Полный текст статьи
Печать

Аннотация.Статья посвящена вопросам повышения мотивации учащихся путем применения комплекса информационно-коммуникационных технологий и интегрированных школьных уроков. Использование ИКТ и межпредметных связей на уроках технологии способствует развитию расширенного кругозора, дальновидности, творческой активности и воплощению собственных идей, которые направлены на создание нового.
Ключевые слова: мотивация,творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, интеграция, интегрированный урок, межпредметная связь. 

Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.

Известно, насколько велика бывает разница уровня знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог. Речь идет о нормальных в психическом развитии школьниках. Но они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения. Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого ученика и класса в целом.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от своей деятельности, от значимости ее результата для своей личности.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
  2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  
  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)  
  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)[1]

Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Причина спада школьной мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
  5. Личная значимость предмета.
  6. Умственное развитие ученика.
  7. Продуктивность учебной деятельности.
  8. Непонимание цели учения.
  9. Страх перед школой.  

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. Во-первых, она определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д. ); в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  в-пятых, спецификой учебного предмета.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.[1]

Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.

Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться.[2]

Технология – это интегрированная область, которая показывает практическое применение всех остальных наук. Сегодня широко используются инновационные формы проведения учебных занятий, нетрадиционные подходы и методы обучения. Исследования многих авторов показали что понятие «межпредметные связи» и «интеграция» находятся в соотношении «часть» и «целое». Межпредметные связи являются одной из ступеней незавершенной стадией межпредметной интеграции. Необходимость связи между учебными предметами диктуется дидактическими принципами обучения. Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся. Межпредметные связи являются отражением объективной связи между отдельными науками и практической деятельностью человека. Современный этап развития науки характеризуется все возрастающей связью и взаимопроникновением наук друг в друга. Установление межпредметных связей в школьном курсе технологии способствует более глубокому усвоению знаний, развитию мышления и творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. Установление межпредметных связей в курсе технологии повышает эффективность политехнической и практической направленности обучения. О самом существовании и о свойствах предмета мы узнаем только потому, что он находится в определенных отношениях с другими, в частности взаимодействует с ними. Сущность понятия раскрывается только в виде множества суждений, в которых оно связано с другими понятиями. Поэтому понятия невозможно изучать по отдельности, они усваиваются только в системе.[3]

В начале учебного года среди учащихся 5-8 классов был проведен тест, включающий в себя вопросы следующего характера:

  • интерес к прикладному творчеству;
  • интерес к кулинарии;
  • стремление узнать больше об интерьере жилого дома, семейном укладе и устройстве домашнего хозяйства;
  • знание своих корней и национальных традиций, а так же национальной кухни;
  • желание узнать больше о традициях народов Поволжья и применять эти знания в повседневной жизни;
  • и др.

В исследовании приняло участие 43 ученика. Как показали данные теста, любят заниматься творчеством 74% детей, при этом самостоятельно занимаются творческой деятельностью с помощью родителей 42%. Проявляют интерес к национальным традициям лишь 35% учащихся. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в свободное время дети предпочтут творчеству другое занятие и практически не интересуются своей национальной принадлежностью и традициями своей народности.

Уникальной особенностью Ульяновской области является ее расположенность между территориями с выраженной моноэтничностью – Татарстаном, Чувашией и Мордовией, вследствие чего в регионе проживают представители татарской, чувашской и мордовской диаспор. А так же в Ульяновской области проживают и представители других народностей: марийцы, удмурты и башкиры.

Между тем, воспитание этнической толерантности, готовности к межэтническим контактам, самовыражению и проявлению человеческой индивидуальности в условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общества ведет к необходимости сохранения и возрождения национальных традиций. Но, несмотря на актуальность возрождения национальных традиций для нашего региона, вопросам формирования у учащихся национального самосознания, в процессе обучения не всегда уделяется должное внимание. В школьной практике знакомство с народным творчеством обычно происходит эпизодически. Отчасти причиной отсутствия интереса у учащихся к предметам старины и национальным традициям является несистематическое изучение культурных традиций своего народа, а также выраженное стремление учащихся к компьютерным новинкам прогрессивного общества, связанным с активным применением информационных технологий во всех сферах деятельности.[4]

Для того, чтобы повысить интерес учащихся как к предмету в общем, так и к его национально-региональным компонентам в течение учебного года на уроках технологии применялись информационно-коммуникативные технологии и интегрированные уроки.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.[5]

Например,  при изучении подраздела «Рукоделие», в частности, «Лоскутное шитье» и «Вышивка» учащиеся могут ознакомиться с историей развития рукоделия, техникой выполнения национальной вышивки, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт-Петербурге, проходящей в режиме on-line или выполненной в виде презентации.[4,с.455-458].

Так же учащие знакомятся с историей родного края на сайте Ульяновского Краеведческого музея, на котором большой раздел посвящен укладу жизни и быту крестьянина Симбирской губернии. Ребят заинтересовали экспозиции орудий труда и крестьянских промыслов, фотографии крестьян, реконструкция интерьера крестьянской избы, а так же праздничные народные костюмы: мордовский, русский, татарский и чувашский. В режиме реального времени мы с ребятами могли увидеть все проходящие в музее на данный момент выставки и выбрать наиболее понравившиеся для совместной поездки в музей.

