вмешательство центрального органа, вышестоящего и имеющего возможность принудить к земельной реформе». Т.о., автор доклада считал возможным и необходимым заставить Кабарду уступить земли.
Однако, образование двух самостоятельных автономных областей - Кабардинской и Балкарской - повлекло бы за собой сильное ухудшение территориальных отношений. Встал бы вопрос о границах между разными субъектами РСФСР. Признание возможности объединения с Балкарией не помешало президиуму исполкома Кабардинской АО рассмотреть на своем заседании от 10 декабря вопрос "О выселении из районов г. Нальчика Балкарского окрисполкома"- и принять соответствующее постановление, предлагавшее тому "выселиться из пределов Кабардинской АО в течение 10 дней". Органы власти области исходили из того, что "граница между Кабардой и Балкарией существует согласно утверждения ВЦИК (имеется в виду постановление ВЦИК от 1 сентября 1921 г. об образовании Кабардинской АО - А.К.) бывшая в 1917 г. и этим самым проходит по Белой Речке и ... все земли находящиеся на этой стороне находятся в распоряжении Кабарды..., а Балкарский исполком временно был размещен в Долинском".
Коллегия Наркомнаца на своем заседании 14 декабря 1921 г. постановила избрать комиссию в составе Бройдо, Ибрагимова и Клингера для изучения вопроса об образовании Балкарской автономной области.
Тем временем, 17 декабря 1921 г. НКН одобрила проект постановления об образовании КЧАО. По всей видимости, идея объединения Кабарды и Балкарии по «карачаево-черкесской» модели стала реальной.
В конце декабря 1921 г в Москве проходил 9-й Всероссийский съезд Советов, в котором принимали участие и делегаты из Кабарды и Балкарии. 4 января 1922 г. Балкарская делегация направила докладную записку, за подписью, в том числе Энеева и Гемуева, в Наркомнац. Они считали, присоединение Балкарии к соседней Кабардинской области «в данный исторический период нецелесообразным по следующим соображениям:
1. Балкария представляет совершенно отдельную народность с самостоятельным языком, особыми условиями быта, характера и т.д.
2.В хозяйственном отношении Балкария имеет свои особенности. В Балкарии господствует скотоводческое хозяйство, тогда как в Кабарде преобладает земледелие.
3. Балкария испокон веков была в полной зависимости от Кабарды экономически и политически, что является одной из причин ее отсталости в хозяйственном и культурном отношениях. Слияние с Кабардой до уничтожения экономического господства Кабарды вследствие ее многоземелья и при наличии национального неравенства означает продолжение старой политики.
Исходя из этих соображений, Балкарский съезд Советов постановил ходатайствовать перед ВЦИК о выделении Балкарии в автономную область».
Приведенные причины для образования Балкарской автономной области в тех исторических условиях не представляются убедительными. Во-первых, несмотря на то, что кабардинцы и балкарцы являлись разными народами, они имели много общего в истории и культуре. Во-вторых, различный хозяйственный уклад способствовал их выгодному товарообмену. В-третьих, в условиях советской власти невозможно было говорить о продолжении ситуации зависимости Балкарии от Кабарды.
Самое главное заключалась в том, что в этой докладной записке говорилось о том, что «разрешение земельного вопроса с Кабардой невозможно оставаясь в ГССР». Но в данном случае не имело никакой принципиальной разницы, находилась ли Балкария в составе ГССР или она выделилась в автономную область, т.к и в том, и в другом случае Кабарда и Балкария представляли бы собой разные административно-политические единицы.
Руководители балкарской делегации приложили к докладной записке проект образования Балкарской автономии. В нем указывалось, что Балкарский округ выделяется из ГССР в автономную область с административным центром в Долинском.
