Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Условием качественной подготовки специалиста, является формирование адаптивных качеств личности с помощью копинг-стратегий, которые необходимы в профессиональной деятельности. Они возможны при учитывании полового диморфизма функциональной асимметрии мозга, как факторе адаптации в современном мире.
Ключевые слова: Копинг-стратегии, функциональная межполушарная асимметрия, поведенческие стратегии, адаптационные свойства, адаптивность. 

Проблема структурных основ функциональная межполушарная асимметрия тесным образом связана не только с методическим уровнем исследования, но и с методологией подхода к вопросу о соотношении между структурной организации мозга с различными проявлениями индивидуальной психической деятельности человека. Процесс адаптации современного студента неразрывно связан с индивидуально-психологическими характеристиками и типом функциональной асимметрии мозга. Подготовка специалистов, студентов ВУЗов, в современных условиях напрямую связана с практическими трудностями в обучении. Необходимость перестройки системы становится явной. Профессор Б. В. Зейгарник [1] говорила о недостаточной разработанности в отечественной психологии собственной типологии индивидуальности личности. Е.Д. Хомская, обсуждая перспективы развития экспериментальной нейропсихологии[2]. В настоящее время и сами педагоги стали обращать внимание на необходимость учёта функциональных асимметрий учащихся в образовательном процессе, адаптационные возможности с учётом стратегий. При этом если в педагогике будет учитываться такой фактор, как функциональная асимметрия, студенты первого года обучении намного легче и безболезненней будут усваивать учебный материал. Несмотря на большое количество исследований совладающего поведения, проблема его развития в онтогенезе остается одной из самых малоизученных. В связи с этим отчетливо выступает проблема эффективного совладания (копинг-стратегия) со стрессом и тревогой в рамках интеллектуальных испытаний. Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, copingstrategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ.tocopewith) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, переживание. Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития[3]. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями[4].

Как показано Лазарусом [5], стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами[6,7].

На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т. д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности и неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам [6].

Тесная взаимосвязь адаптационных свойств личности и ее психологических защит позволяет считать их составляющими единой структуры адаптивности. Адаптивность — тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выражается в их согласованности. Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают различные варианты возможной направленности адаптации. [8]

 При этом следует предположить, что рассматривать адаптивность можно посредствам следующих характеристик. Таких как, начиная с самооценки и устойчивости и заканчивая одобрением со стороны окружающих. Это способность личности творчески и активно приспосабливаться к деятельности. Характеристику этих способностей можно получить, оценив нервно-психическую устойчивость и уровень моральной нормативности, и адаптационные способности.

Д. Амирханом была предложена классификация копинг-стратегий. Согласно данной классификации, можно выделить три основные группы поведенческих стратегий человека:
·стратегия разрешения проблем — активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы;
·стратегия поиска социальной поддержки — активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим;
·стратегия избегания — поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Данная стратегия, по Д. Амирхану, является одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения.

По мнению исследователя, наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий в зависимости от ситуации [9,10]. На сегодняшний день многими исследователями предпринято множество попыток классификации стратегий преодоления жизненных трудностей, однако единая общепринятая классификация пока отсутствует.

Мы предполагаем, что индивидуально-личностные особенности и адаптационные возможности студента первого курса неразрывно связаны с типом функциональной асимметрии мозга.

Актуальность исследования определяется теоретической и практической значимостью изучения латерального фенотипа личности, позволяет обратиться к фундаментальным исследованиям феномена психофизиологической адаптации в контексте личностно-профессионального развития студента как субъекта учения.

В исследовании приняли участие студенты 1 курса 100 человек (юноши 17 человек, девушки 83 человека) НИИ «БелГУ» факультета психологии и студенты 1 курса 100 человек (юноши 17 человек, девушки 83 человека) НИИ «БелГУ» инженерно-физический факультета. Нами были взяты особенности различия индивидуально-психологических характеристик студентов с двумя типами функциональной асимметрии. Результаты, полученные с помощью психологических методов, уточнялись при помощи следующих методик: оценка мануальной асимметрии опросник М. Аннетт, моторные пробы, теппинг-тест, оценка слухоречевой асимметрии, оценка зрительной асимметрии, определение ведущей руки, ноги, уха, глаза; многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина; копинг-тест Лазаруса; 

По результатам исследования среди студентов двух факультетов были получены первичные результаты.

