Полный текст статьи
Мошкина Татьяна Ивановна,
учитель математики МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской области
Аннотация. Статья знакомит читателя с компетентностно-ориентированными заданиями и тестами, которые составлены таким образом, чтобы учащиеся могли использовать математические знания в разнообразных ситуациях, в том числе и связанных с различными сферами жизни человека.
Ключевые слова: обучениематематике, компетентностно-ориентированные задания, компетентностно-ориентированные тесты, ключевые компетентности учащихся.
Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения. Компетентность как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно-ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия. Проблема актуальна потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания, а научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями [1].
Работая с компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается коммуникативная компетентность.
Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий и тестов на уроках способствует осознанию обучающимися роли различных предметов в современном мире, применению знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий. Учащиеся самостоятельно добывают, обрабатывают полученную информацию [2].
Мы применяем готовые компетентностно-ориентированные задания и тесты, а также разрабатываем их самостоятельно, так как в литературных источниках, предметных журналах, методических сборниках они практически отсутствуют. Приведем примеры некоторых из них.
5 класс, тема «Действия с натуральными числами»
Проверяемые компетентности: информационно-аналитическая, социально-коммуникативная, проблемно-регулятивная.
Маша и Денис – брат и сестра. Они живут в Лебяжье и планируют провести каникулы в г. Советске Кировской области.
Маше – 10 лет, а ее брату – 16. У Маши и Дениса в Советске живут бабушка, дедушка, дядя с тетей. Родители выделили им на поездку 1500 рублей на двоих. Им необходимо купить билеты туда и обратно, а также не менее одного подарка каждому из родственников. Ознакомившись со следующей информацией, заполните все ячейки таблицы расходов.
Прейскурант цен магазина «Подарки»
Цены на билеты пригородных автобусов
Таблица расходов на поездку
Модельный ответ
6 класс, тема «Модуль числа»
Проверяемые компетентности: информационно-аналитическая, социально-коммуникативная.
Источник информации: Виленкин Н. Я. и др. Математика. 6 класс, п. 28.
Прочитайте п. 28 «Модуль числа» и выполните задания (в группах).
1. Найдите в тексте ответ на вопрос: «Что называют модулем числа?». Запишите определение в тетрадь.
2. Продолжите предложение.
1) Модуль числа не может быть…
2) Противоположные числа имеют равные…
3. Заполните пропуски в предложении.
1) Модуль числа … равен 0.
2) Для … числа и … он равен самому числу.
3) Для отрицательного – … числу.
4. Заполните таблицу, используя данные текста.
5. Ответьте на вопросы теста.
1) Известно, что |а| = 7. Чему равен |–а|? А. 7. Б. – 7. В. 0. Г. 14.
2) Дано уравнение |х| = 3. Корнями данного уравнения являются числа: А. 3 и 0. Б. – 3 и 3. В. 0 и – 3. Г. Нет корней.
6. Уравнение |у – 5| = – 2 не имеет корней. Объясните, почему?
7 класс, тема «Прямая, отрезок, луч»
Проверяемые компетентности: информационно-аналитическая, социально-коммуникативная , проблемно-регулятивная.
Источник информации: Атанасяна Л. С. и др. Геометрия. 7–9 классы, пп. 1, 3.
Прочитайте п. 1 «Точки, прямые, отрезки» и п. 3 «Луч и угол» и выполните задания (в парах).
1. Найдите в тексте ответы на вопросы.
1) Сколько прямых можно провести через две точки?
2) Сколько общих точек могут иметь две прямые?
3) Что такое отрезок?
4) Что такое луч?
2. Продолжите предложение.
1) Прямые обозначают…
2) Точки обозначают…
3. Заполните пропуски в предложении.
Луч обозначают либо … буквой, либо двумя … буквами, первая из которых обозначает …, а вторая – … на луче.
4. Заполните таблицу, используя рисунок.
5. Отметьте четыре точки так, чтобы никакие три не лежали на одной прямой. Через каждую пару точек проведите прямую. Как вы думаете, сколько получилось прямых?
Ссылки на источники
1. Компетентностный подход в образовании // Хабаровский краевой институт развития образования. – URL: http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php.
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3–12.
учитель математики МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской области
Аннотация. Статья знакомит читателя с компетентностно-ориентированными заданиями и тестами, которые составлены таким образом, чтобы учащиеся могли использовать математические знания в разнообразных ситуациях, в том числе и связанных с различными сферами жизни человека.
Ключевые слова: обучениематематике, компетентностно-ориентированные задания, компетентностно-ориентированные тесты, ключевые компетентности учащихся.
Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения. Компетентность как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно-ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия. Проблема актуальна потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания, а научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями [1].
Работая с компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается коммуникативная компетентность.
Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий и тестов на уроках способствует осознанию обучающимися роли различных предметов в современном мире, применению знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий. Учащиеся самостоятельно добывают, обрабатывают полученную информацию [2].
Мы применяем готовые компетентностно-ориентированные задания и тесты, а также разрабатываем их самостоятельно, так как в литературных источниках, предметных журналах, методических сборниках они практически отсутствуют. Приведем примеры некоторых из них.