Исполком Кабардинской автономной области направил в коллегию НКН РСФСР решительный протест против некоторых положений проекта об образовании Балкарской автономной области. Руководители Кабарды в данном случае, предъявили претензии на селение Хабаз, т.к. оно находилось слишком далеко от национальной границы Балкарии и его включение в Балкарскую АО создаст чересполосицу, на которую Балкария будет претендовать. Также руководители Кабарды категорически протестовали против включения Долинского в Балкарскую область. Были также возражения против включения в Балкарскую АО многих лесных полян, входящих в территорию Кабардинской АО.
Руководители Кабарды в данном случае в принципе возражали не против образования Балкарской автономной области. Ведь Б.Калмыков на Учредительном съезде Советов Кабардинской АО заявлял, что "такого течения, чтобы присоединить их (т.е. балкарцев - А.К.) к себе с нашей стороны нет". Не было такого «течения» у руководителей Кабардинской АО и на рубеже 1921 -1922 гг. Но они считали, что «разрешение ... вопроса может последовать лишь по фактическому обследованию на местах авторитетной комиссией».
6 января 1922 г. на заседании коллегии Народного комиссариата по Делам Национальностей РСФСР рассматривался проект постановления ВЦИК об образовании Балкарской автономной области. Коллегия НКН приняла проект, подтвердив включение в Балкарию Долинского, признававшегося центром Балкарии.
Однако уже 9 января, изменив это решение, коллегия НКН признала целесообразным образование Кабардино-Балкарской автономной области "с тем, чтобы местом пребывания Балкарского, как и Кабардинского исполкомов считать г. Нальчик".
Это решение в определенных кругах сейчас признается антиконституционным. Однако не все так однозначно.
Во-первых, оценивать с точки зрения Конституции 1918 г. те или иные решения органов власти РСФСР по проблемам национально-государственного устройства представляется не корректным. Эта Конституция была принята в июле 1918 г. и не могла учитывать всей сложности исторической ситуации 1920-х гг. В 1918 г. руководители государства еще смутно представляли себе, как именно будет развиваться национально-государственное устройство в стране.
Во-вторых, в данном случае необходимо иметь ввиду следующие обстоятельства. Коллегия НКН РСФСР по положению «разрабатывала проекты мероприятий в области национальной политики и вносила на утверждение ВЦИК» (выделено мной - АК.). Это был рабочий орган. Анализ протоколов Коллегии НКН РСФСР показывает, что этот орган выносил и менял немало решений. По своей структуре НКН состоял из многих элементов, но самым главным был Совет Национальностей, называемый Большой коллегией. Большая коллегия имела свой президиум и исполнительный орган - Малая Коллегия, которая состояла из наркома, его заместителей и пяти членов, избираемых Большой коллегией.
На заседании Коллегии НКН РСФСР от 6 января 1922 г. присутствовали только три члена коллегии: Карклин, Павлович, Ибрагимов и представители от Кабарды - Калмыков, Балкарии - Энеев, Карачая - Алиев, черкесов - Гутякулов, а также отделов представительств. Таким образом, не было наркома и достаточного количества членов самой коллегии. Поэтому нельзя назвать это заседание даже заседанием Малой Коллегии.
9 января Коллегия НКН собралась практически в полном составе. Присутствовали Сталин, Карклин, Павлович, Ибрагимов, Султан-Галиев, Бройдо, Клингер и представители заинтересованных сторон. Поэтому, более правомочным представляется именно заседание от 9 января 1922 г. Вместе с тем, именно то обстоятельство, что на заседании коллегии принимал участие Сталин, позволяет некоторым авторам считать, что только «под личным нажимом Сталина» населенные балкарцами районы были включены в состав образованной 1 сентября 1921 г. Кабардинской АО. Однако Сталин был наркомом, и он должен был принимать непосредственное участие в работе своего наркомата. Что касается изменения решения коллегии, то ст. 45. Конституции РСФСР 1918 г. гласила: «Народный комиссар вправе единолично принимать решение по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии». В данном случае, Сталин даже не единолично принял решение. Решение приняла коллегия.