Полученные в ходе нашего эксперимента результаты позволяют сделать следующий вывод по оценке мануальной асимметрии: по соотношению всех трех видов асимметрий «рука - ухо - ведущий глаз», могут быть выделены следующие варианты профилей у студентов: ППП, ПЛП, ПЛЛ, ППЛ, характеризуют различные варианты правшества, а также ЛЛЛ, ЛЛП, ЛПЛ, ЛПП, характеризующие левшество. Наиболее распространёнными типами среди студентов первого курса факультета «ИФФ» НИИ «БелГУ» оказались: ППП, ПЛП - характеризующие правшество и менее распространёнными ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП, характеризующие левшество. Наиболее распространёнными типами среди студентов первого курса факультета «ФаПси» НИИ «БелГУ» оказались: ППП, ПЛП, ППЛ, характеризующие правшество и полное отсутствие ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП характеризующие левшество. Полученные нами данные, позволили нам разделить испытуемых на 4 группы по развитию возможных типов ИПЛО(индивидуально-психологические особенности): «чистые правши», праворукие, амбидекстры, леворукие, «чистые левши».1 группа « чистые правши» ПППю составили в целом 2,5 %, ПППд 14,5% из этих показателей составили девушки двух факультетов. 2 группа праворукие с левшеством ППЛю составили в целом 4,5 %, ППЛд 28%. В этой группе тоже преобладали также девушки по сравнению с юношами, студенты обоих факультетов.3 группа праворукие с левшеством асимметрии слуха, правшеством зрения ПЛПю составили - 5,5% , ПЛПд - 29%.4 группа леворукие (ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛЛЛ) составили меньшую часть от всех студентов 1 курса «ИФФ» из них «чистые левши» ЛЛЛю - 3,5% юношей, «чистых левшей» ЛЛЛд - 9,5 % девушек. Так же ЛПЛю – 0,5% юношей, ЛПЛд -0,5% девушек, ЛЛПю – 0,5% юношей, ЛЛПд- 1,5% девушек, ЛПП- 0% юношей, 0 % девушек. Так же, мы наблюдались следующие результаты, по обследованным студентам. Как полное отсутствие, амбидекстров. Такие данные приведены в работе Е.С. Молодых (2005), обследовано 200 человек, амбидекстры отсутствовали, или встречались редко, именно амбидекстральные типы, так же как и в нашей работе  при обследовании 200 человек, что может говорить о том, что эти типы редко встречаются среди различных выборок. [11] В результате в нашей генеральной выборке среди студентов двух факультетов, большую часть составили, студенты, характеризующие правшества, с правополушарной асимметрией мозга и в частности «чистые правши». Девушек в нашей генеральной выборке наблюдалось большее количество, чем юношей, на каждом из факультетов.

 Наиболее яркие латералезации с адаптивной способностью фокусирования на росте собственной личности стали: юноши правши с левой слуховой и правшеством визуальной латерализацией «ПЛПю»- 5,5 %, девушки праворукие с левшеством асимметрии зрения и левой визуальной латерализацией «ППЛд»-27,5%. В результате проведённого анализа полученных данных выявлено, что у неадаптированных студентами с ИПЛО видов латерализаций с низким уровнем являются: «ЛЛПю»-0,5%,«ЛЛПд» -1,5%, «ЛПЛю» -0,5%, «ЛПЛд» -0,5%, «ЛЛЛд» -9,5%. У других латералезации наблюдаем разброс по всем уровням адаптивности.

Дисперсионный анализ позволил обнаружить эффекты взаимодействия между факторами пола и асимметрии, и поэтому, позволил проверить сложную гипотезу. В результате сравнения по F-критерию Фишера значимых статистических достоверных данных (влияние независимых факторов, как пол испытуемых, так и асимметрия коры головного мозга на зависимую переменную адаптационны способности современного студента) на достоверном уровне значимости были получены следующие результаты:

- по студентам 1 курса НИУ «БелГУ» факультета «ИФФ» при рассмотрении оценки эффектов межгрупповых факторов в дисперсионном анализе; такой независимый фактор, как асимметрия на достоверном уровне значимости (F=3,614 при p≤ 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную «Конформность ». Данный результат, мы можем интерпретировать как, решение своих жизненных проблем с помощью агрессивных усилий по изменению ситуации. Этот показатель, тестового копинга, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Учитывая тот факт, что речь идёт о студентах с левополушарной асимметрией мозга, анализируя эти данные, мы выяснили, что левое полушарие связано с не высокой адаптивностью, плохой конформность, люди наиболее склонны к нервно психическим срывам. С помощью агрессивных усилий добиваются удовлетворение своих потребностей, тем самым так проявляются низкие адаптационные способности. Которые мы наблюдаем в результатах проведённого тестирования, и подтверждаются нашим кластерным анализом;

- по студентам 1 курса НИУ «БелГУ» факультета «ИФФ» левополушарные; такой независимый фактор, как асимметрия на достоверном уровне значимости (F=3,670 при p≤ 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную «НПУ», нервно - психическая устойчивость. Тем самым мы понимаем, что если не проводить превентивных меры коррекционной работы со студентами левополушарниками, их нервно-психическая устойчивость будет низкой и будет приводить к дезадаптации при обучении. Что будет приводить к нервно психическим срывам. Это подтверждается в выше полученном результате, о влиянии такой переменной как конформность.

