Полный текст статьи
Кушова Светлана Владимировна,
учитель математики МОАУ «Лицей № 21», г. Киров
Аннотация. Статья посвящена вопросам преемственности перехода к стандартам второго поколения через реализацию инновационной деятельности образовательного учреждения на уроках и дополнительных занятиях по математике.
Ключевые слова: обучение математике, основное образование, дополнительное образование, реализация воспитательных целей.
С введением стандартов нового поколения в изучении математике в школе сохраняется фундаментальный характер образования, направленный на освоение школьниками основополагающих понятий, создающих основу математической грамотности для разных сфер будущей профессиональной деятельности учащихся.
Но в связи с требованиями сегодняшнего дня, меняются традиционные формы, методы (к примеру, на методы системно-деятельностного подхода к обучению) и средства обучения математике в школе, что предусмотрено стандартами второго поколения в программе общего образования. Так, например, уделяется много внимания для использования информационных и других инновационных технологий.
Изучение математики в школе направлено на достижение следующих целей:
1) на достижения предметных результатов, т. е. овладение математическими знаниями и умениями, развитие механизмов мышления для математической деятельности (образовательная цель рассчитана на познавательный аспект, поэтому обучающая – сформировать понятие, способствовать формированию знаний, формированию представлений);
2) в метапредметном направлении (развивающая цель, рассчитанная на формирование компетентностей учащихся, таких как информационная, коммуникативная, социальная, проектная, технологическая, рефлексивная);
3) в направлении личностного развития, что подразумевает развитие логического и критического мышления; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения [1].
В последнем направлении и реализуются традиционные воспитательные цели уроков математики и дополнительных занятий по математике.
Итак, в чём же заключается воспитательный потенциал уроков и дополнительных занятий по математике в условиях реализации инновационной деятельности нашего образовательного учреждения?
Во-первых, для учащихся созданы все условия для воспитания интереса к предмету, как на уроках, через различные инновационные технологии обучения, так и внеурочно. Для среднего звена – это периодическое проведение математических игр и различных конкурсов, для старшеклассников – занятия в рамках семинара [2]. Для тех и других ежегодно проводится декада математики, посвящённая имени известного учёного. Например, в прошлом году это была неделя, посвящённая популяризатору математических наук Я. И. Перельману, в этом годунеделя былапосвящена 450-летию со дня рождения Галилео Галилея. Учащиеся, выполняя те или иные задания, знакомились с научными открытиями, с биографией. По моему убеждению, изучение биографии учёного, как личности увлечённой своей идеологией, оказывает воспитательный эффект и на личность учащегося.
Нашей гордостью является летний математический лагерь-тренинг «Математика. Творчество. Интеллект» [3]. Здесь занятия могут вести как учителя, так и учащиеся. Направления и темы занятий определяются интересами детей к тем или иным темам математики и смежным предметам (физика, информатика). Формы таких занятий очень разнообразны: мастерские, клубы по интересам, экскурсии, лаборатории, эксперименты, проекты, игры и т. д. А перед началом нового учебного года мы вывозим учащихся на три дня в загородный лагерь «Прорыв», где есть возможность полностью погрузиться в математическое творчество.
Организованная таким образом внеурочная деятельность способствует формированию культуры межличностных отношений, позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, учащихся лицея, способствует пониманию мировоззренческой идеи познавательности мира на примере каких-то открытий.
Хочется несколько слов сказать и про уроки, проводимые нашими учителями математики с точки зрения реализации воспитательных целей. Основная воспитательная цель уроков математики – это формирование мировоззрения, создание условий для воспитания интереса к предмету, для формирования личностных качеств, например, самостоятельности (через самостоятельное решение задачи), грамотной математической речи, определённых качеств личности, таких как, культура умственного труда, чувство ответственности за результат своего труда, самодисциплина, настойчивость и упорство в достижении цели, трудолюбие.
Ссылки на источники
1. Примерные программы основного общего образования (стандарты второго поколения). Математика. – М.: Просвещение, 2010.
2. Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. – 2013. – № 05 (май). – ART 13116. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13116.htm.
3. Горев П. М. Математический лагерь в школе: история становления и технологические находки // Концепт. – 2012. – №5 (май). – ART 1253. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1253.htm.
