Полный текст статьи
Печать
Дудырева Татьяна Анатольевна,
учитель математики МОУ СОШ с. Каринка, Кировская область
 
Аннотация. В работе представлено внеклассное занятие по математике в игровой форме, посвященное празднованию Дня числа Пи.
Ключевые слова: внеклассное мероприятие, число Пи, конкурсы и задания для команд, памятники числу Пи.
 
Число Пи является одним из интереснейших чисел, встречающихся при изучении математики. Оно встречается и в других школьных дисциплинах. С числом Пи связано много интересных фактов, поэтому оно вызывает интерес к изучению. К этому мероприятию дети серьёзно готовились: составляли презентации о числе Пи, выпустили газеты, подобрали для этого очень интересный материал.
Общая дидактическая цель занятия – создать условия для осознания и осмысления изученного материала, для закрепления и обобщения знаний о числе Пи, активизации познавательной активности школьников при изучении математики.
Триединая дидактическая цель. Воспитательный аспект: воспитывать коммуникативные отношения среди учащихся, умение работать коллективно, уверенность в себе и умение сосредоточиться на главном. Образовательный аспект: осознать, осмыслить и систематизировать знания о числе Пи. Развивающий аспект: развивать смекалку, логику, внимание, познавательный интерес, творческие способности учащихся, интерес к изучению математики.
Основные задачи: знакомство с историей числа Пи; выявление интересных фактов о числе Пи.
«Куда бы мы ни обратили свой взор, мы видим проворное и трудолюбивое число Пи: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине» (Ф.Кымпан).
 Первый этап – подготовительный. Каждый класс-команда («ПИраты» и «Юные ПИфагорейцы») готовит к этому дню:
– газету, посвященную числу Пи (оценивается до 10 баллов);
– презентацию о числе Пи (оценивается до 10 баллов);
– повторяет ранее изученные темы: формулы площади круга, длины окружности (площади сферы, объёма шара); римскую нумерацию;
– учится разгадывать ребусы.
Вступительное слово учителя. Добрый день всем присутствующим сегодня здесь в нашем кабинете. Создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу. У нас сегодня всё будет хорошо и всё получится. Мы сегодня отмечаем День числа Пи. Это Международный день. В этот день любители математики:
– пекут ПИрог с изображением греческой буквы;
– решают различные головоломки и задачи;
– водят хороводы вокруг предметов, связанных с числом Пи.
Сегодня мы поговорим о том, для чего нужно вычислять число Пи, вспомним, что такое число Пи.  Для начала предлагаю всем вместе отгадать ребус. Так же сегодня мы будем читать стихи об этом числе, кто-то вспомнит, а кто-то узнает мнемонические правила для запоминания цифр в записи числа Пи, поговорим о его истории, увидим памятники, посвященные этому числу.
Второй этап – основной. Итак, мы начинаем!
Первый конкурс. Представление команд (максимум 10 баллов). Презентации команд «Число пи» и «Презентация про пи». За газету (отдельно) максимум 10 баллов. Одна команда посвятила свою газету памятникам числуПи;другая стихам и мнемоническим правилам об этом числе.
Второй конкурс. Разминка (каждый вопрос приносит команде 1 балл). Каждой команде необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для команд (команды отвечают по очереди).
1. Когда отмечают день числа Пи?
2. Как найти длину окружности?
3. Какой угол называют тупым?
4. Сколько граммов в 1 тонне?
5. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа?
6. Назовите наименьшее натуральное число.
7. Что такое периметр треугольника?
8. Как называют результат сложения?
9. Как найти площадь круга?
10. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
11. Какой угол называют развернутым?
12. Назовите наибольшее натуральное число.
Музыкальная пауза.
Третий конкурс. Презентация о числе Пи (максимум 10 баллов).
Четвёртый конкурс. Римская нумерация (каждая угаданная цифра – 1 балл, угаданное число – 3 балла, объяснение – 2 балла)
По одному человеку от класса-команды выходят к доске и по очереди называют написанные римские цифры. В этот момент дети расшифровывают дату, зашифрованную римскими цифрами. Необходимо также объяснить, как эта дата связана с числом Пи. Например:
МСMLXXXVII – M+CM+LXXX+VII = 1000+(1000+100)+(50+10+10+10)+7 = 1987 (год, когда Ларри Шоу придумал этот неофициальный праздник).
  Пятый конкурс. «Заморочки» из бочки (каждая «заморочка» – 3 балла).
1. Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь?
2. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
3. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиною 6 метров?
4. Два землекопа выкапывают 2 метра канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы?
5. Во сколько раз лестница на 6 этаж дома длиннее лестницы на 2 этаж этого же дома?
6. Книга стоит 100 рублей и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
Музыкальная физкультминутка.
Шестой конкурс. Кто сильней?
Как-то лев и мышь собрали на полянке всех зверей
 И упрямо спорить стали, кто из них двоих сильней?
Спор ужасно долго длился, наконец, сказала рысь:
«Тот сильней, чья сумма чисел будет больше, разберись!»
 
     

Седьмой конкурс. Поразмыслим.
Найдите закономерность и впишите недостающее число.
 
                         

Восьмой конкурс. Дорисуй.
 
                                     

Девятый конкурс. Разгадай ребус. 
Предоставим возможность жюри подвести итоги.
Для простого человека высчитанного числа Пи вроде бы уже достаточно. Но как же математики могут забыть про это интереснейшее число. Они в поте чела продолжают свой тяжкий труд и упорно стараются высчитать еще больше десятичных знаков числа Пи. Если вас заинтересовало это необычное число Пи, то найдите в Интернете всю последовательность этого числа и попробуйте прочитать там что-то интересное. И может вам повезет, и вы станете известным писателем или поэтом.
Пи является «… загадочным числом 3,14159…, которое лезет в дверь, в окно и через крышу» (А. де Морган).