Полный текст статьи
Кузнецова Надежда Владимировна,
учитель математики и физики МКОУ СОШ с. Ильинское Слободского района Кировской области
Аннотация. Статья освещает проблемы и тенденции развития математического образования учащихся сельской школы. Анализируются отдельные проблемы и предлагаются некоторые возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: математическое образование, сельская школа.
Хочется начать с известной притчи Сократа: «Три человека тащат тяжелые камни в гору. Пот катится со всех троих. Одного спросили:
– Что ты делаешь?
– Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
– Что ты делаешь?
– Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
– Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и в утешение им!»
Можно с уверенностью сказать, что в современной сельской школе работают именно те люди, для которых тяжелый кропотливый труд учителя математики мотивирован высокой степенью значимости своей деятельности и основан на самом высшем мотиве учебной деятельности школьников – радости познания.
Хочется надеяться, что и в будущем математическому образованию школьников будет уделяться особая роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей растущего человека не потому, что более лучшего средства для их совершенствования не найдено, а потому, что «тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Эти слова английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона, написанные еще в XIII веке, и сегодня являются самым точным и объективным ответом на вопрос «Для чего изучают математику?»
Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны – развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит логически и осознанно, исследовать явления реального мира. Поэтому главная задача обучения математике – приближать ее содержание к реалиям современной жизни и интегрировать с другими школьными предметами.
В последние годы приоритетным направлением в образовательной политике нашей страны является работа с одаренными детьми. Проводится много конкурсов и олимпиад на различных уровнях. Но показатели учащихся сельской школы не очень высокие, дети почти не попадают финал. Это свидетельствует о снижении уровня преподавания в сельской школе.
Снижение показателей качества на различных ступенях обучения происходит в связи со снижением учебных интересов учащихся, когда учитель из-за сложившихся условий вынужден уделять большое внимание неуспевающим ученикам, а остальным учащимся становится «скучно» и они остаются вне педагогического внимания учителя.
Отрицательная динамика является следствием отсутствия систематической, целенаправленной работы по развитию учащихся.
С целью решения этой проблемы необходимо усилить индивидуальную работу, направленную на полное раскрытие математического потенциала способных учащихся в школах, особенно в классах среднего звена.
Для таких детей в системе внеурочной работы по предмету, дополнительного образования необходимо несколько отойти от навыковой стороны и усилить работу по формированию интеллектуальных умений, мыслительных и логических операций. Опыт ряда учителей показал хорошие возможности включения в содержание обучения интеллектуальных, развивающих игр, оригами, конструирования.
Проведение проектных и исследовательских работ во время уроков, на занятиях ученического научного общества способствует установлению технического и алгоритмического мышления, творческому подходу и общему интеллектуальному развитию учащихся.
Среди проблем при организации дополнительного математического образования можно отметить следующие: малочисленность классов в сельских школах, нехватка учебно-методической литературы (наглядных пособий, раздаточных материалов); отсутствие отработанной системы экзаменов.
Жизнь показывает, что не всем учащимся математика нужна в одинаковой степени, а изучают ее в школе все. И если в преподавании математики на фундаментальном и прикладном уровне нам существенную помощь оказывают сами дети (своими способностями, заинтересованностью, стремлением узнать больше), то на общеобразовательном или общечеловеческом уровне школьная математика имеет на сегодняшний день очень много нерешенных проблем. Сельские школы не имеют возможности открыть профильные и углубленные классы, организовать кружки и факультативы и при усредненном подходе к преподаванию математики в общеобразовательных классах многие дети, имеющие скрытые математические способности и не получившие возможности развить их, постепенно пополняют ряды «средних» учеников с комплексом нереализованности. В то же время именно эти дети, закончив школу и получив соответствующее образование, будут нас лечить, учить наших детей в начальной школе, иностранным языкам, работать в сфере обслуживания, культуры и в других отраслях, с математикой непосредственно не связанных. Но умение логически мыслить, анализировать ситуации, оказывать и убеждать помогут любому «нематематику» стать хорошим профессионалом на своем месте.
Преподавание математики в общеобразовательных классах прежде всего нужно рассматривать с гуманных позиций, имея в виду развитие ребенка в широком смысле, а не только формирование у него математических знаний и умений.