учитель математики МОАУ «Лицей № 21», г. Киров
Аннотация. Статья посвящена вопросам преемственности перехода к стандартам второго поколения через реализацию инновационной деятельности образовательного учреждения на уроках и дополнительных занятиях по математике.
Ключевые слова: обучение математике, основное образование, дополнительное образование, реализация воспитательных целей.
С введением стандартов нового поколения в изучении математике в школе сохраняется фундаментальный характер образования, направленный на освоение школьниками основополагающих понятий, создающих основу математической грамотности для разных сфер будущей профессиональной деятельности учащихся.
Но в связи с требованиями сегодняшнего дня, меняются традиционные формы, методы (к примеру, на методы системно-деятельностного подхода к обучению) и средства обучения математике в школе, что предусмотрено стандартами второго поколения в программе общего образования. Так, например, уделяется много внимания для использования информационных и других инновационных технологий.
Изучение математики в школе направлено на достижение следующих целей:
1) на достижения предметных результатов, т. е. овладение математическими знаниями и умениями, развитие механизмов мышления для математической деятельности (образовательная цель рассчитана на познавательный аспект, поэтому обучающая – сформировать понятие, способствовать формированию знаний, формированию представлений);
2) в метапредметном направлении (развивающая цель, рассчитанная на формирование компетентностей учащихся, таких как информационная, коммуникативная, социальная, проектная, технологическая, рефлексивная);
3) в направлении личностного развития, что подразумевает развитие логического и критического мышления; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения [1].
В последнем направлении и реализуются традиционные воспитательные цели уроков математики и дополнительных занятий по математике.
Итак, в чём же заключается воспитательный потенциал уроков и дополнительных занятий по математике в условиях реализации инновационной деятельности нашего образовательного учреждения?
Во-первых, для учащихся созданы все условия для воспитания интереса к предмету, как на уроках, через различные инновационные технологии обучения, так и внеурочно. Для среднего звена – это периодическое проведение математических игр и различных конкурсов, для старшеклассников – занятия в рамках семинара [2]. Для тех и других ежегодно проводится декада математики, посвящённая имени известного учёного. Например, в прошлом году это была неделя, посвящённая популяризатору математических наук Я. И. Перельману, в этом годунеделя былапосвящена 450-летию со дня рождения Галилео Галилея. Учащиеся, выполняя те или иные задания, знакомились с научными открытиями, с биографией. По моему убеждению, изучение биографии учёного, как личности увлечённой своей идеологией, оказывает воспитательный эффект и на личность учащегося.
Нашей гордостью является летний математический лагерь-тренинг «Математика. Творчество. Интеллект» [3]. Здесь занятия могут вести как учителя, так и учащиеся. Направления и темы занятий определяются интересами детей к тем или иным темам математики и смежным предметам (физика, информатика). Формы таких занятий очень разнообразны: мастерские, клубы по интересам, экскурсии, лаборатории, эксперименты, проекты, игры и т. д. А перед началом нового учебного года мы вывозим учащихся на три дня в загородный лагерь «Прорыв», где есть возможность полностью погрузиться в математическое творчество.
Организованная таким образом внеурочная деятельность способствует формированию культуры межличностных отношений, позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, учащихся лицея, способствует пониманию мировоззренческой идеи познавательности мира на примере каких-то открытий.
Хочется несколько слов сказать и про уроки, проводимые нашими учителями математики с точки зрения реализации воспитательных целей. Основная воспитательная цель уроков математики – это формирование мировоззрения, создание условий для воспитания интереса к предмету, для формирования личностных качеств, например, самостоятельности (через самостоятельное решение задачи), грамотной математической речи, определённых качеств личности, таких как, культура умственного труда, чувство ответственности за результат своего труда, самодисциплина, настойчивость и упорство в достижении цели, трудолюбие.
Ссылки на источники
1. Примерные программы основного общего образования (стандарты второго поколения). Математика. – М.: Просвещение, 2010.
2. Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. – 2013. – № 05 (май). – ART 13116. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13116.htm.
3. Горев П. М. Математический лагерь в школе: история становления и технологические находки // Концепт. – 2012. – №5 (май). – ART 1253. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1253.htm.