Из всех членов коллегии НКН РСФСР только Сталин бывал на Северном Кавказе и имел определенное представление о происходящих здесь процессах. Еще в октябре 1920 г. политбюро ЦК РКП (б) приняло решение о командировании Сталина на Кавказ в качестве Чрезвычайного и Уполномоченного Представителя РСФСР. Как известно, в результате Сталин провозгласил Горскую республику. А в 1921 г. Сталин побывал теперь уже Кабарде. Он приехал 27 мая, а уехал 8 августа 1921 г., т.е. пробыл 2,5 месяца. Конечно, он приезжал отдохнуть и подлечиться, но, тем не менее, у него была возможность ознакомиться с особенностями взаимоотношений Кабарды и Балкарии. Что касается других представителей НКН, то у них не было ещё возможности подробнее изучить обстановку в регионе. К тому времени в Москве еще не был накоплен достаточный материал. Первая комиссия ВЦИК под председательством В.И. Невского, отправленная в январе 1921 г. в регион, не совсем смогла разобраться в ситуации. Ее рекомендации не улучшили ситуацию, в результате чего центр вынужден был пойти на демонтаж Горской республики. Кроме этого, была создана комиссия Муромского, которая функционировала недолго. Только в январе 1922 г. началась целенаправленная работа по сбору и систематизации материала по проблемам северокавказских народов. Таким образом, становится очевидным, что у членов НКН не было реальной возможности для вынесения адекватного решения.
По всей видимости, Сталин еще прислушался и к мнению Муромцева, который в докладной записке от 7 января 1922 г. указал, что объединение Кабарды и Балкарии уничтожит земельные споры между Кабардой и Балкарией. Таким образом, именно земельно-территориальный вопрос предопределил вынесение решения об объединении Кабарды и Балкарии.
Относительно границ Балкарии НКН РСФСР постановил необходимым определить их "с соблюдением земельных интересов Балкарии... специальной комиссией ВЦИК". В результате, 16 января 1922 ВЦИК постановил образовать Кабардино-Балкарскую автономную область. Постановление предусматривало установление территориальных границ Кабарды и Балкарии специальной комиссией.
Комиссия должна была заниматься также установлением внешних границ области. Фактически это вело к образованию органа, в котором объединялись территориальные проблемы Кабарды с Горской Республикой и Карачаем, так и Кабарды с Балкарией. Предшествующий исторический опыт свидетельствовал о негативном влиянии такой обстановки на территориальные отношения Кабарды и Балкарии.
Вместе с тем, возникли новые проблемы. Претворение в жизнь постановления ВЦИК от 16 января 1922 г. фактически приостановилось. Дело в том, что оно исходило из решения НКН РСФСР от 9 января 1922 г., по которому были определены принципы организации системы власти в объединенной автономии Кабарды и Балкарии. Во главе объединенной КБАО должен был стоять общий областной исполком, составленный на паритетных началах из представителей Кабардинского и Балкарского исполкомов. Примечательно, что постановление распространяло это правило и на Карачаево-Черкесскую АО.
Такой принцип организации власти не устроил кабардинскую сторону. 10 января 1922 г. за подписью Б. Калмыкова в Наркомнац был отправлен документ, в котором говорилось, что делегаты 9-го съезда Советов от Кабардинской области, обсудив протокол заседания Коллегии НКН от 9-го января, признали «целесообразным и жизненно необходимым создать облисполком из представителей Кабарды, Балкарии и иногороднего населения области (казаки, русские, осетины, немцы, евреи и проч.), т.к. такового населения гораздо больше в области, чем балкарцев».
На самом заседании НКН РСФСР Калмыков таких возражений не привел. По-видимому, обсуждение результата протокола с другими представителями Кабардинской делегации, среди которых были и русские, заставило его изменить решение. В данном случае, Калмыков, по всей видимости, под их воздействием, осознал определенную несправедливость по отношению к этим людям, с которыми он прошел немалый путь. Фактически Калмыков встал на путь защиты прав и интересов иногороднего населения Кабарды, т.к. в Балкарии такового не было. На мой взгляд, именно таким образом необходимо интерпретировать действия в целом руководства Кабарды. Они не были направлены против Балкарии. Балкарская делегация, в свою очередь, предложила Кабардинскому исполкому предоставить иногороднему населению, которое «не занимает определенной территории, а вкраплено среди кабардинцев», «соответствующее количество мест из причитающихся ему в облисполкоме». Такой подход был неприемлем, т.к. он еще сильнее ущемлял права кабардинского населения.