Главной бедой остается формализм знаний учащихся, неумение, возможно и нежелание, применить свои знания в сколько-нибудь нестандартной ситуации. Трудными оказываются задачи, требующие рассуждения, сравнения, доказательства, навыка работы с математическими понятиями, а не простого следования алгоритму. В этом, безусловно, сказываются недостатки преподавания, нацеленность лишь на воспроизведение даваемых сведений, нехватка в обучении примеров различных математических ситуаций, явно недостаточное внимание со стороны учителей к теоретическим аспектам курса, снижение удельного веса устных и полуустных форм работы, в том числе опросов по теории.
Математика среди учебных дисциплин является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной, кропотливой и большой по объему самостоятельной работы. Для того, чтобы успешно учиться математике, надо иметь хорошую память, устойчивое внимание, развитое воображение, логическое мышление, сообразительность и ряд других качеств, о также достаточные способности для учения. Но все эти качества и способности могут и должны развивать у детей учителя.
В сельской общеобразовательной школе, где нет профилированного обучения математике в трех направлениях – естественнонаучном, физико-математическом, гуманитарном, – каждый учитель должен ориентироваться на обязательный минимум, определенный программой, и разрабатывать механизмы не только достижения этого минимума, но и его расширения.
В повышении качества математического образования одной из важных составляющих является обеспечение учебно-методической литературой. Сегодня предлагается широкое многообразие учебной литературы. Так, только по федеральному компоненту для школ выпускается около ста наименований учебной литературы, но часто сельский учитель из-за удаленности населенного пункта от крупных городов не имеет возможности оценить качество учебной литературы при её непосредственном просмотре. При её выборе действует скорее интуитивно, а часто и просто работает с уже имеющимися или присланными по централизованным закупкам учебным пособиям. В связи с этим все недостатки учебного пособия выявляются уже в процессе работы и требуют от учителя большого опыта для их корректировки.
И всё-таки сегодня математика, как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Подводя итоги, особенно хочется отметить, что для обеспечения жизненно важных интересов общества определенная часть учащихся должна изучать математику в достаточном объеме и на достаточно высоком уровне, и выход из этого положения в настоящее время дает дифференциация обучения, как один из основополагающих принципов. Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления, такие как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т. д.
учитель математики и физики МКОУ СОШ с. Ильинское Слободского района Кировской области
Аннотация. Статья освещает проблемы и тенденции развития математического образования учащихся сельской школы. Анализируются отдельные проблемы и предлагаются некоторые возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: математическое образование, сельская школа.
Хочется начать с известной притчи Сократа: «Три человека тащат тяжелые камни в гору. Пот катится со всех троих. Одного спросили:
– Что ты делаешь?
– Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
– Что ты делаешь?
– Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
– Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и в утешение им!»
Можно с уверенностью сказать, что в современной сельской школе работают именно те люди, для которых тяжелый кропотливый труд учителя математики мотивирован высокой степенью значимости своей деятельности и основан на самом высшем мотиве учебной деятельности школьников – радости познания.
Хочется надеяться, что и в будущем математическому образованию школьников будет уделяться особая роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей растущего человека не потому, что более лучшего средства для их совершенствования не найдено, а потому, что «тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Эти слова английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона, написанные еще в XIII веке, и сегодня являются самым точным и объективным ответом на вопрос «Для чего изучают математику?»
Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны – развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит логически и осознанно, исследовать явления реального мира. Поэтому главная задача обучения математике – приближать ее содержание к реалиям современной жизни и интегрировать с другими школьными предметами.
В последние годы приоритетным направлением в образовательной политике нашей страны является работа с одаренными детьми. Проводится много конкурсов и олимпиад на различных уровнях. Но показатели учащихся сельской школы не очень высокие, дети почти не попадают финал. Это свидетельствует о снижении уровня преподавания в сельской школе.
Снижение показателей качества на различных ступенях обучения происходит в связи со снижением учебных интересов учащихся, когда учитель из-за сложившихся условий вынужден уделять большое внимание неуспевающим ученикам, а остальным учащимся становится «скучно» и они остаются вне педагогического внимания учителя.
Отрицательная динамика является следствием отсутствия систематической, целенаправленной работы по развитию учащихся.
С целью решения этой проблемы необходимо усилить индивидуальную работу, направленную на полное раскрытие математического потенциала способных учащихся в школах, особенно в классах среднего звена.