При выполнении домашнего задания или творческой работе по собственной инициативе, учащиеся так же не были предоставлены сами себе. У абсолютного большинства ребят дома есть компьютеры и при любых возникающих вопросах или трудностях они писали мне по электронной почте письма с описанием возникшей проблемы. Альтернативным видом связи была программа Skype. Особенно удобно было ей пользоваться, когда учащийся хотел показать на конкретном объекте труда причину своего замешательства. Были и случаи, когда ребята связывались для того, чтобы продемонстрировать готовый результат своего творчества и поделиться со мной этой радостью. Особенно ценна эта услуга оказалась для учащихся, у которых в течение учебного года по каким-то причинам не было возможности посетить урок в школе. С такими учениками мы дистанционно разбирали основную часть урока и его практическое задание.

При реализации межпредметных связей на уроках технологии мы использовали три типа связей:

  • опережающая межпредметная связь – при изучении строения и принципа работы бытовой швейной машины в 5 классе используется связь с разделом «Механика» из курса физики; при моделировании и изготовлении выкройки юбки в 6 классе применяется связь с черчением; при оформлении портфолио с проектами используются навыки работы на компьютере, при создании презентации применяется связь с информатикой;
  • сопутствующая межпредметная связь -  при изучении материаловедения в 5 классе используется связь с географией при рассмотрении климатических особенностей регионов, в которых выращиваются растения, насекомые или животные, из элементов которых изготавливаются нити и ткани, применяется связь с биологией;
  • предшествующая межпредметная связь -  при выполнении практической работы «Приготовление супа с фрикадельками» прослеживается связь с математикой при подсчете количества и соотношения ингредиентов, а так же при расчете объема ингредиентов для заданного количества порций.

В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни ученика. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом, создаются условия для полного развития личности учащегося.[6]

Перед завершением учебного года с вышеуказанной группой учащихся повторно был проведен тест. Результаты были в среднем на 20% выше первоначальных показателей. Таким образом, практически все учащиеся проявили интерес к творческим видам деятельности – 96%, большинство учащихся стали заниматься творческой деятельностью самостоятельно – 68%, более половины из них делают это без наставления родителей. Вдвое больше учащихся, по сравнению с началом учебного года, стали проявлять интерес к национальным традициям народов Поволжья – 69%, а так же использовать новые знания на практике, в частности ребята отметили интерес к национальным праздникам и блюдам. Повышение интереса не только к творчеству, но и к учебе в целом было отмечено и родителями: дети стали чаще проявлять инициативу в домашних делах, помогать при приготовлении несложных блюд, предлагали новые рецепты блюд, которые находили самостоятельно из разнообразных источников.

Эти данные подтверждают, что для повышения мотивации учения у школьников прекрасно подошли применяемые на уроках технологии информационно-коммуникационные технологии и интегрированные уроки. Любую дисциплину нельзя преподавать скучно и равнодушно. Обучение должно пробуждать у школьников пытливость, творческую активность, заинтересованность. Ценно, когда в проведенном уроке есть своего рода изюминка, такой урок не оставит ребят равнодушными, привлечёт их внимание, а значит, хорошо выполнит свои функции.

Ссылки на источники:

  1. Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики. Электронный ресурс. – Режим доступа: tiuu.ruupload/borodich_metody.doc (дата обращения 06.11.2014г.)
  2. Тигрова М.В. Опыт применения средств ИКТ в технологическом образовании. Материалы I Всероссийского педагогического форума "Информационно-коммуникационная среда технологического образования"; Электронный ресурс. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/konferenciiforuma/-tehnologiceskoe-obrazovanie-v-usloviah-informatizacii/tigrova-m-v (дата обращения 06.11.2014г.)
  3. М.В. Тигрова, Д.И. Беркутова, Опыт внедрения национально-регионального компонента технологического образования в Поволжском регионе// Инновационный потенциал молодежной науки: Материалы Всероссийской научной конференции ( 8 ноября 2013 года). – Уфа: ФГБОУ ВПО БГПУ, 2013.
  4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508067/ (дата обращения 06.11.2014г.)
  1. Гурьев А.И., Петров А.В. О соотношении понятий «интеграция» и «межпредметные связи» // Наука и школа. 2002 №2.
  1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. - М., 2003.

Tigrova Marina
Undergraduate Federal State Budget Institution of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov " ( Ulyanovsk )
The use of an integrated lesson with the national-regional component as a method of motivation and stimulation of activity by students in the classroom technology
Abstract. The article is devoted to the motivation of students through the use of complex information and communication technologies and integrated school. The use of ICT and CLIL in the classroom technology contributes to the development of advanced vision, foresight, creativity and implementation of their own ideas, which are aimed at creating a new one.
Key words: motivation, creativity, creative activities, independent work, research, integration, integrated lesson, interdisciplinary communication.