Полный текст статьи
Печать

Паремиологический фонд языка играет важную роль в понимании менталитета народа, говорящего на данном языке. Особое место в этом фонде отводится пословицам и поговоркам, метким изречениям, кладези народной мудрости. Как мы ранее отмечали в одной из своих статьей, «у каждого народа свои пословицы и поговорки, отражающие особенности быта, исторической судьбы, национального самосознания. Знание этих пословиц и поговорок способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа» [1].

В эпоху глобализации, смешения, слияния некоторых культур возвращение к истокам мировосприятия своего народа, к его традиционным ценностям представляется особенно важным. С этой целью нами были изучены 204 пословицы и поговорки русского народа из словаря В.И. Даля, посвященные семейным, родственным отношениям [2].

Многие постулаты, связанные с жизнью традиционной русской семьи, нашли свое подтверждение в рассмотренном материале. Так в нем подчеркиваются важность и сила семьи, важность гармонии, покоя в ней (Русский человек без родни не живет. В семье и смерть красна). Мир и согласие в родном доме зачастую дороже денег, материальных ценностей (На что и клад, коли в семье лад).

Однако, родственники не всегда бывают хорошими, честными людьми. Они могут часто игнорировать родственные связи, использовать своих родных в корыстных целях. Об этом говорится в двадцати трех изученных пословицах и поговорках (Родных много, а пообедать негде. Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит).

«В России принято уважительно относиться к старикам, особенно если это ваши родственники. Самый позорный поступок, который вы можете совершить,  - это отправить ваших беспомощных отца или мать в дом престарелых» [3]. Подтверждение этому находим, например, в паремии Не оставляй отца и матери на старости лет, и бог тебя не оставит.

На преемственность поколений, наследственность в традиционной русской семье указывается в семнадцати изученных единицах (Из роду в род – тот же урод. От доброго дерева добрый и плод). Тогда как отсутствие наследственности составляет скорее исключение из правил и упоминается в три раза меньшем количестве рассмотренных пословиц и поговорок (В (большой) семье не без урода).

Наиболее частотными  в интересующих нас паремиях являются следующие номинации: 

- жена – 60 случаев употребления;

- муж – 45;

- зять – 17; 

- дети – 15;

- брат – 14;

- мать, отец – по 13;

- тесть, теща – 12.

Действительно, центральными фигурами семьи являются муж и жена. Согласно выводам Кострубиной Е.А., «в  русской концептосфере Муж исторически исключает  акценты,  расставленные  на  физиологическом начале  в  силу  конфессионального  и  национального восприятия, в славянском менталитете муж – это воин, защитник» [4]. Неслучайно в русском паремиологическом фонде существуют такие пословицы и поговорки, как За мужа завалюсь, всем насмеюсь, никого не боюсь, Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца. Важность наличия мужа отражена в восьми рассмотренных единицах (Жена без мужа – вдовы хуже). Тем не менее, плохой муж в семье не приветствуется (Нужа, нужа! Нет ее хуже, а лучше худого мужа).

Как справедливо утверждает автор книги «Эти странные русские» В. Жельвис, власть в русской семье может находиться в руках женщин. «Если муж – голова семьи, то жена – ее шея, диктующая голове, куда повернуться» [3].  Эта же мысль прослеживается в нескольких изученных примерах  - У плохой бабы муж на печи сидит, а хорошая сгонит.

Русскому человеку важно привести в дом работящую жену, обладающую хозяйственной сноровкой (Муж возом не навозит, что жена горшком наносит). Жена должна быть добродетельной (Мужа чтут за разум, жену по уму (т.е. за доброе поведение)). Она может быть также значима для мужа, как и его родители (Три друга: отец, мать, да верная жена). Несмотря на доверие и понимание, жену полагается держать в строгости (Жене спускать – добра не видать).

Единство, нераздельность мужа и жены в русской семье подтверждается такими примерами, как  Муж да жена – одна сатана, Жена да муж – змея да уж (т.е. одна порода). Восемь пословиц и поговорок нашего материала указывают на духовное сходство, родство супругов (Муж да жена – душа одна).