Для таких детей в системе внеурочной работы по предмету, дополнительного образования необходимо несколько отойти от навыковой стороны и усилить работу по формированию интеллектуальных умений, мыслительных и логических операций. Опыт ряда учителей показал хорошие возможности включения в содержание обучения интеллектуальных, развивающих игр, оригами, конструирования.
Проведение проектных и исследовательских работ во время уроков, на занятиях ученического научного общества способствует установлению технического и алгоритмического мышления, творческому подходу и общему интеллектуальному развитию учащихся.
Среди проблем при организации дополнительного математического образования можно отметить следующие: малочисленность классов в сельских школах, нехватка учебно-методической литературы (наглядных пособий, раздаточных материалов); отсутствие отработанной системы экзаменов.
Жизнь показывает, что не всем учащимся математика нужна в одинаковой степени, а изучают ее в школе все. И если в преподавании математики на фундаментальном и прикладном уровне нам существенную помощь оказывают сами дети (своими способностями, заинтересованностью, стремлением узнать больше), то на общеобразовательном или общечеловеческом уровне школьная математика имеет на сегодняшний день очень много нерешенных проблем. Сельские школы не имеют возможности открыть профильные и углубленные классы, организовать кружки и факультативы и при усредненном подходе к преподаванию математики в общеобразовательных классах многие дети, имеющие скрытые математические способности и не получившие возможности развить их, постепенно пополняют ряды «средних» учеников с комплексом нереализованности. В то же время именно эти дети, закончив школу и получив соответствующее образование, будут нас лечить, учить наших детей в начальной школе, иностранным языкам, работать в сфере обслуживания, культуры и в других отраслях, с математикой непосредственно не связанных. Но умение логически мыслить, анализировать ситуации, оказывать и убеждать помогут любому «нематематику» стать хорошим профессионалом на своем месте.
Преподавание математики в общеобразовательных классах прежде всего нужно рассматривать с гуманных позиций, имея в виду развитие ребенка в широком смысле, а не только формирование у него математических знаний и умений.
Главной бедой остается формализм знаний учащихся, неумение, возможно и нежелание, применить свои знания в сколько-нибудь нестандартной ситуации. Трудными оказываются задачи, требующие рассуждения, сравнения, доказательства, навыка работы с математическими понятиями, а не простого следования алгоритму. В этом, безусловно, сказываются недостатки преподавания, нацеленность лишь на воспроизведение даваемых сведений, нехватка в обучении примеров различных математических ситуаций, явно недостаточное внимание со стороны учителей к теоретическим аспектам курса, снижение удельного веса устных и полуустных форм работы, в том числе опросов по теории.
Математика среди учебных дисциплин является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной, кропотливой и большой по объему самостоятельной работы. Для того, чтобы успешно учиться математике, надо иметь хорошую память, устойчивое внимание, развитое воображение, логическое мышление, сообразительность и ряд других качеств, о также достаточные способности для учения. Но все эти качества и способности могут и должны развивать у детей учителя.
В сельской общеобразовательной школе, где нет профилированного обучения математике в трех направлениях – естественнонаучном, физико-математическом, гуманитарном, – каждый учитель должен ориентироваться на обязательный минимум, определенный программой, и разрабатывать механизмы не только достижения этого минимума, но и его расширения.
В повышении качества математического образования одной из важных составляющих является обеспечение учебно-методической литературой. Сегодня предлагается широкое многообразие учебной литературы. Так, только по федеральному компоненту для школ выпускается около ста наименований учебной литературы, но часто сельский учитель из-за удаленности населенного пункта от крупных городов не имеет возможности оценить качество учебной литературы при её непосредственном просмотре. При её выборе действует скорее интуитивно, а часто и просто работает с уже имеющимися или присланными по централизованным закупкам учебным пособиям. В связи с этим все недостатки учебного пособия выявляются уже в процессе работы и требуют от учителя большого опыта для их корректировки.
И всё-таки сегодня математика, как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Подводя итоги, особенно хочется отметить, что для обеспечения жизненно важных интересов общества определенная часть учащихся должна изучать математику в достаточном объеме и на достаточно высоком уровне, и выход из этого положения в настоящее время дает дифференциация обучения, как один из основополагающих принципов. Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления, такие как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т. д.