На этом этапе Калмыков решительно стал выступать против предложенного центром механизма объединения Кабарды и Балкарии. Аналогичность протекания процессов в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии проявилась и в том, что и там процесс объединения затормозился. 21 марта 1922 г. НКН предложил Ибрагимову через Президиум ВЦИК ускорить проведение в жизнь положения о Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской автономных областях. По всей видимости, все-таки речь может идти о некоем компромиссе, заложенном в образование указанных автономных областей.
21 апреля 1922 г. Кабардинское Представительство препроводило в Президиум ВЦИК и НКН РСФСР докладную записку исполкома Кабардинской АО, в которой указывалось, что «местные условия не позволяют до сего времени сконструировать областной исполком..., причиной чему является решительный протест населения Кабарды, права коего приравнены к правам населения Балкарии численностью в десять раз меньшего». Кабардинский исполком предлагал, чтобы каждая национальность представительствовала в областном исполкоме пропорционально количеству своего населения. Примечательно, что Кабардинский исполком говорит не о кабардинцах, а о населении Кабарды, т.е. и о других народах, проживающих в Кабарде.
Коллегия НКН на своем заседании от 19 июня посчитала нецелесообразным изменение постановления ВЦИК от 16 января 1922 г. При этом, что странно, Коллегия НКН исходила из того, что «организация объединенного исполкома на паритетных началах единственно правильный путь изживания недоразумений между Кабардой и Балкарией». Но именно постановление ВЦИК от 16 января в данном случае было источником недоразумений.
Наркомнац обязал руководителей Кабарды и Балкарии, Калмыкова и Энеева, в двухнедельный срок организовать объединенный исполком на паритетных началах и предложил Наркомфину не отпускать никаких средств по открывающимся кредитам ни Кабарде, ни Балкарии впредь до организации объединенного исполкома.
Решимость НКН, во что бы то ни стало, завершить процесс объединения Кабарды и Балкарии объяснялась тем, что, таким образом, можно было решить земельный вопрос балкарцев. К этому времени был накоплен большой круг материалов комиссией Дмитриева. В марте-апреле 1922 г. представители многих сел Балкарии направили в комиссию прошение о предоставлении им кабардинских земель.
Большое место в ее работе занимала проблема землевладения и землепользования в Кабарде и Балкарии. Она функционировала в условиях обострения территориальных споров Кабарды и Карачая. Председатель комиссии исходил из необходимости "соблюдения земельных интересов Балкарии", что в совокупности с таким же условием относительно Карачая послужило причиной ухода кабардинской делегации с заседания комиссии. Позиция представителей Кабарды состояла в неприятии намеченного комиссией проекта границ Балкарии "особенно в районе Малки", который совершенно отрезал "все Нагорные пастбища Кабарды". Калмыков, как видно из его телеграммы от 19 июня 1922 г. Сталину, считал, что это "экономически и политически уничтожает Кабарду".
Президиум ВЦИК 22 июня 1922 г. принял постановление, которое содержало решение проблемы этнотерриториального разграничения Кабарды и Балкарии. Оно удовлетворяло земельные интересы Балкарии.
В состав Балкарии включались все земли, "которые были добровольно предоставлены Кабардой в пользование Балкарии в период времени с 1918 по 1921 год включительно". Данное положение касалось юртовых земель кабардинских населенных пунктов. ВЦИК также решил "оставить за Балкарией бывшевладельческие земли Кабарды, находившиеся в фактическом пользовании Балкарии в 1918-1921гг." В постановлении говорилось и об оставлении Балкарии всех лесных полян, предоставленных ей с 1889 г.
