Аннотация. В статье раскрываются понятия «компетентность», «компетенция», выявлена сущность компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, рассмотрены особенности его реализации в процессе изучения учебной дисциплины «Основы здорового образа жизни». Рассмотрены педагогические возможности использования интерактивных методов в процессе реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, компетентностный подход, интерактивные методы.
На сегодняшний день изменились требования к выпускникам вузов. Стремление общества повысить качество профессионального образования повлекло за собой модернизацию содержания образования, переоценку цели и результата подготовки специалистов.
В настоящее время будущий специалист не может знать все достижения в области естественных и гуманитарных наук. Актуальным сегодня становится направленность будущего специалиста на решение проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, готовность и способность к дальнейшему образованию, на овладение компетенциями, востребованными работодателями.
Это повлекло за собой введение нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Однако, появление ФГОС ВПО обусловлено не только потребностями современной жизни, но и необходимостью привести в соответствие образовательную программу с международными требованиями Болонских соглашений.
Введение нового поколения образовательных стандартов ВПО требует от образовательного процесса вузов, учитывая запрос рынка труда к качеству подготовки конкурентоспособного специалиста, содействовать профессиональному становлению компетентного специалиста. ФГОС ВПО отличаются от предшественников тем, что в них определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, к которым первую очередь относятся компетенции (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза.
Компетентностный подход меняет взгляд на результат высшего профессионального образования с понятий «обученность», «образованность» на «компетентность», «компетенции» и выдвигает на первый план способность решать проблемы, возникающие в практической деятельности.
Сущность рассматриваемого подхода анализируется в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, А.К.Марковой, и др. [1, 2, 3, 4, 5].
Обучение на основе компетентностного подхода предполагает перенос акцента с процесса обучения на его результат, изменение роли педагога и процесса организации обучения, усиление практической направленности образования. Идея подхода состоит в том, что обучающиеся получают не отдельные знания, умения и навыки, как при традиционной системе, а становятся способными действовать в различных социально-производственных условиях.
Характеризуя подход, можно выделить следующие положения:
- в условиях реализации компетентностного подхода содержание образования выступает как педагогически адаптированный социальный опыт, состоящий из следующих элементов: опыт познавательной деятельности (знания), опыт осуществления известных способов деятельности (умения действовать в соответствии с образцом), опыт творческой деятельности (умения принимать решения в нестандартных ситуациях), опыт установления эмоционально-ценностных отношений (личностные ориентации);
- образование на основе компетентностного подхода должно способствовать развитию у обучаемых самостоятельности в решении различных профессиональных проблем, используя социальный опыт;
- организация образовательного процесса в условиях компетентностного подхода должна быть направлена на создание необходимых условий, формирующих опыт самостоятельного решения проблем, составляющих содержание образования [6].
Составляющими компетентностного подхода являются понятия «компетентность», «компетенция».
Понятие «компетенция» показывает профессиональный уровень специалиста, степень подготовленности. Компетенции предполагают определенный уровень овладения знаниями, умениями, способы деятельности. А.В. Хуторской под компетенцией понимает заранее заданное требование к образовательной подготовке обучаемых [7].
Профессиональная компетентность предполагает владение рядом компетенций. Компетентность специалиста – это способность и готовность к решению проблем, возникающих в профессиональной деятельности на основе знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [8].
Итак, компетентностный подход ориентирует образовательный процесс на практические результаты.
Здоровье населения (особенно детей и подростков) – это важный показатель, определяющий потенциал России. Сегодня мы наблюдаем ухудшение состояния здоровья взрослых и детей. Противоречие между потребностью государства в здоровых гражданах и реальным состоянием здоровья детей налицо. Исследователи [9,10,11,12] отмечают, что большая часть педагогов понимают необходимость работы по формированию стремления учащихся к здоровому образу жизни, однако недостаточно владеют методами и средствами, позволяющими достичь этой цели.
Будущие педагоги физической культуры обладают всеми возможностями формирования потребностей у детей и подростков вести здоровый образ жизни. Поэтому дисциплина «Основы здорового образа жизни», изучаемая студентами факультета физической культуры, несомненно, является актуальной.
Целью курса «Основы здорового образа жизни» является формирование у будущих специалистов по физической культуре систематизированных знаний в области формирования здорового образа жизни человека и навыков по обеспечению адаптационных возможностей организма к условиям обитания. Основными задачами изучения курса являются следующие:
- формирование личностно-ценностного отношения к собственному здоровью, окружающей природе, частью которой является человек;
- освоение навыков построения и отслеживания «здоровьесберегающих технологий» образовательного процесса;
- обучение методам диагностики и прогнозирования психофункциональных состояний человека.
В результате освоения дисциплины студенты должны знать: факторы, определяющие здоровье; составляющие здорового образа жизни; аспекты гигиенической культуры, способствующие сохранению здоровья и формирующие положительную мотивацию к здоровому образу жизни; средства оздоровительного воздействия на организм.
Студенты должны уметь выявлять положительное и отрицательное влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья; вести индивидуальную и коллективную работу по формированию здорового образа жизни; оптимизировать условия образовательного процесса с учетом гигиенических норм, возрастно-половых и индивидуальных особенностей обучаемых, способствующих сохранению и укреплению здоровья; оценивать и корректировать методические приемы и педагогические технологии с позиций формирования, сохранения и укрепления здоровья; использовать средства физической культуры с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
Будущие педагоги по физической культуре должны овладеть способами организации профессионально-педагогической деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья; способами оценки функционального состояния организма детей; способами диагностики определения состояния здоровья.
В результате освоения дисциплины «Основы здорового образа жизни» у будущих педагогов физической культуры формируется ряд общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, позволяющих решать задачу сохранения и укрепления детского здоровья.
