Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы религиозного экстремизма в интернете. В статье дается краткий анализ решения проблемы, которая связана с противодействием пропаганды экстремистской деятельности на сайтах, осуществляющих свою работу на территории Российской Федерации. Дан краткий перечень мер для осуществления борьбы с «информационным джихадом» в Интернет-ресурсах.
Ключевые слова: интернет, религиозный экстремизм, ислам, пропаганда, «информационный джихад».
Интернет является разнородной средой, в которой возможно размещение любой информации, в том числе нежелательных материалов, призывающих к нарушению целостности Российской Федерации, подрыву государственной безопасности, созданию незаконных вооруженных формирований и осуществлению террористических актов. Все эти материалы попадают под ограничения Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114 «О противодействии экстремисткой деятельности», который запрещает их издание и распространение.
После поражения сторонников независимости Чечни и создания исламского государства на Северном Кавказе религиозные экстремисты ушли в подполье, сделав одним из каналов своей пропаганды Интернет. Основы глобальной паутины интернет – легкий доступ и отсутствие цензуры информации в сети – дают огромные возможности для неограниченной пропаганды религиозного и этнического экстремизма. Все Интернет-ресурсы подобного характера ведут свою работу из-за рубежа и имеют международные домены «.com», «.org», «.info» и другие.
Свой доклад я хочу посвятить проблемам противодействия пропаганде религиозного экстремизма в глобальной сети.
Представители этого экстремизма называют свою работу в глобальной сети «информационным джихадом». Аудитория подобных Интернет-ресурсов, к сожалению, являющаяся объектом их пропаганды, довольно широка. «Информационный джихад является одним из важнейших направлений джихада, призванным распространять слово Аллаха.
На мой взгляд, можно выделить следующие трудности в борьбе с «информационным джихадом».
В первую очередь трудности правового характера. Федеральный закон № 114 «О противодействии экстремисткой деятельности» устанавливал ответственность за экстремистскую деятельность для юридических лиц и СМИ, предусматривал возможность остановки работы организации, если в ней есть экстремистский призыв. Но прекращение работы организации возможно только лишь с одновременной подачей иска о ее запрете и ликвидации. Закон также вводил институт запрета и на не зарегистрированные в качестве юридических лиц организации, если они занимаются экстремистской деятельностью. Однако в силу одной из особенностей Интернета – бесконтрольности подачи информации – данные нормы в отношении распространителей экстремистских материалов в сети, являлись практически «беззубыми».
Одним из важных изменений, внесенных в закон в июле 2006 года, было дополнение статьи 15 частью четвертой следующего содержания: «Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона, признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке». Таким образом, в случае установления авторства экстремистских материалов, в том числе размещаемых в сети, возникала индивидуальная ответственность, установленная уголовным и административным законодательством. Однако на практике осуществить все предусмотренные законом процедуры, чтобы привлечь к ответственности автора статьи экстремистского содержания довольно трудно: нужно определить авторство, найти этого человека, провести экспертизу статьи и, наконец, рассмотреть дело в суде.
24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон № 211 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». Он внес изменения в ФЗ № 114, предусматривающие размещение в сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регистрацию организаций, перечня религиозных и общественных организаций, деятельность которых приостановлена или запрещена судом в связи с осуществлением экстремисткой деятельности. Статья 13 новой редакции закона гласила: «Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу… Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации» [1].
В последнее время появляется все больше новых предложений по противодействию пропаганды экстремизма и сепаратизма в Интернете. Так, в апреле 2010 года Генеральная прокуратура РФ выступила с инициативой внести новые коррективы в законы о СМИ, о противодействии экстремизму и в Уголовный кодекс. В частности, ограничить возможность российских граждан пользоваться информацией сайтов экстремистского характера после принятия соответствующего решения суда, то есть ввести для Интернет-ресурсов те же правила, которые сейчас существуют в отношении СМИ, уличенных в распространении экстремистских материалов. После опубликования списка экстремистских сайтов и материалов на официальном сайте федеральной службы, все российские провайдеры, действующие в Российской Федерации, обязаны ограничить пользование такими сайтами в течение месяца.