Постановление ВЦИК от 22 июня 1922 г. специально затрагивало вопрос о хуторе Долинском, являвшемся предметом противоречий между Кабардой иБалкарией. Он был признан "неотъемлемой частью г. Нальчика".
В целом постановление было приемлемым для обеих сторон. Балкария получила кабардинские земли, на которые претендовала. Положительный момент для Кабарды состоял в том, что ВЦИК в качестве, по всей видимости, "компенсации" этим же постановлением утвердил ее административные границы с Карачаем по реке Кич-Малка, т.е. как хотела Кабарда.
Важнейшим императивом, влиявшим на позицию руководителей Кабарды по вопросу урезания ее национальной территории в пользу Балкарии, явилось то обстоятельство, что постановление ВЦИК от 22 июня 1922 г. исходило из существования объединенной автономной области.
Однако конструирование облисполкома к тому времени не завершилось. ВЦИК 3 июля предложил НКН РСФСР рассмотреть вопрос о выделении Балкарии в автономную область.
7 июля 1922 г. ВЦИК и НКН РСФСР получили телеграмму от Калмыкова. В ней было указано, что между кабардинским и балкарским народами нет серьезных разногласий и земельный вопрос между ними решен ВЦИКом. Калмыков считал, что «создание Кабардино-Балкарской области на паритетных началах вызовет лишь развитие и углубление национализации (так в документе — АК.) как среди балкарского, так кабардинского и других народов» и предлагал отменить постановление ВЦИК от 16 января.
Наркомат по делам национальностей, понимая всю сложность ситуации, принял следующее постановление: " 1. а) полагая, что главной причиной трений между Кабардой и Балкарией является земельный вопрос, приобретающий особо важное значение в связи с тяжелым положением скотоводческих горских племен на Кавказе вообще и стихийным переходом их к земледелию, сопровождающимся постепенным переселением на плоскость признать выделение Балкарии из объединенной Кабардино-Балкарской автономной области в особую автономную область не желательным и не соответствующим развитию экономических и культурных сил как Балкарии, так и Кабарды; б) отметить, что решение президиума ВЦИК от 20/VI (так в документе - АК.) исходит из существования единой КБАО, тесно объединяющей Кабарду и Балкарию и поэтому выделение Балкарии потребует пересмотра земельного вопроса; в) полагая необходимость существования объединенного Кабардино-Балкарского облисполкома напаритетных началах и принимая во внимание большое число населяющих Кабардинскую область нацменьшинств, НКН находит возможным согласиться с предложением создать объединенный исполком с представительством 1/3 oт Кабарды, 1/3 от Балкарии и 1/3 от нацменьшинств, населяющих Кабарду».
С учетом того, что руководство Кабарды требовало пропорционального количеству населения представительства в облисполком, надо признать, что такое решение шло вразрез с требованиями и интересами кабардинцев. Что касается балкарцев, то такое решение они восприняли положительно. Балкария получила земли, а также облисполком формировался не пропорционально количеству населения. 22 июля НКН отправил в Орготдел ВЦИК заключение по вопросу о выделении Балкарии в автономную область, в котором говорилось о том, что «представители Балкарии (т. Энеев, т. Гемуев и др.) категорически высказываются против выделения Балкарии в АО».
Руководители Кабарды вынуждены были согласиться с таким решением. В августе - сентябре 1922 г. фактически завершилось объединение Кабарды и Балкарии. Органы власти автономии в соответствии с постановлением ВЦИК от 22 июня 1922 г. приступили к установлению границ между ее субъектами. В конце октября Коллегия земельного управления КБАО рассматривала вопросы, связанные с урегулированием территориальных отношений между кабардинскими и балкарскими селениями. Эти отношения перешли в качественно иной уровень, перестав носить национальный характер.