С целью реализации компетентностного подхода в процессе освоения курса «Основы здорового образа жизни» на семинарских занятиях мы использовали интерактивные методы обучения, позволяющие широко взаимодействовать студентам не только с преподавателем, но и друг с другом. На практических занятиях применялись проектные методы, анализ ситуаций, деловые игры, дискуссии, разработка презентаций, написание эссе и др.
Изучение отдельных тем курса предполагает работу будущих педагогов физической культуры над проектами по следующим темам: «Комплекс утренней гигиенической гимнастики с учетом возраста, характера деятельности», «Программа закаливания для учащегося старших классов», «Профилактика нарушений осанки у младших школьников средствами физической культуры» и др.
Поскольку работа над проектом требует значительных временных затрат, то на семинарских занятиях студенты работают над минипроектами, а работа с крупными проектами проходит частично на занятиях и во внеаудиторное время.
Использование проектов в процессе профессионального обучения предполагает тщательную подготовку. Ученые в процессе работы над проектом выделяют следующие этапы: разработку проекта, планирование работы, поиск информации, реализацию проекта, отчет.
В работе над междисциплинарным проектом мы выделяем три этапа:
1.Подготовительный этап состоит в формулировании темы, цели и задач проекта, поиске необходимой для начала проектирования информации, разработке плана реализации идеи, формировании минигрупп.
2. На поисковом этапе студенты собирают, анализируют необходимые данные, обсуждают их в минигруппах, выдвигают и проверяют гипотезу, оформляют результаты проекта, осуществляют самоконтроль.
3. Итоговый этап предполагает оформление результатов проекта, подготовку презентации и защиту содержания проекта, подведение итогов работы.
В содержание проекта ученые включают:
1. Обоснование актуальности проекта (анализ проблемы, обоснование необходимости решения практической задачи);
2. Цель и задачи проекта.
3. Основные принципы реализации проекта.
4. Основные направления реализации проекта (это основная часть педагогического проекта, содержащая описание разработанной группой системы мер по реализации проекта).
5. Прогнозируемые результаты реализации проекта.
6. Возможные трудности на пути реализации проекта и возможные пути их преодоления [13].
Во время занятий студенты вовлекаются в обсуждение различных вопросов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Так, будущим педагогам предлагается обсудить, как микроклимат спортивного зала влияет на состояние учащихся. Каковы должны быть действия учителя по поддержанию микроклимата на уровне нормативов? Как характер питания влияет на развитие и функционирование организма? Как составить правильное меню питания с учетом возраста, характера занятий, рациональности? Какие формы оздоровительной физической культуры можно использовать при занятиях с людьми разного возраста? Наибольшую активность студенты проявляют во время круглых столов («Нетрадиционные средства сохранения и укрепления здоровья», «Польза альтернативных систем питания: реальность или миф?» и др.)
Особое место при изучении дисциплины «Основы здорового образа жизни» отводится заданиям практического характера, предполагающим проведение исследований, наблюдений, опытов. Так, при изучении темы «Медико-физиологические и психологические аспекты обеспечения здоровья» студентам предлагалось исследовать состояние здоровья по предложенной методике. Полученные результаты необходимо было сравнить с возрастными нормативами, сделать выводы и предложить рекомендации по улучшению состояния здоровья. Такие задания позволяют развивать исследовательские умения, дают возможность использовать теоретические знания в практической деятельности.
Студентам на занятии предлагаются различные ситуации для анализа. Фактором, провоцирующим некоторые заболевания желудочно-кишечного тракта, является стрессовая ситуация. Предложите такие пути выхода из ситуаций (в том числе и средства физической культуры), которые можно было бы рекомендовать учащимся.
На практических занятиях внимание также уделяется написанию эссе. Эссе, как правило, отражает профессиональную позицию будущих педагогов физической культуры по тому, или иному вопросу в области сохранения и укрепления здоровья («Роль личной ответственности человека за свое здоровье», «Голодание: польза или вред?» и др.). В эссе представлены рассуждения, подчеркивается субъективность отношения.
Итак, одним из способов повышения качества подготовки будущих специалистов в контексте компетентностного подхода является использование интерактивных методов обучения. Подобный подход оптимизирует процесс овладения курсом «Основы здорового образа жизни», повышая конкурентоспособность выпускников и их востребованность на рынке труда.
Ссылки на источники
1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод. пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5. – С. 34-42.
3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк . – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя: кН. Для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. - 190 с.
6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 3-12.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.
8. Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.
9. Баженова Надежда Анатольевна. Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников (На материале факультета физической культуры педагогического вуза) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Барнаул, 2000 217 c.
10. Ошина, Ольга Викторовна. Образовательная система подготовки студентов вузов к здоровому образу жизни : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2006. - 209 с.
11. Швед Любовь Владимировна. Подготовка студентов педвуза к формированию здорового образа жизни у школьников : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Чебоксары, 2007 237 с.
12. Шелиспанская Эллада Владимировна. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Тула, 2004 154 c.
13. Осипова И. С. Акмеология физической культуры и спорта : учеб.-метод. рекомендации к семин. занятиям м самостоят. работе студентов фак. физ. культуры / И. С. Осипова ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2011. - 35 с.
Olga Buldasheva
an elder lecturer of the department theoretical of physical education and social safety State Shadrinsk Pedagogical Institute, Shadrinsk
The implementation of the competence method in the teaching process of discipline «The basics of a healthy life-style»
Annotation. The article deals with such notions as «competence», it reveals the competent approach in the high professional education, also it is specified the peculiarities of its realization in process of study the subject matter «The basics of a healthy life-style». Pedagogical amenity of the interactive methods in the process of implementation of the competence method are viewed.
Key words: a competence, the competent approach, the interactive methods.