Все семейные неурядицы, проблемы, конфликты должны оставаться в своем доме, не стоит выносить сор из избы, особенно если это касается жизни ближайших родственников. Авторитет матери, отца тоже не должен пострадать в ходе выяснения отношений (Учи жену без детей, а детей без людей). Случайные свидетели семейных ссор не имеют права в них вмешиваться (Муж с женой ругайся, а третий не мешайся).

Традиционная русская семья считается неполной без наличия детей. Дети даются от бога (Дети – благодать божья), но могут быть связаны с проблемами, заботами, хлопотами (У кого детки, у того и бедки).  Напрямую амбивалентное отношение к наличию детей в семье упоминается всего лишь в двух отобранных единицах (Детки – радость, детки ж и горе).

Согласно законам Домостроя, одной из обязанностей отца, главы семейства является ответственность за воспитание детей. Однако, именно значимость матери в упомянутом воспитании отражается в изученных нами пословицах и поговорках (Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет). Неродная мать, мачеха может, конечно, принимать участие в развитии ребенка, но ее действия нельзя сравнить с воспитанием, отношением родной матери (Сыр калача белее, а мать мачехи милее).

Мысль о значимости родственников из женской половины семьи в воспитании подрастающего поколения, в заботе о нем развивается в таких примерах, как Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка – щиток, кулак – молоток. Бабушка успевает заботиться не только о внуках, но и о других членах семьи, в том числе о дедушке (Рассыпался б дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка). И в преклонном возрасте русская женщина продолжает выполнять функции создательницы семейного тепла, уюта, неуклонно продолжает окружать своим вниманием близких людей.

Что касается взаимоотношений детей в семье, отсутствие в изученном материале пословиц и поговорок, посвященных общению сестер, говорит о приоритете братьев, т.е. сыновей в русском доме (Сестра при брате не вотчинница (не наследница)). В русской народной паремиологии упоминается скорее братская вражда (девять примеров – Сын отца умнее – радость, а брат брата умнее - зависть), чем крепкие, нерушимые отношения братьев (три примера – Братская любовь пуще  каменных стен).

В изученных нами пословицах и поговорках отражается «мировоззрение наших предков на роль сына и дочери в семье: сын – основа рода, дочь – женщина-кормилица» [4]. Скорее всего, дочь станет кормилицей и для кого-то еще (Дочь – чужое сокровище). И сыновья, и дочери могут быть предметом гордости для родителей (Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут).

Достаточно большой блок рассмотренных паремий посвящен общению родителей мужа или жены с их приобретенными родственниками. Подобное общение зачастую не вызывает положительных эмоций (семнадцать примеров – Тесть за затя давал рубль, а после давал и полтора, чтоб свели со двора). Зятю, например, приписываются такие качества как жадность, прожорливость (Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да за присест и съел). Свекровь сварлива и любит поучать (Свекр – гроза, а свекровь выест глаза). Именно в контексте описания общения родственников жены и мужа можно часто наблюдать указание на недостаточно хорошее материальное положение родни (У тещи карманы тощи, Бедному зятю и тесть не рад).

Дружеские взаимоотношения, почет упомянутых выше родственников описываются только в четырех отобранных единицах (У тещи для зятя и ступа доит). Аналогичная ситуация, подобный диссонанс  сохранились и в нынешнем обществе, которое не может избавиться от некоторых предрассудков, стереотипов в семейных отношениях.

В приведенных выше комментариях представлен лишь беглый взгляд на феномен традиционной русской семьи. Нам хотелось поделиться образностью, меткостью некоторых пословиц и поговорок, которые отражают живой ум, мудрость русского народа, его наблюдательность по поводу семейного уклада жизни.

Хочется также отметить, что принципы, законы существования семьи в большинстве своем соблюдаются в современном российском обществе. «Меняются времена, общество сотрясают кризисы, меняется система жизни, и естественно, социальные роли не могут не измениться. Но в России это происходит медленно и с трудом» [5]. Остается только надеяться, что система семейных ценностей не претерпит серьезных изменений в обозримом и необозримом будущем.