5 класс, тема «Действия с натуральными числами»
Проверяемые компетентности: информационно-аналитическая, социально-коммуникативная, проблемно-регулятивная.
Маша и Денис – брат и сестра. Они живут в Лебяжье и планируют провести каникулы в г. Советске Кировской области.
Маше – 10 лет, а ее брату – 16. У Маши и Дениса в Советске живут бабушка, дедушка, дядя с тетей. Родители выделили им на поездку 1500 рублей на двоих. Им необходимо купить билеты туда и обратно, а также не менее одного подарка каждому из родственников. Ознакомившись со следующей информацией, заполните все ячейки таблицы расходов.
Прейскурант цен магазина «Подарки»
Продуктовый отдел | ||
Шоколад «Подарочный» | 1 плитка | 25 рублей |
Конфеты шоколадные | 1кг | 165 рублей |
Торт «Пчелка» | 1 штука | 160 рублей |
Сувенирный отдел | ||
Ваза хрустальная | 1 штука | 350 рублей |
Пепельница хрустальная | 1 штука | 175 рублей |
Ремень кожаный | 1 штука | 160 рублей |
Портмоне кожаное | 1 штука | 250 рублей |
Платок пуховый | 1 штука | 270 рублей |
Бусы | 1 штука | 145рублей |
Брошь | 1 штука | 215 рублей |
Отдел «Техника» | ||
Плеер | 1 штука | 550 рублей |
Утюг | 1 штука | 1100 рублей |
Магнитола | 1 штука | 1760 рублей |
Цены на билеты пригородных автобусов
Рейс | Время отправления | Цена билета (рублей) | |
Взрослый | Детский (до 14 лет) | ||
Лебяжье – Окунево | 7.00 | 40 | 20 |
Лебяжье – Лаж | 7.30 | 80 | 40 |
Лебяжье – Кузнецово | 8.00 | 110 | 55 |
Лебяжье – Уржум | 9.00 | 120 | 60 |
Лебяжье – Советск | 13.00 | 100 | 50 |
Таблица расходов на поездку
На проезд | На подарки | |||
Маша | Бабушке | Подарки | Стоимость | |
Дедушке | ||||
Денис | Тете | |||
Дяде | ||||
Итого на проезд: | Итого на подарки: | |||
Всего: | ||||
Остаток: |
Модельный ответ
Верно произведены арифметические действия с учетом возраста детей | 2 балла |
На проезд Маше 50 рублей × 2 = 100 рублей На проезд Денису 100 рублей × 2 = 200 рублей Итого на проезд 300 рублей |
|
Стоимость всех подарков не превышает 1200 рублей | 1 балл |
Ошибкой в этом пункте считается 1 подарок на двух и более человек. При остатке некоторой суммы денег балл за ответ не снижается. | |
Правильно заполнена таблица | 1 балл |
Итого: | 4 балла |
6 класс, тема «Модуль числа»
Проверяемые компетентности: информационно-аналитическая, социально-коммуникативная.
Источник информации: Виленкин Н. Я. и др. Математика. 6 класс, п. 28.
Прочитайте п. 28 «Модуль числа» и выполните задания (в группах).
1. Найдите в тексте ответ на вопрос: «Что называют модулем числа?». Запишите определение в тетрадь.
2. Продолжите предложение.
1) Модуль числа не может быть…
2) Противоположные числа имеют равные…
3. Заполните пропуски в предложении.
1) Модуль числа … равен 0.
2) Для … числа и … он равен самому числу.
3) Для отрицательного – … числу.
4. Заполните таблицу, используя данные текста.
Число | Модуль числа |
5 | |
– 7 | |
0 | |
– 3 |
1) Известно, что |а| = 7. Чему равен |–а|? А. 7. Б. – 7. В. 0. Г. 14.
2) Дано уравнение |х| = 3. Корнями данного уравнения являются числа: А. 3 и 0. Б. – 3 и 3. В. 0 и – 3. Г. Нет корней.
6. Уравнение |у – 5| = – 2 не имеет корней. Объясните, почему?
7 класс, тема «Прямая, отрезок, луч»
Проверяемые компетентности: информационно-аналитическая, социально-коммуникативная , проблемно-регулятивная.
Источник информации: Атанасяна Л. С. и др. Геометрия. 7–9 классы, пп. 1, 3.
Прочитайте п. 1 «Точки, прямые, отрезки» и п. 3 «Луч и угол» и выполните задания (в парах).
1. Найдите в тексте ответы на вопросы.
1) Сколько прямых можно провести через две точки?
2) Сколько общих точек могут иметь две прямые?
3) Что такое отрезок?
4) Что такое луч?
2. Продолжите предложение.
1) Прямые обозначают…
2) Точки обозначают…
3. Заполните пропуски в предложении.
Луч обозначают либо … буквой, либо двумя … буквами, первая из которых обозначает …, а вторая – … на луче.
4. Заполните таблицу, используя рисунок.
Точки | |
Отрезки | |
Прямые | |
Лучи |
Ссылки на источники
1. Компетентностный подход в образовании // Хабаровский краевой институт развития образования. – URL: http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php.
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3–12.