Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена анализу русских пословиц поговорок, посвященных обману и правде. Ее цель – описать отношение носителей русского языка к вышеупомянутым проявлениям жизни человека.
Ключевые слова: пословица, поговорка, русский народ, обман, правда.

Давно подмечено, что мудрость и дух народа ярко проявляются в его пословицах и поговорках. Им свойственна афористическая сжатость суждения о самых различных сторонах жизни человека. Неудивительно, что они становятся бесценным материалом исследований не только филологов, но и историков, писателей, философов. Передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки шлифуются, совершенствуются, приобретают предельную точность, меткость и лаконичность. 

У каждого народа свои пословицы и поговорки, отражающие особенности быта, исторической судьбы, национального самосознания. Знание этих пословиц и поговорок способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. В них запечатлено необозримое многообразие человеческих отношений, переживаний.

По мнению В.И. Даля, пословица – «маленькая притча», поговорка – «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, …. Но без притчи, без суждения, заключения, применения; это первая половина пословицы» [1].

Как справедливо утверждает В. И. Даль, «толковать и объяснять пословицы надо крайне осмотрительно, чтобы не обратить этого дела в свою игрушку. Особенно опасно искать ученым взглядом того, чего бы найти хотелось» [1]. Однако, толкование пословиц и поговорок, их анализ, интерпретация – дело нужное и полезное. Оно помогает установить традиционное отношение к какому-либо явлению носителей того или иного языка, а также понять определенный национальный характер.

Для нашего анализа из сборника В.И. Даля [1] отобраны 187 русских пословиц и поговорок, связанных с обманом, неправдой, и 110 аналогичных номинаций, связанных с правдой, истиной. Мы рассматриваем традиционное отношение носителей русского языка к заявленным явлениям.

Как и можно было предположить, из 187 исследованных пословиц и поговорок большинство выражают отрицательное отношение к обману, лжи: Молодому лгать вредно, старому непотребно; Лучше умереть, чем неправду терпеть. Из 110 изученных пословиц и поговорок 17 все же непосредственно указывают на отрицательное отношение к правде. В них говорится о том, что правда не всегда хороша, она бывает убыточна и неприятна: На правде ничего не возьмешь, На правде недалеко уйдешь: либо затянешься, либо надорвешься.

Наказание за неправду, мошенничество естественно подразумевается в 21 изученной пословице и поговорке. Например, Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить; Кто неправдой живет, того бог убьет. Однако, положительное отношение к жульничеству, лжи и т.д. отражено в 18 номинациях: Не плачь по правде, обживайся с кривдой! Сладкая ложь лучше горькой правды.

Играющие не последнюю роль хитрость и смекалка обманывающих также упомянуты в некоторых примерах (Лукавой бабы и в ступе не утолчешь).  Отпетость обманывающих подчеркивается в 27 исследуемых пословицах и поговорках: Что ступит, то соврет; Плут на плуте едет, плутом погоняет. В некоторых номинациях имеется и прямое указание на связь обмана с воровством: Вспомогательные глаголы: лгать и красть.

Легкость, элементарность обманных действий отражены в 11 изученных паремиях: Врать – не мякину жевать, не подавишься; Недорого возьмет соврать. В некоторых из них речь идет об очевидности (иногда основанной на явной нелепости) неправды, обманных действий. Например, Так путает, что сам дороги домой не найдет (т.е. так врет, что сам во лжи путается).

Однако, обман, неправда не могут существовать долго. Эта недолговечность подчеркивается в десяти исследованных единицах: Ложь стоит до улики; Неправда выйдет наружу. В то же время, упоминается и неистребимость обмана, лжи как неотъемлемой части жизни людей: Свет спокон веку неправдой стоит; Как себя не поведешь, от неправды не уйдешь.

С религией связана 21 изученная пословица и поговорка. В них ложь и обман рассматриваются как грех: Всякая неправда от лукавого; Всякая неправда грех. Еще несколько примеров указывают на духовную природу правды, на ее угодность богу: Кто правду хранит, того бог наградит; Правда свята, а мы люди грешные.

В традиционном контексте русских пословиц и поговорок правда, истина характеризуются достаточно определенно: Кто за правду горой, тот истый герой. Так, в 19 примерах упоминается сила правды, ее непотопляемость,  мощь, иногда сверхъестественные способности: Деньги смогут много, а правда все; Завали правду золотом, затопчи в грязь – все наружу выйдет. 9 номинаций намекают на неизбежность установления правды, ее торжество. Например, От правды некуда деваться; Правда, что шило в мешке – не утаишь. Однако, встречаются единичные случаи упоминания торжества неправды, лжи – Правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла.

В тоже время, в некоторых русских пословицах и поговорках заявляется, что правды не существует вообще: И твоя правда, и моя правда и везде правда – и нигде ее нет; Изжил век, а все правды нет. Истинным просто становится купленное за деньги: Сто рублей есть, так и правда твоя.

Правда горька (Говорить правду – терять дружбу), она для всех своя (У всякого Павла своя правда), хотя бывает и единственной, неповторимой (Лжей много, а правда одна). Правда не всем мила (Всяк правду трубит, да не всяк правду любит). Истину тяжело сообщать по разным причинам (Правду говори, что дрова руби; Сказал бы богу правду, да черта боюсь). К тому же, к истине нужно относиться очень серьезно, с ответственностью: Правда шутки не любит; С правдой шутить – что с огнем.

Нередко сущность правды, ее сила описываются с преувеличением, что помогает подчеркнуть важность истины в нашей жизни, ее роль и мощь: Правда светлее солнца; Дороги твои сорок соболей, а на правду и цены нет.

Зачастую истина связывается с немногословностью, лаконичностью выражения: Правда не речиста; На правду мало слов: либо да, либо нет. В нескольких изученных пословицах и поговорках говорится о том, что правда должна существовать не только на словах, но и на деле: Молвя правду, правду и чини; Всяк правду хвалит, да не всяк ее сказывает.

Итак, в ходе анализа интересующих нас пословиц и поговорок нами было выявлено, что отношение русского народа к феноменам обмана и правды неоднозначное. За редким исключением наблюдается негативная оценка обмана, лжи, притворства носителями русского языка. Неправда воспринимается как грех, нечто опасное. Правда же - духовная ценность народа, которая всегда проявляет себя, но бывает жестока и от того не любима людьми. Причины такого отношения к обманным действиям и праведным делам вполне объяснимы: русские люди ждут моральных оценок со стороны своего окружения, требуют от него искренности, глубоко стыдятся нечестных поступков [2]. 

В исследованном материале мы находим подтверждение наблюдениям авторов «Анталогии концептов» о высокой степени эмоциональности русских людей в их отношении к обману/ истине; об их склонности к пассивности в обманных ситуациях; об их теплоте и сострадании к субъектам обмана [3].

Ссылки на источники

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. Т.1./ В.И. Даль. – М.: Худож. лит., 1984. – 383 с.
  2. Bauer R. How the Soviet System Works/ R. Bauer, A. Inkeles, E. Kluckhorn. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1956. – 180 p.
  3. Антология концептов/ под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. – Т.1. - Парадигма, Волгоград. - 2005. – 352 с.