Разрешение в основном проблем, связанных с установлением внешних границ КБАО, позволило органам власти области, начиная с 1924 года, заниматься землеустроительными работами и разграничением землепользования Балкарии и граничившими с ней кабардинскими округами. Однако быстро осуществить намечавшиеся планы не удалось. Во-первых, не хватало средств. Во-вторых, со второй половины 20-х гг. начинается новый виток территориальных противоречий между КБАО и Осетией.
Поэтому только к 1928-1929гг. проблема землеустройства была разрешена. Разграничение землепользования Балкарии и Кабарды было основано "на устранении чересполосного землепользования... с отходом в сторону Балкарии 8790 га, и в сторону округов (т.е. Кабарды - А.К.) 8219 га". Такое решение проблемы было утверждено президиумом облисполкома 21 июня 1929 г. Тем самым, спустя семь лет основные положения постановления ВЦИК от 22 июня 1922 г. об этнотерриториальном разграничении Кабарды и Балкарии в рамках объединенного этнополитического административного подразделения были претворены в жизнь.
Была создана специальная комиссия, которая руководила землеустроительными работами в Балкарии, разграничив ее землепользование с прилегающими к ней кабардинскими округами: Урванским, Нальчикским, Баксанским и Нагорным. В ее состав входили исключительно представители балкарской национальности: К. Ульбашев, Ю. Настуев, К. Чеченов, А. Мусукаев и А. Гемуев. Она имела доскональное описание административных границ Балкарии с Кабардой.
Подводя итоги исследованию вопросов землевладения и землепользования в условиях становления и развития государственности Кабардино-Балкарии, можно сделать некоторые выводы. Основным вопросом, предопределившим образование объединенной автономии кабардинского и балкарского народов, был земельный вопрос Балкарии, невозможность решения земельного вопроса балкарцев без прирезки кабардинских земель. Все материалы, подготовленные на разных уровнях власти и относящиеся к проблеме формирования КБАО, подготовленные как сторонниками, так и противниками образования объединенной автономии, свидетельствовали об этом. Даже такой важный вопрос, как вопрос о принципах формирования органов власти, был отодвинут на задний план территориальным фактором. Была найдена удачная, действительно компромиссная, формула. Сущность ее во взаимном признании как земельных интересов и нужд Балкарии, так и исторических национально-территориальных прав Кабарды. 25 августа 1923 г. состоялся экстренный пленум областного исполкома Кабардино-Балкарии, на котором А. Гемуев признал: "...Балкария чувствовавшая малоземелье, получила мирным путем прирезку от Кабарды теперь удовлетворена...". В этой формуле был заложен достаточно глубокий компромиссный потенциал, который позволил снять казавшиеся совсем недавно «неустранимыми» территориальные коллизии между Кабардой и Балкарией. Глубинные предпосылки означенного компромисса лежат в области природно-географических факторов - объективно неустранимой территориальной связанности кабардинского и балкарского народов. Создание Кабардино-Балкарской автономной области стало формой национально-государственной институционализации этой связанности. Все это предопределило безальтернативную необходимость проживания их в рамках одного административного подразделения. Исторический опыт 1920-х гг. показал, что отход от этой линии был чреват пагубными последствиями. Только объединение Кабарды и Балкарии и конструктивный диалог политических лидеров двух народов позволили избежать крупных конфликтов.
Ссылки на источники:
1. Цуциев А., Дзугаев Л. Северный Кавказ. 1780-1995. История и границы. Владикавказ, 1997. С. 12.
2. Тройно Ф.П. Арендные отношения у горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1984. С. 4.
3. За власть Советов в Кабарде и Балкарии. М., 1957. С. 74.
4. С.И.Месяц. Население и землепользование Кабарды. Воронеж, 1928. С. 183.
5. ГАРФ. Ф. 5677. Оп. 5. Д. 32. Л.
6. ЦГА КБР. Ф. Р-264. Оп. 1. Д. 117. Л. 100.
7. Алиев У. Карачай. Ростов-на-Дону, 1997. С. 181.
8. ЦГА КБР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 2. Л. 20.