И рассматривая второй независимый фактор как пол испытуемых, мы наблюдаем следующие полученные данные:

- в результате нами проведённого дисперсионного анализа, мы наблюдаем, что исследуемый нами фактор «пол» оказывает влияние на такую зависимую переменную, как копинг стратегия «Планирование решения проблемы». Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. На достоверном уровне значимости (F=5,331 при p≤ 0,05). Что подтверждается в нашем кластерном анализе, и адаптивностью современного студента с помощью t критерия Стьюдента. Студенты «левши» умеют планировать решение своих учебных проблем.

Студенты 1 курса НИУ «БелГУ» факультета «ФаПси» показали следующие данные и результаты:

- такой независимый фактор, как пол испытуемых на достоверном уровне значимости (F=3,250 при p< 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную «АС» адаптационные способности.

- по студентам 1 курса факультета «ФаПси»; такой независимый фактор, как асимметрия на достоверном уровне значимости (F=6,054 при p≤ 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную «НПУ», нервно - психическая устойчивость. Так же мы имеем данные по кластерному анализу, что этот показатель говорит нам о том, что студенты с помощью нервно-психической устойчивости добиваются удовлетворение своих потребностей, тем самым так проявляются их адаптационные способности.

И рассматривая второй, независимый фактор, как асимметрия коры головного мозга у испытуемых, мы наблюдаем следующие достоверные данных:

- в результате нами проведённого дисперсионного анализа, мы наблюдаем, что исследуемый нами фактор оказывает влияние на такую зависимую переменную, как копинг стратегия «Поиск социальной поддержки» на достоверном уровне значимости (F=2,130 при p≤ 0,05). А это усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки связаны положительной взаимосвязью с реакцией «НПУ». Показатель очень специфичен для будущих психологов как формирование способности правильно рефлексировать, адекватно видеть себя в профессии «психолог». Это говорит о том, что у студентов, с правополушарной латерализацией мозга, положительная нервно-психическая устойчивость, профпригодность, соответствие выбранной профессии.

У высоко адаптированных студентов выше уровень по стратегии "планирование решения проблем" (U=299, р.=0,0166); у низко адаптированных студентов выше уровень выраженности стратегий "дистанцирование" (U=282,5, р=0,0085), "повышение ответственности" (U=156,5, р=0,0001), "бегство-избегание" (U=138,5, р=0,0002).А так же выявили научно достоверные различия между адаптивными и неадаптивными студентами. Расчёт t критерий Стьюдента мы получили средние арифметическое М= 1,52. Разницу по абсолютной величине между средними: = 54,72. Число степеней свободы 2,13 для p≤ 0,05; 2,95 для p≤ 0,01;4,07 для p≤ 0,01. При построении оси значимости критические значения: tкр.=1,96 для p≤ 0,05, а tкр.=2,58 для p≤ 0,01. Результат: tЭмп = 44.1 Полученное эмпирическое значение t (44.1) находится в зоне значимости. Таким образом, обнаруженные нами различия между адаптивными и неадаптивными группами студентов значимы более чем на 0,1%.Таким образом, мы можем сделать следующие выводы и подвести итог нашего исследования. Выдвинутая нами гипотеза исследования о индивидуально-личностных особенностях и адаптационных возможностях студента первого курса неразрывно связаны с типом функциональной асимметрии мозга, подтверждена.

Ссылки на источники:

  1. Зейгарник Б.В Патофизиологические методы в изучении личности // Психол. журнал 1982. Т 3.№ 1 . с 43-51
  2. 2.    Хомская Е.Д. Нейропсихология: проблемы и перспективы развития, Вестник МГУ. Сер.14.Психология.1983.№1.с. 6-21.
  3. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С - Пб: Речь, 2000. — С. 70.
  4. Freedenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. — Oxford University Press, 2002.
  5. Lazarus, R.S. Emotion and Adaptation. — New York: Oxford University Press, 1991.
  6. Berg C.A., Meegan S. P., & Deviney P.P. A social-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan (англ.) // International Journal of Behavioral Development. — 1998. — № 22(2). — С. 231-237.
  7. Compas В. Е. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues (англ.) // International Journal of Behavioral Development. — 1998. — № 22(2). — С. 231-237.
  8. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997.
  9. URL: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=46 [01.11.2014г]
  10. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  11. Молодых, Е.С. Влияние  профиля  латеральной  организации мозга на успешность  адаптации к образовательному процессу лиц юношеского  возраста: дис. канд.биолог.наук:14.00.33./Молодых  Евгения Сергеевна.- М.2005. с.92. 

Boychenko Yanina Sergeyevna
Graduate student of MOSGU, assistant, NIU "BELGU" Belgorod state research university, Belgorod,
Koping-strategii as an active element of adaptation of students with different types of mezhpolusharny asymmetry. 

Summary: A condition of high-quality training of the expert, formation of adaptive qualities of the personality by means of koping-strategy which are necessary in professional activity is. They are possible at taking into account of sexual dimorphism of functional asymmetry of a brain, as an adaptation factor in the modern world.
Keywords: Koping-strategii, behavioural strategy, strategy of search of social support, adaptation properties, adaptability.