Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена организации бухгалтерского и налогового учета при применении специальных налоговых режимов.
Ключевые слова: управленческий учет, налоговый учет, оптимизация 

Организации, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСНО, ЕНВД), в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ обязаны вести бухгалтерский учет [1]. Для исчисления единого сельскохозяйственного налога и единого налога при применении упрощенной системы налогообложения организации должны организовать ведение налогового учета доходов и расходов в соответствии с НК РФ. Ведение организациями налогового учета доходов и расходов при применении ЕНВД не обязательно, т.к. объектом налогообложения является вмененный доход, который не зависит от показателей хозяйственной деятельности организации. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, ведут учет доходов в соответствии с НК РФ, бухгалтерский учет доходов и расходов не ведется [2].

В связи с этим у организаций возникает необходимость организации учета затрат, доходов и расходов по правилам бухгалтерского и налогового учета.

При определении состава затрат на производство организации могут руководствоваться методическими указаниями, разработанными различными министерствами. Бухгалтерский учет доходов и расходов на предприятии ведется в соответствии с ПБУ 9/99 [3] и ПБУ 10/99 [4]. Налоговый учет доходов и расходов ведется на основании Налогового кодекса РФ, причем состав расходов при применении специальных налоговых режимов строго определен и не подлежит расширенному толкованию.

Таким образом, перед организацией встает вопрос оптимизации учета доходов и расходов в управленческом и налоговом учете

Управленческий учет на предприятии в целях его оптимизации для целей налогообложения может быть организован следующим образом:
-        путем объединения бухгалтерского и налогового учета,
-        путем выделения налогового учета и организации процесса его автоматизации.

Построение механизма взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о доходах, расходах и налоговых обязательствах в учете, а также их представление в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения на счетах бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны, не нарушала целостности учета и не искажала реальных результатов деятельности организации, а с другой – приводила к системному формированию информации, обеспечивающей задачи налогового учета и налогообложения [5].

Организация управленческого учета при применении специальных налоговых режимов может осуществляться по следующим направлениям:

1) сформировать учетные политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения наиболее схожие по методам и способам ведения учета.

При формировании учетной политики субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться правом вести учет доходов и расходов в бухгалтерском учете с применением кассового метода [3, 4]. Также организация может выбрать одинаковые методы оценки материально-производственных запасов при их списании, начисления амортизации, списания транспортно-заготовительских расходов и др.

2) в бухгалтерском управленческом учете необходимо организовать аналитический учет доходов и расходов, основанный на классификации доходов и расходов для целей налогообложения.

Для этого в организации необходимо разработать и утвердить рабочий план аналитических счетов бухгалтерского учета, который будет соответствовать перечню доходов и расходов для целей налогообложения, утвержденному в НК. Также целесообразно открыть счета с их делением на учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения.

3) утвердить формы регистров налогового учета доходов и расходов, порядок их формирования, лиц ответственных за их составление и передачу главному бухгалтеру.

4) определить сферу ответственности участников процесса ведения управленческого и налогового учета между всеми службами и подразделениями организации. Выявить, какое подразделение является источником информации, необходимой для ведения налогового учета, в каком виде и в какие сроки оно должно передавать необходимую информацию.

Важным моментом организации управленческого учета с целью оптимизации налогообложения является автоматизация учета, которая позволяет оперативно отражать факты хозяйственной жизни в двух системах учета и формировать регистры бухгалтерского и налогового учета. Автоматизация учета позволяет сократить время на обработку информации, повысить оперативность и достоверность учета, служить инструментом налогового планирования и организации учетной политики предприятия.

Организация управленческого учета при применении специальных налоговых режимов должна быть направлена на интеграцию бухгалтерского и налогового учета. 

Ссылки на источники
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант плюс».
2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант плюс».
3. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант плюс».
4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант плюс».
5. Шешукова Т.Г., Кустов П.И. Налоговый учёт в кредитных организациях (на примере налога на прибыль): монография / Т.Г. Шешукова, П.И. Кустов. – Пермь: Перм. ун-т, 2007. – 223 с.