9. Бугай Н.Ф. Горская АССР: правомерность создания, особенности, причины и ход ликвидации // Национально-государственное строительство в Российской Федерации: Северный Кавказ (1917-1941 гг.) Майкоп, 1995. С.70.
10. ЦГА КБР. Ф. Р-376. Оп. 1. Д.4. Л.9об.
11. ГАРФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 7. Л. 94.
12. ЦГА КБР. Ф. Р-201.Оп. 1.Д. 33. Л. 1.
13. ЦГА КБР. Ф.Р-23.Оп.1. Д.1.Л.18.
14. ЦГА КБР. Ф.Р-376. Оп.1. Д.4.Л. 31.
15. Тере. Март 1993. № 24; Балкария. Июль 2005. № 3 (17).
16. Жизнь национальностей. 21 августа 1922 г. № 7 (152).
17. ГАРФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.
18. Язькова А. Конфликтный потенциал «двухсубъектных республик» Северного Кавказа - Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии // Бюллетень № 1. (сентябрь-ноябрь) «Конфликт-диалог-сотрудничество». Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. М., 1999. С.70.
19. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, переработанное. М., 2003. С. 206.
20. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 108. Л. 1.
21. Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность. Сб. док. Нальчик, 2000. С. 95-96.
22. ГАРФ. Ф. 5677. Оп. 5. Д. 32. Лл. 127, 130, 131, 138-141, 162.
23. ЦГА КБР. Ф.Р-2. Оп. 1. Д.468. Лл.15-19,32-34об, 44-46 об.
24. ЦГА КБР. Ф.Р-6. Оп. 1. Д.622. Л.З.
Ссылки на источники:
1. Цуциев А., Дзугаев Л. Северный Кавказ. 1780-1995. История и границы. Владикавказ, 1997. С. 12.
2. Тройно Ф.П. Арендные отношения у горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1984. С. 4.
3. За власть Советов в Кабарде и Балкарии. М., 1957. С. 74.
4. С.И.Месяц. Население и землепользование Кабарды. Воронеж, 1928. С. 183.
5. ГАРФ. Ф. 5677. Оп. 5. Д. 32. Л.
6. ЦГА КБР. Ф. Р-264. Оп. 1. Д. 117. Л. 100.
7. Алиев У. Карачай. Ростов-на-Дону, 1997. С. 181.
8. ЦГА КБР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 2. Л. 20.
9. Бугай Н.Ф. Горская АССР: правомерность создания, особенности, причины и ход ликвидации // Национально-государственное строительство в Российской Федерации: Северный Кавказ (1917-1941 гг.) Майкоп, 1995. С.70.
10. ЦГА КБР. Ф. Р-376. Оп. 1. Д.4. Л.9об.
11. ГАРФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 7. Л. 94.
12. ЦГА КБР. Ф. Р-201.Оп. 1.Д. 33. Л. 1.
13. ЦГА КБР. Ф.Р-23.Оп.1. Д.1.Л.18.
14. ЦГА КБР. Ф.Р-376. Оп.1. Д.4.Л. 31.
15. Тере. Март 1993. № 24; Балкария. Июль 2005. № 3 (17).
16. Жизнь национальностей. 21 августа 1922 г. № 7 (152).
17. ГАРФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.
18. Язькова А. Конфликтный потенциал «двухсубъектных республик» Северного Кавказа - Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии // Бюллетень № 1. (сентябрь-ноябрь) «Конфликт-диалог-сотрудничество». Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. М., 1999. С.70.
19. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, переработанное. М., 2003. С. 206.
20. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 108. Л. 1.
21. Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность. Сб. док. Нальчик, 2000. С. 95-96.
22. ГАРФ. Ф. 5677. Оп. 5. Д. 32. Лл. 127, 130, 131, 138-141, 162.
23. ЦГА КБР. Ф.Р-2. Оп. 1. Д.468. Лл.15-19,32-34об, 44-46 об.
24. ЦГА КБР. Ф.Р-6. Оп. 1. Д.622. Л.З.