С правовыми аспектами борьбы с пропагандой экстремизма тесно связаны проблемы технического свойства. Большая часть нежелательных материалов размещается на серверах, географически находящихся вне России, то есть не относящихся к российской юрисдикции, что формально выводит их из-под законодательного запрета. Вместе с тем опыт некоторых государств показывает, что существуют технические средства блокировки поступления такой нежелательной информации к пользователям сети. Например, в Иране в 2006 году власти запретили подключение на скорости более 128 килобит/c. Смысл такого ограничения состоит в том, что на низкой скорости трудно скачивать любой значительный по объемам материал. В свою очередь в Китае используется косвенная блокировка доступа к нежелательной информации. Метод состоит в том, чтобы не допустить появления по результатам запросов на поисковых сайтах типа yandex.ru и google.com ссылок на нежелательные материалы. Такой метод достаточно либерален, т. к. если пользователь знает точный адрес нужных ему материалов, он может получить к ним доступ, а кто не знает, не сможет его узнать с помощью поисковой системы [2]. Вместе с тем, мы можем констатировать, что ни один из рассмотренных формальных технических способов блокировки доступа к сепаратистским сайтам пока в России не используется.
У пользователей фактически нет никаких законодательных и технических препятствий к просматриванию нежелательных материалов у себя дома или на рабочем месте.
В связи с этим особую актуальность приобретает не столько введение запретов, сколько необходимость критического прочтения содержания этих сайтов, а значит проблема идеологического характера. В своих материалах сторонники отделения Северного Кавказа от России используют историческую связь этнического и религиозного, манипулируют национальным самосознанием. Они заведомо ложно толкуют историю, например, на подобных сайтах распространяется информация о том, что кавказские народы в течение многих веков не прекращают войну с Россией. Следует отметить, что на сайтах сепаратистов широко используются исламские религиозные термины, такие как «джихад» («усердие» на пути Всевышнего), «моджахеды» («борцы»), «муртады» («отступники»), «кафиры» («неверные»), придающие соответствующую идеологическую оценку деятельности сепаратистов, как мучеников и поборников веры, а их противников, как неверующих и предателей. Идеологическую активность ислама легко объяснить с точки зрения его большего интегративного потенциала в отличие от этнической идентичности [3]. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что на государственном уровне до сих пор не сознано достойной альтернативы подобному влиянию на людей, нет объединяющей всех россиян надрелигиозной идеологии. В связи с этим важной составляющей борьбы с религиозным экстремизмом должно стать формирование межконфессиональной толерантности, культуры согласия и мира, пропаганда социальной справедливости, равенства и братства народов.
Все это невозможно без проведения мер социально-экономического характера. Ни для кого не секрет, что существующие в регионе социально-экономические проблемы (безработица, социальная нестабильность, маргинализация большей части населения) и сложная криминальная ситуация создают благоприятную среду для распространения центробежных сепаратистских идей. Таким образом, противодействие пропаганде религиозного экстремизма в глобальной сети связано с трудностями правового, технического, идеологического и социально-экономического характера.
В связи с этим, я считаю, что действенными мерами в борьбе с «информационным джихадом» может стать разоблачение лживой риторики экстремистов, активная национальная государственная политика, направленная на выравнивание социально-экономических показателей Северо-Кавказских республик, которые пока демонстрируют отставание от других регионов России. Вместе с тем, необходимым является разумное сочетание законодательных и технических ограничений распространения нежелательной информации в Интернете.
Ссылки на источники
1. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114 «О противодействии экстремисткой деятельности» (в ред. от 29.04.2008) // Консультант-плюс. Электронный адрес документа http://base.consultant.ru
2. Торчинский Ф.И. Ограничение доступа к материалам определенного характера в Интернете: возможности и практика // Интернет и национал-экстремизм в России: Сб. статей / Cост. Д.В. Дубровский. – СПб: Звезда. – 2007. – С. 3–24.
3. Юсупова Г.И. Роль идеологического фактора в противодействии религиозно-политическому и этническому экстремизму // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Изд-во «Лотос», 2008. – Т. 1. – С.444–446.
Omarov Bagautdin Magomedovich,
Candidate of philosophy sciences, senior teacher department of philosophy "Dagestan State Technical University, Mahachkala
Promotion of religious extremism on the Internet: problems of counteraction and way of their decision
Abstract. This article is devoted to consideration of a problem of religious extremism on the Internet. In article the short analysis of a solution which is connected with counteraction of promotion of extremist activity on the sites which are carrying out the work in the territory of the Russian Federation is given. The short list of measures for fight implementation with "information jihad" in Internet resources is given.
Keywords: internet, religious extremism, Islam, promotion, "information jihad"